Продолжаем рассказывать о поездке по весенней Португалии.
Из Коимбры мы направились на север Португалии. Этот регион очень важен для страны, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, именно там в 12-м веке была провозглашена независимость португальского государства. Помимо этого, север страны в течение уже нескольких веков — это главный район производства всемирно известного португальского вина — портвейна.
В северной Португалии мы провели 7 дней, посмотрев множество интересных мест, и первым среди них стал город Ламегу. Хотя он и небольшой (порядка 11 тыс. жителей), но с богатой историей. Ламегу известен с древнейших времен и его, сменяя друг друга, населяли кельты, римляне, вестготы, мавры, испанцы… С раннего Средневековья Ламегу, став центром одноименной епархии, играл большую религиозную роль в регионе. В Ламегу произошел и важный эпизод в утверждении португальской государственности.
Кафедральный собор в Ламегу, основанный в 12-м веке.
В 1139 году — именно в Ламегу — Афонсу Энрикеш, победив мусульман в битве при Оурике, собрал ассамблею (прообраз будущих кортесов), которая короновала его как первого короля Португалии (вошедшего в историю под именем Афонсу I Великого). Именно в Ламегу он получил корону из рук архиепископа Браганса — в подтверждение независимости страны.
Старое здание Семинарии. Начало 19-го века. На холме – руины древней крепости 12-го века.
Ламегу со средних веков является паломническим центром, через который проходит путь в Сантьяго-де-Компостела — «Путь Святого Якова». Но и в самом Ламегу для верующих есть свой магнит. Сначала это была небольшая часовня Св. Стефана на вершине холма Санту-Эштеван. В 1568 году ее сменила капелла, посвященная Богоматери Исцеляющей. Ее популярность среди верующих была так велика, что в 1750 году на том же холме заложили первый камень нынешнего монументального Святилища Носса-Сеньора-душ-Ремедиуш (Nossa Senhora dos Remédios). С тех пор этот храм возвышается над городом, привлекая всеобщее внимание.
Святилище Богоматери Исцеляющей. Именно этот храм - источник современной славы города. Богоматерь Исцеляющая собирает в Ламегу больше всего людей.
Святилище было построено с таким расчётом, чтобы на него открывалась перспектива с главной улицы Ламегу, идущей от епископского дворца и кафедрального собора Ламегу. Несколько позднее на пути к Святилищу возвели монументальную лестницу, завершившую этот грандиозный комплекс.
Вид на Святилище с главной улицы города.
По пути к храму установлено несколько монументов и фонтанов. На переднем плане - памятник погибшим в Первой мировой войне.
Побывав через несколько дней в Браге и увидев ее знаменитый комплекс Бон-Жезуш-ду-Монте (Santuário do Bom Jesus do Monte), конечно, мы обратили внимание на его сходство с тем, что построили в Ламегу. Это подобие вытекает, скорее всего, из «контрреформаторской» идеи «священных холмов», ставшей популярной в Европе с середины 16-го века. «Священные холмы» богато украшали монументальными сооружениями (часовнями и фонтанами) с многочисленными скульптурами, мозаиками или картинами, изображающими сцены жизни главных библейских персонажей. В Браге святилище на холме посвятили Христу Милосердному, а в Ламегу — Богоматери Исцеляющей. Некоторое архитектурное сходство между ними тоже имеется, но полной идентичности все-таки нет.
Комплекс Носса-Сеньора-душ-Ремедиуш (Святилище Богоматери Исцеляющей) в Ламегу.
Комплекс Бон-Жезуш (Святилище Иисуса Милосердного) в Браге.
Поднимаясь к храму, придется пройти 616 ступенек: 307 из них проложены по центру склона, остальные 309 — в боковых пролетах лестницы. Такую калькуляцию дает официальный сайт. Интернет же, включая Википедию, упорно называет другую общую цифру — 686 ступеней. Преувеличивают: не так все страшно! Ступенек много, но идти в целом несложно, поскольку на каждом новом уровне останавливаешься, чтобы оценить и запечатлеть меняющиеся виды.
Очень к лицу этим лестницам мхи и лишайники, как нам показалось.
Виды на город с лестницы, ведущей к храму, великолепны!
Симметричные лестничные зигзаги прерываются девятью террасами. Фасады террасс декорированы изразцовыми панно азулежу (как же без них в Португалии!) с сюжетами из жития Богородицы.
Изразцы на этой лестнице - сине-белые. Покрытые мхами и лишайниками лестничные пролеты, по-моему, - отличное "обрамление" для библейских сюжетов.
При приближении к вершине холма количество объектов, украшающих лестницу, возрастает и их декор усложняется.
Хотя лестница была построена позже церкви, ее оформление хорошо гармонирует с архитектурой храма!
На одной из террасс - часовня Богоматери Лурдской (слева), напротив которой - фонтан «Русалка».
Вот мы и приблизились к самой красивой террасе на пути к Святилищу.
Самая впечатляющая терраса на этой лестнице, несомненно, — это так называемый «Двор королей» (Pátio dos Reis). Чего и кого там только нет! В его центре — фонтан гигантов с великолепным обелиском высотой около 15 метров посредине.
Обелиск поддерживают четыре гиганта, из чьих ртов струится вода, наполняющая большую чашу.
Фонтан гигантов, фрагмент. "Напряжены их спины, колени сведены"...Вблизи гиганты выглядят совсем не грозно, а даже забавно - как будто со свистками во рту,..
Двор королей обрамляют два портика, на которых, как пишут, установлены статуи иудейских царей из династии, восходящей к царю Давиду.
Через эти портики можно выйти в парк, прилегающий к лестнице.
И вот мы выходим к храму. Здание Святилища выполнено из гранита, преимущественно в стиле барокко. Автором проекта, как полагают, был итальянец Николау Насони. Резьба по камню, как и здание храма, относится к 18-му веку.
Две башни-колокольни были добавлены к зданию храма позже...
Обратно идем той же дорогой, по 616 ступенькам, снова останавливаясь, чтобы полюбоваться видами и сделать очередные снимки.
Лестница Святилища с других ракурсов.
За городскими постройками на заднем плане - склоны долины реки Дору, где выращивают виноград для портвейна. Там мы проведем весь следующий день.
С некоторых лестничных террасс есть боковые выходы в парк, в его тенистые аллеи. Они идут вверх по склону параллельно лестнице — по обе ее стороны. И мы ненадолго сворачиваем в парк.
Обустройство этого парка проводили, начиная с конца 19-го века. Помимо тенистых аллей, там есть живописнейшие пещеры, озерца, затянутые ряской, несколько уютных уголков для пикников.
Самое начало весны, но в парке уже цветут камелии...
Ламегу справедливо считается и одним из главных городов португальского барокко — благодаря своим многочисленным церквям, дворцам и гражданским зданиям, построенным в этом стиле.
Есть в Ламегу один очень привлекательный объект, который барочный только внутри, а снаружи он — романско-готический. Это кафедральный собор Ламегу. Отсчет своей истории он ведет аж с 1129 года.
Кафедральный собор - нынешняя резиденция епархии Ламегу.
Несколько реконструкций и изменений на протяжении многих лет привели к тому, что от первоначального храма осталось немногое. Тем не менее, сохранились романская башня и великолепный резной фасад храма.
Кладку башни (вплоть до уровня колоколов), а также оконные проемы, украшенные колоннами с резными капителями, относят к 12-13-му векам. Верхняя часть башни - добавление 16-го века. Башня долгое время служила тюрьмой, пока в 19-м веке от этой ее функции не отказались.
На фасаде собора невозможно не залюбоваться тремя замечательными порталами с выразительным наружным обрамлением (архивольтами). Они вырезаны из гранита и считаются работой поздней фламандской готики.
Фасад Собора. Хороши и двери, считающиеся ценными образцами португальского столярного искусства.
Внутри собора царит барокко 18-го века. Пожалуй, самая бросающаяся в глаза особенность его интерьера — это своды необычной колористики. Расписал сводчатые потолки в 1738 году Николау Насони (1691–1773) — итальянский художник и архитектор, работавший в основном в Португалии. Мы с его работами неоднократно встречались в северной Португалии, о чем еще расскажем.
Яркие и хорошо сохранившиеся фрески на сводах...
...с эпизодами из Ветхого Завета (первородный грех, детство Моисея, жертвоприношение Авраама и т.д).
Хороши и алтари в боковых часовнях, украшенные деревянной резьбой с позолотой.
Алтари в боковых часовнях. Резьба работы Жуана Коррейи Лопеша. Ок. 1753 года.
Главный алтарь в мраморе и позолоте, 18-й век. По центру - полотно, представляющее Вознесение Богоматери. Слева и справа - два прекрасных органа 1753 года.
Зашли мы и в музей Ламегу, который занимает здание бывшего епископского дворца 18-го века постройки. Этот музей считается одним из лучших провинциальных музеев Португалии.
Здание бывшего епископского дворца, ныне - музей Ламегу.
Нам не повезло: в музее затеяли какой-то серьезный ремонт внутри, и большинство залов (и, соответственно, экспонатов) были недоступны. В кассе нас честно об этом предупредили. Покажем кое-что из того немногого, что смогли увидеть.
Богородица в ожидании. Мастер Перо из Коимбры. 1330-1340. Известняк. "Богородица в ожидании" - распространенный у католиков и не принятый в православии образ Девы Марии во время ее беременности. Она символизирует священный момент ожидания рождения Спасителя.
Больше всего мы огорчились невозможности увидеть коллекцию шпалер этого музея, которая считается самой важной из сохранившихся в Португалии.
Гробница со сценой охоты на кабанов. 14-й век, гранит. Имя владельца неизвестно, но предполагают, что в ней был захоронен мужчина из знатного рода.
Гранитный крест. 15-16-й вв
И еще мы сожалели, что не смогли увидеть в этом музее пять панелей, которые ранее были частью полиптиха (из 20-частей) для алтаря собора Ламегу, выполненных в первом десятилетии 16-го века Васко Фернандешем (известным под прозвищем «Грау Васко»). Эти панели отнесены к национальному достоянию Португалии. Конечно. их фото есть в сети, но личные впечатления они заменить не могут.
Азулежу со сценами охоты и выпаса скота. Ок. 1670. Полихромная глина. Декоративная выразительность бесспорна, несмотря на несколько простоватый дизайн.
Из Ламеги мы направились в долину реки Дору (Douro), — в гостиницу, где нам предстояло провести две ночи. Свой выбор мы остановили на Кинте Пачека (Quinta da Pacheca). «Кинта» — это распространенное в Португалии обозначение поместья, усадьбы, фермы — включая не только жилые постройки, но и относящееся к ним хозяйство.
Кинта Пачека, вид сверху. На дальнем плане - река Дору. Фото из сети. История виноградников на этой территории восходит к 16-му веку, когда они принадлежали монастырям. Позже здесь сменилось несколько владельцев, но профиль деятельности остался прежним - в основном виноградарство и виноделие.
Кинта Пачека — это винодельческое предприятие со своими виноградниками. С 1995 года они начали заниматься и винным туризмом, открыв в 2009 году свой отель и ресторан. Их разместили в модернизированном особняке 18-го века.
В этих зданиях сейчас гостиница и ресторан.
Прибывших в гостиницу туристов встречают вот так...
В тот же вечер нам показали усадьбу и винодельню, предложили поучаствовать в дегустации портвейна.
Эта винодельня производит как традиционное вино, так и портвейн.
Если оказаться здесь во время сбора урожая, то будет возможность потоптать виноград в этих гранитных резервуарах 1916 года, которые используются и по сей день.
А это - дегустационный зал.
Помимо традиционного гостиничного жилья (мы останавливались там), в этом поместье есть и необычные номера: в гигантских винных бочках. Это, видимо, чтобы полностью погрузиться в винодельческий бизнес.%F0%9 °F%98%81
Каждая бочка-номер названа тем или иным сортом винограда, выращиваемом в хозяйстве.
По территории гостиницы гуляют павлины.
Ну и, конечно, нельзя не сказать про виды вокруг: склоны, засаженные виноградниками. А на одном из них, на самой вершине — то ли пушкинский Каменный гость, то ли есенинский «черный человек, то ли Зорро… Правда, эта фигура — реклама конкурирующей фирмы (делающей портвейн Sandeman), разместившейся по соседству.
То ли Каменный гость, то ли Зорро...Вряд ли постоянное присутствие на горизонте этой фигуры конкурента радует хозяев Кинты Пачека, но нам эта картинка очень нравилась.
Ну, а на следующий день мы отправились изучать окрестности в долине реки Дору — главного района производства всемирно известного португальского портвейна.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия