Продолжаем рассказ о монастыре Ордена Христа (Конвенту-де-Кришту). Первая часть находится здесь.
Продолжаем рассказ о монастыре Ордена Христа (Конвенту-де-Кришту). Первая часть находится здесь.
Разобравшись с сердцевиной монастыря (храмом с Ротондой № 1–3 на плане), обратим теперь внимание на его периферию. Первое помещение, куда попадает посететель, войдя в монастырь и оплатив билет, называется Новая ризница (№ 4). Построенная еще во времена Генриха-Мореплавателя в 15-м веке, она была переделана в маньеристской манере в 16-17-м веках. Наиболее известен в ней кессонный потолок с гербами Португальского королевства и Ордена рыцарей Христа.
В свою бытность Великим магистром Ордена Христа, Генрих-Мореплаватель построил в монастыре два готических клуатра, в первый из которых есть вход из Новой ризницы. Он называется Кладбищенским клуатром (Claustro do Cemiterio, № 5 на плане), поскольку использовался для захоронений настоятелей монастыря и высокопоставленных рыцарей Ордена.
Второй готический клуатр, построенный в бытность принца Генриха, называется «Постирочным» (Claustro da Lavagem, № 6). Название происходит оттого, что в его дворе в своё время была устроена монастырская прачечная. Несмотря на столь прозаическое назначение, этот клуатр знаменит: он впервые в Португалии выстроен двухэтажным.
В западной части монастыря, внутри большого квадратного пространства, в 1530-е годы были построены 5 ренессансных клуатров. Автором проекта был знаменитый архитектор Хуан Кастильский (João de Castilho). Один из клуатров, под названием «Гостиничный» (Claustro de Hospedaria, № 7), предназначался для приёма гостей монастыря и поэтому был двухэтажным и благородно оформлен.
Из Гостиничного клуатра открывается хорошой вид на монастырскую церковь, построенную по распоряжению короля Мануэля I между 1510 и 1513 годами под руководством Диого де Арруды. Новое здание буквально прислонилось к западному фасаду старой тамплиерской Ротонды и вместе они образовали большой величавый храм.
Как бы компенсируя скромность своего внутреннего убранства, снаружи церковь вся в «мануэлинском» декоре. Особенно выделяется в этом смысле её западный фронтон, где расположено знаменитое Окно (Janela, № 8), считающееся наиболее выдающимся образцом стиля «мануэлино».
Окно создали в 1510–1513 годах по проекту архитектора Диого де Арруда. В его фантастическом декоре встречаются два типа элементов: геральдические (крест Ордена Христа, португальский герб, армиллярные сферы) и всевозвожные объекты, связанные с морем и мореплаванием (кораллы, водоросли, якорные цепи, канаты и т. д.). Пояснение: армиллярная сфера (от лат. armilla — «браслет, кольцо») — астрономический инструмент, использовавшийся для определения координат небесных светил и применявшийся в морской навигации. Он стал главным символом португальских географических открытий.
Появление мануэлино — особого стиля в португальской архитектуре 15–16 вв., национального варианта Ренессанса — пришлось на период высшего могущества Португалии, её расцвета как морской державы.
Самым красивым из многочисленных клойстеров монастыря считается Большой клуатр (Claustro Grande, № 9), строительство которого растянулось почти на 50 лет (с 1533 по 1583). В нём приняли участие три архитектора, но наибольший вклад внёс Диого де Торралва (1500–1566). Его проект считается самым выдающимся образцом позднего ренессанса (и раннего маньеризма) в Португалии. Считается, что при его строительстве были использованы архитектурные трактаты Себастьяно Серлио (1475–1554) — итальянского живописца, архитектора и теоретика архитектуры эпохи позднего итальянского Возрождения.
В двух длинных пересекающихся под прямым углом коридорах, разделяющих четыре ренессансных клуатра, расположены 40 монашеских келий (№ 10). Их двери выходили в коридор, а окна — в клуатры. Особо отличившимся, вероятно, давали кельи с видом на мануэлинский декор церкви:).
В одном из коридоров находится и большая трапезная (№ 11). Помещение перекрыто цилиндрическим сводом с кессонами, ограниченными ребрами каменной кладки.
Несколько слов про два последних клуатра в монастыре, которые имеют меньшие размеры и более простой уровень отделки. Клуатр миша (Claustro da Micha, № 12) получил такое странно звучащее для нас имя по названию хлеба, который выпекался специально для раздачи бедным («миша» по-португальски). Пекарня, одним словом. Клуатр воронов (Claustro dos Corvos, № 13) был отведён для нужд монастырских послушников. Откуда у него взялось такое название, понять не удалось.
Когда Филипп II Испанский стал одновременно и португальским королём, он «унаследовал» титул магистра Ордена Христа. В этом качестве он дал задание архитектору Филиппо Терци построить акведук (№ 14), который бы снабжал монастырь свежей водой (до этого монахи собирали дождевую воду). Задание было выполнено в 1593—1614 гг., и 6-километровый акведук возведён.
Это впечатляющее гидротехническое сооружение сохранилось до наших дней и использовалось вплоть до середины 20-го века. В частности, акведук запитывал водой монументальный фонтан Большого клуатра.