Итак, середина апреля. Мы только что вышли с чеком из магазина «Связной», где оплатили билеты, которые спонтанно забронировали часом раньше.
-Ты поняла, что мы сделали?
-Потратили 50 тысяч 10 минут назад на путешествие, которое еще не спланировали и в которое хотели лететь летом.
На тот момент мы с подругой были обе по уши в работе, случайно нашедшиеся билеты по весьма лакомой цене для майских праздников были выкуплены, «план побега» не был разработан и наша следующая встреча произошла уже 30 апреля в аэропорту Внуково. Куда я прилетела на машине с языком через плечо через всю Москву, а подруга чуть не перепутав аэропорт не уехала в Домодедово. В общем поездка начавшаяся неожиданно и спонтанно, приобрела оттенок «crazy» еще до того момента, как мы ступили на борт самолета.
У нас были расплывчатые представления о том, в какой иерархии мы будем коллекционировать впечатления от США, полное отсутствие маршрута, в который за 14 дней надо было втиснуть строго определенные города и последовательность посещения которых еще до поездки менялась раз двадцать! А нам необходимо было захватить такие города, как Нью-Йорк, Чикаго, Питтсбург, Баффало(Ниагарские водопады),Майями, Вашингтон. Это Восточное побережье с достаточно обширной географией и выкинуть что-либо из планов было практически невозможно. На момент вылета в США у нас на руках был только билет на самолет в Чикаго сразу же через 12 часов после прилета на американскую территорию, причем из другого аэропорта, а дальше все было сумбурно и «темно» , цвета половины населения Штатов.
1
Но все по порядку: рейс в Америку у нас был со стыковкой в Лондоне в Хитроу (один из самых больших аэропортов в мире),причем мы летели разными авиакомпаниями (Поэтому посадочного талона на второй рейс у нас не было, распечатать через интернет мы его не могли, и сотрудники аэропорта Внуково и непосредственно Трансаэро развели руками-узнавайте все по прилету в Лондон!), и прилет и вылет у нас были из разных терминалов с перерывом в 40 минут. Между терминалами ходят автобусы по расписанию. Благо, я сделала некоторые заметки в виде распечаток схем аэропортов, в которые мы должны были попасть, заранее — поэтому мы с этим сложным прохождением в виде длительной пересадки справились вовремя и без заминок! Плюс Хитроу был очень удобен и понятен в этом плане, за что спасибо великобританцам!
На протяжении всей поездки хотелось бы отметить, что нам попадались совершенно удивительные люди, которые имели эпизодические роли, но каждый сделал эту поездку веселой и незабываемой. Так, например, на рейс из Москвы в Лондон третьим в ряд к нам подсел мужчина лет 40-а(привет Газпрому!), который мало того, что завалил нас полезными советами по поводу США и Лондона(на будущее) ,так еще и веселил нас всю дорогу, параллельно бегая нам то за красным, то за белым. В общем, к Лондону мы были веселые и насмеявшиеся, и явно ощутившие на себе отпускное «Началось!» . Трансатлантический перелет проходил в полупустом самолете, поэтому пару часов для сна случилось урвать, растянувшись на все три сидения и смотря фильмы на английском языке.
В этой главе я сделаю акцент на транспортном сообщении США, чтобы потом к этому моменту не возвращаться. А рассказать об этом стоит: что удивило, что поразило и порадовало, что и как действует.
Так как разница во времени у России с США (на том пространстве, на котором мы перемещались) 8–10 часов, то прилетели мы вечером того же дня, как и улетали — эдакий день сурка по-американски. А утром у нас был самолет в Чикаго, т. е. Нью-Йорк мы увидели транзитом, так как оставили его на потом.
