Вечный мотив железных дорог над Волгой

В жизни много есть историй и песен.

В песне Валерия Быкова «Железнодорожная» звучат такие строки:

«А железная дорога,

Тук-тук, тук-тук.

Параллельны рельсы строго,

Тук-тук, тук-тук."

Это „тук-тук“ сопровождало меня во время моего первого железнодорожного путешествия с бабушкой и дедушкой в ту пору, когда я был еще дошкольником, по маршруту Уральск-Харьков. Это сейчас нужно пересекать две государственных границы, чтобы добраться из Казахстана на Украину, в 1965 году было всё гораздо проще.

Вот тогда я впервые пересёк Волгу по железнодорожному мосту, было удивительно и страшно.

Вечный мотив железных дорог над Волгой

Рельсов не видать, звук колёс громче и во все стороны только водная гладь, на которой виднелись теплоходы.

Вечный мотив железных дорог над Волгой

Будучи студентом уже многократно на поезде переезжал Волгу, но уже не было того детского ощущения.

Не по мановению волшебной палочки появились в России железные дороги. Сначала они все разрозненными и лишь потом развиваясь, объединялись в развитую железнодорожную сеть, которая постепенно оплела просторы Российской империи. Карл Фёдорович фон Мекк со своим компаньоном Павлом Григорьевичем фон Дервизом построили Рязанско-Козловскую железную дорогу с 1865 по 1866 год. Станция Козлов стала крайней восточной точкой железной дороги.

В своё время много копий было сломано по поводу, куда делись деньги от продажи Аляски. В „Американском ежегоднике“ за 2002 год опубликована статья А. Ю. Петрова „Деньги, полученные от продажи Аляски США, пошли на железнодорожное строительство в России“. В ней утверждается, что существует документ министерства финансов Российской империи за 1868 год, в котором рассказывается, что часть тех денег „израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской“.

Затем были введены в строй Тамбово-Козловская железная дорога в 1869 году и Тамбово-Саратовская железная дорога в 1871 году. Саратовский железнодорожный вокзал в ту пору выглядел значительно красивее, чем его нынешний потомок

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Согласно указа императора от 1892 года Общество Рязанско-Козловской железной дороги было преобразовано в Общество Рязанско-Уральской железной дороги путём передачи Обществу в аренду казенной Козлово-Саратовской железной дороги с сооружениями и ветками дорог с обязательством постройки новых линий, складов, элеваторов, речных переправ. Хотя в название общества входило слово Уральская, но конечной восточной её точкой долгое время оставался Саратов, а всё остальное было лишь в планах.

Развитие вновь созданной железной дороги продолжалось. Было построено много новых участков, но нас сейчас интересует только появившийся в 1894 году участок железной дороги „Покровская слобода — Уральск“.

Открытка (Из Интернета)
Открытка (Из Интернета)

Всё бы ничего, но вот только между Покровской слободой и Саратовом была река Волга.

Расчёты железнодорожников показали, что строительство моста из-за недостаточного товарооборота — нерентабельно. Было принято интересное решение — использовать паромную переправу.

На правом берегу Волги была построена станция Увек,

Составы, ожидающие переправы. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)
Составы, ожидающие переправы. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)

на левом берегу Волги — станция Сазанка.

На обеих станциях были обустроены особые ряжевые массивы, которые представляли собой сруб из бревен, разделенный внутренними стенками на несколько ящиков, загружаемых грунтом или камнем.

https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/2019-01/parom.jpg
https://oldsaratov.ru/sites/default/files/photos/2019-01/parom.jpg

Изначально в 1894 году планировалось использовать для переправы мощный ледокольный паром. Но после взвешивания различных аргументов „за“ и „против“ было принято решение о строительстве двух специализированных суден: железнодорожного парома и ледокола. Оба судна были построены в Великобритании на верфях судостроительной компании „Sir WG Armstrong Mitchell & Company“ в городе Ньюкасл-апон-Тайн.

В 1895 году оба судна пришли из Англии в Санкт-Петербург своим ходом, затем их корпуса были разобраны на части и доставлены в Саратов на баржах.

Ледокол получил название „Саратовский ледокол“, он перевозил пассажиров, а зимой он поддерживал канал чистой воды между берегами на пути парома.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Паром также назывался просто „Саратовская переправа“, перевозил в сутки до 160 вагонов, в зимнее время — 120. Погрузка или разгрузка вагонов производилась в течение 45 минут.

Паромная переправа с погруженными вагонами в пути. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)
Паромная переправа с погруженными вагонами в пути. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)

Грузопоток постепенно увеличивался и в 1908 году правление РУЖД заказало судостроительному заводу Акционерного Общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов „Сормово“ в Нижнем Новгороде второй паром, который был введён в эксплуатацию в 1909 году и тоже был назван просто и без затей „Переправа Вторая“.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Первая Мировая война и увеличившийся грузопоток подтолкнули к поиску нетривиальных решений. Начиная с зимы 1914–1915 года после замерзания Волги по льду прокладывался временный железнодорожный путь. Вагоны тянули лошади, за один раз от одного до трёх вагонов.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Пассажиров в зимнее время доставляли с одного берег на другой по отработанной технологии — на ледоколе, а летом — пассажирским пароходом, одним из образовавшейся к тому времени флотилии РУЖД. Обычно это был пароход „Первой“.

(Из Интернета)
(Из Интернета)

Начиная с 1892 года РУЖД прорабатывала вопрос о строительстве железнодорожного моста, но одна она такой груз потянуть не могла. Проекты сменялись один за другим, тонули в процессе согласований и до революции к строительству моста даже близко не подошли.

Только в советское время дело сдвинулось с места.

Весенний разлив. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)
Весенний разлив. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)

В апреле 1935 года были проведены испытания, а 17 мая 1935 года мост был открыт.

Триумфальная арка у моста. Открытие временного движения 17.05.1935. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)
Триумфальная арка у моста. Открытие временного движения 17.05.1935. (Из фондов музея Приволжской ж.д.)

Правда, при строительстве моста погибли люди, которым был установлен памятник.

Еще одной черной страницей было использование при строительстве моста гранитных и мраморных надгробий с кладбищ, причем не только саратовских. Есть свидетельства уральских краеведов, что надгробия вывозились даже из Уральска.

Общий вид дамбы с временными укреплениями ведущей к Саратовскому железнодорожному мосту (Фотография сделана во время строительства моста).  (Фото из фондов музея Приволжской железной дороги)
Общий вид дамбы с временными укреплениями ведущей к Саратовскому железнодорожному мосту (Фотография сделана во время строительства моста). (Фото из фондов музея Приволжской железной дороги)

Теперь мост используется не только для грузовых и пассажирских составов, но также для электричек.

Вечный мотив железных дорог над Волгой

Я ехал по нему, когда ездил в Анисовку Четыре Анисовки или Кина не будет — кинщик заболел , глядя из окна на берега Волги.

Вечный мотив железных дорог над Волгой

Так мост выглядит с пешеходного мостика над железнодорожными путями,

Вечный мотив железных дорог над Волгой

а так с горы над посёлком Увек.

Вечный мотив железных дорог над Волгой

Самый загадочный вид, когда мост словно растворяется и сливается с рекой — в лучах заходящего солнца.

1
Вечный мотив железных дорог над Волгой

Дополнительная информация: Использована информация и фотографии из следующих источников:

1).Андриенко Владимир Григорьевич " Ледокольный флот России 1860-е — 1918 гг»

2).Сайт: ruzgd.ru

Адрес: Саратов, около поселка Увек

Координаты: 51.4121359, 45.9804869

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Саратовский Железнодорожный Мост

Саратовский Железнодорожный Мост Подробнее об объекте