Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Мигель де Сервантес
Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Мигель де Сервантес
С папуасским народом Мелпа мы фактически близко знакомились три раза. В предыдущем материале была первая встреча Папуа-Новая Гвинея ч.3 — народ племени Мелпа
Сразу после лесных папуасов мы пришли на большую поляну уже к другим мужикам.
Эти были более яркие и красивые. Не в плане внешности, а одежды и раскраски.
Данные представители народа мелпа одни из самых заметных племён на разных фестивалях.
Главное отличие — ходят ровным строем держась за руки.
При этом громко кричат, пугая своих врагов.
Когда в стране проходят важные праздники местные жители всех возрастов часто красят свои лица. Как мужчины, так и женщины.
Вариантов раскраски множество, но в подавляющем случае они выбирают образ мелпа.
Да что там местные жители, даже туристы выбирают раскраску мелпа. Такую сделал себе я и некоторые участники нашей группы.
Дело в том, что последние десятилетия народ мелпа использует на лице 4 цвета: красный, чёрный, жёлтый и белый.
Именно эти цвета присутствуют на флаге Папуа-Новая Гвинея. А население здесь, очень патриотичное, впрочем, как и в большинстве других странах нашей планеты.
Про жизнь в ПНГ, ряд бытовых и других моментов я напишу в отдельных материалах. В этом плане увидеть, конечно, удалось немногое, но слышал рассказы людей, читал информацию в интернете, смотрел видео.
Сейчас я пока больше выкладываю и показываю яркие традиции, с которыми нас знакомили в этом туре.
Вернёмся к раскраске лиц мелпа. Изначально, нанесение красок на лицо связано с воинственными целями. Чем ярче цвета и больше узоров, тем больше шанс напугать своих врагов.
Межплеменные войны здесь случались постоянно, иногда происходят и в наши дни.
Вот, к примеру выдержка из недавних новостей 2024 года: «Как минимум 53 человека погибли в провинции Энга в Папуа — Новой Гвинее из-за межплеменных столкновений, сообщила местная полиция. Тела жертв были найдены на обширной территории.»
Воюют чаще всего за земли и свиней. Но, сейчас естественно это происходит не в таком виде. Мелпа и другие племена красятся так только на особые церемонии, во время фестивалей и для туристических целей.
Раньше количество цветов на лице было меньше, поскольку использовалась только природная краска, сделанная из глины и других подручных компонентов, например сока растений эндемиков.
Длительное время использовалась красная охра плюс белая глина. Последняя и сейчас в ходу. На руках и плечах это точно глина.
Сейчас для лица чаще пользуются современными средствами. На празднике нас красили обычной акварельной краской. Хотя если присмотреться, чёрный цвет на лице неоднородный, а фактурный с какой-то примесью.
Если даже краска в наши дни искусственная, то вот про головные украшения можно с уверенностью сказать, что они сделаны из натуральных предметов, а именно из перьев птиц.
Помимо перьев в общем украшении лица и головы применяются ещё растения, как свежесобранные, так и засушенные.
Ну и плюс яркие шапочки, ракушки и бисер.
Пока мужчины мелпа пели для нас и позировали, в это же время на другой поляне местные жители выкладывали на продажу свою сувенирную продукцию. Но мы к ним так и не пришли, шопинг отложили для другой деревни.
Ну и в завершение материала, вот такой любопытный момент. Встреча двух цивилизаций. Одни с древними копьями, которые могут физически убить человека, другие с современными «копьями», которые тоже являются сильным оружием, но уже информационным.
А это несколько видео фрагментов. Пение однообразное, но это для нашего избалованного уха. Уверен, они думают, что исполняют сложное акапельное произведение. В принципе это так и есть.
На сегодня всё. Спасибо за внимание. Но, день этот ещё в самом разгаре, так что продолжение следует. Во всех предыдущих частях были одни мужики, в пятой серии наконец-то крупным планом будут и женщины.
Предыдущие материалы
Папуа-Новая Гвинея ч.1 — дорога и транзитный Сингапур
Папуа-Новая Гвинея ч.2 — народ Хули или первое знакомство с папуасами