«- Петрович, долго же мы будем за правду мучиться?..
— До самой смерти, Марковна…
— Добро, Петрович, ино еще побредем». Из разговора протопопа Аввакума с женой на пути в Сибирь.
В конце короновирусного лета мы все-таки проехались по восьми городам Золотого кольца, в которых не бывали или были очень давно. После путешествия пришлось погрузиться в решение накопившихся дел, и в это время на глаза попала экскурсия, которую организовывает один из московских туристических сайтов, услугами которого давно пользуемся — по Рогожской слободе, историческому месту проживания московских старообрядцев. Самое интересное было то, что основную часть экскурсии должен был вести старообрядец, то есть был шанс услышать рассказ о взглядах на мир, религию, раскол в русской церкви от самих старообрядцев, из первых уст. Тем более, что текущий год является юбилейным для старообрядцев, они отмечают 400-летие своего духовного лидера, протопопа Аввакума. В рамках этого юбилея на территории Рогожской слободы экспонировались две фотовыставки — «Потомки Аввакума» и «Лики старообрядчества», фото старообрядцев с этих выставок далее используются в рассказе. Фигура протопопа Аввакума Петрова, как пишут старообрядцы — «образца служения Вере и Родине», давно привлекала автора. И в исторических материалах и в литературных произведениях его жизнь и деяния описываются и упоминаются часто. Несомненно, такую экскурсию жалко было пропустить. И денек выдался неплохой — солнечный, хотя осень уже потихоньку вступала в свои права.
До Рогожской слободы можно добраться от станции метро Римская или Площадь Ильича. Нам было удобней и ближе добраться от станции Калитники МЦД-2. Территория Рогожской слободы достаточно невелика, с нескольких сторон окружена оживленными московскими трассами, но ступив на нее, заинтересованный человек будто попадает в другое историческое измерение, на несколько веков назад, приближается к нашему прошлому, к ушедшей русской жизни, с жадным интересом заглядывая в родную историю, скрытую пеленой времени и искаженную недостоверными трактовками…
Как впоследствии объяснил гид — старообрядец Евгений, исторически весь комплекс ранее назывался Рогожским кладбищем, но поскольку такое название для мирян звучит грустно, современное название стало звучать как Старообрядческий духовный центр Рогожское.
Во времена гонений на старообрядцев у них не было единого центра, общины были разбросаны по территории огромной империи, а то и за рубежом. Вследствие удаленности друг от друга у сторонников старой церкви появились различные направления (согласия или толки по терминологии старообрядцев). Их достаточно много. Два основных — поповцы и безпоповцы. Еще одним крупным направлением являются единоверы — единственные старообрядцы, пришедшие к компромиссу с РПЦ. Существует немало менее известных направлений или поднаправлений, иногда имеющие экзотические названия, например — дырники.
Во избежание путаницы необходимо отметить, что различные религиозные секты, в том числе хлыстов, скопцов и молокан, не имеют никакого отношения к старообрядцам (или древлеправославным), эти секты возникли позже, в послепетровские времена.
Центром старообрядцев-поповцев в Москве стала Рогожская слобода, а центр старообрядцев-беспоповцев располагается на Преображенке. Рогожская слобода возникла в конце 18-го века в царствование Екатерины Великой, при которой государственная политика по отношению к староверам смягчилась. Во время эпидемии чумы староверы активно способствовали борьбе с болезнью, что было отмечено властью и им было разрешено селиться рядом с кладбищем. Здесь они построили часовню, впоследствии вокруг расстроилась слобода, население которой в 19 веке достигало 70 тысяч человек. Кстати, термин «старообрядцы» был введен при Екатерине, до этого использовалось название «староверы».
Старообрядцы — фото с выставки
Конечно, в первую очередь в слободе представляет интерес комплекс архитектурных сооружений. На территории Рогожской слободы находится три храма, храм-колокольня и ряд административных и хозяйственных зданий, которые располагаются достаточно компактно. Самым древним является Храм святителя Николы Мирликийского, изначально старообрядческий храм 1776 года постройки. У него сложная судьба, он перешел в 1854 году от старообрядческой церкви поповского согласия к единоверческой, после чего был сильно перестроен по проекту архитектора В. Н. Карнеева в русско-византийском стиле. Очень красивое, нарядное, узорчатое здание! В советское время храм действовал, в 1988 году был передан РПЦ, в чьем ведении в настоящее время и находится.
Покровский собор был построен в 1790–1792 годах по проекту архитектора Казакова, в ходе строительства сильно измененному. Храм планировался очень большим и пятиглавым, но в результате оставили только одну главу и уменьшили размер. Причина этого состояла в нежелании власти видеть старообрядческие храмы более величественными, чем храмы РПЦ.
Покровский собор
В 1804 году рядом с Покровским собором был построен зимний храм Рождества Христова в стиле псевдоготики по проекту архитектора И. Д. Жукова.
Храм рождества Христова
В 1912–1913 годах по проекту архитектора Ф. И. Горностаева был выстроен храм во имя Воскресения Христова с колокольней. Он был украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц. Колокольня совсем немного ниже кремлёвского Ивана Великого, власти и в этом случае не разрешили старообрядцам построить самую высокую в Москве колокольню, хотя ее сооружали в «золотое время» старообрядчества, после императорского указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», когда впервые с 17 века старообрядцы перестали чувствовать себя изгоями в родной стране.
Храм Воскресения Христова с колокольней
Дом причта — был восстановлен в последние годы из полуразрушенного состояния. В настоящее время здесь располагаются службы Рогожской общины, музейный зал, классы воскресной церковной школы, проводятся выставки.
Дом причта
Митрополичьи палаты В Рогожской слободе находится митрополия, где проживает митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий. Мы его видели, седой благообразный пожилой человек, совершенно не пафосный, бодрым шагом в одиночестве шел по территории слободы под колокольный звон один, был совершенно доступен.
Митрополит Корнилий — фото с выставки
В советское время варварская мода разорения храмов не обошла стороной и Рогожскую слободу. С колокольни сбросили колокола, был закрыт и обезглавлен храм Рождества Христова, почти разрушен Дом причта. Пруды были засыпаны, снесен ряд зданий, на территории располагались учреждения и спортивные площадки. Мраморные надгробия вывозились и использовались при отделке станций Московского метро, что тогда широко практиковалось… Только в 90-х годах территория была возвращена старообрядческой митрополии, в последующие годы была произведена реставрации храмов, колокольни, восстановлен Дом причта и каскад прудов.
Каскад прудов
В кратком виде история раскола в русской православной церкви выглядит следующим образом. После принятия христианства в 988 году шесть с половиной веков Русь исповедовала православие по старинному обряду. За эти века произошло множество исторических событий, эпохальным для христианской церкви явилось разделение на римско-католическую и православную, а через несколько веков — падение Константинополя под натиском турок в 1453 году, откуда руководство православной церковью осуществлялась греческими патриархами. Сложные исторические события, отдаленность мест проживания православных греков от русских естественным образом привели к различиям в церковной обрядности, которые решили преодолеть в царствование Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, и в период патриаршества Никона, ставшим идейным лидером реформы. Идея реформы состояла в отказе от русских норм обрядности, сложившихся веками на Руси, в пользу греческих. Время правления Алексея Михайловича совершенно не было тихим, происходили события, последствия которых сказались на истории России через века.
Историки выдвигают разные версии о глубинных причинах реформы. Одна из основных — реформу продвигала идея государственной и церковной элиты того времени, заключавшаяся в том, что Москва, являясь преемницей Византии, должна стать третьим Римом, объединив все православные земли, да еще и отвоевать у турок Константинополь. С точки зрения современного человека идея насчет Константинополя выглядит ненаучной фантастикой, так как в то время для такой компании не существовало ни экономической ни военной возможности. Отвоевать у турок Константинополь не удалось никому, хотя при династии Романовых войн с Османской империей было немало…
Теперь, по истечении длительного исторического периода, зная исторические последствия реформы Никона, надо признать, что в стране не было ни реальных предпосылок для проведения реформы, ни готовности к ней населения. Да и кто и когда на Руси мнением народа всерьез интересовался… Не будем глубоко углубляться в вопрос об осуществлении технической части реформы в виде «исправления» богослужебных книг и внедрение норм измененной обрядности. Известно, что эта работа поручалось каким-то мутным и непроверенным иностранцам, вроде Арсения Грека, которым платили немалые деньги. Иностранные спецы, деньги, как водится, быстро осваивали, временами просто переставляя местами или заменяя в религиозных книгах слова, что здорово напоминает обычную халтуру.
Никоновскую реформу второй половины 17 века быстро приняли политические и церковные элиты, хотя и они далеко не все, а вот простой народ также массово изменений не принял, и при этом стал считать представителей правящих классов вероотступниками. В то же время власти объявляли еретиками сторонников старой веры, выбивая ее из голов и сердец народа жестокими силовыми методами, что разобщило русское общество на века и изменило его далеко не в лучшую сторону … Власть закрепляла свои действия на законодательном уровне, как царскими указами, так и соборными решениями.
По оценкам историков общество раскололось на две приблизительно равные половины. Часть общества приспособилась к новым порядкам, без особых раздумий и возражений приняв волю тогдашнего начальства, а более принципиальная, кто-то может назвать ее фанатичной, изменений не приняла, в результате чего стала гонимой и преследуемой. Думается, такие события могут отражаться даже на генетическом уровне. Кто приспособился, тот и выжил, а может и неплохо устроился — в генетический код нации встраивается конформизм как один из принципов жизни, а пассионарность этноса слабеет.
С точки зрения современного не воцерковленного человека трудно понять степень неприятия новшеств поборниками старого обряда и причины, по которым произошли такие трагические события. Кажется, уж так ли велика разница, сколькими перстами крестится человек — в конце концов Богу видней, что ему угодно, а что нет, он разберется… Но для противников реформ это было принципиально, вся жизнь глубоко верующих людей была связана с исполнением обрядов, переданных предками. Отказ от них был равносилен предательству Бога, предков и символов веры. А вот реакция властных реформаторов, уровень их жестокости по отношению к несогласным просто не укладывается в голове…
Приверженцы старой веры были объявлены раскольниками и преследовались по всей стране. После семилетней осады был взят и разгромлен Соловецкий монастырь — оплот противников реформы, все монахи-защитники были жестоко казнены различными изуверскими способами.
С. Д. Милорадович «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг»
По факту к сторонникам старой веры были применены жестокие меры инквизиции, которая исторически присуща католицизму. Эти жестокости были столь страшны, что старообрядцы стали массово использовать обряд самосожжения при приближении карательных войск, посылаемых властями, который получил название гарь. По оценкам историков десятки тысяч людей погибло в результате гонений, еще больше вынуждено было бежать из своих мест проживания на окраины государства, а то и за границу — вплоть до Османской империи. Впоследствии власти веками оказывали законодательное и экономическое давление на староообрядцев, предпринимали различные меры в целях разрушения общинной жизни, их векового уклада, в результате чего общины расселялись по всему миру.
Старообрядцы — фото с выставки
Слушая рассказ Евгения, становилось понятно, что по прошествии 350 лет после раскола старообрядцы по прежнему строго чтут каноны старой веры и так же непреклонны в своем непринятии изменений, привнесенных в русское православие реформой Никона. Из новой обрядности они не признают, кроме троеперстия, также поливальное крещение водой — по их канонам должно быть троекратное погружение в воду. Не признают написание икон не в древнерусской традиции, замену древнего церковного духовного пения на современное партесное, замену земных поклонов поясными и проведение крестных ходов против солнца. Крест у старообрядцев используется восьмиконечный, а на нательном кресте не практикуется изображение божьего образа. Они считают единственно правильным произношение и написание имени Спасителя с одной буквой И — Исус, а Николая Чудотворца — Никола. Во время служб молитва произносится всеми прихожанами вместе, поклоны делаются одновременно, так осуществляется принцип единения, соборности. Молиться иконам и прикладываться к ним старообрядцам возможно только во время службы и в строго установленном порядке.
Дети старообрядцев — фото с выставки
Евгений объяснил, что главным смыслом молитвы у старообрядцев является замаливание перед Богом грехов, что строго соблюдается, в то время как прихожане РПЦ в молитвах, зачастую, обращаются с различными просьбами — от материальных до просьб об исцелении или замужестве. На эту тему Евгений прошелся довольно иронично, сказав, что у прихожан РПЦ превалирует не вера в Бога, а ожидание от него личной выгоды, как от доброго барина… До сих пор для старообрядцев очень важным является внешний вид и поведение человека. Так, мужчина не должен брить бороду, а женщина обязана носить правильно завязанный платок, снять платок на народе — опростоволоситься (синоним опозориться). Старообрядцы не признают спиртное и курение, для женщины страшным грехом является аборт. Как следствие — многодетные семьи. Старообрядцы веками живут по заветам и правилам предков, несмотря на все гонения, которые устраивала им власть, и светская и церковная.
Старообрядцы — фото с выставки
Официально в Российском государстве насаждалось мнение, что старообрядцы — отсталые, неграмотные фанатики-ретрограды, враги прогресса и просвещения и т. д. и т. п., да и сейчас такая позиция существует и озвучивается. Но эти утверждения плохо стыкуется с реальностью, с тем фактом, что самые успешные и богатые промышленники и купцы из русских людей были именно из старообрядческих семей, и благодаря трудолюбию, трезвому образу жизни и другим качествам успешно конкурировали с греческо-еврейско-армянским капиталом, исторически сильно развитым.
Старообрядцы — фото с выставки
По различным данным грамотность в старообрядческих поселениях была в несколько раз выше, чем в среде новообрядцев. А знаменитые старообрядческие династии — Морозовых, Кузнецовых, Рябушинских, Шелопутиных, Солдатенковых, Трындиных, Рахмановых, Мельниковых и многие другие внесли огромный вклад в развитии промышленности и торговли в России, а также в ее культурное развитие, являясь активными меценатами и благотворителями. На их деньги строились театры, музеи и больницы, благоустраивались города. Интересное наблюдение — существуют многочисленные примеры, что чем больше в старообрядческих семьях дети отходили от своего векового уклада, начинали жить светской, а то и богемной жизнью, тем быстрей такой род постигало разорение и вырождение. Здесь есть над чем задуматься…
Старообрядцы — фото с выставки
Известны слова А. И. Солженицына о том, что если бы в России не было раскола в 17 веке, не было бы и революции 1917 года. Писатель в первую очередь имеет в виду спровоцированный церковным расколом удар по традиционному мировоззрению русского общества, возникшую ненависть и нетерпимость друг к другу его представителей. Но, похоже, был еще важный негативный аспект последствий реформы — к 20 веку официальная православная церковь не имела достаточного авторитета ни для большинства русского населения, ни для светских властей, чтобы сыграть важную роль в предотвращении революционных событий и той братоубийственной бойни, которая произошла в результате.
К слову, лично патриарх Никон от реформы ничего не приобрел, он достаточно быстро попал в опалу и был лишен сана. И сама русская новообрядческая церковь тоже вскоре после реформы много потеряла в смысле влияния и самостоятельности, так как при Петре Первом, сыне Алексея Михайловича, должность патриарха была упразднена, а вместо нее был организован Синод, по сути ставший министерством при царе-батюшке, который просуществовал до революции 1917 года. Думается, что вряд ли, являясь чиновничьей единицей, Синод мог быть достаточно авторитетным и самостоятельным в решениях духовным центром…
Некоторые историки пытаются находить положительные результаты реформы. Осмелюсь высказать свое субъективное мнение — положительных итогов реформы для народа, похоже, не было от слова совсем. Не в те ли времена на Руси была заложена плохая традиция проведения антинародных реформ? Определенную выгоду реформа принесла власти светской — самодержавию, и власти церковной в лице греческих патриархов, управляющими православным миром из Константинополя.
