Несмотря на некоторые недостатки, которые я увидела в Устюге и показала их в своём первом рассказе о городе, Великий Устюг — очень уютный, милый городок, где многое напоминает о его славном историческом, духовном, торговом и купеческом прошлом.
Несмотря на некоторые недостатки, которые я увидела в Устюге и показала их в своём первом рассказе о городе, Великий Устюг — очень уютный, милый городок, где многое напоминает о его славном историческом, духовном, торговом и купеческом прошлом.
А негодование моё, напомню, было вызвано обилием рекламы, которая так портит облик исторических домов. Но, в конце концов, рекламу, хочется верить, когда-нибудь снимут, а дома, во всей своей красоте останутся.
Что-то есть в них общее в плане историко-архитектурного наследия — обилие церквей, монастыри, старинные дома. Но какая разница в общем облике этих городов и их восприятии!
Но где Суздаль и где тот самый Великий Устюг до которого и добраться не так просто. Да и вообще, до 1999 года мало кто и подозревал о существовании этого города на севере Вологодской области.
Известным город сделал банальный, но очень любимый детьми дед Мороз, когда с лёгкой руки тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова, этот самый дед получил роскошную резиденцию под Великим Устюгом. И, замечу, тему деда Мороза развили в Устюге основательно. Не ограничились лишь строительством в лесу, в 12 км от города его резиденции, или вотчины, как её ещё называют.
В самом Великом Устюге под всякие дедморозовские культурно-развлекательные и досуговые центры для детей отдали красивые, старинные особняки. Всё это очень популярно у детей, открыто круглогодично, и совсем не обязательно ждать наступления зимы, чтобы прикоснуться к великому деду.
С дедом Морозом город стал популярным туристическим направлением, ну, а чтобы до его резиденции проще было добраться, реконструировали автодорогу из Вологды и построили мост через Двину, соединив таким образом Котлас и Великий Устюг. С 2022 года добавился ещё и самолёт из Вологды и Череповца.
Так что, в нынешнее время, Устюг стал вполне доступен, не так, как Суздаль, но всё же.
В Устюг я прилетела из Вологды во вторник, в 3 часа дня. Назад улетала в четверг, в 8 часов вечера. В моём распоряжении было почти два с половиной дня. Времени вполне хватило, чтобы погулять по Устюгу и съездить в деревню Морозовицы, где в Троице-Гледенском монастыре находится великолепный иконостас. (об этом здесь)
Окружённый таёжными лесами, с чистым воздухом, Устюг по праву зовётся городом-заповедником.
Готовя рассказ и просматривая фотографии, обратила внимание на берёзы, они почти на каждом фото. Город буквально утопает в берёзах, что придаёт ему особое очарование. Этакий край берёзовый. А мне ещё досталась и отличная, солнечная погода с невероятно синим небом.
И вся эта природная красота дополняется гармоничным сочетанием древних каменных церквей и городских усадеб.
Историческое наследие немалое — около 30 храмов, церквей и памятников архитектуры культурного наследия федерального и регионального значения.
Особое место в городе занимает набережная Сухоны.
В далёкие времена, когда город только строился и формировался его архитектурный облик, набережная была своего рода витриной Устюга, местом, с которого город начинался для путников и торговцев, прибывающих сюда по реке. Поэтому на берегу Сухоны выстраивались величественные церкви, богатые купцы ставили свои дома.
По набережной надо обязательно прогуляться — от церкви Леонтия Ростовского
до церкви Симеона Столпника. Церкви абсолютно разные, обе пребывают в процессе вялотекущей реставрации, но в них есть приход и ведутся службы.
Расстояние между этими двумя церквями неблизкое, но оно того стоит. По пути встретятся некогда роскошные (многие из них и до сих пор радуют глаз) купеческие особняки и церкви, Соборное дворище.
Соборное дворище — уникальный храмовый комплекс Великого Устюга, расположенный на берегу Сухоны, на месте древнего детинца.
Архитектурный ансамбль включает в себя Успенский собор 1639–1658 годов с колокольней, собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского XVII–XIX веков, Архиерейский дом XVIII века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек.
Успенский собор — главный храм дворища, издревле он был на особом положении — цари «жаловали» деньги на его строительство и украшение. История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора, в середине XVI в. был построен одноимённый каменный.
Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырёх с половиной столетий.
Действующим этот храм был, вероятно, до 1923 года. Одна из последних записей в летописи Успенского собора такова: «30 марта (12 апреля) 1923 года. После вечерней службы арестован настоятель собора Богословский, по распоряжению Центральной власти ему назначена высылка в Архангельский концентрационный лагерь. Священник М. Шилов отправлен в ссылку в область Коми».
Успенский собор находится уже несколько лет на реставрации, поэтому для посетителей доступ внутрь закрыт.
А на 50-метровую колокольню можно подняться и полюбоваться городом с высоты 15-этажного дома.
Я конечно же, не упустила возможность посмотреть на город с высоты. Забралась на колокольню по узкому лазу с крутыми ступенями.
Прокопьевский собор, второй по значению и времени возникновения храм Соборного дворища, возведён над могилой святого праведного Прокопия — блаженного чудотворца и небесного покровителя Великого Устюга.
Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золочёный пятиярусный иконостас, созданный в первой половине XVIII века, а также собрание великоустюжской иконописи.
В конце XIV века при великом князе Василии I, город был присоединен к Великому княжеству Московскому. К тому времени это уже была не крепость, а преуспевающий купеческий городок: находясь у слияния Сухоны и Юга, Устюг стал крупнейшем транспортном узлом Русского Севера и важным торговым центром на пути из Европейской России в Сибирь.
В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий.
XVII век был веком расцвета Великого Устюга, как и для других городов, стоявших на Северо-Двинском водном пути. Практически вся внешняя торговля Русского государства, ввиду отсутствия выхода к Балтийскому морю, осуществлялась по Двине через Архангельск. До конца XVII века город был центром огромной по территории Велико-Устюгской области.
В те годы славился Великий Устюг и выдающимися мореходами и землепроходцами. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее.
В память о тех славных мореходах и событиях, на Соборной площади установлен памятник самому выдающемуся из них — Семёну Дежнёву, жителю Устюга.
В 1648 году Семён Иванович Дежнёв отправивился в путешествие на небольших судах и первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву.
Пролив впоследствии назвали Беринговым, но открыл его именно Дежнёв, на 80 лет раньше Беринга. Историческая справедливость отчасти восстановлена — именем Дежнёва теперь называется самая восточная точка Азии.
С возникновением Петербурга, когда торговые пути сместились к Балтийскому морю, благополучие и процветание Великого Устюга, как торгово-транспортного центра постепенно угасло.
В 1708 году, Пётр I разделил страну на восемь губерний и Великий Устюг вошёл в состав Архангелогородской губернии, стал центром Великоустюжского уезда и получил статус провинциального города.
В конце XVIII века в городе из-за «прекрайней тесноты» произошло несколько крупных пожаров, в результате которых выгорел почти весь посад. Было предложено несколько планов перестройки города. Окончательно утверждён план землемера Голубева, который считается образцом сохранения старой застройки.
В XIX век Великий Устюг вступил в качестве уездного города Вологодской губернии.
Ещё одно знаковое место, которое надо обязательно посетить — Михайло-Архангельский монастырь. Он находится в глубине Устюга, по улице Павла Покровского.
Это древнейший, и наиболее полно сохранившийся из монастырей Великого Устюга. По сведениям летописца, он был основан в 1212 году, когда монах Киприан построил здесь две деревянные церкви. Одну из них — в честь Архангела Михаила, по имени которого в дальнейшем и назвали обитель. Первые деревянные церкви были уничтожены пожаром в 1651 году. На их месте, вскоре были построены каменные храмы, которые мы видим и сегодня.
Территория монастыря окружена невысокими каменными стенами со Святыми вратами, к которым примыкают часовни Прокопия и Иоанна Устюжских.
Перед главным входом в Михайло-Архангельский собор находится живописная Владимирская надвратная церковь, построенная в 1682 году.
На стенах церкви, у входа можно увидеть сохранившееся росписи, свидетельствующие о некогда богатом её оформлении и убранстве. Жалко, что это всё постепенно стирается и приходит в упадок.
По состоянию на сегодняшний день, монастырь упразднён, но судя по объявлению, во Владимирской надвратной церкви ведутся утренние службы.
Чуть дальше — Церковь Преполовения Пятидесятницы, возведённая в 1710 году над местом погребения основателя обители преподобного Киприана.
Центр монастыря — его главный, монументальный пятиглавый Михайло-Архангельский собор с высокой шатровой колокольней. Украшение интерьера собора Архангела Михаила — древние фрески и высокий трехъярусный резной золочёный иконостас ХVII—XVIII вв., в котором совмещены два стиля — барокко и классицизм. Храмовая икона «Собор Архангела Михаила», написанная на рубеже XIII—XIV вв., находится в Государственном Русском музее.
Увидеть великолепные интерьеры собора можно только в летнее время, предварительно записавшись на эускурсию, которую проводит Великоустюгский музей- заповедник.
Я этого не знала, поэтому довольствовалась лишь внешним осмотром монастырских построек, причём в полном одиночестве.
В 1919 году монастырь был закрыт решением исполкома Великоустюгского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Здания были переданы под организацию концентрационного лагеря. К 1924 году Михайло-Архангельский собор и Владимирская надвратная церквь были переданы Великоустюгскому музею.
В годы войны на территории монастыря находилось Пуховическое военное пехотное училище. С сентября 1945 года и по сей день территорию гражданских сооружений монастыря занимает автотранспортный техникум.
Некоторые иконы из Михайло-Архангельского собора можно увидеть сейчас в Великоустюгском музее древнерусского искусства. Музей этот я посетила, хотя и не являюсь большой любительницей хождения по музеям, да ещё летом, в хорошую погоду, которая располагает больше к прогулкам и созерцанию природных красот, коих немало в Великом Устюге.
