Ватикан был особым местом в Риме для Рафаэля. И если его картины оказались в ватиканской пинакотеке достаточно случайно (мы рассказали о них в предыдущем отзыве), то расписанные им комнаты Апостольского дворца, ныне известные как Станцы Рафаэля, несомненно являются его главным и грандиозным достижением. Там же находятся и спроектированные им Лоджии, хотя расписанные уже его учениками, но тоже несущие печать его гения.
В 1508 году Рафаэль Санти (1483–1520), уже в достаточно зрелом возрасте попал в Рим. Перед этим он провел 4 года в Перудже (Умбрия), где учился и работал в мастерской художника Пьетро Ваннуччи (Перуджино), и затем четыре года — во Флоренции. Позвал его в Рим известный архитектор Донато Браманте, приходившийся ему дальним родственником. В Риме Рафаэль оказался в самом центре культуры Высокого Ренессанса, процветавшей при дворе папы Юлия II. В это время там работала целая плеяда знаменитых живописцев и скульпторов во главе с самим Микеланджело, а чуть позже в Риме оказался и Леонардо да Винчи. В этой высококультурной среде Рафаэль, обладавший большой способностью к усвоению, приобрел совершенно новую манеру живописи. Став официальным художником папского двора, он написал выразительные портреты обоих пап, которым служил и чьи заказы выполнял — Юлия II и Льва X.
Портреты Рафаэля: Папа Юлий II делла Ровере, 1512 (слева); Папа Лев X Медичи с кардиналами, 1518 (справа). Портрет Юлия II сейчас постоянно находится в Лондонской картинной галерее (но мы его сняли на выставке в Болонье), а Лев X "постоянно прописан" в Палаццо Питти/Уффици во Флоренции.
Поначалу главным занятием мастера была исключительно живопись и, помимо написания картин, он посвятил несколько лет росписи четырёх комнат Апостольского (Папского) дворца, ныне известных как Станцы Рафаэля. Позже сфера его деятельности расширяется, особенно после назначения его в 1514 году главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра, а в 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей. В это время Рафаэль уже руководит большой мастерской с талантливыми художниками, которые пишут картины и фрески по его эскизам, как, например, в римской Вилле Фарнезина.
Станцы Рафаэля
Станцы Рафаэля (от итал. stanza — помещение, комната) — это анфилада из четырёх комнат на втором этаже Папского дворца в Ватикане, состоящая из трёх небольших залов (8×10 м) и ещё одного, бОльшего размера, называемого Залом Константина. Когда новый понтифик Юлий II делла Ровере (1503–1513) заселялся в апартаменты Папского дворца после своего избрания, он не пожелал использовать жилые помещения, где ранее располагался ненавистный ему Александр VI Борджиа, а решил обустроить свои апартаменты этажом выше. Для их украшения он пригласил лучших мастеров Рима, которые начали там трудиться. Но когда в 1508 году авторитетный архитектор Донато Браманте рекомендовал папе молодого и ещё неизвестного живописца по имени Рафаэль Санти, понтифик пришёл просто в восторг от его работ. Поэтому он уволил всех остальных художников, велел уничтожить их фрески и поручил одному Рафаэлю полностью расписать все четыре комнаты.
Станцы Рафаэля в Ватикане. Фото из Википедии (снять так сам я не мог из-за толпы).
Рафаэль работал над этими комнатами-станцами вплоть до смерти папы Юлия II в. 1513 году, а завершал уже в правление папы Льва Х Медичи (1513–1521). По мере выполнения заказа в Ватикане Рафаэль становился все более знаменит и востребован, поэтому он обзавелся собственной мастерской, в которой работали его ученики и подмастерья. И если первые две комнаты мастер расписывал ещё сам, то в третьей он уже активно привлекал учеников, а четвёртая, самая большая, была ими расписана целиком уже после смерти Рафаэля в 1520 г. В каждой комнате были созданы четыре композиции, занимающие каждая одну стену (две больших и две малых), не считая росписей на сводах и декоративных обрамлений.
Находящийся в комнатах Рафаэля посетитель всегда окружен толпой людей. Внимательно осмотреть живопись, а тем более в ней разобраться, на месте практически невозможно. Самое большее, что мы смогли там сделать — это отснять все фрески и приведенные описания к ним. Разбираться во всем отснятом пришлось уже в спокойной домашней обстановке с привлечением дополнительных источников (очень помог при этом сайт Музеев Ватикана). Только так удалось понять и по-настоящему оценить гениальные фрески Рафаэля. Результат подобной «расшифровки» и предлагается вашему вниманию в надежде, что кому-то это будет интересно. Приводимое далее описание станцев Рафаэля соответствует хронологическому порядку его работы над ними.
Комната подписей
Комната, в которой находятся первые и самые знаменитые фрески Рафаэля в Ватикане, по-итальянски называется Stanza della Segnatura, что дословно переводится как «Комната подписей». Это название она получила в середине 16-го века, когда там заседал папский трибунал. Фактически же в период работы там Рафаэля (1508–1511) это был личный кабинет и библиотека папы Юлия II, и фрески соответствуют именно этим функциям помещения — росписи отражают четыре области знаний/видов деятельности, важных для папства: теологию, философию, юриспруденцию и поэзию. Появление этих фресок часто считают началом периода Высокого Возрождения в Италии.
Самая знаменитая и всемирно известная фреска Рафаэля в Комнате подписей называется «Афинская школа» и изображает триумф философии. На ней представлена группа знаменитых античных философов, некоторым из которых приданы черты известных современников Рафаэля.
Афинская школа Рафаэля - его самая знаменитая фреска в Ватикане. Действие картины разворачивается на фоне торжественной архитектуры, навеянной планами Донате Браманте для новой базилики Святого Петра. Стоящие классичесие статуи изображают Аполлона с лирой (слева) и Минерву с копьем и щитом с головой Медузы (справа).
Наиболее известные персонажи: 2-Эпикур, 6-Пифагор, 7-Александр Македонский (его присутствие на "философской" фреске объясняется, наверное, тем, что его учителем был сам Аристотель), 12-Сократ, 13-Гераклит (с чертами Микеланджело), 14-Платон (с чертами Леонардо да Винчи), 15-Аристотель, 16-Диоген, 18-Евклид или Архимед (с чертами Донато Браманте), R-Апеллес (древнегреческий живописец, в котором Рафаэль изобразил сам себя).
Центральные фигуры фрески: Платон и Аристотель. Каждый из них держит в руках свой главный труд, Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель держит ладонь параллельно земле, иллюстрируя таким образом свои философские идеи.
Портрет Рафаэля на фреске крупным планом (в чёрном берете).
Напротив «Афинской школы», на другой длинной стороне Комнаты подписей, находится фреска под названием «Диспута» (итал. La disputa del sacramento — «Спор о святом таинстве»), посвящённая теологии. У неё есть более понятное и простое название — «Триумф церкви». Для облегчения восприятия Рафаэль разделил всю композицию на две части: «Церковь торжествующая» — на небесах и «Церковь воинствующая» — на земле.
Диспута, или Триумф церкви. На небе мы видим Святую Троицу в обществе Иоанна Крестителя и Богоматери, а также сидящих по сторонам ветхозаветных патриархов и пророков вперемешку с апостолами и христианскими мучениками. На земле изображена сцена богословского диспута о Таинстве евхаристии с участием Отцов церкви, римских пап и видных теологов.
Церковь торжествующая. Сидят слева от Троицы: св.Пётр, Адам, св.Иоанн Евангелист, Давид, св.Стефан, Иеремия. Сидят справа: Иуда Маккавей, св.Лаврентий, Моисей, св.Иаков, Авраам, св.Павел.
Церковь воинствующая. Вокруг алтаря на мраморных тронах сидят Отцы церкви: св.Григорий Великий, св.Иероним, св.Амвросий и св.Августин. Римский папа в позолоченных одеждах справа - Сикст IV, дядя папы Юлия II. Прямо за ним виден человек в красной мантии с лавровым венком на голове - это знаменитый поэт Данте Алигьери. Это лицо теперь выбито на итальянской монете в 2 евро.
Данте Алигьери на фреске Рафаэля и на монете.
С восточной стороны Комнаты подписей Рафаэль создал фреску, условно называемую «Парнасом», которая посвящена поэзии.
Сцена на Парнасе - священной горе Аполлона и месте обитания муз. Под сенью лавровых деревьев изображён бог солнца Аполлон, играющий на лире в окружении девяти муз, девяти античных поэтов и девяти поэтов новой эпохи. В группе слева от Апполона слепой Гомер стоит между Данте и Вергилием, все в лавровых венках. Из других знаменитостей присутствуют Петрарка, Боккаччо, Овидий и Гораций.
Юриспруденции посвящена западная стена Комнаты подписей. В люнете над окном Рафаэль изобразил три важнейших добродетели: Стойкость со шлемом на голове и дубовой ветвью (намек на семью Юлия II Делла Ровере), Благоразумие со вторым, старческим лицом на затылке, и Умеренность, держащую вожжи.
Люнет с добродетелями. Три путти, участвующие в сцене, олицетворяют теологические добродетели: тот, кто собирает плоды с ветви Стойкости, представляет Милосердие; тот, кто держит факел, представляет Надежду; а тот, кто указывает на небеса, — Веру.
На этой же стене, по бокам от оконного проёма, Рафаэль разместил две исторические композиции: «Основание гражданского права» и «Основание канонического права». Слева находится сцена, где византийский юрист Трибониан вручает императору Юстиниану дигесты (от лат. Digesta — «собранное», «приведённое в систему») — сборник извлечений из трудов римских юристов, являющийся основой римского гражданского права. Во второй композиции изображена сцена одобрения папой Григорием IX декреталий — постановлений римских пап по разрешению спорных дел.
Слева: император Юстиниан принимает дигесты; справа: благословляющий папа, в тиаре и роскошной мантии, имеет черты Юлия II. Окружающие его три кардинала - тоже будущие римские папы.
На потолке Комнаты подписей изображены, в виде четырёх аллегорических женских фигур, те же четыре области знания, что и на стенах: слева, с мечом и весами в руках - Юриспруденция, а затем, по часовой стрелке, Философия, Поэзия и Теология.
Юриспруденция и Философия.
Комната Илиодора
Комната Илиодора (итал. Stanza di Eliodoro) была второй из расписанных Рафаэлем в Ватикане в 1512—1514 гг. и именуется так по названию одной из фресок. Эскизы для росписи этой комнаты, предназначенной для папских аудиенций, Рафаэль начал готовить летом 1511 года. Они отражали политическую повестку Юлия II, рассчитывавшего освободить Италию от французской оккупации, в том числе с помощью божественной силы. Поэтому представленные во фресках сюжеты показывают даруемую Богом защиту Церкви — со времён Старого Завета вплоть до Средневековья.
Главная фреска в комнате называется «Изгнание Илиодора из Храма», и в ней представлен сюжет из неканонической части Ветхого Завета о том, как сирийский царь Селевк IV захотел ограбить храм в Иерусалиме и с этой целью отправил туда своего министра Илиодора. Неожиданно в храме Илиодору «явился конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нём, казалось, имел золотое всеоружие». Затем явились два юноши, которые начали бичевать Илиодора. Божественный всадник и его два помощника были посланы Богом в ответ на мольбы первосвященника Онии.
Изгнание Илиодора из Храма. 1512. Внутри Иерусалимского храма конь топчет копытами поверженного на землю Илиодора, а два божественных юноши секут его розгами. Слева виден покровитель Рафаэля — папа Юлий II, наблюдающий за сценой из своего паланкина. В качестве носильщиков паланкина Рафаэль изобразил себя (на дальнем плане) и своего приятеля-гравера Меркантонио Раймонди (спереди).
Напротив Илиодора находится вторая большая фреска этой комнаты под названием «Встреча Льва Великого с Аттилой». Согласно легенде, чудесное явление святых Петра и Павла, вооруженных мечами, во время встречи папы Льва Великого и Аттилы в 452 г. заставило короля гуннов отказаться от вторжения в Италию и похода на Рим. Рафаэль помещает сцену у ворот Рима, обозначенных Колизеем, акведуком, обелиском и другими зданиями, хотя на самом деле историческое событие произошло на севере Италии, недалеко от Мантуи.
Встреча Льва Великого с Аттилой. 1514. Атилла (верхом на сером коне) c ужасом взирает на апостолов с мечами, в то время как папа спокойно наблюдает за происходящим, уверенный в божественной защите. Черты лица понтифика напоминают черты папы Льва X, сменившего Юлия II, умершего в 1513 году.
На фреске «Месса в Больсене» изображёно чудо, которое, согласно церковному преданию, произошло в 1263 году в Больсене, небольшом городке к северу от Рима. Молодой священник из Богемии сомневался в реальности таинства Евхаристии — превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа. После визита в Рим он просил разрешения отслужить мессу на алтаре в церкви Больсены. В момент поднятия просфоры он увидел, как на покрывающем алтарь плате в пяти местах выступила кровь соответственно пяти ранам Христа на кресте. В память об этом чуде был учреждён праздник «Праздник Тела и Крови Христовых» (Corpus Domini, 1264) при апостольском престоле.
Месса в Больсене. 1512. Справа коленопреклонённый перед алтарём папа Юлий II наблюдает за чудом в сопровождении кардиналов и свиты. Один из интересных фрагментов фрески — портреты членов швейцарской гвардии (охраны папы) в правом нижнем углу.
Последняя фреска называется «Освобождение Святого Петра из темницы». Она основана на сюжете Нового Завета, изложенном в книге «Деяния святых апостолов»: по приказанию иудейского царя Ирода апостол Пётр был схвачен и посажен в темницу, но явился ангел и освободил Петра. В сюжете фрески содержится намёк на папу Льва X, который, ещё будучи кардиналом, попал в плен к французам, но смог сбежать.
Освобождение Святого Петра из темницы. 1514. В композиции Рафаэль совместил три последовательно связанных эпизода. В центре излучающий божественный свет ангел касается рукой спящего апостола, а справа он выводит Петра из темницы мимо усыплённой стражи. Слева наблюдается суматоха, когда другие солдаты обнаруживают побег.
Эта фреска полна необычных световых эффектов. Рафаэль сочетает божественный свет ангела со светом рассвета, луны, факела и их отражений на доспехах солдат, и даже естественным светом, проникающим из окна снизу.
Центральный фрагмент фрески. Свет ангела освещает темницу Петра и отражается на доспехах стражи.
На потолочных сводах комнаты Илиодора Рафаэль изобразил четыре сюжета из Ветхого Завета: Завет между Богом и Ноем (внизу); далее против часовой стрелки: жертвоприношение Авраама, Моисей и Неопалимая купина, Лестница Иакова.
Комната Пожара в Борго
Комната Пожара в Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) была расписана Рафаэлем с учениками уже во времена понтификата Льва X в. 1514—1517 гг. Это однозначно «Львиная» комната, поскольку основная идея цикла фресок — прославление папы Льва X посредством историй, почерпнутых из жизни двух других пап с таким же именем: Льва III (795–816) и Льва IV (847–855). Каждая сцена, взятая из «Liber Pontificalis» («Книги деяний римских пап»), содержит намёки на благородные деяния Льва X и многочисленные классические аллюзии. В повседневной жизни это помещение было столовой — только римские папы могли позволить себе откушивать в комнате, расписанной Рафаэлем!
Впрочем, в этом помещении самим Рафаэлем было расписано уже очень немного, и исполнение «львиной доли» фресок по эскизам мастера было поручено его помощникам: Джулио Романо, Франческо Пенни и другим. Рафаэль к этому времени уже имел другие важные папские поручения: изготовление картонов для шпалер Сикстинской капеллы и руководство строительством базилики Св. Петра (должность, которую он занял после кончины Браманте в 1514 году).
Согласно Liber Pontificalis, пожар в Борго, давший название комнате, вспыхнул в 847 г. перед базиликой Святого Петра. Даруя свое торжественное благословение с балкона Ватиканского дворца (Loggia delle Benedizioni), Лев IV чудесным образом погасил пожар, тем самым спасая церковь и людей. Тут прослеживается намёк на деятельность Льва X, пытавшегося потушить пожар войны в Италии.
Пожар в Борго. 1514. Вдалеке на балконе — папа Лев IV, направляющий крестное знамение на необъятное пламя. Спускающийся со стены обнажённый мужчина напоминает античную статую, а человек со стариком на плечах - очевидная аллюзия Энея, выносящего на плечах старика-отца из горящей Трои.
Фреска «Коронование Карла Великого» отражает важное историческое событие: коронацию короля франков Карла Великого первым императором Священной Римской империи в канун Рождества 800 года. Проводил её папа Лев III в. древней базилике Святого Петра в Риме. В результате этой процедуры была как бы «реанимирована» Западная Римская империя, прекратившая существование ещё в 476 г. Правда, Восточная Римская империя (которая позже стала называться Византией) это новообразование поначалу не признавала.
«Коронование Карла Великого». 1516—1517. Поскольку папа на фреске имеет портретные черты Льва X, а император Карл — французского короля Франциска I, просматривается намёк на соглашение между Святым Престолом и Королевством Франции, подписанное в 1515 году в Болонье.
«Клятва Льва III». 1517. Фреска иллюстрирует эпизод, произошедший за день до коронации Карла Великого, когда Папа ответил на клевету племянников своего предшественника Адриана I, подтвердив принцип, согласно которому наместник Христа на земле непогрешим и несет ответственность за свои действия только перед Богом. Другими словами, «Dei non hominum est episcopos iudicare» (Бог, но не люди судят епископов). Похоже, Лев X с этим охотно согласился.
«Битва при Остии». 1515. Фреска посвящена сражению при Остии (портовый город в устье Тибра) в 849 году, когда папские войска победно атаковали сарацинский флот, намеревавшийся опустошить Рим. Сидящий слева папа Лев IV имеет черты Льва X: намек на крестовый поход, организованный последним против турок-османов.
На потолке Комнаты Пожара в Борго с 1508 года сохранилась в четырёх тондо фреска «Прославление Святой Троицы», выполненная Перуджино (ок.1446–1523), учителем Рафаэля. Это единственная фреска, уцелевшая в станцах с момента, когда Рафаэль взялся эти комнаты расписывать.
Перуджино. «Прославление Святой Троицы». 1508.
Слева - Троица; справа - Создатель на троне среди ангелов.
Слева - Искушение Христа дьяволом; справа - Христос между Милосердием и Справедливостью.
Комната Константина
Это большой зал (10×15 метров), предназначенный для приемов и официальных церемоний, роспись которого была заказана Рафаэлю папой Львом X в. 1517 году. Однако перед своей преждевременной кончиной в 1520 году мастер успел только сделать эскизы, и работу в последующие четыре года выполняли уже его ученики, главным образом Джулио Романо, Франческо Пенни и Рафаэллино дель Колле.
Своё название зал получил от Константина I Великого (правил в 306–337), римского императора, впервые официально признавшего христианскую веру и предоставившего свободу вероисповедания в знаменитом Миланском эдикте 313 года. Именно в годы его правления христианство постепенно стало преобладающей официальной религией Империи.
Помещение оформлено четырьмя большими композициями, отражающими деяния Константина по введению христианства: «Видение Креста», «Битва у Мульвиева моста», «Крещение Константина» и «Дарение Рима». Отметим сразу, что единственным исторически достоверным событием из этих четырёх является лишь Битва, а прочие изображенные эпизоды из жизни Константина — это либо легенды, либо откровенный вымысел.
Фреска «Видение креста» описывает легенду о предчувствии Константина перед битвой с Максенцием, согласно которому его армия добьется победы над противником, если заменит имперских орлов на своих штандартах символом креста. Вверху небесное видение с христианской эмблемой спасения, сопровождаемое девизом: «IN HOC SIGNO VINCE – Сим Победиши» (здесь в греческом варианте «ἘΝ ΤΟΎΤῼ ΝΊΚΑ»); внизу солдаты слушают речь императора, приказывающего их нарисовать крест на своих щитах. Вдалеке видны здания Рима (справа на заднем плане) с реконструкцией античных памятников.
"Битва у Мульвиева моста" под Римом столкнула Константина с его соперником - узурпатором Максенцием, причём поражение последнего считается ознаменованием победы христианства над языческим миром. Первоначальный замысел этой композиции, как и предшествовавшего ей «Видения», несомненно, принадлежит Рафаэлю, но выполнена картина была уже его учеником Джулио Романо, который завершил её после смерти мастера. Считается, что композиция фрески навеяна рельефами на римских саркофагах и других памятниках античности.
В центре фрески представлен ключевой момент сражения: император Константин на белом коне со своими солдатами атакует армию Максенция, которая хаотично отступает, будучи прижатой к Тибру...
...при переправе через который тонет облачённый в тяжелые доспехи Максенций (в центре с короной на голове).
Фреска «Крещение Константина». Император преклоняет колени, чтобы принять крещение водой из рук Папы Сильвестра, епископа Рима с 314 по 355 год, внутри сооружения, напоминающего Латеранский баптистерий. Священник имеет черты Климента VII (понтифик в период 1523-1534), во время служения которого проходила работа над залом. Исполнители фрески - Франческо Пенни и Джулио Романо. На самом деле император Константин получил крещение, находясь уже при смерти, из рук арианского епископа в Никомедии в 337 году.
Фреска «Дарение Рима». Вымышленный эпизод, согласно которому император Константин отдал во владение папе Сильвестру (на фреске - с чертами Климента VII) город Рим и окружающие территории, положив начало светской власти епископа Рима над Западной Римской империей. Действие происходит внутри здания, напоминающего древнюю базилику Святого Петра, с удлинённым нефом, апсидой, украшенной мозаикой, и могилой апостола Петра. На дальнем плане, за фигурами, взятыми из других фресок Рафаэля, происходит сцена дарения: папа получает от коленопреклонённого императора золотую статуэтку богини Рима, символ владычества над городом.
Сюжет последней фрески основывается на т.наз. «Константиновом даре» — грамоте, якобы выданной императором Константином папе Сильвестру, в которой император объявлял, что передаёт ему власть над всей западной частью Римской империи, сам же удаляется в Константинополь. Грамота была сфабрикована в папской курии около середины 8-го века для обоснования возникшей светской власти пап и в особенности их притязаний на верховенство над мирскими властями на Западе. Официальный Ватикан признал факт подлога лишь в 19-м веке, когда от папской мирской власти уже ничего не осталось после объединения Италии.
"Триумф христианской религии" - фреска на потолке Зала Константина. Автор - сицилийский художник Томмазо Лаурети, который работал над ней в 1582-1585 гг. Сложная роспись восхваляет тогдашнего понтифика Григория XIII, а также изображает регионы Италии и континенты мира.
На центральной панели Лаурети изобразил разбитую античную статую (похоже, что Аполлона) и стоящее вместо неё на пьедестале распятие - символ торжества христианства над язычеством.
Виртуальный осмотр станцев Рафаэля на сайте Ватикана доступен по этой ссылке. Комнаты расположены там в такой последовательности: Пожар в Борго, Подписи, Илиодор, Константин. С помощью правых и левых стрелок на концах панели управления можно попасть в нужное помещение.
Лоджии Рафаэля
Рядом с комнатами Рафаэля в Папском дворце есть ещё один связанный с ним объект — Лоджии Рафаэля. Это длинная галерея (65 м) из трёх этажей вдоль фасада дворца, которую построил Браманте по приказу Юлия II, чтобы папа мог оттуда любоваться видами Рима. Декорирование лепниной и фресками было поручено Рафаэлю и его помощникам, которые в то время работали в жилых покоях папы — расписывали станцы. До наших дней сохранилась работа мастерской Рафаэля (проводившаяся в 1517—1519 гг.) только на 2-м этаже, граничившим с папскими покоями. Первоначально лоджии были открытыми, но в 19-м веке их остеклили, чтобы лучше сохранить фрески.
Лоджии Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Вид снаружи. Рафаэлем с командой был расписан 2-й этаж с полукруглыми окнами. Фото из сети.
Коридор лоджии состоит из 12 арок, своды которых расписаны 52 библейскими сюжетами, в основном из Старого Завета. В них Рафаэль проводит своего зрителя сквозь всю историю — от сотворения мира до прихода Спасителя. Впоследствии эту живописную ленту назовут «Библией Рафаэля». Пилястры и арки лоджии декорированы гротесками, которые художники «подсмотрели» на стенах Золотого дворца Нерона, раскопанного в 1481 году недалеко от Колизея.
Роспись потолочных сводов лоджии. Фото из сети.
В Лоджии Рафаэля посетителей сейчас не пускают (именно поэтому снимки выше взяты из Интернета), однако это не означает, что они полностью недоступны. Особенно легко их увидеть россиянам, поскольку в петербургском Зимнем дворце имеется их почти точная копия. Это крайне любопытная история, на которой стоит остановиться чуть подробнее.
Императрица Екатерина II увидела гравюры фресок и ей показалось, что они исцелили её от головной боли, поэтому она пожелала иметь такие же у себя во дворце. С разрешения папы римского, команда русских художников семь лет(!) копировавала фрески (Рафаэлю и его команде понадобилось лишь три года, чтобы их создать:).
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Фото из сети.
В Петербурге для размещения копий с фресок Рафаэля архитектор Кваренги построил специальное здание вдоль Зимней канавки, которое затем вошло в музейный комплекс Нового Эрмитажа, и сейчас любой посетитель Эрмитажа имеет возможность с ними ознакомиться. Петербургские лоджии почти полностью идентичны оригиналу, и внесенные изменения были невелики: гербы папы заменили на геральдику императрицы, добавили зеркал и пол выложили паркетом. Говорят, что лоджии Эрмитажа смотрятся намного богаче и роскошнее ватиканских (что немудрено, ведь они гораздо моложе:).
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Снято мной в 2013 г.
Великий Рафаэль неожиданно скончался в апреле 1520 г. в возрасте 37 лет. Согласно собственному завещанию, он был похоронен в Пантеоне, в роскошном римском саркофаге, на котором выбита эпитафия, сочиненная итальянским кардиналом Пьетро Бембо: «ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI» («Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть»). Та же надпись есть на плите под бюстом Рафаэля слева от гробницы.
Гробница Рафаэля. Статуя Мадонны с Младенцем над саркофагом («Мадонна дель Сассо») выполнена одним из его учеников.