Турист Валентина Марченко (val-mar)
Валентина Марченко
сейчас на сайте

Путешествие из Вологды в Великий Устюг. Знакомство с городом и первые впечатления

Великий Устюг — Россия Июль 2024

Довелось этим летом полетать на самолёте ЯК-40. Давным-давно у меня был уже такой опыт, в памяти остался маленький самолёт и загрузка пассажиров в него по маленькой, приставной лесенке через зад (простите) самолёта.
Освежила в памяти те давние, почти забытые впечатления перелётом из Вологды в Великий Устюг и обратно на Як-40.

Надумав досмотреть недосмотренное на Вологодчине и непременно побывать в Великом Устюге, стала рассматривать возможности попасть в него из Вологды. Ходят рейсовые автобусы, но так как расстояние между городами 450 км, то время в пути 8–9 часов. Ужас! Такая перспектива меня совсем не прельщала.

Вспомнила, говорили что-то про наличие самолёта. Посмотрела, точно — летают. В 2022 году отремонтировала аэропорт в Великом Устюге и он стал принимать самолёты из Вологды и Череповца. Самолёты летают 2 раза в неделю по вторникам и четвергам, время в пути всего 1 час, билет стоит 3 тысячи. Красота! Из Вологды в Устюг самолёт вылетает в 14–00, из Устюга — в 20–00 (это летнее расписание).
Билеты покупала на сайте Вологодского авиапредприятия (продажа началась за месяц до даты полёта), онлайн регистрации нет.
В аэропорт Вологды приехала на такси. Здание аэропорта удивило. Такого старенького и маленького я давненько не видела.

Аэропорт Вологды был открыт летом 1978 года, а здание аэровокзала в 1981 году. И с тех пор, по всей видимости, ничего нового в этом хозяйстве не происходило, и никакие современные штуки там не внедрялись. Рейсов совсем мало — один-два в день, пассажиропоток мизерный. Этакий ретро-аэропорт, выглядит даже прикольно.

Но при входе в аэропорт всё как положено — рамка, сканирование багажа. Я полетела в Устюг налегке, с одним рюкзачком, оставив чемодан в камере хранения гостиницы (в которую опять вернулась).
По незнанию, и как примерная путешественница, приехала в аэропорт очень рано — часа за 2 до вылета и маялась там, ловя на себе неодобрительные взгляды служащих, когда фотографировала интерьеры аэровокзала. А знающие люди прибыли как раз к началу регистрации, минут за 40 до вылета.
Позвали на регистрацию (живым голосом), я подошла к окошечку одной из первых и мне присудили место в первом ряду, возле иллюминатора.
Минут за 15 до вылета пригласили на посадку. Прошли досмотр вещей и пешочком к самолёту, все со своим багажом.

Со стороны взлётного поля здание аэропорта, украшенное мозаичным панно, выглядит поинтереснее.

В самолёте нас приветствовала стюардесса, раздавала сосательные конфетки при взлёте и посадке, успела и напитки разнести (вода и соки на выбор). Салон — видавший виды, в подлокотниках неудобных кресел — выдвижные пепельницы. Перелёт я перенесла нормально, как в обычном самолёте, а за 1 час полёта к неудобству кресел привыкнуть не успела.
Ну вот, в 15–00 приземлились в Великом Устюге. Выгрузились и побрели на выход, небольшую площадь перед аэровокзалом.

Погода порадовала теплом и ярким солнцем (из Вологды вылетали — было пасмурно и собирался дождь). Я подошла к первой же машине на стоянке, которая быстренько доставила меня в гостиницу.

Гостиниц в Устюге достаточное количество и разного качества. Мой выбор пал на «Двину». Гостиница имеет 3 звезды, отзывы все хорошие, завтраки включены, самый центр города (улица Красная), расположена в старинном особняке (1884 год), бывшем постоялом дворе Попова.

На 2 ночи я забронировала (по телефону) одноместный номер с собственной ванной комнатой.

При гостинице есть кафе, в котором проходят завтраки. Шведского стола нет, но на выбор предлагается 6 комлексов завтраков. В этом же кафе можно пообедать и поужинать.

Гостиница понравилась и вам рекомендую, если будете в Великом Устюге.

Конечно же, Устюг интересен мне был не как вотчина Деда Мороза — это всё современная придумка и сказочка для детей.
Устюг мне интересен был как один из древнейших городов (ровесник Москвы и Вологды) на Русском Севере, бывший когда-то северным форпостом Древней Руси и одним из крупнейших опорных пунктов славянской колонизации Русского Севера, происходившей в период с XI века по XII.
А потому Устюг имеет богатое культурное наследие — сочетание древних каменных церквей (их около 30) и городских усадеб.
В придачу к историческому наследию — выгодное расположение на берегу реки Сухона, в обрамлении таёжных лесов, что придаёт ему особую атмосферу и уникальность. Недаром его называется городом-заповедником.

До моего приезда в Устюг, город представлялся мне следующим образом: расположен на берегу реки, вдоль которой тянутся многочисленные церкви.

Отчасти, так оно и есть на самом деле, но помимо церквей есть ещё и исторические улицы с красивыми особняками, площади, зелёные парки, скверы, набережная — приятные места для отдыха и прогулок.

Итак, прибыв в гостиницу и заселившись, я пообедала в гостиничном кафе и поспешила осматривать город.
Первое, что привлекло моё внимание — расположенный напротив гостиницы Комсомольский сквер с двумя белоснежными церквями — Преображенская и Сретенская.

Некогда это были главные храмы, стоящего на этом месте Спасо-Преображенского монастыря. Сейчас оба храма недействующие, в них размещаются МФЦ и центральный архив.

Спасо-Преображенская церковь имела когда-то богатый внешний декор — изразцовое обрамление окон, на её фасадах и в закомарах, в маленьких квадратах были вставлены цветные изразцы, рисунок которых не повторялся. Сейчас мы видим лишь отсатки былых украшений.

Когда началось массовое пришествие туристов в Устюг, начались и многочисленные попытки эти изразцы сбить со стены и забрать себе в качестве сувенира. По этой причине многие из уникальных изразцов разбиты, испорчены, или совсем утрачены.

Напротив сквера, на углу улицы Красная и переулка Красный расположено красивое здание, привлекающее внимание своим изящным, ажурным балкончиком. Информации о том, что это было раньше не нашла, а сейчас это детский ТЦ.

Прошлась по улице Красная. По обеим сторонам — красивые дома, когда-то принадлежавшие богатым купцам.

Дом Кузнецова, начало XX века. Сейчас в нём располагается Управление казначейства.

Но как же их портит реклама! Кошмар! Такое мало где сейчас увидишь.

В одном из переулков, в окружении красивых домов стоит памятник Петру Аркадьевичу Столыпину.

И памятник этот совсем затерялся среди развешенной вокруг рекламы товаров и кричащих вывесок магазинов.

Не понимаю, как только рука поднялась завесить исторические дома таким безобразием. А архитектору Устюга (есть же, наверное, такой чиновник) и городской администрации за испорченный вид города ставлю КОЛ!

Слова Столыпина на памятнике:
Нам не нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ.
Слова Столыпина на памятнике: Нам не нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ.

Ну вот, выплеснула свой гнев и возмущение.

С улицы Красная, которая идёт параллельно Сухоны, вышла на набережную. А здесь очень приятно — никакой рекламы, слава богу. С одной стороны — река, с другой — парк, церкви, красивые старинные особняки. Всё для созерцания, отдыха и спортивных активностей людей.

На набережной расположен памятник Шильниковскому Евстафию Павловичу — заслуженному деятелю искусств РСФСР, почётному гражданину города Великий Устюг. С 1935 по 1960 годы он руководил артелью фабрики «Северная чернь» и внёс большой вклад в развитие уникального художественного промысла чернения по серебру.