2
Нью-Йорк обслуживают три аэропорта: всем известный JFK, куда прилетает большинство международных рейсов, LaGuardia-который ориентирован больше на внутренние перелеты и Newark, который в соседнем штате Нью-Джерси, но тоже обслуживает Нью-Йорк. Все они находятся на очень приличном расстоянии друг от друга и нет прямых экспрессов до Манхэттена, к примеру, как у нас в Москве. Вообще, забегая вперед, скажу, что транспортная система NY ужасна, запутанна и сложна к восприятию с разбега. Мы прилетали в Newark в 11 вечера, а улетали из LaGuardia примерно в 8 утра, по расчетам такси бы нам обошлось в копеечку, т. е. примерно на вскидку около 80–100 долларов. Если заказывать заранее у фирмы в интернете или по телефону — это дешевле. Такси вы можете вызвать даже из телефонных автоматов с улицы(звонок стоит что-то около 25 центов),можете поймать такси желтого цвета прямо на улице, но учтите следующее: оплата производится путем сложных вычислений: счетчик +транзитные издержки(если вы, например, переезжаете через мост или платный участок дороги, или выезжаете в другой штат)+налог +чаевые. Ну и за посадку, то есть счетчик стартует сне с нуля. Примерные прайсы местные жителя знают, туристам же посоветую заранее озаботиться информацией о том, сколько в реалии будет стоить их поездка из пункта, А в пункт Б. И да, для проверки честности, можно требовать чек с водителя за поездку, если вы едете в официальном такси-они обязаны предоставить. Если отказываются — значит вас накололи и можете смело вызывать полицию. Если вы передвигаетесь на такси по городу, то бойтесь трафика. А по-русски изъясняясь -пробок. Потому что цена будет расти даже, если вы будете битый час стоять на месте. Насколько потом удалось узнать, сейчас в Нью-Йорке начали появляться такси с фиксированной ценой — в некоторых моментах это удобнее, но это обычно опять же, при заказе машины заранее. Поэтому, когда вы ловите машину на улице и спрашиваете у водителя про окончательную, «последнюю» цену — не факт, что она будет таковой. На обратном пути, уже уезжая с Манхэттена в Ньюарк Либерти, мы схватили такси и договорились с водителем, что это нам обойдется в 75 $ ,однако приехав на место, цена по счетчику (из-за того, что водитель тянул время и не останавливал у входа, который мы просили) возросла до 90 $.Ну вы понимаете, что русские тоже не просто так выкроены — мы устроили скандал, что у нас нет денег, только ровно 75 и ни центом больше, так как last price еще при посадке была оговорена. Темный, как ночь, водитель только злобно зыркнул в сторону Russian girls сделал жест: «Проваливайте, ну вас…!».
И вот, мы- неопытные птенцы, когда прилетели в США — решили добираться самостоятельно. Все знакомые, кто примерно представлял где эти аэропорты находятся и какова транспортная система в Нью-Йорке настоятельно советовали не экономить и взять такси. Но нам же что, нам море по колено. Знали бы мы тогда, что потратим на это всю (!) ночь и используем для этого все имеющиеся виды транспорта в Нью-Йорке — мы бы решились на такси не думая.
2
Однако, выйдя из здания аэропорта в ночи с заранее распечатанными маршрутами из Google Map, мы сели на автобус, который идет к железнодорожной станции, откуда идут поезда и экспрессы в сторону Нью-Йорка. Ниже я произведу расчет по деньгам -сколько все стоило и сколько было в итоге затрачено. Представителей снежного цвета кожи в этом автобусе было только двое: я и моя подруга. Причем эти два представителя не соображали, куда им ехать и где выходить, поэтому постоянно донимали водителя и не особо приветливых темнокожих представителей вопросами об этом моменте. Благо, нашелся ангел-хранитель непонятной национальности с помесью классического американца и индийца, который в итоге провел с нами чуть ли не час, пока не посадил нас на нужный поезд. Минут через 30 мы доехали до железнодрожной станции, но пока покупали билет в автомате на поезд — нужный нам поезд-экспресс, который был последний в эту ночь, ушел. Наш ангел-хранитель начал выяснять у всех подряд, как нам лучше добраться до Манхэттена. В итоге, с горем пополам, через минут 30 мы сели в какой-то поезд, который почему то тоже оказался экспрессом, хотя по расписанию на табло совсем таковым не являлся. Эта вообще особенность Нью-Йорка: не верьте тому, что написано на табло, что касаемо транспорта — постоянно происходят какие-то заминки и информация меняется.