Старообрядцы помнят многочисленные обиды, нанесенные им властями за века гонений. Но при этом, подчеркивал гид Евгений, категорически отвергают версии об их помощи в историческом прошлом врагам Российской империи. Одна из таких версий гласит, что во время захвата Москвы французы, в целях подрыва экономики, размещали в Рогожской слободе аппараты по печатанию фальшивых российских денег. А старообрядцы, пользуясь покровительством оккупантов, изымали в это время богатую утварь из церквей нового обряда в свою пользу. Другая версия приписывает старообрядцам огромную роль в финансовой поддержке революционеров, готовивших свержение самодержавия в России.
Еще одно субъективное мнение — данные версии событий сильно искажают реальность, но вполне возможны были действия отдельных старообрядцев или их групп во вред самодержавию, которое являлось для них историческим врагом и обидчиком. По человечески логика их действий объяснима… Финансирование фабрикантом и меценатом Саввой Морозовым революционных социал-демократических и большевистских изданий является историческим фактом. Но это была его личная позиция, не существует доказательств каких-либо массовых скоординированных действий старообрядцев по подготовке революционных событий. В то же время в казачестве, которое, по выражению Льва Толстого, создало империю, и верно служило русскому самодержавию, большой процент составляли старообрядцы.
Евгений рассказывает на Рогожском кладбище о некрополе Морозовых
Захоронения деятелей старообрядческой церкви
Евгений показал нашей группе Покровский собор. Попасть туда можно только с экскурсией, фотографировать запрещено и даже свободно пройтись по нему не разрешили. Во время рассказа гида, достаточно интересного и полного, группа находилась недалеко от входа и богатым убранством храма, иконами и утварью можно было полюбоваться только на расстоянии.
Было рассказано, что в храме хранится около 7000 икон, это огромное собрание! По своему наполнению церковными сокровищами Покровский собор является конкурентом Успенского собора Московского Кремля. Храм выглядит достаточно просторным, но по ощущениям, в доступном обзору пространстве такое количество икон не поместится, видимо, часть находится в запасниках, если корректно так назвать церковные хранилища. Под стеклом в храме находится только четыре иконы, принадлежащие к школе Андрея Рублева. Расписан храм Палехскими мастерами, по объему такой росписи аналогов у него нет.
Территория храма поделена на женскую и мужскую стороны, это правило строго соблюдается. Во время службы в храме используются паникадила — огромные люстры, в которых зажигают свечи. В главном паникадиле храма размещаются 84 свечи большого диаметра, горения которых хватает на 3 службы. А службы у старообрядцев многочасовые. Свечи в паникадило помещаются с помощью лестницы, ровесницы храма.
Праздничная служба в Покровском соборе — фото с выставки
Также поразили огромные свечи весом в пуд, которые ранее использовались у Царских врат храма, сейчас они присутствуют, но не зажигаются. Интересно отметить, что вся утварь храма собрана за счет пожертвований, которые были далеко не всегда от старообрядцев, но и от других жертвователей, например, от крестьян соседнего села Ново-Андроновка. Крестьяне пожертвовали храму после одного случая — когда их село вместе с Рогожской слободой миновал разрушительный ураган, принесший много бед москвичам. Евгений показал, как используются при молитвах подручники — коврики или тонкие подушечки для рук и головы при совершении земных поклонов, вытканные по определенным канонам и с определенной символикой. Рассказал про лестовки — старообрядческие четки, которые прихожане держат в руках для счета молитв.
Власть знакомится с Покровским собором — фото с выставки
У старообрядцев было много духовных лидеров, которые несли свою правду народу вопреки гонениям, пыткам и казням. Самым известным из них, прославившимся талантами проповедника, был протопоп Аввакум. Протопопа Аввакума Петрова (1620–1682) по праву можно отнести к числу наиболее ярких фигур русской истории. По выражению историка С. М. Соловьева «Богатырь-протопоп» продемонстрировал лучшие качества русского человека — несокрушимую волю, силу духа, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи.
Сейчас известно более 80 сочинений Аввакума — истолковательные беседы, челобитные, полемические и учительные послания. Но главным произведением Аввакума является его «Житие». Историками и литературоведами признается, что «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое появилось по «понуждению» его духовного отца и соратника по борьбе инока Епифания, не просто автобиография, а новое слово в истории русской литературы в целом. Аввакум, сам того не осознавая, выступал новатором, использовал язык народный, подчеркнуто разговорный. «Житие» — это и рассказ о жизни мученика за веру, и исторический источник, характеризующий жизнь русского общества того времени. Сочинения протопопа широко распространялись по Руси и были популярны в народе, люди воспринимали его мысли как правду, а многие как руководство к действию.
К. В. Лебедев «Спор о вере. Никита Пустосвят, Свято-Евфимиев мужской монастырь»
«Житие», как и большое количество других своих сочинений, Аввакум написал в тюрьме Пустозерска, которая представляла собой земляную яму, где он провел последние 15 лет жизни вплоть до гибели на костре. Непонятно, как можно было выжить в условиях земляной тюрьмы, да еще находить силы для борьбы и сочинительства… Какой же духовной и физической силы и удивительного природного здоровья должен быть человек!
Есть свидетельства, что царь-батюшка Алексей Михайлович любил читать сочинения Аввакума, говоря современным языком, был поклонником его литературного дара. Однажды самодержец даже расчувствовался и пустил слезу, читая историю о черной курочке-несушке, которая была единственной живностью семьи Аввакума в ссылке и благодаря которой его дети не умерли с голоду. Может быть поэтому, вследствие указания царя, Аввакуму, в отличие от его товарищей по Пустозерской тюрьме, до казни не был вырван язык и сохранена правая рука, которой он мог записывать свои сочинения… О времена, о нравы…
Поклонный крест в память об атамане донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове
Аввакум был сыном простого деревенского священника Петра Кондратьева и глубоко религиозной матери Марии. Ему были совершенно чужды какие-либо проявления конформизма, так свойственные людям. За его прямоту и нежелание прогибаться он еще молодым священником бывал и бит и изгнан из мест служения. Думается, что многим окружающим быть рядом с таким человеком было непросто, он предъявлял высокие требования не только к себе, но и к другим. Но как духовный лидер он идеален — его невозможно было не подкупить, не запугать, хотя и то и другое применялось властями неоднократно… Аввакум без страха и сомнений обличал в грехе и неправде любое тогдашнее начальство вплоть до патриарха и царя, выступал против вседозволенности и беззаконий. Он считал, что власть не освобождает человека от исполнения христианских заповедей и церковного устава, говорил, что «у Бога все равны, от царя до псаря». Много страданий в течение жизни претерпел он за свою бескомпромиссную позицию. Был сослан с семьей на Байкал. В те времена даже добраться до столь далеких мест было подвигом, а выжить там еще сложней…
С. Д. Милорадович «Протопоп Аввакум. Ссылка в Сибирь»
Верная жена Анастасия Марковна разделяла с Аввакумом все тяготы. Аввакуму, находясь в нечеловеческих условиях существования, пришлось пережить смерть двоих детей. После десятилетних скитаний по Сибири его вызвали в Москву и убеждали принять Никоновские нововведения. Ему, измученному многими годами ссылок, обещали различные привилегии и теплые места при царском дворе. Конечно, это было искушение, перед которым трудно устоять человеку. Но, видя усиление гонений на сторонников древней веры, протопоп не пошел на компромисс и обрек себя на последующие скитания, продолжив жизнь борца и мученика. Он остается непреклонен и отправляется в еще одну северную ссылку.
Перед церковным собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву и опять долго уговаривают отказаться от своих взглядов, но все тщетно. На соборе 1666 года он бесстрашно отстаивал свою позицию, блестяще ведя полемику с реформаторами. Он спросил — зачем они посадили на скамью подсудимых многовековую историю православия на Руси? Ведь если старая вера объявлена неправильной, тогда под их проклятие попадают многочисленные православные святые, которые ее исповедовали, в том числе и такие почитаемые фигуры, как Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Сергий Радонежский. Это выглядело явным абсурдом, даже с точки зрения чистой логики Аввакум был прав.
Не простив Аввакуму упорства, его расстригли (лишили сана) и предали анафеме. Вместе со своими единомышленниками — Лазарем, Феодором и Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря. Но и из тюрьмы Аввакум писал и через верных людей рассылал по всей Руси свои послания соратникам. Например, он поддерживал и утешал письмами боярыню Феодосию Морозову и ее сестру Евдокию Урусову, которых впоследствии уморили голодом в Боровске.
В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
После письма к царю Фёдору Алексеевичу, в котором критиковалась царская власть и тогдашний патриарх Иоаким, Аввакум и его соратники были сожжены в срубе в городе Пустозёрске 14 апреля 1682 года.
П. Е. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума»
Аввакум почитается старообрядческими церквями и общинами как священномученик и проповедник. В селе Григорово Нижегородской области, его родине, Аввакуму установлен памятник, там же проводится ежегодный Аввакумовский праздник. На территории Рогожской слободы около колокольни в настоящее время ведется строительство памятника Аввакуму.
Очень интересные типажи старообрядцев представлены на фотовыставках, одна экспонировалась в доме причта, другая в храме Рождества Христова. На фото очень колоритные персонажи, глядя на них, верится, что это не ряженые позирующие актеры. Возникает ощущение, что эти наследники Аввакума — те русские люди из прошлого, которых совсем не изменили прошедшие века, не сломили гонения и они каким-то чудесным образом оказались среди нас сейчас, став современниками и сохранив лучшие национальные черты. Может быть, это иллюзия, но в нее хочется верить. К сожалению, в нас, как мне кажется, очень мало осталось от наших предков. И это вызывает грусть, ведь что-то очень важное утеряно безвозвратно, а именно — вера предков и традиции. Право, это странно звучит, но почему-то все время нахождения в Рогожской слободе я испытывал какое-то чувство неловкости, даже вины перед старообрядцами…
Дети старообрядцев — фото с выставки
В настоящее время считается, что в России проживают около одного миллиона старообрядцев, еще приблизительно столько же за рубежом. Жизнь разбросала их по всему свету. Старообрядцы проживают в Северной и Южной Америке. Интересно, что небольшая община старообрядцев есть в почти поголовно мусульманском Пакистане, а чернокожие старообрядцы проживают в африканской Уганде.
Фото с выставки
Удивило, что на фотовыставки, экспонирующиеся в слободе, нет свободного входа, посещение только с экскурсиями, хотя неоднократно во время экскурсии встречались люди, желающие туда попасть. Возможно, это проявление некой степени закрытости старообрядцев, оставшейся со времен гонений.
Фото с выставки
А. И. Солженицын так писал о последствиях раскола: «В дальнем прошлом (до 17 века) Россия так богата была движениями покаяния, что оно выступало среди ведущих русских национальных черт. (….) Но начиная от бездушных реформ Никона и Петра, когда началось вытравление и подавление русского национального духа, началось и выветривание покаяния, высушивание этой способности нашей. За чудовищную расправу со старообрядцами — кострами, щипцами, крюками и подземельями, еще два с половиной века продолженную бессмысленным подавлением двенадцати миллионов безответных безоружных соотечественников, разгоном их во все необжитые края и даже за края своей земли, — за тот грех господствующая церковь никогда не произнесла покаяния. И это не могло не лечь валуном на все русское будущее. А просто: в 1905 гонимых простили… (И то слишком поздно, так поздно, что самих гонителей это уже не могло спасти.)» К писателю можно относиться по разному, но данную цитату трудно оспаривать…
Фото с выставки
В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь за рубежом принесла покаяние перед старообрядцами: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сёстры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. (….) Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. (….) Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…"
Фото с выставки
В 1971 году на поместном Соборе РПЦ были сняты все проклятия со старых обрядов. Но такого покаяния, как у Русской православной церкви за рубежом, до сих пор озвучено не было. Есть и еще ряд моментов, которые позволяют старообрядцам подозревать РПЦ в политике двойных стандартов, хотя диалог между церквями ведется и многие иерархи РПЦ открыто озвучивают необходимость покаяния. Хорошо уже то, что в настоящее время все гонения на старообрядцев ушли в историю.
Звучат колокола Рогожской слободы