Обычно железнодорожные станции располагаются возле городов, причем часто они носят одно и тоже название, что прилегающий населённый пункт. Но это не всегда так.
В 2018 году в Тульской области побывал на одной из таких станций Загадочная станция Чернь находится в отдалении от посёлка Чернь.
В 2021 году пришёл черёд Татарстана.
Свияжск — станция Горьковской железной дороги в посёлке Нижние Вязовые, Республика Татарстан.
Расстояние между станцией и городом в разных источниках варьируется от 9,5 километров до 13 километров.
Так случилось, что мы дважды проехали мимо станции, когда двигались в Казань и из Казани, а еще дважды побывали на станции во время поездки в город-град Свияжск.
Станция Свияжск — небольшая по виду, но с ней связано множество исторических событий.
Об этом повествуют несколько стендов с информацией.
18 декабря 1893 года из Свияжска в Рузаевку отправился первый состав с семью пассажирскими вагонами Московско-Казанской железной дороги. Затем была Москва.
Движение в сторону Казани до станции Зеленый Дол осуществлялось долгое время паромами. О таком способе на примере Саратова я рассказывал в материале Вечный мотив железных дорог над Волгой. В 2013 году появился Романовский мост через Волгу.
В августе — сентябрь 1918 года в районе моста в ходе Гражданской войны шли бои между белыми и красными. Станция Свияжск стала форпостом Красной Армии, преграждающей путь Белой армии на Москву.
Книга Льва Давыдовича Троцкого (1879–1940) «Моя жизнь: Опыт автобиографии» была написана им в период проживания в Алма-Ате и Турции; впервые опубликована в 1929–1930 годах. Вот только публикацию провело русскоязычное издательство «Гранит», располагавшееся в столице Веймарской республики Берлине. В этой автобиографии Троцкий посвятил событиям в Свияжске целую главу «Глава XXXIII. Месяц в Свияжске».
При этом Троцкий бывал как на станции СвиЯжск, так и в городе Свияжск.
На момент описываемых событий он возглавлял Народный комиссариат по военным и морским делам и был председателем Реввоенсовета РСФСР.
«Весна и лето 1918 г. были из ряда вон тяжелым временем. Фронт гражданской войны все более превращался в кольцо, которое должно было сжиматься теснее и теснее вокруг Москвы. После падения Симбирска решена была моя поездка на Волгу, откуда грозила главная опасность».
Станция Свияжск стала штабом, хотя Троцкий выезжал несколько раз в город Свияжск и даже в Москву, когда произошло покушение на Владимира Ильича Ленина. Но снова возвращался.
Казань была взята Красной армией 10 сентября 1918 года. Троцкий свою задачу выполнил…
Следующая историческая веха в истории станции произошла уже во время Великой Отечественной войны. К лету 1942 года были перерезаны все железные дороги к городу Сталинграду по правому берегу Волги. Строительство Волжской рокады вдоль левого берега Волги стало стратегической необходимостью.
Волжская рокада общей протяжённостью 978 километров была построена за 6 месяцев и обеспечила эвакуацию населения и промышленного оборудования из Сталинграда, а затем успех Сталинградской битвы. Вся линия была принята в эксплуатацию 1 ноября 1942 года.
https://s10.stc.all.kpcdn.net/best/msk/rzd/images/cae4633e-a48c-490c-b9c6-5fa24ad4437f__infograph_700-700.jpg
Маршал Победы Георгий Константинович Жуков с своих мемуарах писал: «Сооружение Волжской рокады обеспечило резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны».
Каким ветром нас занесло на станцию Свияжск? Я рассказал об идее в совете Как добраться от Казани до Свияжска на электричке + автобусе или Риск -благородное дело.
Вот только гладко было на бумаге, но забыли про овраги…
Мы столкнулись с ситуацией, когда автобус не пришёл. Добрались до Свияжска на такси.
Хорошо, что сохранил я телефон таксиста, а то несмотря на то, что транспорта возле города Свияжск хватало, но весь он был занят.
Такси подъехало быстро и мы спокойно добрались до станции Свияжск. Затем коротали время на станции.
Заодно я рассмотрел поближе паровоз, установленный рядом со станцией.
Здесь появился он 21 октября 2015 года.
Серия Л — массовый советский магистральный грузовой паровоз был разработан в 1945 году, выпускался по 1955 год, в серию он пошел в 1947 году с литерой «П» — «Победа», но позднее был переименован в «Л» в честь главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского(1898–1968). Всего было выпущено более четырёх тысяч паровозов типа Л, это были последние паровозы, которые производили в СССР. Установленный в Нижних Вязовых паровоз выпущен в 1952 году на Коломенском заводе, долго время эксплуатировался на линиях Горьковской железной дороги. До установки в Нижних Вязовых стоял на станции Лянгасово (Кировская область).
На паровозе прикреплена табличка людей, участвовавших в установке паровоза и обустройстве участка вокруг него.
Еще один паровоз использован как элемент благоустройства территории перед зданием железнодорожной станции.
Тут произошда небольшая история. На перрон до прихода электрички никого не выпускали, но мою просьбу выйти для фотографирования отнеслись благосклонно.
И хотя размеры паровозика на перроне перед станцией несоизмеримы с настоящим паровозом, но смотрится он замечательно.
Элекстричка пришла по пасписанию и мы еще успели заехать в Храм всех религий на окраине Казани.