«Девочки, приехать к вам на кабрике в выходной? Поедете кататься?» — разбило дремотную атмосферу офиса сообщение в девчачий чат от москвички Ани.
«Круто!», - ответила калужанка Наташа,- «Только в эти выходные я не могу, едем на кладбище».
«А у меня в выходные деревня» — принеслось от еще одной калужанки, Юли. Нет, ну тут ведь выбор очевиден, вы бы тоже такой сделали, не так ли? Кому вообще нужен этот кабриолет, да еще и в прекрасный сентябрьский день? То ли дело - картошку выкопать? Что, не так? Вот и мы по зрелом размышлении пришли к выводу, что погорячились, и нужно ловить за хвост ускользающее лето, тем более, что погоды нынче стоят такие, о каких в сентябре только мечтается. К тому же, все вместе мы не собирались уже ровно полтора года, с выходных, проведенных в Серпухове, и надо это было как-то исправлять. В итоге сошлись на том, что в воскресенье (картошка, прости!) отправляемся гулять по Калужской губернии, а начнем, не мудрствуя лукаво, с поселка Авчурино, где с некоторых пор я отрабатываю свою трудовую повинность. И посмотреть здесь есть что, и чуть дальше находится Таруса, куда мы решили отправиться потом.
Роскошным сентябрьским утром на трехсотлетней дубовой аллее, заложенной владельцем здешних мест Павлом Ивановичем Ягужинским, сподвижником Петра I, генерал — прокурором Сената и «государевым оком» в начале XVIII века, началась наша прогулка. Аллею эту Павел Иванович посадил в ожидании приезда государя. Доподлинно не известно, посетил ли тогда Петр Авчурино, но дубы те и их потомки шумят листвой до сих пор. Выжженные молниями, искореженные ветрами, они цепко держатся за жизнь.
Пару лет назад работники калужской прокуратуры взяли шефство над аллеей, разбитой их именитым коллегой, и в местах, где исторические дубы погибли, высадили молодые саженцы. Правда, нынешнее генно-модифицированное племя приживаться в знаковом месте не очень торопится, но прокуроры тоже ребята упорные, регулярно подсаживают новые дубки.
Под одним из дубов-ветеранов заложили капсулу времени — послание будущему поколению прокурорских работников. Вскрыть ее надлежит 12 января 2047 года, в 325-ю годовщину прокуратуры России. Через двадцать три года расскажу вам, что там написано)). А мы с исторической аллеи переместились в место, где когда-то находился главный дом усадьбы Авчурино, на территории которой мы с вами сейчас находимся, и некогда известной не только в Калужской губернии, но и во всей России. Начиная от воеводы Овцы, по имени которого и была названа местность (Овчурино со временем преобразовалось в Авчурино), много было у нее хозяев. Бояре Яковлевы и Хитрово, дворяне Ягужинские и Гагарины. Выделить здесь, пожалуй, можно Гагариных и Полторацких, несколько поколений которых жили и работали на Авчуринской земле.
Одноэтажный флигель рубежа XVIII - XIX вв. с пристроенным в начале ХХ века колонным портиком (администрация посёлка)
Став владельцем Авчурино в 1736 году, князь Сергей Васильевич Гагарин устроил тут прекрасное хозяйство. Его успехи в области сельского хозяйства были столь велики, что прославили его, и он был приглашен ведать подмосковными имениями Екатерины II. Его верным помощником и сотрудником стал известный агроном и садовод Андрей Тимофеевич Болотов о котором я вам рассказала уже не раз.
Следующий владелец, Дмитрий Маркович Полторацкий, знаменит тем, что стал первым, кто ввёл в России, вместо трехпольной, плодопеременную систему земледелия и заменил соху плугом. Ежегодно в Авчурино съезжались крестьяне из окрестных деревень и Дмитрий Маркович обучал их новым методам агрономии.
Итальянский архитектор Луиджи Пелли создал ансамбль авчуринской усадьбы характерным для небольших помещичьих владений: деревянный дом с мезонином и колоннадой, по сторонам — два флигеля. В 1840 году правый флигель был сломан, а вместо него построен новый господский дом в «английском вкусе», то есть в стиле поздней готики; с четырехэтажной башней, готическим фасадом и большим балконом. Главный дом когда-то огромной усадьбы сгорел при пожаре во второй половине XIX века. До наших дней сохранились только готический дом, флигель, руины церкви Николая Чудотворца, ротонда и дубовая аллея.
От дома до самой Оки простирался живописный парк, вдоль которого, разделяя его почти пополам, тянулся огромный извилистый пруд. Берега его украшали искусственные зелёные холмики, группы деревьев, рощи, пристань, беседки, купальни, скамейки и мостики, а по пруду курсировал маленький, почти игрушечный паром.
Усадьбу в разное время посещали императоры Александр I, Николай I и цесаревич, будущий император Александр II. Последнему хозевами усадьбы был презентован конь с местного конезавода. Возможно, он даже содержался вот в этих вот конюшнях:
Развалины тех самых конюшен
На протяжении двадцати с лишним лет, что я приезжаю в Авчурино, готический дом выглядел вот так
В нем находились почтовое отделение и сельпо (суровое такое, где по коробкам с печеньем бегают крысы).
Готический дом, 2015. Львы, между прочим, сохранились еще со времен былой славы усадьбы.
С одной стороны располагался местный дом культуры (разочек мы даже попали здесь на какую-то выставку), а с противоположной небольшое помещение занимал храм Николая Чудотворца. И мысли даже нее возникало, что когда-нибудь возьмутся за восстановление усадьбы, тем приятнее наблюдать происходящие сейчас изменения.
В башне готического дома когда-то находилась обсерватория, а в самом доме — обширная библиотека, которая славилась на всю Россию. В ней бывал Жуковский и работал Карамзин (последний нашел в ней списки летописей XV и XVI веков, которые затем использовал в работе над «Историей государства Российского»). Балконы башни служили и смотровыми площадками — неплохой вид на Оку отсюда открывался, я думаю.
Судя по сообщениям в СМИ, восстановление дома и его внешняя отделка окончены. Буквально месяц назад был проведен открытый опрос — что устроить внутри дома: музей, библиотеку, или картинную галерею? Вообще-то, по логике, такие решения принимаются заранее, чтобы все необходимые конструктивные особенности учесть и спланировать заранее. Ну да ладно, в итоге победил музейно-выставочный центр. Предполагается, он будет посвящен истории усадьбы и ее владельцев. Обещают, что полноценно насладиться памятником и его интерьерами мы сможем к 2025 году. Буду держать вас в курсе.
А дальше были 40 минут залитой золотым сентябрьским светом дороги, и мы в Тарусе, стоим на высоком берегу Оки. Вернее, сидим в небольшом ресторанчике, заказав по «Цезарю».
Чем славится Таруса? Пожалуй, в первую очередь — людьми, связавшими с нею свою жизнь. Начиная с XIX века, городок этот притягивал к себе неординарных личностей, оставивших след в искусстве и наших сердцах.
Самые известные — это семья Цветаевых, Виктор Борисов-Мусатов и Константин Паустовский, Николай Заболоцкий и Бэлла Ахмадулина.
На противоположном берегу Оки, там, куда шустро бегают сейчас маленькие катерки, творил Василий Дмитриевич Поленов. Это участок Оки вдохновил его на написание множества полотен, воспевающих реку.
Прямо на берегу мы обнаружили выставку «Тарусский причал». Читала о ней как-то, причем вяло думала о том, что было бы любопытно посетить, но вот уж никак не ожидала, что реально удастся на нее попасть. На выставке представлены лодочки-плоскодонки, созданные по замыслу тарусского энтузиаста Андрея Калмыкова.
Каждая деревянная лодочка выполнена в особой стилистике, вручную расписана и посвящена отдельной странице истории города. Источником вдохновения послужили мотивы двух знаменитых тарусских производств: тарусской крамики и художественной вышивки.
В подготовке лодок участвовали профессиональные художники, дизайнеры и просто жители и гости Тарусы. Есть лодка, расписанная в стиле вышивки «тарусская перевить» с народными орнаментами. Несколько старых лодок специально не стали трогать, оставив в изначальном виде.
Потом уже прочла, что есть лодка с названием «Сирень Паустовского». Говорят, весной в тарусском саду писателя зацветала сирень — её ароматные кисти стучали в окно кабинета, пока мастер работал… Жаль, что в тот момент я об этой лодочке не знала, а то поискала бы ее…
Как всегда, здесь, на берегу, устроили вернисаж художники, продавцы дешевеньких авторских украшений из камня и эпоксидной смолы, и всякой другой крайне нужной залетному туристу дребедени.
Помнится, как-то я приобрела здесь пару сережек, и даже потом разок их надевала…
А мы переместились на Соборную площадь, главную в Тарусе,
под стены Петропавловского собора.
Здесь обнаружили ярмарку; естественно, прошлись вдоль лотков с медом, сыром, старинной хлудневcкой и современной авторской игрушкой.
Отказались от приглашения директора полотнянозаводского музея «Бузеон» поучаствовать в мастер-классе по изготовлению бумаги (я на подобном уже присутствовала).
Попробовали вкуснейший чеддер с органической фермы «История в Богимово» из молока джерсийских коров.
Наташа, в прошлом преподаватель французского, пообщалась на языке Мольера и Дюма с представителем компании (то ли французом, то ли бельгийцем, то ли еще каким инородцем), чем дедушку очень порадовала.
Сыр оказался отличным, и если бы еще его не нарезали и не расфасовывали в тех же перчатках, в которых рассчитывают покупателей (в том числе и наличкой), цены бы ему не было.
Случайно зашли в кафе «Перепелка», расположенное в историческом здании торговых рядов, и решили выпить кофе. Конечно, мы же уже минут двадцать, как не евши)).
В свое оправдание скажу, что к кофе взяли одну пироженку на троих. Меню, кстати, совсем небольшое — несколько видов кофе и штук шесть наименований пирожных и печенья.
Кофе был неплохой (здесь готовят его и на песке, но мы взяли обычный латте), пирожное свежее и вкусное, цена обычная.
В одном из углов Наташа обнаружила проигрыватель, и заставила стеснительного, но обаятельного официанта Андре включить его,
поэтому кофепитие прошло под ретро-композиции в исполнении какой-то французкой певицы. В целом, «Перепелку» смело рекомендую.
А дальше мы вновь направились в сторону набережной, вдоль старинных домов. Вообще, ради этих домиков стоит приехать в Тарусу отдельно. Они не броские, и не очень-то и догадаешься, что это XIX век, но яндекс-карты пестрят истроическими метками.
Здание земства, купеческих контор и магазинов, бывшей гостиницы «Леандр», жилые дома — и это только самый центр. Не говорю уже про расположенные в исторических домах музеи — краеведческий и семьи Цветаевых. Стоит взглянуть и на ажурные наличники дома родственников Цветаевых, Добротворских.
Тем временем мы вышли к самому старому зданию Тарусы — храму Воскресения Христова. Возведенный в средине XVII века, он пережил не один пожар, уничтожавший исторический центр города раз за разом. А все потому, что Воскресенский храм уже в те годы был выстроен из камня, да и находился на так называемой Воскресенской горе, которая отделена от центра глубоким Игумновым оврагом.
В храме бывали члены семей Поленовых, Цветаевых, Ватагиных, Борисов-Мусатов, Алексей Толстой. А какой вид открывается с Воскресенской горы!
Прошлись по берегу Оки по тропе, по которой (вполне возможно) сестрички Цветаевы бегали с дачи в Песочном в гости к жене дедушки в дом Тьо или Добротворским, наблюдая, как пенят воду пароходы «Ласточка», «Екатерина» или «Иван Цыпулин». Завершающим аккордом прогулки стал расположенный над Окой камень, под которым хотела быть похоронена Марина Цветаева, где
«Мой утраченный рай в уголке,
Где вереницею плыли
Золотые плоты по Оке.»
Это было мое третье посещение Тарусы, но такой уж это город — сюда хочется приехать еще. И я с удовольствием это сделаю.
«И пускай уходит лето,
это фиолетово!
Все идет по плану!»©
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия