В песне Валерия Быкова «Железнодорожная» звучат такие строки:
«А железная дорога,
Тук-тук, тук-тук.
Параллельны рельсы строго,
Тук-тук, тук-тук."
Это „тук-тук“ сопровождало меня во время моего первого железнодорожного путешествия с бабушкой и дедушкой в ту пору, когда я был еще дошкольником, по маршруту Уральск-Харьков. Это сейчас нужно пересекать две государственных границы, чтобы добраться из Казахстана на Украину, в 1965 году было всё гораздо проще.
Вот тогда я впервые пересёк Волгу по железнодорожному мосту, было удивительно и страшно.
Рельсов не видать, звук колёс громче и во все стороны только водная гладь, на которой виднелись теплоходы.
Будучи студентом уже многократно на поезде переезжал Волгу, но уже не было того детского ощущения.
Не по мановению волшебной палочки появились в России железные дороги. Сначала они все разрозненными и лишь потом развиваясь, объединялись в развитую железнодорожную сеть, которая постепенно оплела просторы Российской империи. Карл Фёдорович фон Мекк со своим компаньоном Павлом Григорьевичем фон Дервизом построили Рязанско-Козловскую железную дорогу с 1865 по 1866 год. Станция Козлов стала крайней восточной точкой железной дороги.
В своё время много копий было сломано по поводу, куда делись деньги от продажи Аляски. В „Американском ежегоднике“ за 2002 год опубликована статья А. Ю. Петрова „Деньги, полученные от продажи Аляски США, пошли на железнодорожное строительство в России“. В ней утверждается, что существует документ министерства финансов Российской империи за 1868 год, в котором рассказывается, что часть тех денег „израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской“.
Затем были введены в строй Тамбово-Козловская железная дорога в 1869 году и Тамбово-Саратовская железная дорога в 1871 году. Саратовский железнодорожный вокзал в ту пору выглядел значительно красивее, чем его нынешний потомок
(Из Интернета)
Согласно указа императора от 1892 года Общество Рязанско-Козловской железной дороги было преобразовано в Общество Рязанско-Уральской железной дороги путём передачи Обществу в аренду казенной Козлово-Саратовской железной дороги с сооружениями и ветками дорог с обязательством постройки новых линий, складов, элеваторов, речных переправ. Хотя в название общества входило слово Уральская, но конечной восточной её точкой долгое время оставался Саратов, а всё остальное было лишь в планах.
Развитие вновь созданной железной дороги продолжалось. Было построено много новых участков, но нас сейчас интересует только появившийся в 1894 году участок железной дороги „Покровская слобода — Уральск“.
Открытка (Из Интернета)
Всё бы ничего, но вот только между Покровской слободой и Саратовом была река Волга.
Расчёты железнодорожников показали, что строительство моста из-за недостаточного товарооборота — нерентабельно. Было принято интересное решение — использовать паромную переправу.
На правом берегу Волги была построена станция Увек,
Составы, ожидающие переправы. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)
на левом берегу Волги — станция Сазанка.
На обеих станциях были обустроены особые ряжевые массивы, которые представляли собой сруб из бревен, разделенный внутренними стенками на несколько ящиков, загружаемых грунтом или камнем.
Изначально в 1894 году планировалось использовать для переправы мощный ледокольный паром. Но после взвешивания различных аргументов „за“ и „против“ было принято решение о строительстве двух специализированных суден: железнодорожного парома и ледокола. Оба судна были построены в Великобритании на верфях судостроительной компании „Sir WG Armstrong Mitchell & Company“ в городе Ньюкасл-апон-Тайн.
В 1895 году оба судна пришли из Англии в Санкт-Петербург своим ходом, затем их корпуса были разобраны на части и доставлены в Саратов на баржах.
Ледокол получил название „Саратовский ледокол“, он перевозил пассажиров, а зимой он поддерживал канал чистой воды между берегами на пути парома.
(Из Интернета)
Паром также назывался просто „Саратовская переправа“, перевозил в сутки до 160 вагонов, в зимнее время — 120. Погрузка или разгрузка вагонов производилась в течение 45 минут.
Паромная переправа с погруженными вагонами в пути. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)
Грузопоток постепенно увеличивался и в 1908 году правление РУЖД заказало судостроительному заводу Акционерного Общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов „Сормово“ в Нижнем Новгороде второй паром, который был введён в эксплуатацию в 1909 году и тоже был назван просто и без затей „Переправа Вторая“.
(Из Интернета)
Первая Мировая война и увеличившийся грузопоток подтолкнули к поиску нетривиальных решений. Начиная с зимы 1914–1915 года после замерзания Волги по льду прокладывался временный железнодорожный путь. Вагоны тянули лошади, за один раз от одного до трёх вагонов.
(Из Интернета)
Пассажиров в зимнее время доставляли с одного берег на другой по отработанной технологии — на ледоколе, а летом — пассажирским пароходом, одним из образовавшейся к тому времени флотилии РУЖД. Обычно это был пароход „Первой“.
(Из Интернета)
Начиная с 1892 года РУЖД прорабатывала вопрос о строительстве железнодорожного моста, но одна она такой груз потянуть не могла. Проекты сменялись один за другим, тонули в процессе согласований и до революции к строительству моста даже близко не подошли.
Только в советское время дело сдвинулось с места.
Весенний разлив. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)
В апреле 1935 года были проведены испытания, а 17 мая 1935 года мост был открыт.
Триумфальная арка у моста. Открытие временного движения 17.05.1935. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)
Правда, при строительстве моста погибли люди, которым был установлен памятник.
Еще одной черной страницей было использование при строительстве моста гранитных и мраморных надгробий с кладбищ, причем не только саратовских. Есть свидетельства уральских краеведов, что надгробия вывозились даже из Уральска.
Общий вид дамбы с временными укреплениями ведущей к Саратовскому железнодорожному мосту (Фотография сделана во время строительства моста). (Фото из фондов музея Приволжской железной дороги)
Теперь мост используется не только для грузовых и пассажирских составов, но также для электричек.