Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была вчера 23:02
""

Алексин — Россия Сентябрь 2024

Мой предыдущий рассказ об Алексине я закончила на том, что мы покидали (хотя ну очень не хотелось, пригрелись и разомлели мы там в лучах драгоценного осеннего солнышка, любуясь просторами Оки) его левобережную часть, и отправились на правый берег реки, туда, где зародился город.

Алексин. Берег древний, берег правый

Первая наша здесь остановка была у Свято-Успенского храмового комплекса. Находится он на холме, на высоком берегу Оки,

и состоит из двух храмов — нового и старого соборов Успения Пресвятой Богородицы.

Старая Успенская соборная церковь была построена в 1688 году на средства боярина Ивана Тимофеевича Кондырева и вдовы Татьяны Алексеевны Бутиковой, и стала первым каменным зданием города. Сегодня это древнейший из сохранившихся памятников церковной архитектуры в Алексинском районе. Через год после Октябрьской революции 1917 года в здании старого Свято-Успенского собора был открыт городской музей, но не надолго, а дальше храм, как водится, использовали в совершенно разных целях.

Алексин. Берег древний, берег правый

Тот вид, что собор имеет сейчас, он приобрел в результате реставрации в начале двухтысячных, а до этого церковь представляла собой типичные храмовые развалины, поэтому на старинные росписи на стенах рассчитывать не приходится. Уже после его повторного освящения храм обрел свою главную святыню - деревянный скульптурный образ Христа.  Обнаружили его рыбаки в кустах на берегу Оки, после спада весеннего половодья.

По словам рыбаков, когда они вытащили свою находку из кустов и расположили на открытом месте, чтобы сфотографировать, выглянуло солнце, и скульптура засияла. Приятели передали статуэтку в храм. Скульптура изображает Христа в набедренной повязке, лежащего в гробу со сложенными на груди руками. Его глаза закрыты. На теле видны стигматы. Фигура выполнена из дерева, обработанного левкасом - иконописным грунтом, изготовленным по древним рецептам из натуральных компонентов, таких как мел, костный и мездровый клеи, различные растительные масла, и др. Он - то и создал эффект свечения в момент, когда рыбаки скульптуру  нашли.

Алексин. Берег древний, берег правый

Новая каменная соборная Успенская церковь была построена в начале XIX века рядом со старой алексинским городским головой и купцом 1-ой гильдии Иваном Афанасьевичем Масловым с «прихожаны».

Судьба довольно бережно обошлась с этим храмом - да, после революции он был закрыт, но уже в 1945 году возвращен верующим.

Алексин. Берег древний, берег правый

Понравились приглушенные тона росписей на стенах.

Да, это не пятисот-шестисотлетние фрески Андрея Рублева или Гурия Никитина, но нет в них и залихватской яркости современной настенной живописи. Все сдержано, спокойно и правдиво.

Алексин. Берег древний, берег правый

Вот так выглядел Успенский храмовый комплекс до 1932 года. Здесь мы еще можем видеть колокольню, возведенную в 1829 году.

Алексин. Берег древний, берег правый

А ниже — фото очевидца, который запечатлел ее разрушение.

Алексин. Берег древний, берег правый

Неподалеку от нового собора не так давно установлен памятник Святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси ( 1354–1378 г.г.), небесному покровителю  Алексина. Митрополит занимал высокое  положение в Московском государстве, был непосредственно причастен к его управлению. Стоял у руля московской политики в детские и юношеские годы московского князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского, был его воспитателем и духовным наставником. В русскую историю вошел как дипломат, церковный и государственный деятель, который последовательно отстаивал интересы московской государственной власти. В основе политики митрополита были мир с Востоком, борьба с Западом и концентрация национальных сил вокруг Москвы. Политический курс Алексия был нацелен на возвышение Москвы и превращение ее в главный политический и религиозный центр Руси.

Митрополит Алексий около 25 лет управлял алексинскими землями. Святитель оказывал большое влияние на духовную жизнь людей, существенное воздействие на все стороны жизни Алексинского края. Есть предположение, что название города связано с его именем.

Перед тем, как отправляться дальше, сориентируемся на местности. Перед нами диорама Алексина XIX века из краеведческого музея города.

Алексин. Берег древний, берег правый

Зрители, т. е. мы с вами, находятся под стенами Успенского собора. Предполагается, что он у нас за спиной. Перед нами — Базарная площадь с ее лавками. Кстати, на этом месте рынок частично сохранился до сих пор. Двухэтажное здание с башней слева от нас — пожарная каланча. Деревянная башня до наших дней не сохранилась, но сам  дом — вполне. Мы видели его, подъезжая к собору, но тогда у меня не было информации о назначении этого здания, и я его даже не сфотографировала. Предтеченская церковь (на ближнем плане справа) не сохранилась, разобранная по кирпичику на более насущные нужды в 30-е годы XIX века. На ее месте сейчас находится красивое здание Белевской епархии. А мы с вами отправимся по убегающей вправо за несуществующий уже храм по Советской (до революции — Первой Перспективной) улице к Свято-Никольской церкви, что виднеется вдалеке.

Этот красивый барочный храм построил в 1787 году «с помощью прихожан и доброхотнодателей» алексинский второй гильдии купец Иван Савостин с братьями.

Алексин. Берег древний, берег правый

Через дорогу от Никольского храма находится краеведческий музей Алексина. Он размещается в трехэтажном особняке бывшей городской усадьбы купцов  Масловых (тех самых, что возвели новый Успенский собор), построенном в 1814 году.

Пожалуй, это был самый богатый дом того времени, недаром здесь в 1817 г. останавливался император Александр I, проезжавший через Алексин. Там же недолго гостил и будущий император Александр II, совершая в 1837 году большое путешествие по России вместе со своим наставником поэтом В. А. Жуковским (в рамках того же путешествия цесаревич посетил и недавно описанное мною село Авчурино в Калужской губернии).

Алексин. Берег древний, берег правый

Экспозиция музея состоит из 13 стационарных залов и 5 залов сменных выставок. Здесь представлены археологическая, геологическая, нумизматическая, палеонтологическая коллекции, предметы живописи, графики, скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства, этнографии, и быта.

Алексин. Берег древний, берег правый

В отделе истории, в разделе, посвящённом археологическому прошлому края, экспонируются предметы труда и быта людей, населявших территорию Алексинского района в каменном, бронзовом и железном веке, представлены экспонаты, отражающие жизнь и быт древнеславянского племени вятичей, первыми поселившихся в этих местах.

Отдельный раздел посвящён истории Алексина XIV-XVII вв., когда он играл важнейшую роль в защите границ Московского государства. Пожалуй, тут самое время сказать пару слов об истории города. Предчувствую ваши наморщенные носики, я и сама не всегда люблю исторические экскурсы, но сами вы вряд ли соберетесь об этом прочесть, а, между тем, этот маленький город в XV веке сыграл совсем немалую роль в истории Московского княжества.

Алексин был основан на правом берегу Оки в далекую пору золотоордынского ига как город-крепость для защиты от набегов татар. Они хозяйничали на юге, в Диком поле, а в верховьях Оки укрепились литовцы. Первое письменное упоминание об Алексине встречается в Никоновской летописи, и, как это часто на Руси водится, связано с грустным событием: в 1348 г. летописец сообщает: «…князь Темир Ординский приходи ратью ко граду Олексину…, и посад пожже…».

В связи с усилением Великого Княжества Литовского в конце XIV века Алексин становится пограничным.

Алексин. Берег древний, берег правый

Самое известное событие из жизни города связано с событиями 1472 года, когда войска Большой Орды пытались форсировать здесь Оку. Ордынцы, направляющиеся в Москву, обманули воевод, ожидавших их в районе Коломны, и 29 июля подошли к Алексину. Приблизительно так, наверное, выглядела тогда крепость:

Алексин, расположенный на правом, ближайшем к степи берегу Оки, готов к обороне не был. Войска отступили за Оку, а горожанам пришлось самим давать отпор Орде. 31 июля город пал, был сожжен, защитники убиты или взяты в плен. Ордынцы начали форсировать Оку, но подоспевшие к тому времени из-под Коломны войска Ивана III смогли удержать позиции, и хан отступил. Вот так, должно быть, выглядели укрепления того времени вдоль реки:

Алексин. Берег древний, берег правый

Обратите внимание, врага должен сдерживать не только частокол на берегу, но и колья, воткнутые в дно реки.

Итогом трехдневной обороны Алексина стало то, что впервые за всю историю татаро-монгольского ига хан вернулся в Орду, не отважившись на сражение с русским войском. Эти печальные события произошли на Ильинской горе, куда мы с вами отправимся чуть позже. А новая крепость, где расположился теперь современный Алексин, выросла в паре километров от сожженного места, на Соборной горе, где мы с вами сейчас находимся.

Алексин. Берег древний, берег правый

В конце XVII в. Русское государство значительно расширилось, а его граница отошла далеко на юг. Миновала для Алексинской земли тревожная пора угроз разорительных набегов. Алексин утратил своё былое значение города-крепости. По указу Петра I в. 1708 г., когда территория государства была разделена на восемь губерний, Алексин отошёл к Московской. А в 1719 г. при делении губернии на провинции, Алексин, как уездный город, вошёл в Тульскую провинцию Московской губернии. Как и другие русские города, он был построен по схеме: крепость (кремль), торговые ряды, посад и ремесленные слободы. В жилой части города кривые узкие улочки возникали стихийно, часто следуя рельефу местности. Скученность застройки была крайне высокой, дома стояли так близко друг от друга, что с крыши на крышу курицы запросто перелетали. Избы были деревянные, крыши соломенные. В 1768 г. страшный пожар уничтожил почти весь Алексин. Сгорели церкви, дома, торговые лавки, хозяйственные строения, остатки старинной дубовой крепости. Отстраивался город по новому плану, утвержденному Екатериной II в 1769 году. В Алексине была разбита регулярная сетка кварталов, впервые проложены прямые улицы, началось строительство каменных зданий. Алексин получил свое второе рождение, стал образцом русского провинциального города эпохи классицизма. В 1777 г. по указу Екатерины Алексин стал центром уезда со своим гербом.

На втором этаже музея размещаются экспозиции, рассказывающие об Алексине XVIII- начала XX вв. как купеческом городе. В залах, сохранивших архитектурное убранство, воссоздан интерьер парадных купеческих спальни и гостиной, в которых представлен быт и нравы богатого провинциального купечества.

Алексин. Берег древний, берег правый

Уделено внимание деятельности Мышегского железоделательного завода, основанного братьями Мосоловыми в 1728 году, и продолжающего работать до сих пор.

Алексин. Берег древний, берег правый

В отделе современной истории отражена экономическая и культурная жизнь города в советский период.

Алексин. Берег древний, берег правый

Основу художественной коллекции музея составляют работы алексинских художников, а в наш приезд здесь проходила выставка московской художницы Виктории Морозовой.

Алексин. Берег древний, берег правый

Прощались с Алексиным мы на той самой Ильинской горе, где произошли трагические события 1472 года, когда храбрый маленький город с несчастливой судьбой был стерт с лица земли.

Алексин. Берег древний, берег правый

А между тем, эта неудачная попытка хана Ахмата прорваться вглубь русских земель привела к существенным изменениям во внешнеполитическом положении Московского княжества, и часть историков считают оборону Алексина показателем свержения ордынского ига ранее 1480 года, когда произошло Стояние на Угре под Калугой.

Алексин. Берег древний, берег правый

В память о тех событиях здесь стоят Ильинская часовня и памятный камень.

Говорят, часовню здесь выстроили владельцы расположенных поблизости коттеджей,

Алексин. Берег древний, берег правый

которым, видимо, не хватило таких вот видов на Оку.

Пускай. На мой взгляд, получилось чудесно.

Алексин. Берег древний, берег правый

Фото часовни у меня много,такое уж впечатление на меня произвел этот вид. Удивительно органично вписалась она в ландшафт. По настроению что-то общее с Покрова-на-Нерли ощущается.

Между тем, солнышко затянулось дымкой, дело близилось к вечеру, а у нас по плану оставалось еще одно место, расположенное в 15 км от Алексина, куда нужно успеть до наступления темноты. О железнодорожной станции Рюриково я узнала буквально за день до поездки, и, не читая истории включила, ее в маршрут.

Алексин. Берег древний, берег правый

О том, что место это не слишком густонаселенное и востребованное, я догадалась уже по серой линии дороги, нарисованной навигатором. А он не обманул. В определенный момент асфальтовое покрытие сменилось такой вот полевой дорогой,

Алексин. Берег древний, берег правый

которая, в свою очередь, тоже закончилась, приведя нас к одиноко стоящему домику, но не к самой станции. До нее пришлось добираться заросшей травой тропинкой, стряхивая жирных клещей с моих широких джинсов. И ведь средство от них всегда лежит в машине, но кто ж знал то, что здесь такое запустение. И вот мы на месте.

«На дальней станции сойду, трава по пояс» — непроизвольно возникло в голове, и каждый раз вспоминается, когда я думаю о Рюриково. Стоя на железнодорожной платформе и разглядывая здание станции, мы раздумывали, когда и кому пришло в голову построить этот терем практически в чистом поле. Ну, приехали сюда люди, а дальше — куда? Ни дорог, ни более-менее крупных населенных пунктов вокруг.

Алексин. Берег древний, берег правый

А построена эта станция была в 1890-х годах для того, чтобы добираться до усадьбы Першино, которая в конце XIX — начале XX веков славилось в России и Европе своей псовой охотой. Усадьбой владел Великий князь Николай Николаевич Романов. Желающих поохотиться в Першино съезжалось очень много, и станция Сызрано-Вяземской железной дороги исправно принимала всех высокопоставленных гостей. От станции до усадьбы Першино добирались обычно конным транспортом около 20 км. Станция использовалась ещё и для выезда Першинской охоты на промысел зверя в те самые, известные нам еще с уроков литературы «отъезжие поля» — в отдаленные от имения места соседних губерний. Перевозили всех - людей, лошадей, собак. В конце XIX - начале ХХ веков Першино была самой крупной охотничьей усадьбой Тульской губернии, местом проведения выставок и смотров. Здесь проводились балы и маскарады, и выводились лучшие породы собак, известные на весь мир.

Здание станции построено в так называемом "русском" стиле. Первоначальное название станции было Даниловка, как расположенная поблизости деревня. Но в конце XIX века в культурной жизни Российской империи сложились тенденции поиска древнерусских корней, самобытного национального направления. В архитектуре это выразилось в строительстве зданий, храмов в неорусском стиле, все мы их знаем и любим. Станция стала ярким памятником этого направления, и название "Рюриково" не только подчёркивает свой высокий, монарший статус, но и отсылает к глубокой древности, к истокам российской государственности.

Алексин. Берег древний, берег правый

Сегодня здание находится в аварийном состоянии и не используется. Противовположный от ж/д полотна фасад зарос кустарником, выбиты или заколочены окна. А вот платформа действующая. Два раза в день здесь останавливается пригородный пассажирский поезд, по выходным — чаще. Так что, если соберетесь в Рюриково, сюда можно добраться и на поезде, из Калуги или из Алексина.

Уже дома прочла (информация от 2022 года), что  планируют восстановить усадьбу Першино. С подобной инициативой выступила Ассоциация русских охотников "Русский охотничий клуб имени Л. П. Сабанеева". Сроки работ, правда, не указываются. Кто знает, может быть, возродят и станцию Рюриково.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.