1
Минут через 25 этот поезд привез нас на пересадочный узел, откуда по переходу можно было попасть в метро. По сути, нам бы уже вздохнуть: добрались до города, теперь на метро добраться до верха ветки, где пересесть на автобус, который отвезет нас в аэропорт и там мы сможем даже отдохнуть пару часов. «Хахаха!»,- ехидно заметило нью-йоркское метро. Позже оно так ехидно смеялось своим противным смехом еще не раз. Так вот, если кто-то при мне еще когда-нибудь поругает московский метрополитен — я первая покажу ему, где раки зимует. Наше метро -прекрасное по всем параметрам: чистое, понятное и работающее, как по часам. Нью-Йоркское — это воплощение ада и издевательства над людьми, которые случайно решили им воспользоваться — оно не поддается объяснению, не имеет логического осмысления и живет самостоятельной жизнью, как накаченный наркотиками хиппи. Много позже, когда нам казалось, что мы изучили SubWay полностью и досконально — это метро заставляло нас ненавидеть его снова и снова. Ну так вот: купив талон на одну поездку мы спустились в американскую подземку, чтобы ознакомиться с мусором, который валялся на рельсах, с крысами, которые бегали по перрону и с поездами, которые ходили когда им захочется. Дело в том, что нью-йоркский «сабвэй» — это 468 станций и 24 маршрута, параллельно несколько путей -иногда до пяти-шести на одной станции и в два уровня, это отсутствие какого-либо расписания в плане интервалов во времени. Например, на одной желтой ветке есть линии N и Q. N-это обычный маршрут, который идет 7 дней в неделю, останавливается на каждой станции и круглосуточно. Q-это экспресс -маршрут, который останавливается через 2–3 станции и не ходит по праздникам, выходным и в вечернее время. Причем, со скольки начинается «вечернее время» нигде не указано. И c каким интервалом ночью ходит N, при расчете, что днем он пребывает каждые 10 минут, нигде не обозначено. Иногда этих поездов можно ждать по 40 минут, иногда по 1.5 часа. Одно мы заметили точно, что если из тоннеля, откуда вы с минуты на минуты ждете нужный вам поезд (согласно информационному табло с бегущей строкой — на некоторых станциях такое есть),выплывает вальяжно прогуливающийся человек с фонариком во лбу-то ищите другие пути и другие поезда для своей поездки, потому что здесь вам ничего не светит в ближайшее время.
Еще пара особенностей SubWay:
— Если вы планируете часов в 11 вечера возвращаться из Манхэттена, к примеру, в Бруклин и знаете, где от вас ближайшая станция метро, то заранее озаботьтесь информацией, где в квартале еще другие станции. Так как придя к нужной, Вы запросто можете увидеть тетрадочный листок с надписью вручную, что станция сегодня не работает. Вот она перестала работать около часа назад и все тут.
— Если вы сели на нужный маршрут, внимательно слушаете гортанный английский в микрофоне и строго следите по карте на какой станции Вам надо выйти — не обольщайтесь, что вы доедите до пункта назначения. Поезд может неожиданно проехать несколько станций и вместо того, чтобы выйти Вам внизу Манхэттена, Вы — бац, и ищете пути отступления уже на станции на полуострове Бруклина. Из-за этого казуса, когда нам надо было проехать всего две станции и выйти у нужного магазина, мы в него опоздали. После этого американскую подземку мы возненавидели всеми фибрами своей души, не старались ее понять и молились, чтобы очередная поездка прошла с меньшими потерями нервов и времени для нас.
— Проезд в метро дорогой — 2,75 $ разовая поездка, поэтому покупайте абонементы не по количеству раз, а по количеству дней — это намного выгоднее, даже если вы собираетесь быть в Нью-Йорке дней 5,то смело берите недельный абонемент, если вы неукоснительно связаны с передвижениями по городу. А город — огромный. Плюс, если вы выберете все же разовые варианты списания, то придется покупать карточку и ее регулярно пополнять. Есть один нюанс, который описан в Википедии и известен американцам, но туристы про него забывают: по этому же билету можно после выхода из метро продолжить поездку на городском автобусе, но только в течение двух часов с момента прохода входного турникета метро. Или наоборот: сначала проехать на автобусе, а потом, но не более чем через два часа, по тому же билету пройти в метро.
-Нью-йоркским «сабвэем» владеет не монополист, а две компании NYCTA (New York City Transit Authority) и MTA (Metropolitan Transportation Authority),вторая компания как раз управляет пригородным железнодорожным сообщением.
-При спуске на станцию метро сразу заходите на нужный путь в нужную сторону, так не на всех станциях имеются переходы без выхода.
— Чем откровенно порадовало американское метро, так это возможностью пользоваться им людям с ограниченными возможностями. Да, эти условия есть не на каждых станциях, но если учитывать, что у нас вообще этого нет, то бонусы понимаешь сразу. Даже, когда мы были с чемоданами -нам открывали специальные двери, чтобы мы не лезли через турникет и мы пользовались лифтами. Кстати, кто не знает, в нашем метрополитене в Москве тоже есть шахты для лифта, однако ж их закрыли еще до открытия этих станций в метро. Тему об инвалидах я подниму в одной из следующих глав.
— Настоятельно советую изучить Википедию «Нью-Йоркский Метрополитен» — вы найдете много полезной информации, в том числе ту, которую нам приходилось изучать на месте методом проб и ошибок.
Возвращаясь к нашему ночному путешествию: маршруты из Google Map нам не сильно помогли, люди советовали совершенно другие маршруты, причем для многих было сложно составить логическую цепочку столь сложного передвижения через весь город, который мы запланировали. В итоге ближе к 2–3 часам ночи мы вышли из метро нужной нам станции, от которой якобы отходили автобусы в сторону аэропорта LaGuardia. Ночь, окраина Нью-Йорка и пара людей, которые объяснили нам, что автобуса придется ждать еще примерно 1,5 часа, так как в ночное время он ходит с большими перерывами. Тут же на остановке стоял парень, который очень живо интересовался русской речью и сказал, что немного говорит на нашем языке. Вообще, мы заметили в эту поездку, что русский язык вызывает у многих неподдельный интерес и даже немало людей его изучают! Подошедшая позже девушка объяснила нам, что до аэропорта можно добраться на «черном» такси — это такси, которое не включает счетчиков и не имеет внешне никаких опознавательных знаков. В итоге, мы все 4-ро «в складчину» решили доехать в том направлении, кому куда нужно, договорившись с водителем на очень выгодный прайс. Кстати, в Америке это нормальная практика — ездить в такси с незнакомыми людьми, чтобы вышло дешевле. Позднее, к нам в разных городах несколько раз также подходили люди и предлагали поехать вместе, чтобы сэкономить.
К утру, мы были в аэропорту, потратив на дорогу всего лишь всю ночь и по 12,25 долларов с носа на трансфер от аэропорта к аэропорту. Примерная калькуляция расходов: 2 $ -за автобус, 5 $ -за пригородный поезд,2.75 $-за метро,2.5 $ за «черное» такси. За первые сутки в Америке мы испробовали на себе практически все виды транспортной системы США.
К слову сказать, самые востребованные в транспортном сообщении по стране — это воздушное и дорожное сообщения. Железнодорожное — не пользуется спросом и не выгодно по сочетанию цена/время.
2
То есть, чтобы понимать — поезда иногда даже не ходят там, где летают самолеты, в отличии от России. И бывает зачастую так, что билет на поезд стоит дороже, чем на самолет. Про воздушное сообщение в Америке я могу слагать оды, потому что эту систему мы изучили прилично. Вообще за 14 дней у нас было 11 полетов. Т.е, на зарплату стюардессы по летным часам мы налетали. Из них у нас было 7 внутренних перелетов на двух или трех американских авиа компаниях. При раскладке полетов это выглядело так: Москва -Лондон(пересадка)-Нью-Йорк-Чикаго — Филадельфия(пересадка)-Питтсбург — Шарлотт(пересадка)-Майями-Шарлотт(пересадка)-Нью-Йорк-Лондон(пересадка)-Москва.
Американская авиасистема внутренних рейсов отлажена идеально, самолеты в США, как автобусы: взлетают вовремя, летают почти каждый час по крупным направлениям, по несколько рейсов в день в более мелкие города, еду американцы проносят с собой.
Моменты, которые нас поразили до глубины души и порадовали:
— Выкупив билеты на сайте и через пару часов улетая, мы метались в поисках принтера (по наивности думая, что на всякий случай надо бы иметь при себе распечатанные билеты),однако приехав в аэропорт за час до вылета у каждой авиакомпании стоят терминалы, где ты просто вводишь номер заказа или фамилию и тебе тут же распечатывают посадочный талон. У нас у многих компаний — это называется VIP -обслуживанием, там -это норма и колоссальное удобство, экономия времени и сервис. Далее мы не беспокоились об этом моменте ни разу-везде умная машина давала нам посадочные талоны на выбранные места и сразу на рейсы с пересадкой, которые кстати, были очень удобно продуманы. Даже если у вас пересадка 20 минут- gate выхода и входа на следующий рейс обычно располагался по соседству.
— С нами должно это было случиться, иначе бы мы не подтвердили на своем опыте американский сервис. Когда мы летели из Майями, совершая мнадцатый перелет и пересаживаясь в Шарлотт, имея огромный запас времени (по сравнению с предыдущими стыковками -2 часа) ,на нас напала расслабленность, мы решили погулять по аэропорту и…забыли про time. Со мной такого никогда не случалось, но видимо усталость дала о себе знать в этом бешенном трипе, мы опоздали на самолет. За 10 минут до взлета мы, с вытаращенными от ужаса глазами, прибежали на стойку регистрации на выход, увидели закрытые двери и выезжающий на взлетную полосу наш самолет, стали требовать его остановить, умолять таки. Мистер не понимал нашей истерии и паники, сохранял спокойствие, что нас еще больше нервировало: «Ведь у нас улетел самолет! И ладно просто самолет! С нашим чемоданом, забитый, простите, Armani!» . И вот в этот момент я полюбила Америку всерьез и надолго, несмотря на кучу ее минусов и невозможности восприятия ее российским мозгом: мистер молча взял наши посадочные талоны, выдал другие и сказал, чтобы мы проследовали в другой терминал на другой самолет, который вылетает через полчаса. А чемодан мы сможем забрать в специальном отсеке для ожидающего багажа». Бесплатно. Без лишних вопросов и укоров «Почемумытакиерастяпыигдемышлялись». Вот представьте такую ситуацию в России? Сложно? Мне тоже. Еще много лет.
— В среднем цены билетов скачут от 25 долларов до 200 на внутренние рейсы. Первый вариант — это когда сильно заранее и по акции, последний -это когда впритык и в горячий сезон. Мы совершили великую ошибку: нам сказали, что покупать билеты в Америке на месте дешевле, чем заранее и, якобы, заходя на американские сайты на территории США — выгоднее. Вранье. Бронируйте заранее — сможете сэкономить до сотни долларов. Мы в этом плане переплатили и летали не прямыми рейсами. Есть правда один нюанс-часто американские компании просят подтвердить, что вы американец или находитесь на территории США и запрашивают адрес, после можно осуществлять оплату. Также есть слух, что многие сайты не принимают не американские карточки. В основном, это происходит именно из-за не американского адреса, а не из-за не американской карточки.
— За багаж на внутренних авиарейсах надо платить. Некоторые авиакомпании оставляют одно место бесплатным, а за вторую единицу багажа взимают оплату (от 25 до 50 $),поэтому многие берут одну единицу ручной клади с собой на борт- она всегда является бесплатной. Так как мы заранее озаботились правилами и выяснили, что эта бесплатная единица багажа должна была по нормам уместиться в высоту в 40 сантиметров-то рюкзаки искали с линейкой, вымеряя. Однако ж на деле оказалось, что так досконально их никто не проверял и только ярко выраженный габаритный багаж отправляли на доплату.
-Каждая авиакомпания в чем-то делает приятный бонус: кто-то бесплатным местом для багажа, кто-то угощает соком в полете или орешками.
-Стюарды на местных авиалиниях возрастные и забавные, многие с юмором, как и пилоты. Т. е. это нормально, когда пилот в «эфире» начинает шутить, общаясь с пассажирами.
— Аэропорты штатов гораздо интереснее, чем крупные международные узлы. Такое ощущение, что каждый штат соревнуется в индивидуальности. Такое количество необычных и красивых аэропортов, как в Америке я не видела за всю историю полетов по миру. В Шарлотт в аэропорте есть аллея под крышей, где растут настоящие деревья. У каждого дерева — кресло- качалка и розетки. Вы уже представили этот верх туристического удобства и блаженства?! Также там есть огромная вращающаяся «погремушка» с историей полетов в виде макетов: от человека с крыльями до современных аэробусов. В Филадельфии безумно уютный аэропорт с граффити и цитатами на стенах и игровыми уголками для детей, в которых поиграла бы даже я, если бы не состыковка на самолет. Питтсбургский аэропорт вообще стал одним из самых моих любимых — он имеет 4 конца-коридора с выходами на посадку и ни одного выхода на улицу. Оказывается на выход и парковку нужно проехать на вагончиках, как в метро. Плюс восковые фигуры, уютные кафетерии и магазины располагают к себе с первого знакомства с ним.
2
Итак, еще из основных средств передвижения у нас остались — машины, автобусы и велосипеды. Я бы даже назвала эту тему «Релакс от вождения по американским дорогам!». Как арендовать машину, как передвигаться по американским хайвэям, как доехать из одного города в другой, не имея международных прав — обо всем об этом в отдельной главе про поездку на Ниагарские водопады.
Когда говорят про автобусы, то подразумевают городское или межгородское сообщение. Так как с автобусами городской транспортной сети — все понятно, интереснее заострить взгляд на Chinatown Bus. Автобусы — эконом характера, которые курсируют между городами, выезжая и приезжая в китайский квартал. Это удобно, дешево и вполне себе комфортабельно. Мы ездили в Вашингтон на таком виде транспорта, уезжая из китайского квартала Нью-Йорка и приезжая в китайский квартал Вашингтона. Билет twotrip, т. е. «туда-обратно» обошелся нам примерно в 40–45 $ , что гораздо выгоднее, чем на экспрессе-электричке, которая в два раза дороже.
Велосипеды — это полноправные участники движения в Америке, которые имеют не только велосипедную дорожку, но и права. У нас в России велосипедисты будут вас объезжать, даже если вы наглым образом прогуливаетесь по строго выделенной для них дорожке, в США же будьте аккуратнее — велосипедист может вас сшибить, если вы с пешей полосы перебрались на его территорию, он будет упорно вам «звонить» и возмущаться, что вы нарушили «правила» и посягнули гулять там, где все должны ездить. В этом плане, США ушли далеко вперед — на велосипедах ездят и на работу, и в костюмах, а, например, в Вашингтоне велосипедные дорожки вообще располагаются по середине проезжей части дороги меж полосами, являясь как-бы разделительной полосой.
1
1
В эту поездку не удалось еще полетать на вертолетах — этот вид транспорта тоже развит в США, об этом можно судить по тому факту, что цена на вертолетные экскурсии дешевле, чем во многих других городах мира. Можно заказать такую экскурсию для Нью-Йорка, например, но я бы хотела оставить этот вид транспорта для полетов над каньонами. Поэтому в планах еще посещение Западных штатов, а в идеале — пересечение США на машинах по знаменитой Route 66. Но это уже совсем другая история …