Продолжаем рассказывать о нашей поездке в Португалию весной этого года.
Томар, расположенный в центральной части Португалии, — удивительное место, кратко охарактеризовать которое можно как «три в одном». Во-первых, это небольшой город (порядка 40 тыс. населения), разделённый рекой Набао на две части — старую и современную. Во-вторых, это средневековый замок, нависающий над городом с вершины расположенного рядом высокого холма. В-третьих, это находящийся внутри замка ренессансный монастырь Ордена Христа (Конвенту де Кришту), с 1983 года имеющий статус объекта Всемирного наследия Юнеско.
Мы посетили Томар во время нашего автомобильного путешествия по Португалии, приехав туда из Эворы и проведя в нем целый день с ночёвкой. Этого времени вполне хватило на замок и монастырь, но оказалось недостаточно, чтобы получше осмотреть сам город. В результате в тот день мы побывали только на его центральной площади и погуляли по окружающим её старым улицам. Наутро же пришлось сразу уехать, поскольку строго составленное расписание звало нас в Коимбру.
Все три части Томара очень тесно друг с другом связаны, но трудно рассказывать о них одновременно, поэтому начнем с небольшого введения о самом городе.
Город
В римские времена на правом берегу реки было поселение под названием Селиум, которое со временем перешло под власть захвативших Иберийский полуостров вестготов, а затем (с 716 г.) и покоривших их арабов. При них поселение получило новое имя — Thamara (по-русски, вероятно, Тамара?:) от арабского названия речки. В 1147 году первый португальский король Афонсо Энрикеш отбил эту местность у мавров с помощью рыцарей-тамплиеров и за заслуги в Реконкисте пожаловал им окрестные земли. Тамплиеры построили на вершине холма крепость для защиты границы вновь приобретённых владений. С этого времени на левом берегу Набао, прямо под замком, и возникает городок Томар как посад при нём.
Площадь Республики - центральная площадь Томара - окружена домами 16-17 веков.
Когда-то нынешнее здание мэрии было резиденцией будущего короля Португалии Мануэля I.
Площадь Республики. Вид на церковь Св. Иоанна Крестителя (Igreja de São João Batista). Она была закончена в начале 16-го века и отделана в стиле "мануэлино".
В центре площади находится памятник магистру Ордена тамплиеров Гуалдину Паишу - строителю крепости и основателю города. Подробнее о нём - чуть ниже.
Рядом с церковью - колокольня с часами 16-го века.
Резной портал церкви в стиле "мануэлино".
Интерьер церкви и её алтарь.
Резная готическая кафедра с королевским гербом.
В церкви Иоанна Крестителя представлено несколько полотен Грегорио Лопеша (1490–1550) — одного из самых известных живописцев Португалии эпохи Ренессанса. Он был придворным художником короля Мануэля I, а позже и его преемника, Жуана (Иоанна) III. Два его наиболее выразительных полотна посвящены мученической смерти Иоанна Крестителя.
Грегорио Лопеш. Усекновение головы Иоанна Предтечи; Саломея преподносит голову царю Ироду.
Грегорио Лопеш. Сбор манны; Тайная вечеря.
Главная торговая улица Томара (Rua Serpa Pinto), ведущая от реки к площади Республики.
Другая сторона Rua Serpa Pinto.
Улицы в старом центре Томара прямые и расположены под прямым углом друг к другу, как в римском лагере. В конце некоторых из них видны стены Томарского замка.
Замок тамплиеров
Замок тамплиеров, придавший Томару звёздный статус в Португалии, начали строить в 1160 году под руководством Дона Гуалдина Паиша (1118–1195), португальского магистра Ордена. Тамплиеры с самого возникновения Португальского королевства принимали активное участие в Реконкисте, сражаясь против мавров бок о бок с королевскими войсками. Так, Дон Паиш участвовал вместе с первым португальским королём Афонсо Энрикишем в освобождении Сантарема и Лиссабона. Потом он присоединился ко Второму крестовому походу, где и вступил в ряды тамплиеров. Поручение построить замок в Томаре (ставший португальской штаб-квартирой Ордена) он получил от короля Афонсо для защиты границ Португалии с маврами, проходившей тогда по реке Тежу (Тагус). Тамплиеры свою миссию с честью выполнили — в 1190 году замок и его гарнизон успешно выдержали осаду превосходивших сил Альмохадского короля Марокко Якуба аль-Мансура и не пустили врагов внутрь страны.
Первые ворота замка тамплиеров.
Орден тамплиеров (полное название — «Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма», сокращённо — «Орден храмовников») возник около 1119 года после Первого крестового похода с целью защиты паломников, посещавших Святую Землю. Его первая штаб-квартира находилась на вершине Храмовой горы в Иерусалиме рядом с мусульманским святилищем «Купол Скалы» (Dome of the Rock), который рыцари-храмовники ошибочно принимали за Второй Храм (Temple) Соломона. Они оказались не в курсе, что Второй Храм был разрушен римлянами ещё в ходе Иудейской войны в 70 г. н. э.:) А поскольку Купол Скалы представляет собой большую ротонду на восьмигранном основании, многие из церквей Ордена имеют круглую форму (например, лондонский Темпл). Есть также мнение, что круглые тамплиерские храмы копируют ротонду в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, но это менее вероятно, поскольку к 12-му веку архитектурный облик этого храма ещё окончательно не сложился.
