Я уже писал в предыдущей части, что этого города у нас не было в маршруте. Выпросили у гида заехать сюда.
Я уже писал в предыдущей части, что этого города у нас не было в маршруте. Выпросили у гида заехать сюда.
Попасть в Пешавар тогда получилось не сразу. В это время (май 2021) в соседней Индии бушевал ковид и в самом Пакистане естественно было много ограничений на передвижения по стране. Например, в горные районы не пускали совсем.
Не работали рестораны, музеи. Нам «повезло», помимо ковида в эти дни здесь был Рамадан, так что местным не до туристов. Короче на блок посту нас продержали долго.
В итоге после переговоров принимающей стороны с различными ведомствами нам разрешили проехать. В последующие годы Пешавар посетить стало проще и безопаснее.
В город мы прибыли вечером и поэтому поехали сразу заселятся в отель где-то на окраине Пешавара.
Рано утром мы решили отметиться на третьей границе за поездку. До этого посетили индийскую и китайскую. Сегодня нас ждала пакистано-афганская граница Испытание Пакистаном ч.11 — Хайберский проход и третья граница
Это заняло пару часов. Всё остальное время мы гуляли по Пешавару.
Ниже информация о городе и мои фотографии. В Пакистан я взял с собой только телефон. Теперь жалею, зеркалка с хорошим зумом не помешала бы.
Пешавар — административный центр пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва. Население около двух миллионов человек.
Пешавар — финансовая, экономическая, политическая и культурная столица приграничного Пакистана, важнейший центр пуштунского населения страны.
Пуштуны — иранский народ, населяющий в основном юго-восток, юг и юго-запад Афганистана и северо-запад Пакистана.
Основными отличительными особенностями народа служат восточноиранский язык пушту, традиции номадизма, кодекс чести Пуштунвалай и разветвлённая родо-племенная структура.
Пуштуны поселились в районе Пешавара ещё в 1-м тысячелетии до н. э., когда они начали прибывать сюда с юга и юго-запада — из района Сулеймановых гор.
Со временем возникшее на этом месте поселение Пурушапура стало важным центром буддистской культуры, наряду с Кандагаром и Кабулом.
На протяжении всей своей истории город являлся торговым центром на древнем Шёлковом пути, стоя на пересечении различных азиатских культур.
Манускрипт Бакшали, найденный неподалёку от Пешавара, является древнейшим из найденных примеров решения математических задач по нахождению квадратного корня различных чисел (датируется началом II века до н. э.).
Ещё до начала II тысячелетия арабы-мусульмане и турки захватывали регион.
Город вошёл в начале XVI века в обширные пуштунские владения. Основатель династии Великих Моголов, будущий завоеватель Южной Азии Бабур пришел в Пешавар и основал город под названием Беграм и в 1530 перестроил там крепость.
Его внук Акбар официально назвал город Пешавар и расширил базары и фортификационные сооружения.
Чиновники, солдаты, торговцы, учёные архитекторы, учителя, богословы и суфии вереницей потянулись из остального исламского мира в Исламский султанат в Южной Азии, и многие из них осели в районе Пешавара. Раньше город называли «Городом зерна» и «Городом цветов».
В 1747 Пешавар вошёл в Афгано-пуштунскую империю Ахмад-Шаха Дюррани.
Индийские сикхи вернули контроль над Пешаваром в 1834 году в войне с Британской империей, город и его окрестности серьёзно пострадали в ходе боёв.
Солдаты-сикхи сожгли значительную часть города и пустили многие садовые деревья на дрова. Город был освобожден и возвращен под афганский контроль после смерти Ранжита Сингха.
В 1849 году, по итогам Второй англо-сикхской войны, Пешавар стал частью Британской Индии.
После ввода советских войск в Афганистан в 1979 Пешавар стал политическим центром для антисоветского движения моджахедов и был окружён огромным лагерем афганских беженцев.
Многие из беженцев оставались здесь на протяжении гражданской войны, которая разразилась после ухода советских войск в 1989, правления талибов, оккупации американцами и союзниками в конце 2001.
Сегодня основные две группы населения это: пуштунское большинство (включая недавних беженцев из Афганистана) и меньшинство пешаваров (т.е городское население). Кроме них здесь проживают тысячи таджиков, хазарейцы, узбеки, а также цыгане.
Помните знаменитую «Афганскую девочку» на обложке National Geographic? Её сфотографировали во время Афганской войны в 1984 году как раз в лагере беженцев на территории Пакистана. Она тоже из пуштунской семьи.
