понадобился все же некоторый отдых. «И снова в путь, покой нам только снится»))))
По дороге из Тбилиси в Кахетию через перевал Гомбори, на пути встречается город-крепость Уджарма, близ села с таким же названием и реки Иори.
По сведениям грузинских летописей Уджарма основана царем Аспагуром в III в. и входила в состав государства Картли. Интенсивное строительство было начато уже Вахтангом Горгасали в V в., сделавшим ее своей второй резиденцией.
Вообще, грузинские храмы, монастыри и крепости очень гармонично вписываются в окружающую природу. Не исключение Дзвели Шуамта — монастырский комплекс (с XVI в. недействующий), находящийся недалеко от Телави. Маленькая базилика V в., две башенные церкви VII в., большая напоминает храм Джвари (Мцхета), но конечно намного меньше по размеру. Все три храма построены из речного камня. Когда-то здесь останавливались послы Бориса Годунова, направленные с миссией к кахетинскому царю Александрэ II.
В данное время на территории проходят ремонтные работы.
1
1
Эта тропинка спускалась куда-то вниз, что там, пока не знаю, но выглядит симпатично.
Ахали Шуамта — действующий женский монастырь XVI века, находится рядом с Дзвели Шуамта. Существует легенда, как появился этот храм: дочь владетеля Гурии (Западного региона Грузии) Тинатин Гуриели в молодости видела сон, что она выйдет замуж за князя, во владениях которого она увидит кизил и построит на этом месте храм Рождества Богородицы. Со временем, так и случилось, Тинатин вышла замуж за царя Кахетии Левана, и храм был построен. Впоследствии в этом монастыре Тинатин приняла постриг и была похоронена там же.
Изначально храм изнутри был покрыт богатыми фресками, но после отмены автокефалии грузинской церкви в XIX в., стены храма были закрашены белой краской и только в XX в. краску попытались снять, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок.
Чтобы войти на территорию монастыря, надо сначала позвонить в дверь, и только после разрешения монахинь войти. На территории и в самом храме фотографировать запрещено.
1
Едем дальше.
Цинандали — это не только марка известного грузинского вина, но и одноименное село в Кахетии недалеко от Телави, родина этого самого белого сухого вина. А еще здесь находится дом-музей известного грузинского общественного деятеля и поэта князя Александра Чавчавадзе.
Несмотря на то, что он родился, и первые 15 лет свой жизни провел в России в Санкт-Петербурге, в 18 лет, увлекаясь идеями восстановления Грузии, он участвует в восстании против русских. За участие в восстании он был арестован и выслан из Грузии на поселение в Тамбов сроком на три года. Вернувшись на родину, служил в русской армии в лейб-гусарском полку и участвовал в походах в Европу. Вернувшись в Кахетию, Александр построил в Цинандали усадьбу с европейскими интерьерами, садом-парком в английском стиле. Экскурсия по дому прошла очень быстро, гид, по-видимому, спешила, поэтому как-то все очень быстро показала и рассказала, затем отправла в прекрасный сад…
Благодаря А.Чавчавадзе было положено начало промышленного виноделия, именно он первым построил винный завод в Кахетии. Там начали производиться вина по европейской технологии, например, то самое «Цинандали». Этот фирменный сорт мы и продегустировали здесь, хотя есть возможность попробовать несколько марок вина. В уникальную винотеку и винный погреб мы не попали, было закрыто на ремонт. Но есть фото из другого источника, кому повезло больше, чем нам.
1
В свое время усадьба была модным, светским местом, где бывали Пушкин, Грибоедов, и мн.др… И именно здесь дочь А.Чавчавадзе Нино и Александр Грибоедов, провели свой медовый месяц, вернее десять дней своего «цинандальского» счастья. Про эту интересную семью и их дом можно много писать, но это уже должен быть другой отдельный рассказ…
1
И, напоследок, Александр Чавчавадзе, был похоронен в храме монастыря Ахали Шуамта, о котором я писала выше, так что достопримечательности этого дня оказались как-то связаны между собой, хотя в начале поездки я еще не знала об этом.
Далее — посещение Некреси.
1
Когда-то это был город (II—I вв. до н. э.), до наших времен сохранился только монастырь, который состоит из нескольких построек: небольшая базилика IV в., главный храм Пресвятой Девы VI—VII вв., купольная квадратная церковь IX в. и епископский дворец XVI в.
1
1
История монастыря связано с именем еще одного из 12 ассирийских отцов — Авивом Некресским. По просьбе царя Парсмана VI Авив возглавил монастырь Некреси. В то время персы в Кахетии насаждали зороастризм, поклонялись священному огню. Однажды недалеко от Некреси Авив потушил водой этот огонь и смог многих огнепоклонников обратить в христианство, как местных жителей, так и персов.