Через несколько километров от деревни Пенино мы вновь сворачиваем с трассы — проезжаем мимо пары маленьких домиков и вдруг видим высокий красивый храм. Храм поражает своей необыкновенной красотой. На самой вершине горы в 1904 году архитектор Косяков В.А. построил величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм великолепно сохранился, перенеся все невзгоды тяжелого двадцатого века. Удивляет, что вокруг почти нет жилья, Храм стоит в лесу. Останавливаемся возле храма. Нас встречает матушка Варвара.
Да, в деревню на лето приезжает несколько пенсионеров — дачников. Зимой остаются только старый монах и монахиня матушка Варвара. Матушка Варвара не молодая, но удивительно красивая женщина, чудесная рассказчица. Мы слушаем ее, затаив дыхание. В 1902 году в местности Козья гора после открытия Храма в Пенино была учреждена Свято- Покровская Поречская община.
Этому способствовал сам Иоаан Кронштадтский. В это же время здесь был построен деревянный храм Святого Серафима Саровского. Храм был поставлен на месте языческого капища, что в общем то являлось обыкновенной практикой. Мы задаем естественный вопрос — ведь совсем рядом великолепный и огромный собор в пенино, какая была необходимость строить еще один? Матушка рассказывает трогательную историю. Жил в этой местности крестьянин Максим Кудрявцев. Умерла у него любимая жена и остались две красавицы — дочери. Но приняли дочери решение уйти в монастырь и уехали, оставив отца одного. Не мог отец смириться с разлукой с любимыми дочерями и решил построить для Свято-Покровской Поречской общины прекрасный храм, тая надежду что его любимые дочери вернуться ближе к дому. Продолжение рассказа нас очень удивило — крестьянин за свой счет пригласил знаменитого архитектора и построил чудесный большой храм. Откуда у крестьянина такие деньги?- удивляемся мы. Но матушка отвечает — богатые здесь были крестьяне — Кудрявцев получил большой заказ на кирпич для строительства трех домов в Петербурге и весь доход от этой сделки направил на строительство Храма. Это означает, что у крестьянина был свой кирпичный завод. Мы понимаем почему в местных деревнях много старых кирпичных домов. Да, пора нам пересматривать свои познания в крестьянском вопросе.
Заходим в церковь — и останавливаемся потрясенные. Огромный светлый зал с громадными окнами насквозь пронзается солнечными лучами. Я вдруг понимаю отцовскую любовь, светлую память о любимой и громадный талант художника. Чудный светлый храм! Мы ставим свечи, матушка показывает нам серебрянные крестики и цепочки — мы делаем покупки по какой-то очень старой цене. Матушка Варвара благодарит нас — сегодня в церковном магазине выручка больше чем за весь прошедший год. Служба идет в церкви каждый день. И так с 1941 года. А много ли прихожан? — Да откуда же им взяться? Вот в воскресенье женщины из Сланцев приедут! А церковный зал вмещает полторы! Тысячи человек! Мы любуемся этим чудесным храмом, старыми темными иконами и понимаем почему он выстоял все эти годы.
.
М атушка Варвара рассказывает нам о жизни Храма. Показывает громадную темную икону Божьей матери. В период белых ночей, вечернее солнце в громадные окна бросает свой луч на иконостас, проходит через кресты и прощальным аккордом освещает лик Божьей матери. Вам повезло, что вы приехали, ведь Богородица не всех принимает -говорит матушка. Едут люди, да найти нас не могут. Она не пускает!
Нам не хочется уходить, но дорога зовет вперед.
А впереди у нас загадочное святое место — Долосская пещера. Добраться туда не просто — сворачиваем с трассы и километра три движемся по лесной тракторной дороге.
Маленькая лесная речка. Берег облицован гранитом! Фундамент старинной церкви, а за ней в высоком откосе пещера со святым источником. История этого места такова-когда-то очень давно жил здесь монах-отшельник. Пришел он сюда из древнего Псково-печерского монастыря. Вырыл он пещеру, за первым залом следует второй с большим подземным озером, за ним три темных коридора уходят в разные стороны….Сейчас вход во второй зал засыпан, а вода из подземного озера вытекает в пещеру. В пещере сделан престол — стоят иконы, свечи. Когда-то сюда ходил крестный ход. Потом лесная тропка заросла. Еще три года назад мы не могли найти эту тропку, сегодня пробита грунтовая дорога. На подходах к святому месту мужики ставят деревянный храм. Через речку переброшен металлический мостик. Дорожки аккуратно выложены старым кирпичом. В речку устроен надежный лестничный спуск — туда сегодня стремятся паломники. В реке лежит черный камень с выемкой -следом богородицы. Нужно наступить в этот след и богородица заступится за вас. Речка не велика, а течение очень быстрое. Самые смелые из нас спускаются в воду- — удивительно, что след всем впору!