Такой проникновенный взгляд и такие красивые глаза мне, конечно, в Пешаваре не встречались, но стоить отметить, что в Пакистане у многих детей серьёзные взгляды. Эта девочка из другого города, но все остальные дети на снимках из Пешавара.
Более 99% населения Пешавара — мусульмане. Ранее в Пешаваре проживали другие небольшие сообщества: афганские евреи, индуисты и сикхи.
Раздел Индии и создание Израиля привели к исчезновению этих групп из Пешавара, тем не менее небольшая христианская община все ещё существует в регионе.
Основу экономики Пешавара, как и два тысячелетия назад, составляет торговля. Благодаря удачному географическому положению город является центром пересечения товарно-денежных потоков между Пакистаном и Индией с одной стороны и Афганистаном и странами постсоветской Средней Азии — с другой.
Кроме того, в городе размещено огромное количество небольших предприятий по изготовлению мебели, одежды и обуви, ковров, переработке продукции сельского хозяйства.
Пешавар славится на весь регион своими сладостями и сухофруктами. В последние годы развивается производство стрелкового оружия.
Пешавар также является одним из главных центров образования в стране. Тут расположены 15 крупных университетов. На фото одно из старейших учебных заведений в Пакистане. Основано сэром С. А. Кайюмом и сэром Джорджем Рус-Кеппелем в 1913 году.
Главная достопримечательность Пешавара — Старый город, в котором находится знаменитый базар, один из самых крупных в Южной Азии.
Отовсюду слышится гул торговцев, продающих всё, от семейных драгоценностей до кожаных кобур от пистолетов. Здесь торгуют вазами, попонами, клинками, седлами и конской упряжью и различными изделиями народного промысла.
Многочисленные конские повозки забивают улицу со множеством колоритно выглядящих людей, называемых пуштунами, и беженцами из Афганистана и Читрали.
Сам рынок не работал, мы видели лишь только отдельных уличных торговцев. Практически все лавки и магазины в ковид и Рамадан не работали. Продавец тростникового сока.
Я вырос в том числе на индийских фильмах, поэтому посетить базар Кисса Хвани было интересно ещё из-за того, что тут родился индийский киноактер Дилип Кумар.
Отсюда родом некогда популярный Радж Капур и его дядя. А семья знаменитого актёра Шахрукх Кхана живет в этом районе до сих пор.
Будете гулять по исторической части Пешавара, обратите внимание на резные двери и балконы.
Здесь это всё аутентичное. Прямо настоящий Восток.
Ещё одной из важных достопримечательностей Пешавара является историческая крепость Бала-Хиссар. Она была построена в 16 веке моголами. Форт использовался как крепость и резиденция правителей региона на протяжении многих веков.
В 1849 году Британская Ост-Индская компания реконструировала внешние стены форта. Сейчас служит штаб-квартирой пограничного корпуса Пакистана.
А это Каннингемская часовая башня, которая была построена в 1900 году в память о «Её Величестве королеве-императрице Виктории».
Башня была названа в честь комиссара Пешавара сэра Александра Фредерика Дугласа Каннингема (сына Александра Каннингема), не путать с сэром Джорджем Каннингемом, бывшим британским губернатором и политическим агентом в провинции.
В целом, Пешавар — это уникальный город, который сочетает в себе богатую историю, культуру и традиции. Если вы путешественник, который любит историю и культуру, то Пешавар — это место, которое стоит обязательно посетить.
Предыдущие рассказы
ДЕНЬ 1–2 Испытание Пакистаном ч.1 — Лахорская мечта
ДЕНЬ 3–4 Испытание Пакистаном ч.2 — Исламабад и Рохтас
ДЕНЬ 5–6 Испытание Пакистаном ч.3 — Таксила, Бешам и первые горы
ДЕНЬ 7 Испытание Пакистаном ч.4 — от Гилгита до Каримабада
ДЕНЬ 8 Испытание Пакистаном ч.5 — высокогорный перевал Хунджераб
ДЕНЬ 9 Испытание Пакистаном ч.6 — Орлиное гнездо и крепость Балтит и Испытание Пакистаном ч.7 — Каримабад и форт Алтит
ДЕНЬ 10 Испытание Пакистаном ч.8 — день печали и прекрасного ужина
ДЕНЬ 11 Испытание Пакистаном ч.9 — живописная дорога домой и петроглифы
ДЕНЬ 12 Испытание Пакистаном ч.10 — дорога из Бешама в Пешавар
ДЕНЬ 13 Испытание Пакистаном ч.11 — Хайберский проход и третья граница