Познакомившись с пляжно-релаксной частью города Госпорт, думаю, не лишним будет заглянуть и в его деловой уголок, благодаря которому этот город возник, развивался и жил. Ведь не зря здесь построили такие шикарные отели типа нашего Anglesey Hotel, который посещала в молодости сама королева Виктория. Пляжи здесь — дело вторичное! А на первом месте у Британии — это флот! В том числе и, зародившийся в этой стране — подводный.
В восточной части города Госпорт есть большая территория в виде полуострова, которая до Второй мировой войны была военно-морской базой «HMS Dolphin». Она была основана в 1904 году и стала главным центром подводного флота Великобритании. В годы до войны здесь проходило обучение экипажей, технического обслуживания субмарин и выполнения тренировочных операций.
Водная часть залива между городами Госпорт и Портсмут, видимый на снимке справа, называется Гаванью Портсмут (Portsmouth Harbour). Это естественное водное образование с давних времен играло ключевую роль в истории Королевского военно-морского флота Великобритании. Сейчас оно также служит важным местом для пассажирских и автомобильных паромов, связывающих не только эти два города, но и, через пролив Солент, с островом Уайт.
Карта маршрута Отель - Музейная часть подводного флота Великобритании
На следующей фотографии показан берег города Портсмут (как мы его видим из г. Госпорт) с его архитектурным символом — башней Spinnaker Tower. Эта башня, высотой 170 метров, напоминает парус и является одной из главных его достопримечательностей.
На противоположном берегу залива
Военно-морская база «HMS Dolphin», на территорию которой мы едем, оставалась важным местом для британского подводного флота более 100 лет и только в 1999 году она завершила свою службу. Впоследствии часть базы была преобразована в музей, чтобы сохранить и представить историю подводного флота и его роль в Военно-морских силах Великобритании, а другая часть отдана большому яхтклубу. Прогуляемся к этой базе.
Территория базы по дороге к музею подводного флота
Оставив машину на стоянке Haslar Rd, около полукилометра прошлись по территории этой, бывшей когда-то секретной, базы подводного флота Великобритании. Слева тянулись помещения ныне парусного клуба, а справа виднелось громадное зеленое поле, похожее для игры в футбол или в крикет.
Вдоль дороги, по которой мы шли, справа стояли большие стенды с бравыми моряками-подводниками, когда-то служившими на этой базе в годы Второй мировой войны.
Глядя на следующую фотографию, удивляет, что почти все, даже фотографируясь — курили! И мало кто из них при этом вытащил сигарету изо рта. Интересно — а на подводной лодке это тоже разрешалось?
Оказывается — Нет! На британских подводных лодках довоенного периода курение было строго запрещено во время погружений. Это объяснялось соображениями безопасности, так как лодки были замкнутыми пространствами с ограниченным запасом воздуха. Дым от курения мог быстро загрязнить воздух, создав дискомфорт для экипажа и увеличив риск токсичных концентраций углекислого газа. В настоящее время в британском Королевском флоте курение ограничено определенными зонами, а на подводных лодках, чаще всего — запрещено.
На поверхности курение экипажу было разрешено, но только в определенных местах и при отсутствии опасности возгорания топлива или боеприпасов. Подобные правила действовали и в других военно-морских флотах того времени.
Бравые и веселые ребята — моряки британского подводного флота периода Второй Мировой войны. Сколько из них вернулись целыми и невредимыми домой?
О! А вот на следующем фото и девушки! На военно-морской базе «HMS Dolphin» в Госпорте, которая была ключевой базой британского подводного флота, женщины служили в основном в составе Женской Королевской Военно-Морской Службы (WRNS). Их обязанности включали в себя обеспечение логистики, техническую поддержку и административную работу. Одной из важных задач этой службы была погрузка торпед на подводные лодки и их техническое обслуживание. Эти работы требовали высокой физической подготовки и аккуратности.
Кроме того, женщины занимались обучением на тренажерах моряков-подводников, помогали в медицинских подразделениях и выполняли роли связистов. Во время Второй мировой войны их вклад в обеспечение работы подводного флота был признан как неотъемлемая часть успеха Королевского флота.
Следующим большим экспонатом на пути к музею подводных лодок «HMS Dolphin» стал гребной винт — основа жизнедеятельности любого корабля — как подводного, так и надводного. Сломается винт и — конец…
Гребные винты играют критическую роль в обеспечении хода подводных лодок и их конструкция постоянно совершенствовалась для достижения большей скорости, тишины и эффективности. Этот экспонат выставлен как дань уважения разработкам, которые проводились на базе «HMS Dolphin».
Гребные винты для подводных лодок изготавливались из материалов, которые обеспечивали прочность, коррозионную стойкость и устойчивость к высоким нагрузкам. Чаще всего для этого использовали бронзу или специальные медно-никелевые сплавы, которые обладают высокой устойчивостью к коррозии в морской воде. Иногда, для уменьшения шума и повышения долговечности, применялись нержавеющая сталь или другие специализированные сплавы.
На большинстве подводных лодок устанавливался один гребной винт, особенно на лодках, разработанных для скрытности и эффективности. Однако на некоторых старых моделях или экспериментальных подводных лодках, для увеличения маневренности, ставили два винта. Современные конструкции винтов часто имеют сложную форму с целью минимизации шума, чтобы затруднить их обнаружение противолодочными средствами.
"Намного меньше пузырей от этого винта видно на поверхности воды". Перевод сделан программой Google
Основные модели торпед Британского флота
Следующий экспонат, лежащий на пути в музей — самое долгослужившее оружие — торпеда «Мark-VIII», проработавшая на британском флоте с 1928 по 1988 год. 60 лет — пора и на пенсию, сказали военно-морские спецы Британии.
Торпеда Mark-VIII (1928 - 1988 г.)
Перевод сделан программой Google
Эта торпеда была одной из самых надежных в истории ВМС Великобритании. Разработанная в 1920-х годах, она поступила на вооружение в 1928 году и оставалась в эксплуатации до 1990-х годов. Это была первая британская торпеда, использовавшая двигатель на парогазовом цикле, что сделало её очень надёжным оружием для применения на подводных лодках и торпедных катерах. Она использовалась на протяжении всей Второй мировой войны и модернизировалась в послевоенные годы.
Mark VIII «отметилась» своим применением во время Фолклендского конфликта в 1982 году, когда атомная подводная лодка «HMS Conqueror» выпустила по противнику три таких торпеды. Две из них потопили аргентинский крейсер «General Belgrano», после чего аргентинская сторона подняла белый флаг.
Вот уже перед нами справа здание Музея подводных лодок Королевского флота Британии и перед его входом лежит еще одна торпеда — модель «MK-24 Tigerfish», которую специалисты относят к следующей линейке торпед британского флота, служивших с 1986 г. до 2004 г. Выглядит она более модерново, чем предыдущая модель…
Торпеда MK 24 Tigerfish (1986 - 2004 г.)
Подводная направляемая торпеда МК-24. Перевод сделан Google - Translator
Музей истории подводного флота Великобритании
Музей истории королевского подводного флота Великобритании (Royal Navy Submarine Museum), к которому мы подошли, официально открылся в 1981 году. На следующем снимке его помещение — справа. Его целью было сохранение и демонстрация ключевых аспектов истории подводных лодок Королевского флота. Музей представляет такие важные экспонаты, как стоящая на причале подводная лодка «HMS Alliance», первая британская подводная лодка «Holland 1» и другие артефакты, такие как торпеды, перископы и личные вещи подводников. С годами он разросся и стал включать интерактивные выставки, например, посвященные истории программы ядерного сдерживания Великобритании.
Табло стоимости билетов в Музеи морского флота
А вообще, на территории Royal Navy Museum располагается несколько музеев, посвященных различным аспектам истории Королевского флота Великобритании. Основными из них будут:
1. «Royal Navy Submarine Museum» — Музей, посвященный истории подводного флота Великобритании, включающий в себя подводную лодку «HMS Alliance», а также многочисленные артефакты, такие как торпеды, оборудование и личные вещи подводников.
2. «Explosion! Museum of Naval Firepower» — «Взрыв! Музей военно-морской огневой мощи», экспозиция которого включает историю развития морского оружия, от пушек до современных торпед и ракет. Расположен неподалеку в историческом здании артиллерийского склада.
Эти музеи являются частью сети National Museum of the Royal Navy (NMRN), объединяющей музеи по всей Великобритании, посвященные истории британского военно-морского флота. Они позволяют посетителям глубже понять разные аспекты морской истории, технологий и жизни моряков.
В следующем рассказе мы посетим стоящую на причале подводную лодку «HMS Alliance» — последнюю сохранившуюся британскую подводную лодку эпохи Второй мировой войны. Она была введена в строй в 1947 году и использовалась Королевским военно-морским флотом вплоть до 1970-х годов.
Вот уже перед входом в нее собирается очередь и, поднявшись по трапу, мы не только увидим командный пост, оружейные отсеки и внутреннее устройство подводной лодки с узкими каютами для экипажа, но и прочувствовуем атмосферу, в которой жили и работали моряки-подводники.
А пока окунемся в историю подводного флота нашей планеты. Как вы думаете, где впервые создали и испытали подводную лодку? Конечно — в Британии!
История создания подводных лодок
Первая в мире подводная лодка была создана в 1620 году для английского короля Якова I очень многосторонним голландским изобретателем Корнелиусом Дреббелем. Ее конструкция была основана на ранних чертежах Леонардо да Винчи и представляла собой деревянную лодку, обтянутую кожей, которая могла погружаться под воду. Внутри находились кожаные мешки, которые наполнялись водой для погружения лодки. Для всплытия вода из них как бы выжималась. Все просто! В движение ее приводили весла, а для дыхания экипаж использовал трубы. Работая на английский Королевский флот, Дреббель построил в 1620 году первую такую судоходную подводную лодку.
Первая подводная лодка, разработанная Корнелиусом Дреббелем. Из Интернета.
Между 1620 и 1624 годами Дреббель успешно построил и испытал еще две подводные лодки, каждая из которых была больше предыдущей. Последняя (третья) модель имела 6 весел и могла перевозить 16 пассажиров. Эта модель была продемонстрирована лично королю Якову I и нескольким тысячам лондонцев. Подводная лодка оставалась под водой в течение трех часов и прошла путь от Вестминстера в Гринвич и обратно, совершив этот круиз на глубине от 12 до 15 футов (от 4 до 5 метров). Дреббель даже пригласил короля Якова совершить на этой подводной лодке на пробное погружение в глубины Темзы, что сделало короля Якова I первым монархом, путешествовавшим под водой!
Третья модель подводной лодки на испытаниях на реке Темза в Лондоне. Из Интернета
И, хотя лодка Дреббеля никогда не использовалась в военных целях, она стала первым известным экспериментом в создании подводных судов. Эта подводная лодка много раз испытывалась в Темзе, но она не смогла привлечь достаточного энтузиазма со стороны Адмиралтейства и никогда не использовалась в бою.
Позднее — в XVIII веке, американец Дэвид Бушнелл разработал субмарину «Черепаха» (Turtle — 1775), которая считается первой подводной лодкой, использованной в боевых действиях во время войны за независимость США. Она предназначалась для установки взрывных зарядов на корабли противника. Т. е. — подплыли тихонько ночью, установили мину на вражеском корабле и также тихо отплыли.
Субмарина "Черепаха", 1776 г. США. Рисунок 3D
Первая такая попытка св военно-морской истории подводного флота остоялась в сентябре 1776 года, когда «Черепаха» попыталась атаковать британский флагманский корабль «HMS Eagle», стоявший на якоре в гавани Нью-Йорка. Операция проводилась сержантом Эзроу Ли. К сожалению, попытка прикрепить мину с часовым механизмом к днищу корабля оказалась неудачной. Причиной стала неспособность сверла проникнуть через металлическую обшивку корпуса. В результате сержант был вынужден оставить заряд, который взорвался позже, не причинив вреда кораблю.
Но, хотя операция не достигла своей цели, она продемонстрировала потенциал подводной войны. Это стало важным прецедентом для последующего развития подводного флота. После первой неудачи «Черепаха» использовалась еще в нескольких других попытках атак, но все они также закончились безуспешно.
Модель Субмарины "Черепаха", 1776 г. США
Однако «Черепаха», хотя её непосредственные достижения в военных действиях были минимальными, все равно остаётся исторически значимой как первая субмарина, применённая в бою.
Город Госпорт — первая база подводного флота Великобритании
Вот, так и стал город Госпорт в начале XX века ключевым центром для развития и эксплуатации подводного флота Великобритании. И именно сюда в 1901 году прибыла для испытаний и дальнейшего использования, первая британская подводная лодка «Holland 1», построенная в Барроу-ин-Фернесс, а сам город Госпорт стал домом для первой подводной флотилии Великобритании, куда вошли подводные лодки «Holland» и суда их поддержки.
В годы Второй мировой войны база «HMS Dolphin» служила важным центром для подготовки подводников и ремонта подводных лодок.
Эх! Неужели я тоже командовал когда-то подводной лодкой и все девушки мечтали со мной познакомиться ...
Хотя сами лодки в основном строились на верфях в других городах (например, в Барроу-ин-Фернесс), в Госпорте велась значительная работа по испытаниям, техническому обслуживанию и тренировке экипажей.
Ну, пора идти покупать билеты и занимать очередь на экскурсию по подводной лодке «HMS Alliance», а то она только увеличивается…
------------------
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия