Продолжаем рассказывать о поездке по весенней Португалии.
Сегодня мы едем смотреть винодельческий район Алту-Дору, находящийся в долине реки Дору. Она протекает через всю северную часть Португалии и впадает в Атлантический океан. А свое начало эта река берет в Испании, и испанцы ее называют иначе: Дуэро. Как бы то ни было, обе страны в долине Дору/Дуэро делают замечательные вина. Алту-Дору, в частности, — это главный регион-производитель португальского портвейна.
Виноградники в Альту-Дору
Долина реки Дору — это один из самых старых винодельческих регионов в мире: археологические раскопки показали, что вино в этих краях делают уже почти две тысячи лет. Всерьез же о местных винах начали говорить только в 15-м веке, а о знаменитом портвейне — только в 17-м столетии.
В 2001 году этот винодельческий район был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО...
... благодаря «культурному ландшафту выдающейся красоты, который отражает технологическую, социальную и экономическую эволюцию» региона.
Винодельческие регионы повсюду обладают какой-то особой магией, и оказываясь там, невозможно оторвать взгляд от разлинованных терассами склонов, спускающихся в долину, к быстротечным рекам, повторяя их изгибы. Долина Дору — не исключение.
Здесь какая-то своя, волшебная «винодельческая» геометрия: это царство извилистых линий, идущих в разных направлениях и подчиняющихся какому-то своему порядку; полное отсутствие прямых углов, все плавно, грациозно, округло. Картинки этих склонов просто завораживают!
«Bинодельческая» геометрия.
Конечно, самый лучший способ познакомиться со всей долиной Дору в удобном для себя темпе — это путешествие на автомобиле. Хотя дороги на склонах в основном заасфальтированы, но без серпантинов и узких участков не обходится.
Пока мы перемещаемся по винодельческому району Алту-Дору, расскажу о том, как портвейн завоевал свою мировую популярность. Можно сказать, что портвейн обрел славу благодаря нескольким событиям, связанным с англичанами. В 1667 году началась, говоря современным языком, санкционная война между Францией и Англией: в ответ на повышение французами пошлин на английские товары британский Парламент запретил импорт французских вин. Свято место пусто не бывает, как известно, и англичане начали активно осваивать португальский рынок вина. Тем более, что еще с 14-го века Португалия и Англия были союзниками.
Долину пересекает виадук, по которому проходит национальная автомагистраль
Одна из популярных легенд гласит, что английские торговцы попробовали первое крепленое вино в португальском городе Ламегу в долине Дору. Вино им понравилось, как и сама идея добавления небольшого количества винного спирта при приготовлении напитка. Дело в том, что португальское вино доставляли на Британские острова морем, и его «крепление» способствовало его лучшей сохранности при длительной перевозке. Сначала винный спирт добавляли к уже готовому сухому вину. Лишь в 19-м веке появилась технология крепления напитка в ходе его ферментации, тогда же подобрали оптимальные пропорции вина и винного спирта (бренди).
По одному из участков этого виадука мы проехали на следующий день.
С начала 18-го века, когда на портвейн англичане значительно снизили ввозную пошлину, его стали возить в Британию большими партиями, и он стал там очень популярен. С ростом популярности на рынке появились подделки. Положил конец этим злоупотреблениям маркиз де Помбаль (выдающийся португальский реформатор 18-го века): в 1756 году в долине Дору были определены и официально задокументирированы границы винодельческой зоны для единственно законного производства вин с наименованием Port на этикетке. Тогда же подробно регламентировали способ изготовления портвейна.
Азулежу, посвященное роли маркиза де Помбаль в регулировании производства портвейна.
Мы едем по долине Дору и по пути нам встречаются отдельно стоящие домики, часовни, небольшие деревушки, в которых течет тихая и размеренная жизнь.
Первую большую остановку мы делаем в городке под названием Вила-Реал (Vila Real), название которого, означающее Королевский город, — свидетельство его происхождения по королевскому указу. Старая часть город расположена на плато высотой 450 м, на мысу, образованном ущельями рек Карго и Кабриль. Со смотровой площадки открываются великолепные виды.
Лучшие времена у города Вила-Реал с его 700-летней историей остались позади, но следы былого величия до сих пор присутствуют.
На многих зданиях, разбросанных по старому городу, там и тут попадаются гербы португальских аристократических семейств, когда-то проживавших в Вила-Реал.
Кафедральный собор Вила-Реал, также известный как церковь Св. Доминика. Монахи-доминиканцы из Гимарайнша построили его как женский монастырь в 1424 году. Это пример готической архитектуры. Ныне имеет статус Национального памятника.
Дом Диого Кау (ок. 1452 – 1486), известного португальского мореплавателя. В 1480-х годах он совершил два успешных путешествия вдоль западного побережья Африки, исследуя реку Конго и побережья современных Анголы и Намибии. Этот дом, датируемый 1400-ми годами, считается местом рождения Диогу Као, но точных доказательств этому нет. На фасаде особо выделяется наружная лестница, защищенная нишей.
Но пожалуй самый интересный объект в районе Вила-Реал — это расположенный в 5-ти км от города Дворец Матеуш, шедевр позднего португальского барокко. В 2006 году он стал финалистом проекта Семь чудес Португалии. О нем мы расскажем отдельно, а пока, в качестве анонса, — парочка фотографий.
А мы продолжаем перемещаться по долине Дору. О климатических условиях региона можно сказать одним словом — континентальные. Зимой в горах достаточно влажно и холодно, а вот летом — жарко и сухо. Мы были там в конце марта, для этих мест — это еще «несезон», что мы в полной мере ощутили: было прохладно и дождливо. Но вы и так это можете видеть по фотографиям.
Нам достался дождливый день.
Виноградники выращиваются в основном террасным методом, и эти террасы — рукотворные. Многолетние усилия трудолюбивых португальцев сделали возможным выращивать виноград на этих крутых склонах. Да еще и почвы здесь бедные и каменистые (с выходящими наружу сланцами и гранитом), тем не менее, винограднику здесь хорошо. Правда, не всем сортам, а только местным, которые смогли адаптироваться.
На разных уровнях холмов устраивают «виноградные поля» — в виде широких «ступеней». Террасы укрепляют каменными стенами и иногда — деревьями (оливковыми, мандариновыми), чтобы грунт не осыпался. Это сочетание рукотворного и первозданного наполняет особым смыслом местную пословицу, которая гласит: «Бог создал Землю, а человек — Дору».
Террасы укрепляют каменными стенами...
Основные сорта винограда, выращиваемые в Алту-Дору: Турига Насьональ, Тинта Рориш, Турига Франка, Тинта Кау и Тинта Баррока (ни одного общеизвестного названия!). Стоит отметить, что портвейн — практически всегда — смесь разных сортов винограда.
Дорога нас привела на смотровую площадку, откуда открылся захватывающий вид на слияние двух рек — Дору и Пиньяу. Можно только пофантазировать, как бы это смотрелось в ясную погоду…
Слияние двух рек - Дору и Пиньяу.
А теперь мы в небольшом поселении Пиньяу (Pinhão), примостившемся в излучине одноименной реки. Население — ок.620 человек, три улицы, пристань…
А знают все в этих краях про эту деревню, потому что в Пиньяу самый красивый железнодорожный вокзал в долине Дору. Первый поезд прибыл в Пиньяу в 1880 году, и поначалу эта станция обслуживала причастных к виноделию и перевозку соответствующих грузов. Сейчас же ее основные клиенты — это туристы, прибывающие из Порту по железной дороге.
Железнодорожный вокзал Пиньяу. В 1937 году станция получила плиточные панели, которые сделали ее известной. 24 панели покрывают всю нижнюю часть стен главного здания вокзала.
Рассматривание этих азулежу — это как чтение истории, рассказанной с помощью изображений: истории долины реки Дору, поселения Пиньяу, а также истории портвейна.
Автор всех панелей - Дж. Оливейра, художник, который украшал и другие португальские станции.
В общей сложности 3047 отдельных плиток составляют 24 панели, изображающие, в частности, различные этапы производства портвейна: от сбора винограда до транспортировки бочек с вином на лодках рабелу по реке Дору, в погреба в Вила-Нова-де-Гайя (рядом с Порту).
Азулежу железнодорожного вокзала Пиньяу.
За Пиньяу начинается еще один очень красивый отрезок маршрута — 27-километровый участок национальной трассы 222, приводящий в городок Пезу-да-Регуа. Эта дорога вьется в непосредственной близости от реки Доуру.
На склонах, окружающих реку с обеих сторон, установлены большие щиты с названием портвейновых брендов. И таких брендов здесь не один десяток. Их видно с дорог и еще лучше — с реки. Многие бренды португальского портвейна теперь носят британские имена (Croft, Graham, Sandeman, Taylor и т. д.): англичане купили здесь и винодельческие земли, и права на реализацию портвейна.
На склонах - щиты с названием портвейновых брендов. Кстати, компания- производитель и продавец портвейна Ferreira - единственная, которая всегда была португальской.
Нужно сказать, что хотя этот регион наиболее известен производством портвейна, в долине Дору производят также и столовые вина (некрепленые), как утверждают, — столько же, сколько и крепленого вина. Некрепленые вина обычно называют «винами Дору». Если портвейн активно экспортировали с начала 18-го века, то обычные столовые вина стали отправлять в другие страны только с середины прошлого века. Те, кто побывал в Португалии, думаю, согласятся с нами, что многие португальские вина, а не только портвейны, очень хороши.
Наш автопробег по долине Дору закончился в небольшом городке Пезу-да-Регуа (Peso Da Régua), который чаще называют просто Регуа. Там мы специально остановились на следующее утро, выписавшись из гостиницы. Этот день был ясным и солнечным.
Регуа славен своими мостами, которых там целых три. Один - местный автомобильный, другой - часть национальной автострады, а третий - бывший железнодорожный, который недавно стал пешеходным.
Небольшой причал в Регуа, которым пользуются туристы, совершающие однодневные круизы по реке Дору - из Порту в Пезу-да-Регуа и обратно.
Большинство людей, оказавшихся в Регуа, посещают музей Дору. Мы не стали исключением. Этот современный музей, расположенный в здании бывшего склада, рассказывает об истории винодельческой промышленности в долине реки Дору. Регуа, расположенный в самом сердце района по производству португальских вин, и сейчас — главный узел автомобильных, железнодорожных и речных путей в этом регионе.
Здание музея Дору. На переднем плане - рабелу (rabelo) — традиционное португальское парусное судно с плоским дном.
Лодки рабелу больше столетия были основным транспортным средством, на котором перевозили бочки с вином к морским портам Порту и Гая. Их использовали даже после открытия в этих краях (в 1880-х гг.) железной дороги, хотя она и представляла собой более быстрый и безопасный метод перевозки. Ну, а сейчас в транспортировке вина вне конкуренции авторефрижераторы.
Модель рабелу в музее Дору. Рабелу - бескилевая лодка с плоским дном, оснащенная большим прямым парусом и длинным веслом. Длина лодки – 23 метра, ширина – до 4,5 метров. Сейчас на таких лодках в основном катают туристов.
Экспонатов в музее не так уж много (в сравнении с имеющимися площадями), но кое-что интересное выяснить там удалось.
Португальские вина и география их поставок.
Если кратко, то основные этапы производства портвейна выглядят следующим образом. 1. Отжим собранного урожая винограда — под прессом или вручную (точнее, вножную:). 2. Брожение: процесс длится обычно 2–3 дня. За это время успевает перебродить до 50% сахара, а содержание естественного спирта в сусле достигает 6–8%. 3. Крепление: в сусло вливают небольшое количество виноградного спирта (бренди) крепостью 77%, с помощью которого останавливают ферментацию и поднимают крепость напитка до 18–22%. Неперебродивший сахар остается в портвейне, придавая ему характерную сладость.
Дистилляторы (по-простому, самогонные аппараты) для производства виноградного спирта (бренди) - важного ингридиента в изготовлении портвейна. Процесс дистилляции винного спирта регулируется в стране с 1756 года (маркиз де Помбаль!). С 1991 года выпуск винного спирта в Португалии монополизирован одной из государственных компаний.
Заключительныый этап в производстве портвейна — выдержка. В отличие от технологии изготовления сухих вин, будущий портвейн всегда выдерживается в дубовых бочках не менее 2-х лет, и это закреплено законодательно как неотъемлемая часть его производства. Будущий портвейн в дубовых бочках выдерживается в двух местах: большая часть — в погребах на территории хозяйств, а наиболее качественно удачные образцы — в погребах Вила-Нова-де-Гайя (рядом с Порту).
Наш старый знакомый "черный человек".
Из Регуа мы бросаем прощальный взгляд на силуэт «Черного человека» и направляемся в Гимарайнш, который называют колыбелью Португалии.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия