Интуиция подсказывает, что этот город в рекламе не нуждается.
Не случайно в издаваемых на западе путеводителях по Бельгии и Нидерландам, Брюгге единственный имеет максимальное число звезд — 3. Не обязательно называть Брюгге северной Венецией, как это зачастую делают многие, здесь побывавшие туристы. На мой взгляд этого делать не следует, поскольку не все города можно сравнивать. (Для любителей статистики отмечу, что Венеция по площади втрое, а по численности населения вдвое больше Брюгге.
Но и это сравнение некорректное, если учесть, что в историческом центре старого Брюгге проживает в 5 раз меньше жителей, чем официально принято считать — менее 20000 жителей. Единственное, что на мой взгляд присутствует роднит Венецию и Брюгге- это каналы и мосты. Да пожалуй еще и толпы туристов на единицу площади поверхности, которую они немилосердно топчут круглый год и при любой погоде.
Запарковав мишину в районе жд вокзала на юге города (Брюгге на плане имеет форму вытянутого с юга на север яйца), мы отправляемся пешком (и только пешком) в самый центр старого города. Впрочем, понятие центра здесь условно. Куда бы Вы не бросили взгляд по пути следования — мимо озера влюбленных, по которому традиционно плавают величавые хранители Брюгге лебеди, Вас окружает средневековье, будь то божьи дома для малообеспеченных жителей (традиция сохраняется столетиями) или встречающиеся только здесь кирпичной кладки готические церкви, или внутренние дворики, или многочисленные мосты через зеленые воды реки Рай.
Нельзя быть в Брюгге и отказать себе в удовольствии в прогулке на моторном катере по его каналам. С симпатичным водителем-гидом, с юмором и гордостью рассказывающим своим пассажирам на английском, французском и нидерландком языках по очереди о проносящихся мимо строениях старых времен.
Хорошее санитарное состояние, каналы без запаха стоячей воды (поэтому и лебеди, такие красивые и гордые, охотно сопровождают лодки туристов) находят простое объяснение: город выкупил более 8000 частных домов в старом городе, отреставрировал их и сдает в аренду. Не забывая при этом о малоимущих горожанах, по прежнему живущих на дотации из социальных фондов.
Одна из пристаней находится напротив больницы Св. Иоанна (St.-Janshospital), служившей в 12 веке еще и приютом для странствующих. Сюда-то и постучал холодным мартовским вечером 1478 года усталый, голодный, ограбленный и тяжело раненный солдат из бывшего войска Карла Бургундского Смелого. Братья и сестры не только приняли Ханса Мемлинга в свою обитель, но и раздобыли ему все необходимое для занятий живописью. И чудо свершилось (я пересказываю легенду, рассказанную в 17–18 веках и описанную позже) — родившийся в немецком городке возле Франкфурта-на-Майне, Ханс Мемлинг успешно расписывает — сначала Раку Святой Урсулы, потом выполняет многочисленные заказы высоких церковных и купеческих вельмож. Фактом является внесение его имени в списки жителей Брюгге еще в 1465 году, где он прожил еще оставшиеся 30 лет жизни. Несмотря на немецкое происхождение, Мемлинга по праву считают одним из значителеьных представителей средневековой школы фламандской живописи. В здании бывшего госпиталя сегодня находится один из великолепных городских музеев с работами Ханса Мемлинга, а его картины делают честь крупнейшим галереям мира.
Портал музея Мемлинга со стороны врутреннего двора.
В черной нише городской церкви Богоматери, которую видно на заднем плане, Вы найдете довольно необычную невысокую — немногим больше 1 метра, беломраморную скульптуру сидящей Мадонны с маленьким Христом, который сам стоит у нее меж колен, облокотившись на левое бедро матери. Все здесь непривычно и отличается от виденного нами на полотнах Леонардо да Винчи. Работу эту мастер выполнил в самом начале 16 века, не подписав ее. Купили ее тогда же два купца из Брюгге, решившие, что лучшего украшения их родной церкви в Брюгге и не найти больше. Мне не удалось до закрытия попасть в этот раз в церковь и поэтому любопытные могут узреть это чудо Микеланджело в интернете (если не удастся воочию). Я помещаю здесь сосканированный снимок аналоговой фотографии 18-летней давности.
А вот так выглядят надеюсь и сейчас входные билеты в два лучших музея — картинные галереи Брюгге. На вернем билете — ларец Святой Урсулы, расписанный Мемлингом, на втором — фрагмент картины (15 века!!!) Яна ван Эйка «Мадоннa с каноником ван дер Пале».
День давно перевалил за полдень и близился конец рабочей смены прогулочных катеров. Даже собак(а) Фидель устал
позировать снимающим его пассажирам туристических катеров.
После прогулки на катере хочется приблизиться к увиденному, дабы мираж стал явью. Для этого подходит прогулка на фаэтоне (за лошадьми подвешивают кожаный поднос, дабы облегчить сбор навоза в конце экскурсии) либо на своих двоих.
Здание правительства провинции Западная Фландрия 19 в. (Брюгге — главный город этой провинции Бельгии) в неоготическом стиле несколько отличается от остальных строений на прямоугольной рыночной площади Маркт.
Главным украшением здесь служит вечевая башня 83 м высотой с колокольным звоном. Надеюсь, самые искушенные из вас усядутся напротив колокольни и подождут, когда раздастся один из самых красивых колокольных звонов Бельгии.
В 50 метрах от Маркта находится другая городская площадь — Бург с самой изящной Ратушей Бельгии 14 — 15 веков шириной всего в 26 м, украшенная 48 скульптурами (плоды реставрационных работ прошлого века) взамен утраченных скульптур 16–17 веков. Слева от ратуши — канцелярия суда 16 в., отреставрированная в стиле фламандский ренессанс.
Фрагмент Базилики Святой Крови на площади Бург, в которой находится главная реликвия Брюгге — капсула, которая хранится в специльно для нее построенной раке.
Процессия Святой Крови с 13 века ежегодно в мае собирает толпы туристов. В ней участвуют до 2000 мужчин, женщин и детей, одетых в национальные костюмы того времени. Кроме того, в ней участвуют представители традиционных ремесленных союзов и религиозных общин со всех уголков Фландрии.
Если от рыночной площади пройти в сторону театра, можно найти памятник фламандскому живописцу 15 века, автору знаменитого Гентского алтаря Яну ван Эйку, прожившему 11 последних лет жизни в Брюгге.
А в этом импозантном доме собраний напротив (под названием Poortersloge) в 15 веке собирались именитые граждане Брюгге и знать города для решения важных вопросов и развлечений. В нише этого дома располагается символ Брюгге — медведь (он на гербе Брюгге справа от льва). Это был первый зверь, которого, согласно преданию, граф Фландрии Болдуин в 9 веке встретил здесь в тогда еще не обжитой людьми местности. По большим праздникам мишку наряжают в своеобразные костюмы.
Внутренние дворики, ухоженные в зависимости от респектабельности и уровня обеспеченности обитателей, роскошные магазины с кружевами (старое ремесло бабушек, которых я в последний раз уже не встретил на улицах города), а также обилие шоколада, производимого фабричным способом или вручную мастерами Брюгге (о чем они не забудут с гордостью заметить вошедшему в их лавку) — вот далеко не полная картина оставшихся за рамками рассказа характерных черт города.
8-градусное пиво Kwak подается в оригинальных бокалах, стоящих в специальных деревянных подставках. А в среднем меню традиционного пивного бара содержит 80 сортов пива, которое готовится по особым рецептам и может долго храниться.