Очень приятная скульптурная композиция: художник сидит на лавочке, лицом к реке. А ботиночки-то, ему затёрли до дыр золота!

И здесь я встала перед выбором: в какую сторону пойти по набережной. Посмотрела карту. Направо пойдёшь — Соборное дворище найдёшь, но на его осмотр надо много времени, а дело уже было к вечеру. Решила пойти налево и дойти до церкви Симеона Столпника (а она далековато!), привлекающей своим нехарактерным для Устюга красным цветом и необычной архитектурой.

По пути заглянула в красивый, уютный парк.

К парку примыкает большая площадь имени Ленина с памятником вождю. Но мне этот памятник был совсем не интересен, поэтому и отдельного фото его нет.

А вот дома напротив, по Советскому проспекту, очень даже привлекательные, создают атмосферу купеческого города.

За памятником Ленину, на набережной, красуется великолепный ансамбль — Николо-Гостинская церковь (1682 год) и Колокольня (1 четверть XVIII века).

Очень странное соседство, согласитесь, — Ленин и церковь. Радует, что церковь не снесли (а ведь была такая задумка), когда решили установить здесь памятник вождю.

Никольская церковь, расположенная на берегу Сухоны на территории старого торга, была основана приезжими торговыми «гостями», отсюда и название «Гостинская». Её полное название — церковь во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца, Гостинская, и она принадлежит к числу древнейших церквей Великого Устюга. Иногда её называют церковью Николы Гостунского.

После реставрации церкви в 70-х годах прошлого века, в ней разместили Музей этнографии, который находится здесь и по сей день.

Церковь и колокольня мне настолько понравились, что я ходила вокруг них и делала многочисленные фото со всех сторон, особенно восхитила меня колокольня — белоснежная, с чёрными узорами.

Далее по набережной установлены ворота-арка, издали это напоминает силуэт церкви За ними — древние валы Городища.

Сейчас территория Городища восстанавливается и приводится в порядок — проложены дорожки между валами, установлены беседки с информационными стендами, рассказывающими историю Великого Устюга.

Здесь же, среди валов и рвов — озеро Александровское. Совсем маленькое, но очень оживляет пейзажи Городища.

К сегодняшнему дню на Городище сохранилась лишь самая поздняя постройка — тёплый одноэтажный храм Чуда Архистратига Михаила в Хонех с колокольней, построенный в духе позднего классицизма в 1884–1888 годах.

Недалеко от Городища стоят два храма, некогда относившиеся к одному приходу: холодная церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (1685–1690 годы) и тёплая церковь Жён Мироносиц, возведенная в 1714–1722 годы.

Слева — то, что осталось от Сретенской церкви. В 1925–26 годах, несмотря на сопротивление прихожан, церковь была перестроена под Клуб водников (речников). Позднее была разрушена колокольня, а в 2002 году здание сильно пострадало от пожара.

В церкви Жён Мироносиц (та, что справа) сейчас размещается музей Новогодней игрушки.

Погуляла по валам, вернулась на набережную и пошла дальше, к своей цели — красной церкви.

А дальше по набережной мне встретилась скульптура Водолея, который символизирует слияние рек Сухоны и Юга.

Надпись на скульптуре:
Соединяет седой Водолей реки друг с другом.
Соединяет средь рощ и полей Сухону с Югом.
Надпись на скульптуре: Соединяет седой Водолей реки друг с другом. Соединяет средь рощ и полей Сухону с Югом.

Прочитала, что раньше эта скульптура Водолея — символа города, стояла в центре города, в Комсомольском сквере. И тогда это была не просто скульптура, а фонтан. Но в начале 90-ых годов её перенесли во вторую часть города, удалённую от исторической и установили рядом с бывшим речным вокзалом, освободив таким образом, в сквере место для памятника Ерофею Хабарову.

Немного дальше — памятник Петру I. Император неоднократно посещал землю Вологодскую, бывал он и в Великом Устюге.

Первое прибытие его было в 19 июля 1693 года с огромной свитой более 90 человек. 20 июля «государю угодно было слушать литургию в Успенском кафедральном соборе. Пётр Алексеевич пробыл в Устюге полторы сутки, затем продолжил путь свой к городу Архангельску».
Второе прибытие Петра Алексеевича было «в 1694 годе мая 13 дня, в воскресенье. Ночевал царь на своём корабле. Стоял ночь и на завтра до половины дня, а потом отправился к Архангельску. С ним находились бояре и разных чинов люди».
«В мае 1702 года в третий раз через Устюг ехал в Архангельск царь Пётр I. С ним был и 12-летний царевич Алексей. Флотилия Петра запаслась в Устюге печёным хлебом, квасом да пивом хмельным и отправились вниз по Двине».

Прогулка по набережной была хоть и продолжительной, но совсем неутомительной. Созерцание реки всегда приятно и доставляет удовольствие.

А, вот наконец-то, и церковь Симеона Столпника. Сейчас уже с уверенностью могу сказать, что она — самая красивая и необычная в Великом Устюге, хотя её несколько потрёпанная внешность приводит в недоумение — такая красота и в таком неприглядном виде. Но всё равно — глаз не отвести!

Необычна она прежде всего своим ярко-красным цветом, что нехарактерно для храмов русского севера. Главный фасад храма обращён к Сухоне. Перед ним расположена опирающаяся на аркаду широкая терраса, на которую ведёт открытая лестница.

И это единственная церковь Великого Устюга, в архитектуре которой присутствуют черты западноевропейского барокко. Окна обрамлены вычурной формы наличниками. Стены украшены плоскими пилястрами, увенчанными уникальными изразцовыми капителями, которые придают облику храма необычайную нарядность и торжественность, а их изумрудный цвет добавляет дополнительный колорит Симеоновской церкви.

Церковь была построена в середине XVIII века, её строительство закончилось в 1747 году, а в 1757, во время большого пожара храм сильно обгорел. В 1765 году, на средства купца И. Я. Курочкина, храм был перестроен, тогда же построили отдельно стоящую колокольню в стилистике церкви. Колокольня завершена шпилем, характерным для того периода русского зодчества.

Интерьер церкви Симеона Столпника относится также к 1765 году. Основное помещение храма было обильно украшено разнообразной лепниной. Под стать лепному декору и иконостас. Большой, сверкающий золотом, он представлял собой высокую декоративную стену с необычайно сочной и пышной резьбой.

В 1930 году храм был закрыт, были сброшены колокола и частично разобраны иконостасы.
Почти все иконы, как и царские врата иконостаса бесследно исчезли. В Государственной Третьяковской галерее хранится древняя храмовая икона из этого храма «Симеон Столпник в житии», написанная во второй половине XVI века.

Сейчас храм действующий, в 2003 году он был вновь освящён, став третьим действующим в Великом Устюге. Для службы в основном используется нижняя (зимняя) церковь.

Пишут, что уникальный барочный иконостас XVIII века в церкви есть. Интересно было бы увидеть его. Только вот церковь стоит в основном закрытой, и открывает свои двери только во время нечастых богослужений.

Поэтому туристам остаётся только осматривать храм снаружи или, если есть время, ждать очередной службы.

Ну что ж, цель достигнута, церковь — великолепное творение русских зодчих, я осмотрела. Назад шла опять по набережной, потом вышла на Советский проспект с красивыми домами. Вечером центральная часть этого проспекта становится пешеходной.

Вечерний закат освещал улицу мягким светом, придавая ей романтичность.

Советский проспект

И вот на этой закатной, романтической ноте завершился мой первый день в Устюге.

Переполненная впечатлениями, я вернулась в гостиницу. Завтра — новый день, новые открытия и много новых интересностей, о которых я расскажу и покажу их в своём следующем рассказе.

Спасибо всем, кто прогулялся со мной по Великому Устюгу.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.