Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 19:40

Нижние Вязовые, Свияжск — Россия Сентябрь 2021

Обычно железнодорожные станции располагаются возле городов, причем часто они носят одно и тоже название, что прилегающий населённый пункт. Но это не всегда так.

В 2018 году в Тульской области побывал на одной из таких станций Загадочная станция Чернь находится в отдалении от посёлка Чернь.

В 2021 году пришёл черёд Татарстана.

Свияжск — станция Горьковской железной дороги в посёлке Нижние Вязовые, Республика Татарстан.

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

Расстояние между станцией и городом в разных источниках варьируется от 9,5 километров до 13 километров.

Так случилось, что мы дважды проехали мимо станции, когда двигались в Казань и из Казани, а еще дважды побывали на станции во время поездки в город-град Свияжск.

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

Станция Свияжск — небольшая по виду, но с ней связано множество исторических событий.

Об этом повествуют несколько стендов с информацией.

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

18 декабря 1893 года из Свияжска в Рузаевку отправился первый состав с семью пассажирскими вагонами Московско-Казанской железной дороги. Затем была Москва.

Движение в сторону Казани до станции Зеленый Дол осуществлялось долгое время паромами. О таком способе на примере Саратова я рассказывал в материале Вечный мотив железных дорог над Волгой. В 2013 году появился Романовский мост через Волгу.

В августе — сентябрь 1918 года в районе моста в ходе Гражданской войны шли бои между белыми и красными. Станция Свияжск стала форпостом Красной Армии, преграждающей путь Белой армии на Москву.

Книга Льва Давыдовича Троцкого (1879–1940) «Моя жизнь: Опыт автобиографии» была написана им в период проживания в Алма-Ате и Турции; впервые опубликована в 1929–1930 годах. Вот только публикацию провело русскоязычное издательство «Гранит», располагавшееся в столице Веймарской республики Берлине. В этой автобиографии Троцкий посвятил событиям в Свияжске целую главу «Глава XXXIII. Месяц в Свияжске».

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

При этом Троцкий бывал как на станции СвиЯжск, так и в городе Свияжск.

На момент описываемых событий он возглавлял Народный комиссариат по военным и морским делам и был председателем Реввоенсовета РСФСР.

«Весна и лето 1918 г. были из ряда вон тяжелым временем. Фронт гражданской войны все более превращался в кольцо, которое должно было сжиматься теснее и теснее вокруг Москвы. После падения Симбирска решена была моя поездка на Волгу, откуда грозила главная опасность».

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

Станция Свияжск стала штабом, хотя Троцкий выезжал несколько раз в город Свияжск и даже в Москву, когда произошло покушение на Владимира Ильича Ленина. Но снова возвращался.

Казань была взята Красной армией 10 сентября 1918 года. Троцкий свою задачу выполнил…

Следующая историческая веха в истории станции произошла уже во время Великой Отечественной войны. К лету 1942 года были перерезаны все железные дороги к городу Сталинграду по правому берегу Волги. Строительство Волжской рокады вдоль левого берега Волги стало стратегической необходимостью.

Волжская рокада общей протяжённостью 978 километров была построена за 6 месяцев и обеспечила эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем успех Сталинградской битвы. Вся линия была принята в эксплуатацию 1 ноября 1942 года.

Маршал Победы Георгий Константинович Жуков с своих мемуарах писал: «Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны».

Каким ветром нас занесло на станцию Свияжск? Я рассказал об идее в совете Как добраться от Казани до Свияжска на электричке + автобусе или Риск -благородное дело.

Вот только гладко было на бумаге, но забыли про овраги…

Мы столкнулись с ситуацией, когда автобус не пришёл. Добрались до Свияжска на такси.

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

Хорошо, что сохранил я телефон таксиста, а то несмотря на то, что транспорта возле города Свияжск хватало, но весь он был занят.

Такси подъехало быстро и мы спокойно добрались до станции Свияжск. Затем коротали время на станции.

Заодно я рассмотрел поближе паровоз, установленный рядом со станцией.

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

Здесь появился он 21 октября 2015 года.

Серия Л — массовый советский магистральный грузовой паровоз был разработан в 1945 году, выпускался по 1955 год, в серию он пошел в 1947 году с литерой «П» — «Победа», но позднее был переименован в «Л» в честь главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского(1898–1968). Всего было выпущено более четырёх тысяч паровозов типа Л, это были последние паровозы, которые производили в СССР. Установленный в Нижних Вязовых паровоз выпущен в 1952 году на Коломенском заводе, долго время эксплуатировался на линиях Горьковской железной дороги. До установки в Нижних Вязовых стоял на станции Лянгасово (Кировская область).

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

На паровозе прикреплена табличка людей, участвовавших в установке паровоза и обустройстве участка вокруг него.

Еще один паровоз использован как элемент благоустройства территории перед зданием железнодорожной станции.

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

Тут произошда небольшая история. На перрон до прихода электрички никого не выпускали, но мою просьбу выйти для фотографирования отнеслись благосклонно.

И хотя размеры паровозика на перроне перед станцией несоизмеримы с настоящим паровозом, но смотрится он замечательно.

От станции Свияжск в Нижних Вязовых до города Свияжска и обратно в Казань

Элекстричка пришла по пасписанию и мы еще успели заехать в Храм всех религий на окраине Казани.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.