«Вот Юрьевец, Юрьевец город какой —
Посмотришь в бинокль на него с высоты —
У самой воды, под самой горой
В две улицы тянется на три версты» Арсений Тарковский (отец Андрея Тарковского)
В том июньском автопутешествии 2021 года по пути из Городца в Кинешму мы посетили Юрьевец. Всего в поездке побывали в 13 городах, а рассказов я написал только два — об особо полюбившихся Гороховце и Городце, хотя тот же Нижний Новгород подарил очень яркие впечатления. А вот Юрьевец совершенно выбился из этого славного ряда, но при этом будто бы оставил зарубку в памяти, которая не дает о нем забыть.
Вид с шоссе на окраине Юрьевца на Горьковское водохранилище.
Рассказ не будет позитивным, но это не чернуха и не эпитафия, а эмоции и ощущения от увиденного. При нахождении в городе не покидало чувство какой-то безнадежности — как будто что-то неотвратимое уже произошло… Машину уже занесло, лавина сошла, пуля вылетела из ствола… Горько, но ничего не сможешь изменить и время вспять не повернешь. Время ведь самая безжалостная штука, его никто не может победить или обмануть. Да и договориться с ним вряд ли получится…
Вид на город с Пятницкой горы.
Было видно, что древний город в упадке, он не просто депрессивен, а тяжело болен, быть может безнадежно. Город тихо умирает не от военной разрухи, не от стихийного бедствия, а по экономическим и демографическим причинам… А ведь в городе столько интересного, у него большой потенциал, хотя бы по части туризма.
Вид на город с Пятницкой горы.
Историки спорят, кто основал город (Юрьев-Повольский или Поволжский) — то ли князь Юрий Долгорукий в 1150 году, то ли великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович в 1225 году. В любом случае Юрьевец — современник Москвы. Вместе со всей страной он переживал в своей истории многие несчастья, в том числе нашествие хана Батыя и польско-литовских интервентов. В Юрьевце жил и служил знаменитый деятель старообрядчества протопоп Аввакум Петров. Получил статус города при матушке Екатерине в 1778 году.
Храм Богоявления Господня, построен в 1702-1719 годах.
Юрьевец является одним из древнейших городов нынешней Ивановской области, районный центр. Городок небольшой, его историческая часть вытянута вдоль Волги, которая всегда играла значительную роль в его жизни. После постройки Горьковского водохранилища река в области города стала очень широкой, противоположный берег почти не просматривается.
Вид с шоссе на окраине Юрьевца на Горьковское водохранилище.
Когда смотришь из города на воды водохранилища, создается странное ощущение, что находишься на краю Ойкумены — обитаемой земли. Кажется, что здесь, как в знаменитом фентази, когда-то поселились люди для охраны стены, которая защищала мир от «белых ходоков», нападавших из-за моря. Только вот века уже ходоков не видно, стена разрушилась, а ее охрана или вымерла или разъехалась кто куда…
Благодаря своему расположению на реке Волге Юрьевец мог бы стать одним из самых значимых городов России, но что-то пошло не так… Расцвет города случился в 18–19 веках, когда здесь построили каменные храмы, открылась большая пристань, фабрики и заводы. Юрьевец стал успешным торговым и промышленным центром с красивыми купеческими домами и общественными зданиями. При этом железные дороги прошли в стороне от города.
Несмотря на это, в советские годы промышленность здесь работала, население росло вплоть до 60-х годов 20-го века. А вот после развала СССР почти все градообразующие предприятия закрылись, речной порт «Юрьевец» не функционирует. С 1967 по 2021 годы население города непрерывно сокращалось, уменьшившись почти в 3 раза, с 21000 до 8000 человек.
Историческое здание бывшего Юрьевецкого пивоваренного завода.
Надо отметить, что безмашинному туристу до Юрьевца добираться неудобно. Из Москвы ходят нечастые автобусы, ехать на которых надо более 9 часов. Можно добраться на поезде до Кинешмы, но от нее до Юрьевца еще 60 километров.
Лабаз. Одно из немногих сохранившихся в городе старинных хозяйственных сооружений.
А от Нижнего Новгорода до Юрьевца аж 175 километров. Да и на машине из Москвы ехать неблизко, хотя дороги вполне терпимого качества и неактивного трафика. Вот и получается, что расположен город на задворках цивилизации в условной глуши.
Храм Рождества Христова. Сооружен в 1815 (по ряду сведений в 1797 году).
В основном мы исследовали самую историческую часть Юрьевца — прибрежную, хотя городские районы забираются на окрестные холмы. У Храма Рождества Христова на маленьком церковном погосте обратил на себя внимание памятник с фотографиями.
Какие колоритные человеческие типажи проживали когда-то в Юрьевце…
В окрестностях Юрьевца находится архипелаг «Асафовы острова», который считается одним из самых красивых мест в Ивановской области. Раньше это были горы, названные по имени легендарного разбойника. А при строительстве водохранилища под водой оказались не только деревни и храмы, но и горы, чьи вершины возвышаются над водой. На островах есть песчаные дюны и рыбные озера, да только добраться туда непросто… С некоторых высоких точек города островки можно увидеть.
Храм Сретения Господня, построен в 1757 году, восстанавливается.
У меня город ассоциируется с именем режиссера Андрея Тарковского, чьи ранние фильмы, особенно «Андрей Рублев» и «Зеркало» смотрел по много раз. В Юрьевце Тарковский жил у бабушки и дедушки в 1936–1939 и в 1941–1943 годах в эвакуации. Фильм «Зеркало» снят по его детским воспоминаниям и впечатлениям.
Культурный центр имени А.А. Тарковского.
В городе есть музей Тарковского, сквер Тарковского, Культурный центр имени Тарковского, где проводятся кинофестивали его имени. Наверное, в это время город оживает.
Музейный центр А.А. Тарковского.
В городе работают еще несколько музеев — Историко-художественный музей, Музей архитекторов Весниных, Дом сказки А. А. Роу. Но мы прибыли в город в понедельник, музеи не работали. Попади в музеи, возможно, и впечатление о городе в целом было бы другим. Но мне почему-то кажется, что мы там были бы единственными посетителями…
Историко-художественный музей. Расположен в бывшем доме купца и городского головы А. Л. Флягина, построенного в 1903 году.
Историко-художественный музей города с 1999 года располагается в доме купца и городского головы А. Л. Флягина, построенного в 1903 году. В годы войны здесь находилась начальная школа, в которой учился Андрей Тарковский.
Музей архитекторов Весниных.
Музей архитекторов Весниных открыт в родовом доме известных советских архитекторов — Леонида, Виктора и Александра, уроженцев города. Что интересно, творили они «на троих»)) Труимвират братьев проектировал станцию и плотину Днепрогэса, Дом культуры ЗИЛ и множество других объектов.
Дом сказки А. А. Роу связан с еще одним уроженцем города — блестящим советским режиссером. Александр Артурович Роу очень интересного происхождения — отец Артур Уильям Роу был ирландцем, который в 1905 году приехал в Российскую империю налаживать мукомольное производство, где и женился на гречанке Эйли Кэраджордж (Карагеоргий). Роу снял множество прекрасных фильмов, в основном сказок. Кто не помнит «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Конечно, их может не знать молодежь, родившаяся после распада страны…
Собор Входа Господня в Иерусалим, постройка 18 века.
Как формируется впечатление от увиденного? Оно является результатом визуального изучения различных мест и объектов. Потом добавляется фактология и некоторые знания, дополняясь наблюдениями и полученными эмоциями. Этот коктейль разбавляется личным отношением и настроением. В целом впечатления от Юрьевца остались достаточно безрадостные, так как частенько бросались в глаза разные детали жизни города, которые я для себя классифицировал как символы упадка.
Символ 1. Памятник Ильичу. Сколько разных Ильичей понатыкано на площадях и скверах наших самых маленьких городков и поселков! Частенько они меня раздражают, являясь образцами безвкусицы, а иногда и откровенного китча. Честное слово, я бы некоторых убрал, как и вернул бы дореволюционные наименования улицам. Насколько поэтичней звучит, например, Покровская или Заовражная улица вместо чужеродной Клары Цеткин.
Но в то же время скульптуры Ильича обычно являются некими показателями зажиточности и уверенности в завтрашнем дне в данном населенном пункте. В самом захудалом поселке скульптуру хотя бы чистят и подкрашивают дешевой серебряной краской)) В Юрьевце Ильич, знакомым движением спрятавший за спиной кепку, стоял совершенно потерханный и загаженный голубями мира.
То, что площадь перед ним собирались обустраивать свежей плиткой, беря пример со старших московских товарищей, ситуацию не спасало…
Символ 2. Колокольня. На Центральной площади находится несколько интересных зданий, в которых обосновалась власть и полиция.
Некоторое оживление среди представителей юрьевского населения было замечено только у здания полиции и близлежащем магазине.
В этом историческом особнячке располагается полиция.
Символ Юрьевца — Храм Георгия Победоносца в колокольне, 1820–1830 годов постройки, находится в ужасном состоянии — он попросту разваливается… Об этом предупреждала рукописная табличка с надписью «Острожно — камнепад».
Храм Георгия Победоносца в колокольне, 1820–1830 годов постройки.
Табличку разместили не случайно, где-то наверху возились голуби и от их движений на дорогу осыпались мелкие камни. Читал, что где-то за год до нашего приезда с колокольни упал крест и непонятно, поставили ли его в результате на место… Погуглив, я нашел только свежие новости, что деньги для реставрации колокольни выделены.
Символ 3. Заброшенные дома. Улица Советская, растянувшаяся «на три версты» вдоль Волги, застроена историческими одно-двухэтажными зданиями, каменными и деревянными. Некоторые из них отремонтированы — в них находятся различные учреждения.
Но чуть ли не каждый второй-третий дом нежилой со следами заброшенности, а то и разрухи. Во всех таких зданиях окна выбиты или заколочены.
При надлежащей реставрации они могли бы формировать облик старинного купеческого города, но на это явно нет денег или желания. А может быть того и другого одновременно.
танцплощадка в городском парке.
Символ 4. Городской сад. Небольшой городской сад, попавшийся по дороге, был совершенно безлюден. Хотя бы мама с коляской сидела на лавочке или старички стучали в домино… На заборе танцплощадки красовалась новая бодрая надпись, подтверждавшая, что это действительно городская танцплощадка. Но она даже травкой поросла, не похоже было, чтобы на ней в последнее время кто-то танцевал.
Берег Горьковского водохранилища, место будущей набережной.
Символ 5. Набережная. Набережные в приволжских городах являются центром транспортной, культурной и туристической жизни. Для приезжего люда они во многом определяют лицо города. Видел отличные набережные не только в Ярославле, Рыбинске или Кинешме, но и в махоньком Мышкине. В Юрьевце набережной обнаружено не было, была 3-километровая защитная дамба, уныло тянувшаяся вдоль Волги. Ее соорудили в свое время при сооружении Горьковского водохранилища.
Подготовка к установке в Волге памятника затопленным храмам.
Ради справедливости надо сказать, что относительно небольшую набережную в настоящее время все-таки оборудовали, о чем мне радостно сообщил инет. Назвали ее «Набережной памяти утраченных храмов» — в честь храмов, залитых водами водохранилища.
Фото из интернета. Набережная после реконструкции.
Недалеко от берега установили памятник в виде главы храма, который во время нашей поездки стоял на берегу.
Символ 6. Школа. Крепкое на вид краснокирпичное здание явно дореволюционной постройки сохранило на себе многочисленные таблички. Из них стало ясно, что школа носило имя А. С. Пушкина, в ней учились знаменитые юрьевцы, в том числе Герои Советского Союза. Во дворе находился еще крепкий памятник ученикам, погибшим на фронтах Великой Отечественной, у которого даже лежали цветы.
Но двор школы зарос травой, окна были забиты. Светило солнце, ветер с водохранилища шевелил ржавещие дверцы ворот, которые меланхолично негромко скрепели, качаясь туда-сюда…
Это было то, что любил снимать Тарковский, кажется, в кинематографе это называется «длинным кадром». Зрелище гипнотизировало, воздух загустел и показалось, что души былых учеников где-то здесь, сквозь дымку забвения, живут своей школьной жизнью и сейчас станут слышны их приглушенные стеной времени разговоры…
Юрьевецкая детская школа искусств.
Школа расстроила меня больше всего. Вдруг стала понятна главная причина какой-то странности в восприятии города, его некой сюрреалистичности — малолюдность. Слово безлюдность применять некорректно, встречались редкие одинокие прохожие, иногда проезжали машины. Но малолюдность и местами полное отсутствие звуков человеческой жизни было необычно и смутно тревожило.
Символ 7. Жители. Люди не встретились нам на берегу реки и в маленьком городском парке. Детей и подростков не было видно вообще, а ведь на дворе было солнечное лето, когда к бабушкам в провинцию съезжаются любимые внуки. Ни одного праздношатающегося туриста, кроме нас, встречено тоже не было. Даже местные маргиналы не тусовались на площади у магазина. Только из открытого окна в одном месте услышали нетрезвые ленивые голоса.
Когда искали дорогу к деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы с желанием залезть на колокольню, спросили дорогу у местного жителя, который копался в огороде. «Да вроде сюда» — равнодушно махнул дядька рукой в сторону холма, глядя куда-то в сторону выцвевшими глазами — «Я туда не хожу»…
Дорожка на Предтеченскую гору.
Храм был на холме метрах в трехстах. Возникло подозрение, что местный житель никуда не выходил со своего огорода со времен распада Союза и у него много лет «день сурка».
Вид через дыру в заборе )) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы середины XVIII века была перевезена в Юрьевец в 1989 году из села Талицы. В 1994 году сгорела, постепенно восстанавливается. Находится на Предтеченской горе.
Но на колокольню храма, как и в музеи, мы тоже не попали. На заборе висела табличка с надписью — «Частная территория. Желающим попасть на колокольню звонить по телефону. О. Евгений». После нескольких гудков О. Евгений взял трубку и после паузы сообщил — «Я вообще-то в Турции. Можете недели через три подойти, буду».
Историческое здание Юрьевецкого городского совета рабочих и солдатских депутатов.
Посетила грустная мысль — когда в городе некому жить, у него нет будущего. Конечно, можно отполировать лысину памятника Ильичу, добыть деньги у властей или спонсоров на реставрацию колокольни и исторических зданий. Но кто здесь будет жить?
Единственную компанию числом в 4–5 человек, к тому же занятую делом — распилкой упавшего от урагана дерева, мы увидели случайно. Подумалось — ура, вот и жизнь! Но при приближении к работающим стало видно их до боли знакомые по московским улицам лица — мигранты. Господи, вас то, сыны востока, каким жарким ветром сюда занесло — на край света?
Прекрасно знаю, что населенных пунктов в подобном состоянии у нас в стране немало. От осознания этого очень горестно. Но лично для меня именно Юрьевец в целом стал символом упадка старинных провинциальных российских городов. Не хочется ставить безнадежый диагноз, надеюсь, ему может что-то помочь, например, развитие туризма. Сюда бы могли заходить круизные суда, плавающие по Волге. Но не уверен, что найдутся средства и желающие вкладываться в развитие инфраструктуры…
Здание бывшего училища Миндовского. Начало XX в., памятник архитектуры. Городской дом культуры.
При выезде из города в глаза бросились следы недавнего мощного урагана, пронесшегося над Ивановской областью — лес лежал широкой полосой, стволы деревьев были переломаны как спички. Подумалось, что это тоже какая-то мрачная символика… Мы не стали останавливаться для фотографирования.
P/S Мнение автора субъективно и не претендует на абсолютную истину.
Цикл материалов «Путешествие в Нижний Новгород»:
1. Город русской патриархальности. Влюбиться в Гороховец
2. Пряничный город с добрыми жителями. Знакомство с Городцом
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия