Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 13:12

Вятские Поляны — Россия Август 2024

С ниткой маршрута нашей поездки по Поволжью я вас познакомил. Начну более подробный рассказ о местах и достопримечательностях, на знакомство и осмотр которых было потрачено некоторое время в путешествии.

При подготовке маршрута особое внимание уделяю местам преполагаемого ночлега. Если волей судьбы оказался пусть и в заштатном городке, надо с ним хотя бы шапочно познакомиться. Такое вот знакомство в Вятскими Полянами и произошло в первый день путешествия, и было оно не очень радостным. Поздний вечер, непрекращающийся дождь, «добрый» навигатор, желая сократить путь, завел на дорогу с непонятным покрытием (точнее, полным его отсутствием — песок и глина)… Назло всем препонам доехали-таки до забронированной гостиницы «Вятка».

Вятские Поляны

Утром все так же моросил дождь. До открытия музея времени было вагон и маленькая тележка. Зонты в руки и вперед, шлепать по лужам на вятскополянских улочках.

Свернув в первый же проулок от гостиницы, вышли на набережную. Она оказазалась приятной неожиданностью, бывает, что в более крупных городах по берегам рек и такой-то нет.

Вятские Поляны

Двухуровневая, прекрасное покрытие, аккуратные лавочки для отдыха, сидя на которых не забудешь в каком ты городе.

Половодье на Вятке, видимо, сильное — до уреза воды от набережной в некоторых местах приличная неухоженная территория.

Вятские Поляны

В небольшой бухточке стоянка частных катеров.

Под самой набережной одинокий рыбак забрасывал удочки в поисках своего рыбацкого счастья.

Вятские Поляны

Издалека едва доносился стук колес проходящего по мосту состава. Берега Вятки здесь соединили в 1914 году при строительстве железной дороги Москва — Екатеринбург.

Заканчивается набережная у ажурной церковной ограды, перед воротами которой установлены сердца влюбленных с навешенными замочками.

Вятские Поляны

За оградой над верхушками разросшихся берез и елей видны купола Никольского собора.

Храм на этом месте стоит с 1596 года. Деревянная Никольская церковь сгорает в 1783 году, на ее месте строится еще одна деревянная, которую разберут в 1818 году и возведут каменный храм с двумя приделами. В 1893 году была построена колокольня и ансамбль храма был сформирован.

Вятские Поляны

20-й век стал для храма катастрофичным. С 1930 года в нем сельский клуб, кинотеатр, гараж, архив. Перед войной колокольню использовали как парашютную вышку. В 1987 году руинированное здание было возвращено РПЦ. После долгой реставрации Никольская церковь, получившая статус собора, приобрела первоначальный вид.

Вятские Поляны

По моему мнению, территория возле собора стала своего рода центром этого маленького сохранившегося уголка старого города. Судите сами, прекрасная набережная, оформленный под старину небольшой пятачок на перекрестке,

три музея.

Первый — мемориальный дом-музей Г. С. Шпагина.

Вятские Поляны

В октябре 1941 года из Загорска (ныне Сергиев Посад) в Вятские Поляны была эвакуирована оружейная фабрика. Еще в 1940 году Г. С. Шпагиным был сконструирован и принят на вооружение пистолет-пулемет. Модернизацией ППШ конструктор занимался в городке на Вятке.

Возле дома-музея, открытого в 1982 году, установлен памятник конструктору.

Вятские Поляны

Следующим музеем, благодаря которому мы и попали в Вятские Поляны, стал «Дом шляп».

В 2014 году Валерий Смолюк и Олег Уваров организовали кругосветное путешествие с целью приобретения головных уборов мира.

«Hat master» посетили 23 страны Европы,

Азии,

Северной Америки,

Юго-Восточной Азии

и привезли домой 140 различных головных уборов. В 2016 году в Вятских Полянах открыли первый (и единственный до сих пор) в стране частный музей «Дом шляп». После этого были экспедиции в Среднюю Азию,

на Кавказ,

по России.

Вятские Поляны

Сотрудница музея сообщила нам, что коллекция состоит уже из 1000 и одного головного убора! С 2016 года в городе проводится Международный фестиваль шляп «Поля мира». Мы могли бы не попасть в этот музей всего парой недель раньше. «Дом шляп» был в отъезде — представлял Кировскую область на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Разбирая дома фотографии из музея, понял, что кратким упоминанием не обойтись, нужен полноценный материал, чтобы вы смогли увидеть все это разнообразие головных уборов.

По соседству расположилась «Коммуналка» — музей советского быта.

Вятские Поляны

Здесь собраны вещи, сопровождавшие людей в СССР в 20 веке. Только вот хаотично как-то все расположено. Швейные машинки рядом с магазинными весами,

белье сушится над кухонным столом.

Вятские Поляны

Хорошо, хоть классная комната от игрушек отделена.

Мой вердикт — можно зайти поностальгировать, не более.

В 1596 году был построен Рождественский монастырь, созданный иноками Свято-Трифонова Вятского монастыря. Год этот считается датой основания Вятских Полян. Монастырь этот был упразднен в 1780-х годах. В наше время в городе, у старого кладбища, мужской монастырь возрождается. В 2000 году над входом на территорию монастыря построена деревянная церковь с колокольней во имя св. Онуфрия Великого.

Вятские Поляны

Мужская обитель создается при храме Михаила Архангела. Эта деревянная церковь была заложена в 1728 году в селе Суши и является одной из старейших в Кировской области. В 1960 году церковь признана памятником древнерусской архитектуры, но ее не реставрировали, кровля и сруб постепенно ветшали. В 1988 году храм перевезли в Вятские Поляны. При разборе на нижнем венце сруба обнаружили вырубленную дату «15." Последние две цифры не читались. Возможно, это истинное время основания Михайло-Архангельской церкви. Нам, к сожалению, этот шедевр древнерусского зодчества увидеть не удалось. Идет процесс реставрации. По свежим бревнам сруба видно, что это будет новый храм.

Повторит ли он облик своей старинной предшественницы?

После храма поехали в современный центр Вятских Полян. По дороге сплошь застройка хрущевско-брежневской эпохи. Только уголок возле Никольского собора напоминает о возрасте города.

Правда, особняков конца 19 — начала 20 веков совсем мало. Торговые склады,

дом купца Зверева,

дом крестьянина Г. Т. Ошуркова,

дом торговца М. И. Стойлова,

Вятские Поляны

в котором в 1918 году работала ЧК, еще 2–3 домика.

Современный центр типичен для городов с застройкой во второй половине 20 века. Если Дворец культуры, то монументальный монолит.

Вятские Поляны

Так же монументальны фигуры памятника «Слава труду» на площади, опять же, Труда.

Фонтан на этой площади мне понравился.

Видел фото, где он переливается красками в ночное время. Площадь Труда носит имя Ф. И. Трещёва, на протяжении 40 лет бывшего директором Вятскополянского завода «Молот».

Вятские Поляны

Бывшая центральная проходная завода рядом.

Недалеко от проходной, в сквере установлен памятник автомату, прославившему своего конструктора и город, где это оружие создавалось.

Вятские Поляны

На этом наше пребывание в Вятских Полянах закончилось. Если бы не «Дом шляп», вряд ли попал сюда когда-нибудь. Да и набережная скрасила негатив. Остается только пожелать мудрых руководителей этому городку на реке Вятке.

Цикл материалов "Поволжье 2024"

1. Поволжье — 2024
  2. Вятские Поляны
  3. В гостях у Шляпника

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.