Посмотрите, как хорошо обустроили берег озера Смольниковское, растянувшееся вдоль улицы Красная, совсем рядом с церковью Вознесения. Ну, как можно пройти мимо такого умиротворённого места? Озёрная гладь воды с отражением в ней синего неба и облаков — вот это как раз моё, что можно рассматривать и рассматривать…
От озера я вышла к восхитительной церкви Вознесения на Торгу — древнейшей из сохранившихся великоустюжских церквей. В ней-то и находится Музей древнерусского искусства.
Храм построен по заказу устюжского купца Никифора Ревякина в 1648–1649 годах «у торгу, на площади» в стиле московского узорочья и совершенно не похож на остальные устюжские храмы. Внешним видом церковь напоминает пряничный домик или резную шкатулку: наружные стены сплошь покрыты архитектурным узором, который на разных фасадах не повторяется.
Особенность церкви Вознесения в том, что она многопрестольная. Под ее сводами собрано шесть приделов — шесть отдельных церквей.
Глядя сейчас на эту белоснежную красавицу, даже страшно подумать, что она находилась буквально на грани уничтожения и забвения. Немало усилий пришлось приложить для её спасения и последующего возрождения.
В 1930 году Вознесенская церковь была закрыта, имущество разделили Госфонд, музей и община верующих. Здание храма было передано музею, который не смог обеспечить должную охрану, и здание церкви неоднократно подвергалось набегам вандалов. Были выбиты стёкла, после двух пожаров в 1933 году, в стенах появились трещины.
Внутри здания из иконостасов были вынуты и разбросаны иконы, с некоторых сняты медные ризы, уничтожена часть резьбы. В алтаре разбросана церковная библиотека. Повреждено паникадило. Пострадал иконостас верхнего храма. Прекрасная цветная изразцовая печь XVIII века была разрушена.
И только в 60-е годы XX века храм был выведен из аварийного состояния, после чего реставрировался на протяжении двух десятилетий.
С апреля 2009 года в церкви Вознесения действует Музей древнерусского искусства. Помимо грандиозных иконостасов XVIII века, в музее представлено множество более древних икон знаменитого устюжского письма.
Доминанты экспозиции — двухсторонняя икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (около 1558), резная сень Царских врат (ХVII в.), храмовая икона Успенского собора Великого Устюга «Успение Богоматери» (1496) и плащаница «Положение во гроб» ХV столетия.
В музее можно увидеть устюжская иконопись XV–XVIII веков, житийные иконы Прокопия Устюжского, деревянная скульптура, созданная устюжскими мастерами, и прежде всего Пиета (Оплакивание Христа) начала XIX в.
Экспозиции музея интересны и при наличии времени, в нём можно провести много времени, рассматривая и изучая древние шедевры. А ещё, главное в посещении музея — это возможность познакомиться с внутренним убранством храма, побывать во всех его приделах, увидеть великолепные иконостасы и росписи сводов Воскресенского придела.
Рядом с церковью Вознесения находится ещё одно озеро — Александровское, за ним — уютный сквер Речников, который появился в этом месте совсем недавно, в 2020 году.
Рядом со сквером, по улице Шилова я увидела необыкновенной красоты здание. Но как же оно требует срочной реставрации! Оказалось, что в этом доме — детский сад.
А вообще-то, это дом Шилова — один из лучших памятников гражданской архитектуры Великого Устюга, редкий для Вологодчины пример городского особняка в стиле елизаветинского барокко. Лепной декор фасадов в виде растительных гирлянд, каскадов листьев, венков обильно украшает второй этаж и мезонин.
По некоторым данным строительство дома было начато опальным лейб-медиком французом Лестоком, с 1751 по 1762 годы находившемся в ссылке в Великом Устюге. Достроен был особняк известным устюжанином-мореходом, открывателем Алеутских островов Василием Ивановичем Шиловым, который не только побывал на Алеутских островах, но и сделал карту островной гряды. За свои заслуги был дважды представлен Екатерине II, освобожден от уплаты постоев и награждён золотой медалью «За усердие и ревность о взыскании за Камчаткою новых островов» с надписью «За полезные обществу труды».
После революции в доме были различные административные службы, связанные с судоходством. Во время войны в особняке размещался детдом для беспризорников и сирот. В 1970-х годах, после проведения ремонтных работ, знаменитый дом отдали детскому саду.
Ну вот, пожалуй и всё о Великом Устюге, каким я его увидела. Мои рассказы о городе ни в коем случае не претендуют быть подробным путеводителем (тем более, что я много чего упустила и не посетила), в них лишь отражение моих эмоций и впечатлений.
На этом заканчиваю повествование о моих путешествиях по Вологодчине. Тем же, кто там ещё не побывал, желаю скорой встречи с этим чудесным краем.
Благодарю за внимаие.