Купол Скалы на Храмовой горе Иерусалима (Википедия).
Тамплиеры были отважными воинами, активно участвовали в крестовых походах и прославились во многих сражениях. Однако война не была их единственным занятием, активно воевали лишь порядка 10% членов Ордена. Остальные же занимались тем, что сейчас бы назвали «частным предпринимательством», фактически создав первую международную финансовую корпорацию и впервые начав применять такие финансовые инструменты, как аккредитив и чек. Рыцарь, отправляющийся в крестовый поход, или паломник, следующий в Святую Землю, могли сдать свои ценности в местную штаб-квартиру Ордена и получить документ, указывающий стоимость их депозита, который затем можно было полностью или частично «обналичить» по прибытии в Палестину. Эта новаторская деятельность была ранней формой банковского дела и обеспечивала безопасность крестоносцев и паломников, делая их менее привлекательными целями для грабителей.
Круглая тамплиерская церковь (Ротонда) 12-го века в Томарском замке.
Два фактора способствовали финансовому успеху тамплиеров: наличие разветвлённой сети отделений Ордена по пути из Европы в Палестину и особый статус духовной организации, дарованный им папой, дававший им право беспрепятственно и открыто заниматься финансовыми операциями. Это было немало в те времена, когда ростовщичество (то есть кредит, выражаясь современным языком) считалось большим грехом. Благодаря успешной экономической деятельности, Орден тамплиеров к концу 13-го века стал чрезвычайно богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Замки тамплиеров стали фактически независимыми владениями со своими собственными экономическими рынками, и вместе с этим возросла политическая власть Ордена.
Донжон 12-го века, закрытый деревом.
Однако по мере перехода Палестины под контроль мусульман военная роль Ордена стала уменьшаться, а его богатство и власть начали сильно раздражать «сильных мира того». В конце концов французский король Филипп IV, сильно задолжавший тамплиерам, пришёл в выводу, что решить проблему большого долга проще всего путём устранения кредитора. Сговорившись с папой Климентом V, тоже французом (кстати, именно он перенёс штаб-квартиру папства из Рима в Авиньон), король выдвинул против них абсурдные обвинения (богохульство, отречение от Христа, культ дьявола и идолопоклонство) и начал вместе с папой инквизиционные процессы, где несчастные тамплиеры под страшными пытками признались во всех смертных грехах. В 1312 году Орден тамплиеров был папой распущен, его руководство ещё раньше казнено, найденное имущество передано другим орденам, а французский король получил солидную компенсацию своих «судебных издержек». Вся эта история хорошо описана писателем Морисом Дрюоном в серии романов «Проклятые короли», что продавались в СССР в обмен на сданную макулатуру; может кто-то из старшего поколения туристеров это ещё помнит.:)
Стены замка 12-го века с круглыми и квадратными башнями.
Наиболее суровые репрессии к тамплиерам применялись во Франции; в других странах их преследование было менее строгим. На общем фоне выделилась Португалия: король Диниш I, в благодарность тамплиерам за помощь в борьбе с маврами, предоставил убежище членам Ордена, преследуемым в других странах, а его португальское отделение просто преобразовал в новый «Орден Христа» с сохранением тамплиерской собственности и символики. В 1323 году всё это было одобрено новым папой Иоанном XXII, а в 1357 году Орден Христа получил свою штаб-квартиру в бывшей резиденции Ордена тамплиеров в Томаре.
«Ворота солнца», ведущие во внутренний двор замка.
Во внутреннем дворе замка.
С той поры рыцари Ордена Христа стали верными слугами португальской короны, а их красный (и бывший тамплиерский) крест начал гордо красоваться на парусах португальских каравелл. В 1418 году Великим магистром Ордена стал знаменитый португальский принц Генрих-Мореплаватель (он же Инфант Энрике-Навигатор), и томарские рыцари приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских первооткрывателей. Для финансирования этих путешествий принц Генрих использовал собственные средства, а также активы Ордена. Подробнее про Генриха-Мореплавателя можно почитать в рассказе про Белен.
Вид на круглый храм (Ротонду, №1 на плане замка ниже) тамплиеров из внутреннего двора.
Орден достиг пика могущества к 1520-м годам, в период, когда его Великим магистром был король Мануэль I (1469–1521). Именно во время его правления основанный в замке монастырь был значительно расширен и украшен великолепным декором в стиле «мануэлино», название которого происходит от имени этого короля. Его преемник Жуан III объявил пост Великого магистра Ордена наследственным для королей Португалии.
К Ротонде во времена Мануэля I был пристроен неф с «мануэлинским» декором.
Особо богато украшен южный портал нефа (№2 на плане). Этот вход в мануэлинскую церковь постоянно закрыт, поэтому многие его пропускают. Чтобы его увидеть, нужно зайти во внутренний двор замка.
Скамья, украшенная изразцами «азулежу», во дворе замка.
