Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 16:07

По весенней Португалии

Обидуш, Мафра, Эрисейра, Баталья, Назаре, Авейру + 10 городов — Португалия Март 2024

Португалия для нас, россиян, — далёкая европейская страна, с которой Россию во все времена практически ничего не связывало: ни общие границы/интересы, ни спорные территории, ни династические браки. И, тем не менее, эта страна внимание пытливого русского человека привлекала всегда, и мы знаем о ней с младых лет.

Прежде всего, для нас Португалия — родина великих мореплавателей, открывших миру много новых земель по всему земному шару и сделавших свою страну гигантской колониальной империей в 15–18 веке. И этот сюжет был одним из наших главных интересов в этой поездке. Но должны признаться, что даже после погружения в тему и посещения разных мест, посвященных периоду Великих географических открытий, ум отказывается понимать, как такая маленькая Португалия, в которой к 16-му веку было всего около двух миллионов собственного населения и не было серьезной наземной армии, могла править огромной империей со многими миллионами жителей в Южной Америке (Бразилия), Африке (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Биссау и др.) и в Азии (форпосты по побережью Индии, Гоа, Цейлон, Оман и др.).

От тех заморских владений у Португалии на сегодня ничего не осталось (кроме Азорских островов и Мадейры, имеющих автономный статус). Однако прежние колонии преобразили страну до неузнаваемости, дав толчок экономическому и культурному взлёту, интенсивному строительству по всей стране. Именно тогда были возведены многочисленные дворцы, монастыри, храмы, виллы и т. п., которыми любуются уже несколько поколений португальцев и туристы. Имена Энрике Мореплавателя, Васко да Гамы, Педру Альвареса Кабрала и Фернана Магеллана справедливо вписаны золотыми буквами в мировую историю и историю Португалии.

Монастырь Херонимуш в Лиссабоне, ставший символом португальских географических открытий. Монастырь начали строить в 1501 г. по обету короля Мануэля I, пообещавшего воздвигнуть комплекс, если Васко да Гама успешно вернётся из Индии.

На период высшего могущества Португалии, её расцвета как морской державы пришлось и появление мануэлино — особого стиля в португальской архитектуре 15–16 вв. Это кружевное португальское чудо сопровождало нас на протяжении всего путешествия!

Фрагмент портала в монастыре Баталья. Стиль мануэлино во всей своей красе!

Мы провели в стране суммарно 3 недели, начав свою поездку в Лиссабоне и объехав по кругу бОльшую часть территории Португалии.

Наш машрут в этой поездке: 1 - Лиссабон, 2 - Синтра (с заездом по дороге в Келуш), 3 - Эвора, 4 - Томар, 5 - Конимбрига, 6 - Коимбра, 7- Ламегу, 8 - долина реки Доуру, 9 - Амаранте,  10 - Гимарайнш,  11 - Брага, 12 - Порту, 13 - Авейру, 14 - Назаре,  15 - Баталья, 16 - Алькобаса, 17 - Мафра, 18 - Эрисейра, Лиссабон.
Наш машрут в этой поездке: 1 - Лиссабон, 2 - Синтра (с заездом по дороге в Келуш), 3 - Эвора, 4 - Томар, 5 - Конимбрига, 6 - Коимбра, 7- Ламегу, 8 - долина реки Доуру, 9 - Амаранте, 10 - Гимарайнш, 11 - Брага, 12 - Порту, 13 - Авейру, 14 - Назаре, 15 - Баталья, 16 - Алькобаса, 17 - Мафра, 18 - Эрисейра, Лиссабон.

В Лиссабоне мы провели 4 дня, там есть что посмотреть, безусловно. В частности, там сконцентрированы объекты, посвященные Великим географическим открытиям, а также лучшие в стране художественные музеи.

В Музее плитки в Лиссабоне. Выдающийся музей, очень советуем не пропустить!

Питер Брейгель Младший. Дела милосердия (между 1601-1625). Национальный музей старинного искусства, Лиссабон.

Лиссабон, разрушенный сильнейшим землетрясением 1755 года, был отстроен заново, но и сейчас в целом производит впечатление города, сильно потрепанного жизнью. Хотя многое в нем выглядит достаточно привлекательно, все же сказать, что именно Лиссабон часто вспоминается по завершении этой поездки, было бы неправдой.

По весенней Португалии

Лиссабон, как и большинство других городов, в которых мы побывали, расположен на склонах холмов. Так что натопались мы в этой поездке вдоволь, ежедневно проходя по 15–18 км. Вверх-вниз, вверх-вниз… Физическая активность в Португалии удивительным образом накладывается на атмосферу расслабона, в которой, как показалось, пребывает страна. И это состояние, должны сказать, очень заразительно и в комбинации с ежедневной физической усталостью обеспечивает хороший сон — несмотря на все драматические события (за которыми мы следили), разворачивавшиеся в это время в других регионах мира.

Из Лиссабона мы на пару дней съездили в Синтру. Вот это место в Португалии пропускать нельзя! Оно интересно и исторически, и архитектурно, и как замечательный природный объект! В Синтре два дворца с национальным статусом, мавританская крепость и две усадьбы с великолепными парками-садами. Так что там есть чем заняться.

Дворец Монсеррат в Синтре.

После Лиссабона-Синтры мы арендовали машину и дальше перемешались по маршруту на авто. Отметим, что за много лет путешествий не можем припомнить такой низкой цены на аренду машины с автоматической коробкой передач — примерно 20 долларов в день. Особенно сейчас, когда цены выросли повсюду и на все, это выглядит поразительно. Если в целом оценивать уровень португальских цен, то услуги отелей особо дешевыми нам не показались, а вот еда и вино, в том числе в ресторанах — определенно дешевле, чем, скажем, в той же Италии, где мы были за несколько месяцев до того.

За пределами нашего внимания в этой поездке остался в основном только самый южный, пляжный регион под названием Алгарве — и не потому, что мы не любим море. Просто была вторая половина марта-начало апреля, и время купания ещё не настало. Выбор же периода поездки был чисто прагматичным: мы торопились воспользоваться истекавшими шенгенскими визами. Хотя купание в это время нам «не светило», все-таки побережье (не южное, а западное) в свои планы мы включили. И ни разу не пожалели.

По весенней Португалии

Побережье и в Назаре, и в Эрисейре в период с октября по февраль известно своими высокими волнами (до 30 м), что привлекает туда любителей экстремального серфинга. Мы там были в начале апреля, но даже в это время на простых смертных волны производили устрашающее впечатление. Но прогулкам вдоль океана это не препятствовало, а они, конечно, — отдельное удовольствие.

Была весна, и погода стояла переменчивая (как это и свойственно этому времени года), с колебаниями температуры от +8С (в северной части страны) до +26С в Лиссабоне. Но весна чувствовалась во всем: и в воздухе, и в свежей распускающейся зелени, и в разнообразном цветении.

По весенней Португалии

В целом нам с погодой повезло, хотя одна неделя из трех была хмурая и дождливая. Самая непогода пришлась на Брагу, но все-таки, хоть и под зонтами и с мокрыми ногами, мы поднялись по 500+ ступенькам к знаменитой португальской святыне — церкви Бон Жезуш ду Монте.

Хотя Португалия как государство существует только с 12-го века, но её территории были заселены задолго до того. Когда-то она была римской провинцией, и материальные следы пребывания римлян сохранились в нескольких местах на нашем маршруте. И мы не обошли их стороной.

КонИмбрига — одно из крупнейших, хорошо сохранившихся римских поселений на территории современной Португалии.

Очень нам понравилась первая столица Португалии — город с невыговариваемым и незапоминаемым названием Гимарайнш (порт. Guimarães). Для облегчения своей языковой участи мы его почти сразу «переименовали» в Геморрой, хотя это абсолютно не соответствовало впечатлению от города.

«Открыточный вид» Гимарайнша - церковь с очень длинным названием Igreja de Nossa Senhora da Consolacao e Santos Passos.

Второй столицей Португалии в 12–13 веках была Коимбра. Сейчас город известен в основном благодаря своему университету, одному из старейших в Европе.

В Коимбре мы сходили на концерт фаду. Это такие своеобразные португальские романсы, песни души, в которых доминируют меланхолия и тоска по чему-то несбывшемуся. Нам понравилось. Впечатление усилил предложенный организаторами по окончании концерта бокал портвейна.

На концерте фаду в Коимбре.

Рассказывая об этой поездке, совершенно невозможно не сказать про портвейн — еще одну португальскую ассоциацию у российского человека, особенно выросшего в советский период. В наши студенческие годы это сладковатое крепленое вино, сделанное где-то на юге СССР, шло под девизом «дёшево и сердито»: стоило недорого, но «брало» довольно быстро. В те времена мы не особенно-то задумывались о том, когда, как и почему был придуман способ изготовления портвейна, но история у напитка, как оказалось, — длительная и вкус его — благородный. В чем обязательно убеждаешься, путешествуя по Португалии. И с пресловутыми «Тремя семёрками» (они же «Очко»), о которых может вспомнить старшее поколение, настоящий портвейн не имеет ничего общего.

Винодельческий регион, производящий портвейн, расположен на севере страны, в долине реки ДОуру. Она течёт из Испании в Атлантику, делая множество поворотов по пути к океану. Автомобильные дороги вьются вместе с рекой, а вокруг — горные склоны с виноградными террасами. И там и тут разбросаны белые домики с красными крышами. Это очень красиво! Недаром же долина реки Доуру считается одним из самых живописных винодельческих районов мира. И хотя нам не очень повезло с погодой в северной части Португалии, не восхититься красотами природы в тех краях просто невозможно!

В долине реки Доуру.

Еще одна португальская фишка — керамическая плитка, которая в этой стране из простого отделочного материала превратилась в предмет искусства. Португальцы называют ее азулЕжу. Азулежу там повсюду: как на фасадах, так и в интерьерах обычных домов, церквей, дворцов, железнодорожных станций и т. д.

На глазурованных плитках в Португалии пишут номера домов и названия улиц, из них делают вывески и изразцовые наличники окон и дверей. И все это настолько необычно, что поначалу хочется фотографировать каждый объект, оформленный таким образом. Постепенно внимание становилось более избирательным, но наше удивление стилевому и сюжетному разнообразию азулежу до конца поездки так и не прошло.

Керамическую плитку придумали не португальцы, она пришла к ним из Испании, а к испанцам — от мавров. Но, пожалуй, такого массового и изобретательного использования изразцов в качестве отделочного материала, как в Португалии, ни в какой другой стране видеть не приходилось. Обилие плитки может нравиться или нет, но это определенно — культурное наследие страны и ее неповторимый стиль.

И завершить этот рассказ хотелось бы несколькими фото из Порту — пожалуй, нашего главного фаворита в этой поездке. С ним как-то сразу все сложилось: и погода наладилась, и городские виды сразу легли на сердце, и у Людмилы там был день рождения, и вкуснейший портвейн был именно там…

По весенней Португалии

И не сказать, что Порту прямо так уж безупречно выглядит, есть там над чем работать властям. Но даже при некоторой обшарпанности он кажется каким-то очень гармоничным, живым, и общая атмосфера там радостная, хотя Порту считается городом-работягой.

Роскошный позолоченный интерьер церкви Санта Клара в Порту.