Мы уже упоминали в обзорном рассказе, что в канадских Скалистых горах организовано целых 5 национальных парков, и самый маленький из них — парк Йохо.
Мы уже упоминали в обзорном рассказе, что в канадских Скалистых горах организовано целых 5 национальных парков, и самый маленький из них — парк Йохо.
Прилагательное «самый маленький» смущать не должно: в этом парке есть полный набор впечатляющих объектов (высоченные горы, бурные реки, изумрудные озера, большие водопады), чтобы удовлетворить любого туриста.
Национальный парк Йохо находится на традиционных территориях местных индейцев, которые до основания парка использовали перевал Кикинг-Хорс для доступа к равнинам на другой стороне Скалистых гор, где они охотились на бизонов. У индейцев и позаимствовано название парка — «Йохо», которое означает крайнее удивление и даже восхищение (типа «Вот это да!», или ныне более популярное «Вау!»). А восхищаться тут есть чем!
В парк Йохо мы направились в один из тех дней, когда базировались в Банфе. Прогноз погоды был «не очень», так что никаких серьезных хайков мы на этот день не запланировали; решили просто поездить вокруг, делая короткие остановки в разных красивых местах.
Городок Банф с парком Йохо связывает отличная автострада Транс-Канада (дорога № 1). Первая остановка — на смотровой площадке на высокогорном перевале Кикинг-Хорс (Kicking Horse Pass — перевал «Брыкающаяся лошадь»). По этому маршруту, через горы, в 1880-х годах прошла Канадская Тихоокеанская железная дорога, а в 1962 году — Трансканадское шоссе.
Одним из условий, выдвинутых Британской Колумбией для присоединения к Канадской конфедерации в 1871 году, была обязательность постройки железной дороги, соединяющей эту провинцию с остальной частью страны. Сложнейшим препятствием в этом были Скалистые горы. Железная дорога прошла через перевал Кикинг-Хорс и начала использоваться в 1884 году, оставаясь в течение следующих 25 лет очень дорогой в эксплуатации и очень опасной (из-за высокой крутизны склонов). Более безопасный вариант колеи был найден в 1909 году, когда спроектировали спиральные туннели — по системе, используемой в Швейцарии.
В нацпарке Йохо есть две смотровые площадки, с которых можно увидеть небольшие участки железной дороги со спиральными туннелями: одна — прямо на перевале Кикинг-Хорс, другая — на Yoho Valley Road. Дорога активно используется до сих пор. Как пишут, в среднем 25–30 поездов ежедневно проходят через эти туннели по переменному графику.
Следующая остановка — тоже на Yoho Valley Road, в месте слияния рек Йохо (Yoho River) и Брыкающаяся лошадь (Kicking Horse River).
Если продолжать ехать дальше по Yoho Valley Road, то примерно через 10 км она приведет к месту, откуда можно посмотреть на второй по высоте водопад в Канаде. Путеводители предупреждают, что идущая к водопаду дорога — узкая и петлявая. Нам показалось, что это большое преувеличение, поскольку только один поворот на этой дороге может создать какие-то проблемы.
К водопаду можно подойти поближе. Для этого от парковки нужно пройти метров 600: сначала вдоль реки Йохо, потом пересечь ее по мосту, а затем уже тропа выруливает к склону, откуда падает водопад.
Смотровой площадки как таковой нет. Дело в том, что основание водопада обильно завалено булыжниками разных размеров. К ним можно спуститься в нескольких местах, ну, а дальше каждый сам себе находит подходящую точку для любования и фотографирования — в зависимости от физических возможностей и авантюрности нрава.
У водопада замысловатое индейское имя — Такаккау (Takakkaw Falls). Это такой восхищенный возглас при его виде: «Великолепно!», «Восхитительно!». Не знали тогда индейцы универсального «Вау!»:) Интернет утверждает, что общая высота водопада составляет 373 метра (второй в Канаде!). Откровенно говоря, когда находишься рядом, он не кажется настолько высоким. Объяснение этому мы тоже нашли в сети: оказывается, мы видим только примерно 2/3 водопада — самый длинный участок его свободного падения в 254 метра. Две верхние ступени этого водопада (которые в сумме добавляют ему еще 119 м), снизу увидеть невозможно.
Еще одна безусловная жемчужина парка Йохо — это озеро с говорящим названием Изумрудное (Emerald Lake). Чтобы туда попасть, от водопада надо снова вернуться на Трансканадское шоссе, проехать поселок Field, после которого есть хорошо обозначенный съезд в сторону озера. От шоссе до озера — примерно 13 км. Но по пути туда есть еще один интересный объект — природный мост (Natural Bridge), где мы сделали следующую остановку.
Природный мост за тысячелетия создала река с «лошадиным нравом» и соответствующим именем — Брыкающаяся лошадь, которую мы уже упоминали в этом рассказе. Ее мощные потоки долгое время разрушали более мягкий нижний слой породы, в конце концов пробив в ней для себя канал, но оставив сверху небольшую перемычку — каменный природный мост.
Изумрудное озеро (Emerald Lake), известное своим характерным изумрудно-зеленым цветом — одна из самых популярных достопримечательностей парка Йохо. В отличие от озера О’Хара, еще одной жемчужины этого парка (доступ куда ограничен), Изумрудное озеро может увидеть практически каждый, у кого есть машина. Парковка там гигантская, но в самый пик сезона и с этим могут быть проблемы. У нас — не было:).
Вокруг озера проходит пешеходная тропа протяженностью 5,2 км, тропа несложная: практически без подъемов и спусков. Она круговая, поэтому идти можно в любую сторону. Мы пошли против часовой стрелки, и задним числом могу утверждать, что это оптимальный вариант. Заканчивать поход лучше на высокой ноте, и если идти против часовой стрелки, то как раз в конце маршрута и есть самые выигрышные виды. После пересечения моста (а к нему от парковки приходят все), мы направились в сторону единственной озерной гостиницы — Emerald Lake Lodge.
Пока мы идем по невыразительной части тропы, расскажу историю названия Изумрудного озера. Первым некоренным жителем, который в 1882 году случайно наткнулся на это озеро, был канадский гид по имени Том Уилсон. Цвет озерной воды произвел на него впечатление, и он назвал озеро Изумрудным. Забавно, что ранее в том же году этот же персонаж обнаружил другое озеро (ныне — знаменитое озеро Луиз в нацпарке Банф), которому дал то же самое имя — Изумрудное (экий путаник!), и это название даже ненадолго появилось на официальной карте. Хотя оба озера из-за цвета своих вод безусловно были достойны этого имени, тем не менее, его закрепили за озером в парке Йохо.
Вторая часть тропы — в гораздо лучшем состоянии и намного интереснее: с нее есть много подходов к берегу озера, откуда открываются замечательные виды.
Но больше всего нам понравилась южная часть озера. Оттуда есть тропа, поднимающаяся выше в горы. Смысл туда идти есть только в ясный день (не наш случай). Но и внизу — виды просто замечательные, и мы надолго зависли в этом месте.
Речки, текущие из верхнего бассейна, ежегодно тащат вниз кучу камешков и грунта, который потихоньку зарастает сначала травой, потом деревьями, постепенно уменьшая площадь озера. Но ручейки продолжают свое движение к озеру, и нам приходится перепрыгивать с места на место.
Хотя озеро со всех сторон окружено горами, явная звезда среди них — гора Берджесс высотой 2599 м. Уж очень фотогенична!
Яркий изумрудный цвет воды создают мельчайшие частицы горных пород (каменная мука), взвешенные в ледниковой воде. Они и отражают зеленый спектр солнечного света.
Завершая маршрут, мы снова подходим к деревянному мосту, ведущему к гостинице.
Продолжение следует.