Эти живописные развалины я вначале принял за руины 12-го века, но нет: это оказалось «незавершенным строительством» зала капитула начала века 16-го.
Монастырь Ордена Христа
Монастырь Ордена Христа (Конвенту-де-Кришту) находится внутри стен средневекового замка и имеет древнюю сердцевину — круглую церковь (Ротонду), возведённую ещё тамплиерами в 12-м веке. Почти все его остальные постройки относятся к 15 — 16-м векам, и главными державными строителями монастыря в это время были принц Генрих-Мореплаватель, король Мануэль I и его наследник Жуан III. Создавался этот монастырь, также как и роскошный монастырь Жеронимуш в Белене, на средства, полученные Португалией от колонизации Африки и морской торговли с Индией.
Модель Конвенту-де-Кришту: 1-Ротонда, 2-Южный портал, 3-Церковь, 4-Ризница, 5-Кладбищенский клуатр, 6-Постирочный клуатр, 7-Гостиничный клуатр, 8-Окно, 9-Большой клуатр, 10-Общежитие монахов, 11-Трапезная, 12-Клуатр миша, 13-Клуатр воронов, 14-Акведук.
Как выглядит знаменитая Ротонда (Charola dos Templarios) снаружи, мы уже видели, теперь же рассмотрим её изнутри. При тамплиерах Ротонда была частной молельней рыцарей и, вероятно, местом погребения высших должностных лиц Ордена. При Мануэле I её полностью обновили и сделали алтарём пристроенной к ней монастырской церкви (№ 3). Соответственно, её роскошная внутренняя отделка, как и всего монастыря, относится к 16-му веку.
Входной портал в Ротонду (Триумфальная арка). Его построили в 1515 году, изначально тамплиеры заходили в свой храм через маленькую дверь в другом месте.
В середине круглой (на самом деле — шестнадцатигранной) Ротонды находятся восемь массивных колонн, поддерживающих уходящий в потолок центральный барабан. Вокруг находится деамбулаторий — обходная арочная галерея со сводом, образованным круглыми арками. За галереей расположены уже внешние стены Ротонды. Вся эта сложная конструкция роскошно декорирована лепниной, резьбой, позолотой, настенной живописью и скульптурой. Когда заходишь внутрь Ротонды, богатство её интерьера просто ошеломляет.
Барабан и потолочные арки обходной галереи.
Внутренняя часть центрального барабана заканчивается куполом, опирающимся на восемь выпуклых рёбер
Внутри центрального барабана находится Распятие, слева от которого видны фигуры Богоматери и Иоанна Евангелиста, а справа - Иоанна Предтечи.
Центральная часть Ротонды (колонны и барабан) имеет самое богатое убранство.
Центральная часть Ротонды (колонны и барабан) имеет самое богатое убранство.
На колоннах, поддерживающих барабан, под позолоченными балдахинами расположены статуи святых, апостолов и Отцов Церкви. Они вырезаны из дерева, раскрашены и позолочены. Их автор — фламандский скульптор Оливье де Ганд, после смерти которого закончил работу португалец Фернан Муньос.
Статуи внутри барабана (1510-1515): св.Павел и св.Августин.
С внешней стороны центрального барабана изображены восемь пар ангелов, держащих в руках орудия Страстей Господних. Росписи выполнены Фернаном де Анесом в 1511–1521. Ниже показаны четыре ангельские пары из восьми.
Лестница и плащаница, с помощью которых снимали мёртвое тело с креста.
Поскольку в начале 16-го века церковь тамплиеров стала круглым алтарем монастырского храма, на внутренних стенах Ротонды быди размещены картины на евангельские сюжеты, а также установлены статуи Малых пророков (фото ниже). На картинах верхнего и среднего ряда представлены сцены из жизни Христа и Богоматери; авторство полотен приписывается художникам Франциско Энрикесу и Хорхе Афонсо (1510–1515). В нижнем ряду — сцены из жизни различных святых.
Картины среднего ряда: «Воскрешение Лазаря», «Иисус и центурион», «Вход в Иерусалим». Наверху - «Бегство в Египет». В нижнем ряду - «Св. Себастьян» (далее показана отдельно).
Картины из верхнего ряда: «Распятие».
Картины из верхнего ряда: «Снятие с креста».
Малые пророки. Скульпторы Оливье де Ганд и Фернан Муньос. 1510-15.
Грегорио Лопеш. Святой Себастьян. 1536-38.
В сравнении с роскошной Ротондой, пристроенная к ней в начале 16-го века церковь изнутри выглядит гораздо скромнее. Её по сути единственным украшением служит декорированный рёбрами свод с различными геральдическими эмблемами. Вся красота этой церкви — снаружи, как мы позже увидим.
В нефе мануэлинской церкви. Наверху - хоры, под ними - зал капитула.
Кессонный свод церкви, окаймленный ребрами, украшенными растительными и геральдическими орнаментами.
Окно с декором в зале капитула. Снаружи это окно обрамлено фантастическим мануэлинским орнаментом.
Во второй части мы расскажем о клуатрах монастыря и его великолепной отделке в стиле «мануэлино».
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия