Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 8:01

Чистополь, Болгар, Ульяновск, Тетюши, Алатырь + 7 городов — Россия Август 2024

Всем доброго времени суток! Давненько не брал я в руки шашек, а точнее, целый год не было у меня длинных покатушек по родной стране. Этим обзорным рассказом начинаю отчитываться о состоявшемся в августе автопутешествии по Поволжью. Несмотря на то, что поездка была обычной по времени (около двух недель) и экипаж пересек 12 регионов России, пройдено было всего 4000 километров. Самое короткое путешествие, не считая «прогулок» по Уралу. Как всегда у меня — минимум крупных городов. Зато были три паромные переправы через Волгу, ночевки в неожиданных местах, занимательные квесты в поисках достопримечательностей. Итак, обо всем по порядку. Сразу извиняюсь за «много букофф», хоть и постараюсь сжато по каждому дню.

День первый.

Из Екатеринбурга выехали рано утром, чтоб успеть до ежедневно образующейся царь-пробки под Ревдой из-за строительства развязки на реконструируемом участке новой трассы М12.

Поволжье — 2024

Под Пермью была первая остановка на Гляденовской горе. Место, связанное с Трифоном Вятским — святым, особо чтимым в Пермском крае и на Вятской земле. Здесь будущий архимандрит Вятский обращал в христианство язычников — вогулов и остяков. На месте бывшего скита сейчас заканчивается обустройство Святого источника Трифона Вятского.

Дальше весь день были только дороги. Асфальтные, бетонные, грунтовые…

Уже затемно добрались до Вятских Полян. Город, в годы Великой Отечественной связанный с именем конструктора Шпагина и его детищем — автоматом ППШ.

День второй.

С утра под небольшим дождиком прошлись по обустроенной набережой вдоль Вятки

Поволжье — 2024

в ожидании открытия уникального музея. Оказывается, в Вятских Полянах существует единственный в стране музей шляп!

В 2014 году местные жители Валерий Смолюк и Олег Уваров отправились в кругосветное путешествие, чтобы собрать коллекцию головных уборов народов мира. После той кругосветки был открыт этот музей. Путешествия продолжаются, коллекция пополняется. Музей настолько зачетный, что я, кому ближе всякие железки-стрелялки, подолгу зависал над стендами с головными уборами, у многих из которых и названия-то слышал впервые.

После этого музея зашли в «Коммуналку» — музей советского быта.

Поволжье — 2024

Да, определенную ностальгию некоторые экспонаты вызвали, но впечатления музей не произвел. В некоторых комнатах больше на развал на каком-нибудь блошином рынке похоже.

Помню, у нас в коммуналке на три семьи в общем коридоре порядка больше было.

С родины ППШ наш путь лежал в Йошкар-Олу. Через Сернур — сырную «столицу» Поволжья. Как было не заехать в фирменный магазин при местном сырзаводе?

Поволжье — 2024

Заехали. И ненадолго зависли…

Кто-то скажет — не Швейцария, да и я не особый сыроед, но дома привезенные образцы любителями были оценены на «отлично».

Через пару часов прибыли в столицу Марий-Эл.

Поволжье — 2024

Казалось бы, об Йошкар-Оле у нас на Туристере рассказано все. Однако, остаток этого дня

и День третий мы были увлечены квестом в поисках новых достопримечательностей, не забывая при этом осматривать и всем известные.

Поволжье — 2024

Квест был успешно пройден, подробности — в отдельном рассказе.

День четвертый. Утром первая паромная переправа в этой поездке. Паром СП-45 до Козьмодемьянска.

Поволжье — 2024

Маленький городок на Волге, увековеченный Ильфом и Петровым как Васюки, порадовал интересными музеями. Здесь и музей Сатиры и юмора имени Остапа Бендера,

и музей купеческого быта,

Поволжье — 2024

и этнографический музей быта горных марийцев.

В отличии от переправы в Козьмодемьянске, паром Сумки — Юрино ходит гораздо реже. Пришлось поторопиться, чтобы успеть на «Капитана Федосеева»,

Поволжье — 2024

не застрять на 3 часа на пустынном берегу и лишь издали, через оптику с увеличением, любоваться роскошным замком Шереметевых на противоположной стороне Волги.

В этом замке мы и заночевали.

Поволжье — 2024

При бронировании думал, что проникнусь духом графских покоев в номере с балкончиком, ан нет… Оказалось, что это крыло здания когда-то было отведено прислуге. Хотя в этой комнате наверняка жила не просто дворовая челядь. Сверху-то, с балкона, удобно поторопить нерасторопных слуг.

Вечер и часть ночи самостоятельно бродили по замку. Некоторые помещения и залы открыты для свободного доступа.

День пятый. На утренней экскурсии получили у гида ответы на возникшие во время ночных хождений вопросы и покинули Юрино. Наш путь лежал в Нижегородскую область, в заповедный край — Воскресенское Поветлужье.

Огромный интерес и восторг у нас, ценителей деревянной архитектуры прошлых веков, вызвали сохранившиеся терема и церкви в небольших деревнях и селах. Галибиха — усадьба Левашовых,

Воскресенское — терем Беляева,

ансамбль храмов 18 века в Троицком,

храм во Владимирском.

Поволжье — 2024

А здешняя природа! Ветлуга неторопливо несет свои воды через заповедные леса,

в густой чаще которых затаилось таинственное озеро Светлояр, спрятавшее в своих глубинах легендарный град Китеж…

Поволжье — 2024

День шестой. Не открывший нам вечером своей тайны Китеж-град, однако не отпускал, пока мы не посетили краеведческий и музей керамики «Град светлый». Какие умельцы живут в этом краю! Глядя на эти шедевры, разум отказывается принимать, что все это — простая глина.

Следующим на пути был Семенов — родина хохломской росписи. Музей матрешки оставил самые радужные впечатления.

Поволжье — 2024

От посещения музейного центра Золотая Хохлома остался неприятный осадок. Бесцеремонные посетители, отталкивающие тебя ради собственного селфи, хамоватые продавщицы в магазине сувениров… Вот об экспозиции ничего плохого сказать не могу. Все-таки хохлома — это действительно один из символов России. Я не к тому, что балалайка, водка, матрешка, медведи. Хохлома, гжель, северные и уральские росписи по дереву — мастерство поколений, которым исстари славится наша страна. Наверняка у каждого в доме есть или ложка, или досочка, или баночка под сыпучие с яркими золотыми узорами на красном фоне.

И еще один минус. В Семенове абсолютно ВСЁ в субботу работает до 14.00. Мы успели только в два музея. Желание покататься по городу в поисках объектов, расписанных под хохлому, почему-то пропало.

Поволжье — 2024

И поехали мы в место, где душа наверняка получит умиротворение.

Троицкий Макариев Желтоводский монастырь основан в 1435 году. Ехал почти в полной уверенности, что попасть в обитель получится только с утра. Напрасно я так думал — двери в крепостной стене были открыты, и после нас подъехала еще не одна машина. О монастыре расскажу отдельно, сейчас только фото храмов. Троицкая церковь (1658 г.), церковь Григория Пельшемского (1786 г.), церковь Макария Унженского и Желтоводского (1808 г.), Михайлоархангельская церковь (1670 г.), Успенская церковь и колокольня (1651 г.).

Ночлег задумывался на берегу Волги, но не учел одного — была суббота. Стоянки с более-менее нормальным заходом в воду были заполнены рыбаками и отдыхающими. Пришлось довольствоваться оставшимся. Небольшая поляна и заросли камыша и рогоза в реке.

Поволжье — 2024

Как посетовал поутру такой же «неудачник» с соседней поляны:" Э-эх, быть на берегу великой реки и не зайти в воду…" А Волга в тишине текла мимо. Только поздно вечером, сияя огнями и гремя музыкой на танцпалубе, в сторону Нижнего неспеша прошел круизный лайнер. Тут же из глубин памяти всплыл эпизод из какого-то старого фильма. Ночь, герои сидят на берегу, а мимо, гремя лопастями под лихой джаз, проплывает колесный пароход…

День седьмой. Последние несколько дней меня мучил вопрос:" Что делать, если в месте, которое нельзя проехать мимо, в понедельник выходной и все двери закрыты?» Утром этот вопрос отпал. По причине удачного посещения монастыря вечером, мы успевали на утренний паром из Макарьево в Лысково.

Поволжье — 2024

Лысково — небольшой райцентр в Нижегородской области с интересной историей. Владельцем села с 1790 по 1852 годы был князь Георгий Александрович Грузинский, последний из царского рода Грузии, хранитель креста святой Нино. Сохранился главный усадебный дом князя,

и, главное, восстановлен Вознесенский собор, построенный в начале 19 века на месте сгоревшей Вознесенской церкви, где правнук царя Вахтанга VI князь Грузинский хранил древнейшую реликвию — крест св. Нино из виноградной лозы.

Поволжье — 2024

В Лысково попались еще несколько старинных особняков, в т. ч. с более чем 100-летней рекламой.

Надписи реально старинные, просто свежепокрашенные. Где-то на соседних улочках мелькали еще купеческие особнячки, но нам было некогда — мы торопились в гости к Поэту.

В этом году страна отметила очередной юбилей — 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Яркой вехой в его творчестве было пребывание в Болдино в 1830 и 1833 годах. Быть рядом и проехать мимо? Потому так и стремился с утра уехать из Макарьево, забыть про несколько запланированных, но менее значимых мест, чтобы не оказаться в понедельник у закрытых ворот Музея-усадьбы Пушкиных. Посещение Болдино требует отдельного рассказа.

Разучились в стране сдавать объекты к юбилеям. Вот и в Болдино единственная гостиница на ремонте, пришлось снимать жилье в соседнем городке. По пути туда сделали крюк, чтобы заехать в райцентр Шатки. Здесь на местном кладбище похоронена девочка, страницы из дневника которой олицетворяют весь ужас блокадного Ленинграда. Таня Савичева. У входа на кладбище установлен также мемориал ее памяти.

День восьмой. Городу Алатырю без малого 500 лет. Этот день был у нас разгрузочным — неторопливые пешие прогулки по городу, в котором сохранилось множество храмов,

старинных особняков

и, на удивление для такого небольшого города, множества памятников Ленину. Интернет говорит, что их шесть. Мы нашли только четыре, но в каком состоянии! Золотые!

День девятый. Выехали из Алатыря в сторону Волги, чтобы посетить памятный мемориал. Неподалеку от Тетюшей в июле 2011 года потерпел крушение и затонул теплоход «Булгария», совешавший круиз Казань — Болгар — Казань. Через год после трагедии на берегу Волги напротив места, где затонул теплоход, был открыт мемориал в память о жертвах кораблекрушения. Часовня, мечеть и между ними стена памяти, на которой золотыми буквами выбиты имена 122 погибших.

Ночевать отправились в Ульяновск. В прошлом году по случаю выходного дня посетили всего пару музеев в городе. В этот раз успевали еще хотя бы в один. Единогласный наш выбор может кого и удивит, но это был Дом-музей В. И. Ленина.

Поволжье — 2024

Мне, не единожды бывавшему в нем в детстве, было интересно посмотреть, что изменилось в экспозиции, живем-то уже в другой стране…

День десятый. В прошлом году в Ульяновск мы приехали по Императорскому мосту, прекрасный вид на который открывался с балкона аппартаментов. Покидали же город в этом году по Президентскому мосту. Мост длиной 5825 метров был открыт в 2009 году и до 2012 года был самым длинным в России.

Императорский мост.

После Ульяновска надо было заехать по одному не туристическому делу в Чистополь, поэтому поехали через Болгар и захватили парочку достопримечательностей. Уже в Татарстане, в с. Танкеевка, издалека приглянулась церковь-заброшка. Подъехали — какая красота!

Тут же зашел на соборы.ру. Ого, а храм-то с историей! Троицкая церковь была построена по образцовому проекту К. А. Тона для Красноярска. Проект собора Рождества Пресвятой Богородицы известного архитектора был одобрен Николаем I и осуществлен в Красноярске в 1849 году. В 1859 году по этому же проекту на средства местного помещика Д. Н. Блудова в Танкеевке был построен храм Живоначальной Троицы. Только судьба собора в Красноярске более печальна — в 1936 году он был взорван и разобран.

В октябре 1941 года фашисты рвались к Москве. Советским руководством было принято решение о сооружении Волжского оборонительного рубежа, который должен был остановить врага на подступах к Уралу. Одним из участков этого рубежа стал Казанский обвод. Зеленодольск — Апастово — Болгар. На строительство 331 км оборонительных сооружений с 21 октября 1941 года по 11 февраля 1942 года было мобилизовано 282,5 тысячи человек из 37 районов ТатАССР. Построено 151 км противотанковых рвов, 9,61 км эскарпов, 1,96 км контрэскарпов, 392 командных пункта, 98 скрытых огневых точек, 419 землянок. Враг до рубежа не дошел. В память о той стройке на окраине Болгара установлен скромный памятник.

Поволжье — 2024

Неподалеку стоит церковь Авраамия Болгарского. С 1895 года в с. Порфировка стояла деревянная Троицкая церковь. В 30-е годы была закрыта и к 1980 году пустовала. В 1988 году ее разобрали и перевезли в г. Куйбышев Татарской АССР. (Ныне это г. Болгар) На новом месте церковь собрали и освятили в честь мученика Авраамия Болгарского. Лет 10 назад возник проект музея истории христианства на Средней Волге. В экспозицию должны были войти пять макетов храмов разных эпох. И вот 5-7-метровые макеты мы уже можем видеть рядом с храмом.

По замыслу авторов проекта здесь армянский храм, церковь Покрова-на-Нерли, Благовещенский собор в Казани, греческая базилика. Проект, безусловно, хороший, и дай Бог силы авторам для воплощения проекта в жизнь.

Дни одиннадцатый — двенадцатый. Здесь и писать не о чем. Неоднократно пройденная дорога, испытанные на качество обслуживания мотели и придорожные кафе.

Поездка, я считаю, удалась. Много новых городов и поселков, новых достопримечательностей и впечатлений. Главное — море позитива! А для меня сейчас — разложить по полочкам весь ворох информации, гигабайты фотографий и попытаться донести этот позитив до вас.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.