Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была вчера 20:29
)))

Дагестан — Россия Сентябрь 2023

«Друзья мои, кончайте споры.
Из духоты своих квартир
Быстрее поднимайтесь в горы,
Чтоб с высоты увидеть мир.»
Расул Гамзатов.
«Посмотрите, как же красиво!» В ходе нашего путешествия эти восторженные слова мы повторяли снова и снова. Но как только нам казалось, что уже не увидим ничего прекраснее, горы вновь поражали своим великолепием.
Продолжая изучать горный Дагестан, отправляемся к одному из живописнейших мест республики — Карадахской теснине.

Карадахская теснина официально признана памятником природы.

Находится эта дивная достопримечательность в Гунибском районе близ села Карадах.Обращаю внимание на масштабы-на нижнем фото в глубине ущелья едва различима малюсенькая фигурка человека.

Необычайная природная достопримечательность на первый взгляд может показаться устрашающей.Вход в ущелье очень узок,эдакий секретный тоннель где-то в глубине горы,наводящий на тревожны мысли.

Надеюсь, кому-то пригодится информация о том, что вход сюда бесплатный. Двумя днями раньше, при посещении Салтинского подземного водопада с нас взяли оплату при входе. Но по большому счету, если вы приехали сюда, чтобы увидеть этот удивительный каприз природы, то стоит ли спорить с местным джигитом, который не пропускает вас, пока вы не заплатите ему 100 рублей?

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Подход к месту в настоящее время не составляет труда. По маршруту проложены металлические мостики, причем в некоторых местах они превращаются в прекрасные фотозоны.

Карадахская теснина — удивительное творение природы, созданное усилиями реки Квартах. Глядя на извилистые изгибы ущелья, трудно поверить, что всё это результат работы небольшого ручейка, который здесь протекает (но лишь в определенный период).

Всем известно, что горные реки отличаются непредсказуемым характером и в период паводка могут резко наполняться и увеличиваться всего за несколько минут. Река Квартах -не исключение. За долгие века она создала удивительную теснину длиной 400 метров, при этом высота ее составляет 170 метров, а ширина -от 2 до 4 метров.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

На первый взгляд ущелье может показаться сырым и мрачным. В глубине прохода, на высоте около 4 м, есть знаковое место — несколько камней, застрявших когда-то в узкой расщелине во время камнепада.У тех кто, как и я, иногда испытывает чувство клаустрофобии,это может вызвать страх и тревогу.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Но все тревоги рассеиваются сами собой, когда видишь красоту внутренних стен, под скудным преломляющимся светом солнечных лучей.К тому же маршрут не долгий,но стоит учесть,что горные ущелья лучше посещать в хорошую погоду.

Кто-то из счастливчиков организовал здесь отдых в палатке и каждый день имеет счастье любоваться тесниной и окрестностями, которые мы спешим увидеть за один день.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Немного отвлечемся от природного чуда к рукотворному, которое послужит нам своеобразным порталом на пути к другим чудесам Дагестанских гор.

Друзья, вам доводилось когда-либо путешествовать по самому длинному горному тоннелю в России?
Гимринский автодорожный тоннель, проходящий под Гимринским хребтом, является самым длинным тоннелем на территории России, и длина его составляет 5 182 м. Тоннель был сооружён для транспортировки грузов, необходимых для строительства Ирганайского гидроузла. Работы проходили в суровых климатических и геологических условиях, а большая часть грузов для строительства доставлялась водным транспортом. Тоннель — гордость Дагестана и настоящее технологическое чудо. Являясь стратегической дорогой, связывающей Махачкалу с горными районами, 5-метровая труба тоннеля соединяет городок Буйнакск и село Гимры (название которого у многих на слуху в связи с его многострадальной историей). Тоннель имеет большое значение в жизни населенных пунктов, обеспечивая наиболее короткую и не зависящую от погодных условий транспортную связь.

Сказать честно, мы так долго ехали внутри тоннеля, что я начала нервничать — хотелось поскорее выбраться на свет Божий. Засекла время — ровно 7 минут. Примерно такой же длинный тоннель мы проезжали только в Сербских горах по дороге Шарганской восьмерки.

Гимринский тоннель (1979-2012 гг.). Самый протяженный тоннель на территории России. Общая длина его составляет более 5 км, диаметр тоннеля — 9 м. История строительства Гимринского тоннеля насчитывает 33 года. Тоннель хорошо освещен, имеет системы автоматической пожарной сигнализации, охранной сигнализации, громкоговорящее оповещение, телефонную связь, теленаблюдение, вентиляцию, центральное диспетчерское управление.

Как на подъезде к Гимринскому тоннелю, так и после, нас окружали живописные горы.

Дорога, ведущая к тоннелю, современная, с свежим покрытием и оборудована отбойниками. Но здесь рекомендуется придерживаться определенной скорости, так как сама дорога не лишена сложного горного рельефа и крутых серпантинов.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Буйнакск мы увидели проездом по пути к нашей основной цели в горах. Поэтому смогли заметить лишь несколько примечательных мест из окна автомобиля. Этот небольшой городок редко посещают туристы, но это не значит, что здесь не на что посмотреть. В Буйнакске есть кинотеатр, краеведческий музей и роскошная центральная мечеть — одна из самых масштабных на Северном Кавказе. Интересно было узнать, что в прошлом Буйнакск был столицей республики. Самое удивительное, что это единственный город в мире, где установлен мемориал в честь Александра Дюма. Писатель посетил его в 1858 году, совершая свое большое путешествие по Кавказу. Тогда город был известен под названием Темир-Хан-Шура.

Проезжая окрестности села Гимры, не могли не остановиться около Гимринской башни. Увидеть ее можно, проезжая в ту или иную сторону относительно Гимринского автодорожного тоннеля. К сожаленью, оригинальное строение, построенное в 1830 году, не дошло до наших дней. Это историческое место является свидетелем стойкой обороны горцев. Здесь, в битве за Гимры, держали оборону первый имам Дагестана Гази-Мухаммед и его преемник Шамиль. И именно здесь незадолго до битвы имам Гази-Мухаммед произнес пророческие слова о своей гибели. После того как погиб имам, Шамиль занял его место, став имамом Дагестана и Чечни. Разрушенное в битве здание было реконструированно в 1997 г.

Гимринская башня — это древнее оборонительное сооружение, возведённое горцами для защиты своего аула от нападений. Башня тесно связана с именем первого дагестанского имама Гази-Мухаммеда.

Гимринская башня имеет небольшую смотровую площадку. Мы не стали подниматься, т. к. в скором времени в реальности увидели практически те же виды.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Только вид на подъезде к Ирганайскому водохранилищу открылся еще круче. Стыдливые горы спрятали свои макушки в облаках, и от этого смотрелись еще фотогеничнее. Мы подъехали к Ирганайской ГЭС.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Сейчас люди приезжают посмотреть на красоту водоема, и это действительно очень красиво.
Ирганайская ГЭС — одна из гидроэлектростанций Сулакского каскада у села Гимры на реке Аварское Койсу, и один из самых крупных советских долгостроев. Начали строить ее еще в 1977 году. Но вопреки планам запустить ее через 10 лет, закончили только в 2008 г.

Для работы ГЭС потребовалось создать Ирганайское водохранилище. Постепенно ушло под воду более 1,8 тысяч га земель. Водохранилище заполнялось поэтапно, но в одночасье уровень подняли выше критической нормы, и затопленными оказались и частные сельхоз. угодья — сенокосы, пастбища, сады — главные источники дохода местных жителей…

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Сегодня Ирганайское водохранилище стало одним из самых посещаемых мест среди отдыхающих в Дагестане. Это удивительное зрелище, которое невозможно пропустить. Со смотровой площадки открывается захватывающий вид на водохранилище. При определённом освещении и в определённое время вода приобретает безупречный бирюзовый оттенок. А если повезёт, то можно увидеть отражения в зеркальной глади. Впервые мы оказались здесь после обеда, пейзаж поразил своей красотой. Он словно гипнотизировал и не отпускал. Когда перед тобой открывается такой прекрасный вид, кажется, что всё, что ты видел раньше, было лишь прелюдией к тому великолепию, которое предстаёт перед тобой в этот момент…

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Максимальная глубина Ирганайского водохранилища — 100 м. Купаться здесь категорически запрещено ввиду сильного течения. Не исключены встречи со змеями. Однако же, здесь можно взять экскурсию с катанием на сап-бордах.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

То же место, только уже вечереет…

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Разве можно усилить впечатления, когда они и так переполняют грудь и вот-вот разорвут организм на части? В горах Дагестана такое очень даже возможно. Чтобы испытать ещё большее потрясение, мы едем в карман. Простите, но это не оговорка. Так с аварского языка на русский переводится название водопада Тобот, что находится близ села Хунзах. По легенде, водопад так называется потому, что низвергаясь с высоты, создает карманообразное углубление в скале Цолотлинского каньона и всей своей мощью, с 70-метровой высоты, стремится обрушиться вниз.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

В туристических кругах эту локацию чаще всего называют «водопад Тобот». На самом деле каньон представляет собой глубокую расщелину в скалах, через которую протекает горная река Тобот, образуя два водопада. Название второго водопада — Итлятляр — менее известно. Водопад находится поблизости — он намного фотогеничнее смотрится, и высота его составляет 100 м. Оба водопада, пожалуй, являются самыми впечатляющими в республике. Ходит такое выражение, что можно бесконечно любоваться тем, как течет вода. Вот именно об этом водопаде я и говорю.

Хунзах, водопад Итлятляр

От падающего Итляляра невозможно оторвать глаз. В способности удивлять, завораживать и гипнотизировать -весь Дагестан. Где-то внизу, в белоснежной, словно взбитой пене, отражается радуга — так было всегда и так будет всегда…

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!
Река,рождающая водопады Тобот и Итлятляр.

Это лишь одна из смотровых площадок на Хунзахском плато. Если проехать немного дальше, можно увидеть водопады с другой стороны, что подарит не менее удивительные впечатления.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Цолотлинский каньон с величественными отвесными скалами — главная природная достопримечательность села Хунзах. На площадках каньона работают опытные инструкторы, которые помогут совершить экстремальный прыжок в бездонную пропасть. Этот захватывающий вид спорта называется «роупджампинг». С инструкторами также можно совершить спуск на дно каньона. Цолотлинский каньон представляет собой тектонический разлом горного плато. Глядя вниз, можно оценить масштабы Хунзахского плато, которое возвышается на 2000 метров над уровнем моря.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

В горах темнеет рано, пора возвращаться, чтобы успеть до наступления темноты съехать с серпантина. По дороге не перестаем восхищаться окружающими нас живописными горными пейзажами.
Гора-Дракон — увидеть ее можно, когда спускаешься с Хунзаха по серпантину в сторону села Чалда. Впереди сразу покажется большая треугольная гора, напоминающая хребет дракона.

В центре, озаренная пламенеющим закатом, возвышается гора-Дракон.

Извилистая дорога представляет собой захватывающее зрелище. С высоты полутора тысяч метров над уровнем моря открывается великолепный вид на извилистые повороты и бескрайние горы. Неудивительно, что по пути к цели можно увидеть столько красивых мест, что забываешь о том, куда направляешься.

Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

PS: Дороги Дагестана знают многое. О чем еще они нам хотят рассказать, узнаем очень скоро.

Цикл материалов "Из сокровищницы Дагестана..."

1. Возвращение на Кавказ-встреча с Дагестаном
  2. Из сокровищницы Дагестана: история 1— необыкновенное чудо реки Салтинки
  3. Из сокровищницы Дагестана: история 3 -дорога,дорога-ты знаешь так много!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.