Рафаэль Санти (Raffaello Santi, 1483–1520), гений Возрождения, попал в 1508 году в Рим уже в зрелом возрасте. Перед этим он провел 4 года в Перудже (Умбрия), где учился и работал в мастерской художника Пьетро Ваннуччи (Перуджино), и затем четыре года — во Флоренции. В Риме Рафаэль оказался в самом центре культуры Высокого Ренессанса, процветавшей при дворе папы Юлия II. В это время там работала целая плеяда знаменитых живописцев и скульпторов во главе с самим Микеланджело, и в этой среде талант Рафаэль просто расцвел, сделав его одним из признанных лидеров римской «художественной тусовки». Он стал официальным художником папского двора, но, работая на пап, выполнял и частные заказы, украшая храмы алтарными образами и фресками.
Во время достаточно продолжительного пребывания в Риме осенью 2022 года мы сфотографировали, как позже оказалось, все прозведения великого итальянца, находящиеся в Вечном городе. Когда это обнаружилось, возникла идея собрать их все в двух рассказах, первый из которых и предлагается вашему вниманию, а второй будет посвящен работам Рафаэля, выполненным им в Ватикане.
Рафаэль Санти, автопортрет. 1504. Фото из сети.
В окрестностях пьяцца Навона находится церковь Святого Августина Блаженного (Sant’Agostino), выдающегося богослова и философа. Храм был построен в ренессансном стиле в 1479–1483 годах. Его двухуровневый фасад был «позаимствован» у флорентийской Санта-Мария-Новелла (но украшен был гораздо скромнее) и отделан травертиновыми панелями из Колизея. Затем храм «обарочили» в 1756 году и ещё раз перестроили в 1855–60 годах. В результате от Ренессанса сейчас в нем мало что осталось, зато внутри есть несколько замечательных произведений искусства.
Фасад церкви Св. Августина в Риме.
На третьем левом пилоне главного нефа имеется любопытный алтарь (1512), состоящий из скульптуры и фрески. Алтарь был заказан и оплачен неким Иоханнесом Горитцем из Люксембурга, служившим главным секретарём папского двора.
На скульптуре изображена Дева Мария с Младенцем в обществе своей матери, Святой Анны. Автор скульптуры - Андреа Сансовино, известный скульптор эпохи Высокого Возрождения, выполнявший важные папские заказы. Фреска над скульптурой изображает пророка Исайю, причём выполнена она не кем иным, как Рафаэлем.
С этой фреской связана следующая любопытная история. Якобы Горитц пожаловался Микеланджело, с которым был знаком, что Рафаэль слишком много взял с него за работу. Микеланджело ответил, что одно колено Исайи стоит больше, чем вся сумма, которую Рафаэль запросил за фреску.
Считается, что фреска Рафаэля (слева) была написана под влиянием одноимённой фрески Микеланджело из Сикстинской капеллы (справа, фото из сети). Я бы сказал, что Рафаэль и Микеланджело тут "поменялись ролями": Рафаэль изобразил мускулистую фигуру, более типичную для Микеланджело, а последний нарисовал довольно изящного и полностью одетого пророка, что можно было бы больше ожидать от Рафаэля.
Раз уж мы «оказались» в церкви Сант-Агостино, нельзя не упомянуть о находящейся там работе Караваджо «Мадонна пилигримов» (Madonna dei Pelegrini), одной из наиболее известных картин художника. Картина вызывала неудовольствие современников из-за неопрятного вида паломников и грязных пяток одного из них — прямо на переднем плане. Кроме того, Мадонна была изображена обыкновенной босой женщиной, очень прозаично поддерживающей своего уже достаточно большого ребёнка. Ещё более скандальным был тот факт, что многие увидели сходство Мадонны с известной римской куртизанкой Маддаленой Антониетти, которая часто позировала художнику и была с ним хорошо знакома. Заказчик, тем не менее, от картины не отказался и поместил её на предназначенное место в капелле.
«Мадонна пилигримов» (1605) в исполнении Караваджо.
Первые 6 лет пребывания в Риме основным занятием Рафаэля была роспись папских апартаментов в Апостольском дворце (знаменитые «Станцы Рафаэля»). Вместе с тем, у него находилось время и на выполнение частных заказов, что давало ему хороший приработок. Одним из главных заказчиков Рафаэля был богатый банкир и известный меценат Агостино Киджи, который всю жизнь занимал важные позиции при папском дворе, исполняя роль главного финансиста и казначея. По заказу Киджи Рафаэль в 1512—1513 гг. расписывал его загородную виллу на другом берегу Тибра, в которой Киджи устраивал роскошные банкеты для римской знати, зачастую с участием самого папы.
Вилла Фарнезина, внешний вид со стороны главного входа.
Делал это Рафаэль не один, а с коллективом своих талантливых помощников (Джулио Романо, Франческо Пенни, Джованни-да-Удине, Себастьяно-дель-Пьомбо), работавших вместе с ним в Ватикане. Сейчас эта вилла называется Фарнезина (о ней мы подробно рассказали здесь), поскольку после смерти Киджи его наследники продали её с аукциона кардиналу Алессандро Фарнезе. Но более справедливым было бы название «Вилла Киджина» — в честь человека, который вложил в неё всю душу и огромные деньги:).
Первое помещение, куда посетитель попадает, зайдя в виллу через парадный вход, называется лоджией Амура и Психеи (лоджией - потому что первоначально это было открытое пространство, которое позже застеклили для защиты фресок).
Рафаэль со своими помощниками превратил потолок лоджии в беседку, увитую массивными зелёными гирлядами, в промежутках между которыми разворачивается драматическая история из жизни античных богов. Две большие фрески на самом потолке описывают окончание и кульминацию истории, а последовательность событий в ней изображена по периметру.
Следующий зал, куда посетитель попадает из лоджии Амура и Психеи, называется лоджией Галатеи. Здесь находится фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (на этом фото ее закрывают леса) на сюжет популярного древнегреческого мифа о любви прекрасной морской нимфы Галатеи к юному пастуху Акиду, которого преследовал ревнивый циклоп Полифем.
«Триумф Галатеи». Считается, что эта фреска целиком написана Рафаэлем. (Нам пришлось позаимствовать фото в интернете, поскольку при нас рафаэлевская нимфа была закрыта лесами). Складывается впечатление, что Рафаэль не особенно придерживался мифа, а написал фреску с гимном женской красоте, типа боттичеллевской Венеры. Находясь под «обстрелом» трёх купидончиков, Галатея стоит в лодке из раковины морского гребешка, влекомой парой дельфинов.
Существует много спекуляций по поводу того, какая земная женщина могла стать прототипом образа Галатеи. Чаще всего упоминают полулегендарную Форнарину, возлюбленную и натурщицу художника, которую он изобразил по крайней мере на двух своих полотнах. Рафаэль познакомился с ней как раз в то время, когда работал на вилле Агостино Киджи. Это, правда, противоречит собственным утверждениям Рафаэля, который в одном письме упомянул, что образ Галатеи — абстрактный.
Сотрудничество Рафаэля с банкиром Киджи не закончилось на вилле: в спрятавшейся в переулках за Пьяцца Навона церкви Санта-Мария-делла-Паче (Santa Maria della Pace) находится другой шедевр мастера, выполненный по заказу и оплаченный папским финансистом.
Фасад церкви Санта-Мария-делла-Паче, спроектированный в 1656 году архитектором Пьетро да Кортона. В результате переделки церковь 15-го века приняла свой современный барочный облик, который очень изящен: полукруглый портик с колоннами у входа и два вогнутых крыла с башенкой под колокол на одном из них.
Капелла Киджи в этой церкви (первая справа от входа) спроектирована Рафаэлем, он же был автором главной фрески над аркой капеллы, изображающей четырёх сивилл. Написал он её в 1514 году. Когда через 140 лет папой стал Александр VII Киджи, он в первую очередь обратил внимание на этот храм и приложил много сил к его улучшению и украшению, включая и капеллу, носившую его собственное имя. Что неудивительно, ведь у ее истоков стоял его далёкий предок времён Ренессанса.
Капелла Киджи - общий вид. Над фреской Рафаэля с сивиллами находятся изображения четырёх пророков (Аввакума, Ионы, Давида и Даниила), выполненных Тимотео Вити уже после смерти Рафаэля, но по его эскизам. Во время реконструкции храма в 17-м веке капелла Киджи получила барочные добавки: бронзовый алтарный горельеф с Христом и ангелами принадлежит Козимо Фанчелли, а статуи двух святых по бокам алтаря (св. Бернарда и св. Екатерины Сиенской) выполнены Эрколе Феррато, знаменитым барочным скульптором.
Капелла Киджи: четыре сивиллы Рафаэля получают от ангелов свои пророчества. Список сивилл на фреске известен, но какая из них где - точно никто не знает.
Считается, что в фигурах сивилл Рафаэля просматривается влияние росписей Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана, которые Рафаэль в то время изучал.
У Микеланджело было пять сивилл: Дельфийская, Кумская, Фригийская, Эритрейская и Персидская. Совпадают, таким образом, две сивиллы — Кумская и Фригийская (Ливийская) и можно попробовать сравнить их в исполнении двух мастеров. Но это непросто: если Микеланджело своих сивилл подписывал, то Рафаэль — нет, и их атрибуция неоднозначна. С наибольшей вероятностью можно угадать у Рафаэля Кумскую сивиллу, поскольку она была старой. Тогда сравнение выглядит вот так:
Кумская сивилла Микеланджело (слева) и Рафаэля (справа). Фото из интернета. Похожи ли эти две сивиллы? Только возрастом и частично - цветом одежды.
С Кумской сивиллой связана следующая любопытная легенда. Она была греческой жрицей, покинувшей город Эрифры (на побережье Малой Азии) и жившей в городе Кумы (недалеко от Неаполя). Когда она была молода и прекрасна, в неё влюбился Аполлон, наградивший её даром прорицания, а также долголетием, пока она находится вдали от родной земли. Однако она не догадалась попросить у бога сохранения молодости, и потому прожила тысячу лет, превратившись в высохшую дряхлую старуху, мечтавшую лишь о смерти. Она смогла умереть, лишь когда к ней случайно заехали греки, привезшие с собой горсть земли с родины.
Дружба между Агостино Киджи и Рафаэлем способствала появлению ещё одного шедевра: в 1513–16 гг. Рафаэль спроектировал для своего патрона погребальную часовню в храме Санта-Мария-дель-Пополо (Santa Maria del Popolo), оформленную по мотивам римского Пантеона.
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо - внешний вид со строны одноименной площади.
Капелла Киджи: по своей конструкции купол капеллы напоминает купол Пантеона.
В куполе выложена мозаика по картонам Рафаэля, где вокруг центрально расположенного Бога изображены семь известных на тот момент планет (фото из интернета).
Две из четырёх статуй ветхозаветных пророков, выполненных около 1522 года Лоренцетто по эскизам Рафаэля. Слева - пророк Иона с китом, справа - пророк Илия (взят из интернета, поскольку от входа в капеллу его не видно).
В 1520 году работы в часовне были остановлены из-за одновременной кончины как заказчика (Киджи), так и исполнителя (Рафаэля). Только через 132 года после смерти Рафаэля праправнук банкира Киджи, ставший папой Александром VII, поручил Джан Лоренцо Бернини завершить капеллу. Бернини отделал захоронения Агостино и Сигизмондо Киджи мрамором и заполнил две пустовавших ниши капеллы своими статуями: пророка Аввакума с ангелом и пророка Даниила со львом.
Окончательный вид капеллы Киджи, совместного проекта Рафаэля и Бернини:)
Две пророка, выполненных Бернини около 1655 г.: слева - Аввакум с ангелом, справа - Даниил со львом. К сожалению, Даниила можно увидеть, только зайдя в капеллу, а внутрь не пускают. Поэтому фото Даниила - из интернета. Статуи Бернини выглядят более динамично или даже театрально, нежели статуи, спроектированные Рафаэлем.
Гробницы двух Киджи: Рафаэль задумал их в виде пирамид (пишут, что за образец была взята пирамида Цестия в Риме), а Бернини отделал мрамором и добавил мраморные портреты.
Больше всего живописных произведений Рафаэля собрано в Ватикане — зал VIII Пинакотеки Ватикана целиком посвящён его творчеству. В центре зала экспонируются три алтарные картины, а по периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам Рафаэля и его учеников. У всех представленных здесь полотен примерно одинаковая судьба: во время наполеоновской оккупации они были конфискованы у разных итальянских храмов и вывезены во Францию, а после 1815 г. — возвращены, но тогдашний понтифик Пий VII «поселил» их вместо первоначальных мест обитания в свою пинакотеку.
Зал Рафаэля в Пинакотеке Ватикана.
Первое большое полотно Рафаэля, «Коронование Девы Марии», написанное им в 20 лет, иногда называют «Алтарь Одди», т. к. оно выполнено по заказу Магдалины Одди в 1502–1503 годах для алтаря церкви Сан-Франческо в Перудже. Первоначально авторство полотна приписывали Перуджино, учителю Рафаэля. Позднее было установлено, что Рафаэль не только нарисовал картину, но и сделал к ней много карандашных эскизов.
Рафаэль Санти. «Коронование Марии», 1503. Апостолы собрались вокруг пустой гробницы Девы Марии, проросшей цветами, и наблюдают сцену небесной коронации Богородицы Христом в окружении ангельского оркестра.
«Мадонна ди Фолиньо» — это работа уже зрелого мастера, выполненная в 1511 г. Картина была заказана Сигизмондо Конти в знак благодарности Деве Марии за спасение его дома в Фолиньо, в который ударила молния. Долгое время картина украшала алтарь римской церкви Санта-Мария-ин-Аракоэли, а затем переехала в Фолиньо. Во время написания картины Рафаэль работал в Комнате Илиодора в ватиканских апартаментах Юлия II.
Рафаэль Санти. «Мадонна ди Фолиньо», 1511. У ног Богородицы - св. Иоанн Креститель и св. Франциск (слева), а также св.Иероним вместе с заказчиком - Сигизмондо Конти (справа). На заднем плане изображён городок Фолиньо с радугой в небесах. Маленький ангел в центре композиции держит табличку без надписи, которая, вероятно, должна была напоминать о желании, исполненном Девой Марией.
Иногда «Мадонну ди Фолиньо» называют предшественницей знаменитой «Сикстинской мадонны» (фото последней - из сети).
Величественное «Преображение» (1520) является одной из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана. Она выполнена по заказу кардинала Джулиано Медичи, будущего папы Клемента VII. С 1523 года до вывоза во Францию находилась в алтаре римской церкви Св. Петра-в-цепях (Сан-Пьетро-ин-Монторио). Это последняя картина Рафаэля, которая выступает как духовное завещание мастера. В его биографии, написанной известным художником и биографом 16-го века Джорджо Вазари, работа считается «самой знаменитой, самой прекрасной и самой божественной». Рафаэль не успел закончить всю картину, поэтому её нижнюю часть дописывал Джулио Романо, его лучший ученик.
Рафаэль Санти. «Преображение», 1519-1520. Картина иллюстрирует два эпизода, последовательно изложенных в Евангелии от Матфея: вверху - Преображение, с Христом во славе между пророками Моисеем и Илией, и внизу, на переднем плане, - встречу апостолов с одержимым отроком, которого Христос чудесным образом исцелит по возвращении с горы Фавор.
Мозаичная копия «Преображения» (справа) находится в соборе Св.Петра в Риме.
Рафаэль Санти и ученики. «Мадонна Монтелучче» (Коронация Девы Марии), 1520-1525. По сюжету картина совпадает с ранней рафаэлевской «Коронацией Марии», но выполнена уже его учениками Джулио Романо и Франческо Пенни. Рафаэлю принадлежит замысел картины, который он не успел осуществить при жизни.
Помимо Пинакотеки Ватикана, картины Рафаэля находятся ещё в нескольких римских музеях и галереях. Начнем с Галереи Боргезе, где нас ждёт самый богатый «улов».
Здание Галереи Боргезе, одного из самых популярных художественных музеев Рима. Здесь есть три картины Рафаэля, все написанные ещё до его приезда в Рим.
Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины с единорогом. Около 1505-1506. Единорог, которого женщина держит на коленях, является мифологическим животным, символизирующим девственную чистоту. Личность молодой дамы на портрете до сих пор остаётся неясной. Считается, что композиция портрета навеяна Моной Лизой, написанной Леонардо да Винчи между 1503 и 1506 годами.
Рафаэль Санти. Снятие с креста. 1507. Картина представляет собой центральную часть алтарной композиции, выполненную Рафаэлем по заказу знатной дамы, Аталанты Бальони, в память о её убитом сыне. Есть версия, что юноша в красно-зеленом одеянии у ног Иисуса и есть тот самый убитый сын. Это произведение до 1608 года украшало семейную капеллу Бальони в церкви Св Франциска в Перудже, для которой она и была написана. А затем на картину положил глаз кардинал Боргезе, и она была «позаимствована» его представителями в пользу хозяина. Чтобы смягчить гнев возмущенных жителей Перуджи, дядя кардинала - Папа Павел V - подписал им благодарность за "подаренную Риму" картину. Позже в Перуджу отправили копию произведения, ну а подлинник остался у Боргезе.
Рафаэль Санти. Мужской портрет. Ок. 1502. Долгое время эту работу приписывали Перуджино, потом - Гольбейну. Сейчас картина признана работой Рафаэля.
В Палаццо Дориа-Памфили есть один Рафаэль.
Огромное здание дворца Дориа-Памфили на Виа дель Корсо занимает целый квартал.
Рафаэль Санти. Двойной портрет, около 1516. До сих пор искусствоведы не могут установить, кто эти двое на портрете, изображенные художником в стиле римских бюстов, будто не связанных между собой. По последней версии, это писатель Андреа Навагеро и дипломат Агостино Беазиано, друзья художника, но сомнения остаются.
В Палаццо Барберини тоже только одна картина Рафаэля, но зато какая!
Палаццо Барберини, построенный в 1625-1633 гг. - выдающийся памятник римского барокко.
Рафаэль Санти. Форнарина. 1518-1519. Как полагает большинство исследователей, на картине изображена возлюбленная и натурщица Рафаэля. Преобладает её отождествление с Маргеритой Лути, дочерью пекаря (именно так переводится «Форнарина»). После смерти Рафаэля Джулио Романо дописал на плече женщины браслет с надписью «Raphael Urbinas». Модель представлена полуобнажённой, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей правой рукой грудь в стыдливом движении, известном в классическом искусстве как «Venus Pudica» («Венера Стыдливая»).
Рафаэль встретил Форнарину, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над росписями Виллы Фарнезина, и, возможно, именно её он изобразил на фреске «Триумф Галатеи». Форнарина была дочерью Франческо Сенезе, пекаря из Сиены, который жил в Риме близ Пьяцца Навона, где до сих пор показывают дом с «окошком Форнарины». Маргерита-Форнарина приносила на Виллу Фарнезина свежевыпеченный хлеб. По легенде, банкир Киджи хотел выгнать дочь пекаря, отвлекающую художника, но Рафаэль пригрозил ему в этом случае прекратить работу:).
Очевидно сходство «Форнарины» с «Донной Велата» («Женщиной под покрывалом»), изображённой на другой картине Рафаэля, ныне находящейся в Палаццо Питти во Флоренции (фото Донны Велаты - из сети). Похоже, что Донна Велата - это приодетая Форнарина.
Особым местом в Риме для Рафаэля был Ватикан. И если его картины оказались там достаточно случайно (не без помощи Наполеона:), то расписанные им три комнаты Апостольского (Папского) дворца, ныне известные как Станцы Рафаэля, несомненно являются его главным и грандиозным достижением. Там же находятся и спроектированные им Лоджии Рафаэля, хотя расписанные уже его учениками, но тоже несущие печать его гения. Но это уже тема другого рассказа.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия