«Рискнуть — значит на мгновение потерять точку опоры. Не рисковать — значит потерять самого себя».
«Рискнуть — значит на мгновение потерять точку опоры. Не рисковать — значит потерять самого себя».
Накануне вечером мы прибыли в Пешавар. Этот город не был изначально в планах и появился в нашем маршруте случайно Испытание Пакистаном ч.10 — дорога из Бешама в Пешавар
Про Пешавар будет следующая заметка, а сегодня рассказ про редкое место, которое посещает не каждый турист в Пакистане. В принципе это и не нужно, но, нам по непонятной причине захотелось сюда попасть.
В самом начале путешествия по стране мы посетили экзотическую границу Пакистана и Индии.
В середине поездки мы побывали на высокогорной границе Пакистана и Китая.
Наступил тринадцатый день. Вечером, я и Гриша договорились с нашим гидом, что рано утром он отвезёт нас на третью границу, более редкую и опасную, чем предыдущие — афгано-пакистанскую. Хотя первые две совсем не опасные, а наоборот даже туристические.
Лично у меня такого никогда не было, чтобы в одной стране я отметился сразу на трёх международных границах.
Мы встали в 6 утра, а Паша (гид) проспал. В итоге выехали из отеля только в 8 часов.
Покидаем Пешавар в западном направлении. Через 15 километров въезжаем в город Джамруд население которого 64 тысячи человек.
27 марта 2009 года в городе произошёл террористический акт. Террорист-смертник взорвал себя в мечети, погибло по меньшей мере 50 человек.
В 2011 году здесь случился ещё один теракт во время пятничной молитвы. Погибло 35 человек, ещё 60 получили ранения.
Именно в городе Джамруд начинается знаменитый Хайберский проход. Его началом служат вот эти Восточные ворота.
Они были торжественно открыты президентом Пакистана в 1963 году на историческом месте.
Есть даже фото отсюда. Пуштунские вожди и британский офицер позируют в форте Джамруд у входа в Хайберский проход в 1878 году.
Форт частично сохранился.
Рядом с воротами стена с информационными табличками.
Хайберский проход — горный проход в хребте Спингар к югу от ущелья реки Кабул, на афгано-пакистанской границе.
Длина прохода составляет 53 километра, ширина 15–130 метров. Основной перевал находится на высоте 1030 метров.
Проход издревле использовался как важный торговый путь между Южной и Центральной Азией, а также имел стратегическое значение.
Наивысшая точка прохода расположена на территории Пакистана, в 5 км от границы. Севернее прохода протекает река Кабул.
Через Хайберский проход проложена железная дорога, идущая с пакистанской стороны к границе, а также шоссе Пешавар — Кабул.
Дорога вьётся по склонам 48 км, минуя самое узкое место, где расстояние между стенами каньона составляет 15 метров, и приводит в пакистанский город Торкхам, где проход заканчивается.
Шоссе было построено британцами в 1879 году, а строительство железнодорожной ветки от Джамруда до Ланди-Котала заняло 6 лет и завершилось в 1925 году.
Зафиксированные в истории переходы через Хайберский проход начинаются с походов Александра Македонского. Проход также использовался мусульманами при завоевании Южной Азии, которое привело к образованию Империи Великих Моголов в 1526 году.
В период британского владения Индией Хайберский проход использовался в войнах Великобритании с Афганистаном в 1838–1842, 1878–1880 и 1919 годах.
На склонах прохода расположены памятники и форты, созданные британцами в то время.
Территория вокруг прохода заселена пуштунскими племенами и в настоящее время используется как база нелегальных вооружённых бандформирований.
Проехав половину пути (около 25 км), Паша вдруг говорит нам, что дальше ехать нельзя, опасно, едем назад в отель. Реальную причину мы так и не узнали.
Далее встречаемся с остальной группой (всего нас 6 человек) и идём гулять по Пешавару. После экскурсии, понимаем, что свободного времени ещё много. Музеи закрыты (ковид), идти некуда. Заводим разговор о границе и странным образом Паша согласился всё-таки доехать до финальной точки.
Он сам там был очень давно и сказал, что он никогда не возил на афганскую границу туристов. Мы первые в его практике.
Опять останавливаемся около Восточных ворот. Делаю новые кадры.
Движемся дальше. По дороге фотографирую всё подряд. Было ощущение первооткрывательства, ведь это явно не туристическая дорога. Обычно ограничиваются Пешаваром и то, в этот город начали возить группы только последние 2-3 года.
Внешне всё выглядит спокойно. А ведь когда-то здесь было много талибов и других опасных вооружённых элементов. Сегодня, наверное, у каждого второго в этих краях есть оружие.
Долгие годы в Пакистане был рост исламского радикализма и нетерпимости к иноверцам. Местная христианская община часто подвергается погромам и террористическим актам.
Последний самый крупный акт произошёл в Пешаваре 16 декабря 2014 года. В результате атаки боевиков «Талибана» на школу для детей военнослужащих пакистанской армии более 140 человек погибли, 100 получили ранения. Теракт спровоцировал отмену в стране моратория на смертную казнь.
Останавливаемся около значимого монумента.
Но, честно скажу, так и не поняли, чему он посвящён. Единственная надпись на нём вот эта.
Проехав чуть более 50-и километров приезжаем на границу в город Торкхам.
Здесь находится одноимённый международный контрольно-пропускной пункт через государственную границу, который считается одним из основных и наиболее загруженных на афгано-пакистанской границе.
В августе 2016 года контрольно-пропускной пункт «Торкхам» открыт после модернизации и ремонта. Ежедневно пропускает до 20 тысяч человек и сотни транспортных средств.
Поднимаемся вот сюда, практически на смотровую площадку.
Это нейтральная зона.
Мостик и мечеть справа это уже Афганистан.
Тут повстречали много местных, которые стали с нами фотографироваться.
В этом, некогда опасном месте, я увидел детей и конечно сфотографировал.
Рано или поздно, в любой точке мира наступает мир и дети его олицетворение.
На этом, пожалуй, и закончу. Спасибо за внимание. Продолжение следует…
Предыдущие рассказы
ДЕНЬ 1–2 Испытание Пакистаном ч.1 — Лахорская мечта
ДЕНЬ 3–4 Испытание Пакистаном ч.2 — Исламабад и Рохтас
ДЕНЬ 5–6 Испытание Пакистаном ч.3 — Таксила, Бешам и первые горы
ДЕНЬ 7 Испытание Пакистаном ч.4 — от Гилгита до Каримабада
ДЕНЬ 8 Испытание Пакистаном ч.5 — высокогорный перевал Хунджераб
ДЕНЬ 9 Испытание Пакистаном ч.6 — Орлиное гнездо и крепость Балтит и Испытание Пакистаном ч.7 — Каримабад и форт Алтит
ДЕНЬ 10 Испытание Пакистаном ч.8 — день печали и прекрасного ужина
ДЕНЬ 11 Испытание Пакистаном ч.9 — живописная дорога домой и петроглифы
ДЕНЬ 12 Испытание Пакистаном ч.10 — дорога из Бешама в Пешавар