Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 3:27

Сургут — Россия Июнь 2024

Продолжаем рассказывать о том, что мы увидели интересного на маршруте круиза по Оби-Иртышу.

Любой путеводитель сразу же сообщает туристу, что Сургут — город древний, с 430-летней историей — почти ровесник Тюмени и Тобольска. Поэтому начиная с ним знакомиться, ожидаешь увидеть какие-то следы этой его многовековой истории: острог (или хотя бы его реконструкцию), остатки крепостных стен, старые храмы, деревянные постройки и т. п., но довольно быстро обнаруживаешь, что ничего этого в Сургуте нет!

В основном Сургут выглядит как-то так: многоэтажные новостройки, отличные дороги...

Не знаем, есть ли в России другой исторический город, где сохранилось бы так мало старины. И это одно из главных удивлений от встречи с Сургутом, про который можно сказать, что это хотя и старый, но, в тоже время, преимущественно новый город. Сургутский парадокс, конечно, имеет свое объяснение, о котором — ниже.

Даже сургутские храмы...
 ...2000-х годов постройки.

В Сургуте у нашего круиза была довольно длительная остановка — 7 часов, первая порция из которых пришлась на обзорную автобусно-пешеходную экскурсию. А после обеда у нас была возможность немного и самим побродить по городу, пополнив копилку впечатлений.

Первый контакт с городом несколько озадачил. Прямо в порту, едва покинув нашу «Северную сказку», по пути к экскурсионным автобусам, мы увидели пустырь, а посреди него — памятник жертвам политических репрессий. В 1930-40-е эти края стали местом массовой ссылки раскулаченных, а также этногрупп, которых посчитали пособниками фашистов. Все они получили название спецпереселенцев. Как выяснилось, памятник открыли еще в 2018 году, но территория вокруг него до сих пор, к нашему изумлению, — неблагоустроенный пустырь.

Мемориал представляет собой композицию из двух вертикальных стелл высотой около 9 метров. Через разлом между стеллами идет ухабистая дорожка - как символ пути, который пришлось пройти спецпереселенцам.

С другой стороны монумента установлена бронзовая фигура мужчины в сапогах и полушубке...

Затем нас доставили в мультимедийный исторический парк «Россия — моя история. Югра». Нам уже доводилось бывать в Москве на подобной очень яркой, информативной и интерактивной экспозиции. Логично было ожидать, что сургутский экскурсовод сконцентрируется на местном материале (которого в музее много), рассказывающем про историю Сургута и Ханты-Мансийского округа, но его почему-то все время «заносило» в общероссийскую историю. К тому же, экскурсовод был жутко косноязычен. Кстати, за весь круиз такая неудача с экскурсоводом случилась только однажды — как раз в Сургуте.

Фрагменты экспозиции, посвященные местной истории.

Сразу после посещения экспозиции «Россия — моя история. Югра» организаторы предложили нам шопинг в близлежащем магазине. Мы же предпочли вместо этого пойти посмотреть на кафедральный собор Преображения Господня, который расположился совсем рядом, на живописном склоне возле реки, но в программу экскурсии не входил.

Сургут: дважды рожденный

Этот храм по проекту московских архитекторов был построен только в 2003 г. Тем не менее, эта сказочная по виду церковь традиционной архитектуры уже стала гордостью и одним из символов Сургута. Многие даже считают её самой красивой во всём Ханты-Мансийском округе.

Но вернемся к истории Сургута. Хотя на месте нынешнего города и в его ближних окрестностях (правый берег Оби в среднем ее течении) местные племена жили еще с незапамятных времен, Сургут был основан только в 1594 году. Царь Фёдор Иоаннович (а фактически — Борис Годунов) дал наказ князю Фёдору Борятинскому и воеводе Владимиру Оничкову на землях местного остяцкого князя Бардака построить сургутский острог — как принято считать, полюбовно и к взаимной выгоде. Этому событию посвящен памятник, возведенный в центре Сургута в 2002 году.

Сургут с конца 16-го века представлял собой небольшую крепость и был одним из центров русского освоения Сибири в 17-18-м веках.

Сургут на карте 1701 года: небольшая крепость. Фрагмент «Чертёжной книги Сибири», составленной знаменитым тобольским картографом, архитектором, строителем и историком Семёном Ремезовым.

Начиная с 17-го века, Сургут был местом политической ссылки, куда были отправлены военнопленные русско-польских войн, участники восстания Степана Разина, старообрядцы, декабристы (В. К. Тизенгаузен и А. И. Шахирев), участники польского восстания 1863 года, революционеры-народники, народовольцы… В 1783 году Сургут стал уездным городом, но к началу 20-го века в нём было всего 1,6 тысячи жителей. Однако в окрестной глуши он был гигантом, ведь на многие километры вокруг тогда не было даже деревень.

К 1960-м годам, когда там высадился первый геологический десант, Сургут был сравнительно небольшим поселением с 6 тысячами жителей, с бревенчатыми домами и деревянными тротуарами. Открытие в Сургутском районе в 1960-е годы около 30 крупных месторождений нефти предопределило второе рождение города. Именно тогда Сургут начал развиваться, и собственно городом как таковым он стал именно в то время.

Памятник нефтяникам: в центре по кругу размещены 11 бронзовых фигур – представители разных профессий (геолог, геодезист, электромонтер, бурильщики, инженер, строитель, водитель, повар, оператор по добыче нефти и газа, сварщик).

С открытием нефтяных месторождений население Сургута за 60 лет увеличилось в 70 (!) раз — с 6 тысяч до 420 тысяч жителей (по оценкам на 2024 год). Соответственно, и возводился город «китайскими» темпами, почти полностью уничтожив старую деревянную застройку. А Сургут пятиэтажный советского образца ныне практически «потерялся» в буйстве современных высоток.

Сургут: дважды рожденный

Утверждают, что в Сургуте на сегодняшний день не осталось ни одного дореволюционного здания, за единственным исключением: сохранилась городская усадьба купца Клепикова постройки конца 19-го века, где теперь музей (там мы не были). Как бы спохватившись, что почти ничего «донефтяного» в Сургуте не осталось, городские власти в конце 1990-х решили создать деревянный городок под названием «Старый Сургут», где воспроизвели некоторые утраченные деревянные здания.

«Старый Сургут» – это историко-этнографический комплекс с 14 деревянными домами. Все они - реконструкции старых зданий, когда-то стоявших в различных частях города, но утраченных в ходе нового строительства.

На некоторых домах мы обратили внимание на наличники: отдельные рисунки очень похожи на оленьи рога.

У входа в «Старый Сургут» — памятник чёрному лису — символу города, представленному на его гербе. Когда-то Сургутский уезд был богат черными и черно-бурыми лисицами, и их мех активно использовался для уплаты налога (ясака). Настолько активно, что сейчас подобных зверей в Сургутском районе уже не встретить.

Черный лис представлен в «Старом Сургуте» многократно и в самых разных вариантах.

В 1785 году императрицей Екатериной II был высочайше утвержден герб Сургута c изображением на нем черного лиса. В «Старом Сургуте» есть небольшая экспозиция, посвященная этому эпизоду в истории города.

Лисьи шкурки всегда пользовались спросом, и именно ими (а также соболями, бобрами, куницами и другой пушниной) в Сибири платили ясак (натуральный налог) местные племена.

«Старый Сургут» — даже и не совсем музей: в его 14 домах находятся экспозиции, мастерские, кафе, общественные организации… Летом на территории комплекса проводят конкурсы песчаных скульптур, резных скамеек и т. п., а зимой организуют ледовый городок. Так что «Старый Сургут» — это такой образовательно-развлекательный центр.

Среди построек «Старого Сургута», конечно, выделяется деревянный храм «Во имя всех Святых, в земле Сибирской Просиявших». В Сургуте такой церкви никогда не было, зато подобные встречались на русском Севере. Храм по всем канонам православного зодчества, без единого гвоздя построили суздальские мастера в 2002 году.

Храм Во имя всех Святых, в земле Сибирской Просиявших.

Особых восторгов «Старый Сургут» у нас не вызвал, но, с другой стороны, его наличие в современном городе показалось вполне уместным и полезным. После его посещения стало ясно, что таких шедевров деревянного зодчества, как в Томске, в Сургуте никогда не было. Поэтому и не стоит сильно сожалеть об утраченных деревянных домиках в «нефтяной» период строительства города. Кстати, рядом с портом, где стоял наш теплоход, находится район Сургута под названием «Черный мыс». Вот там часть «донефтяной» деревянной застройки как раз сохранилась. Мы туда случайно забрели и ужаснулись сохранившимися с 1930-х годов бараками и ветхостью жилья, раздолбанными дорогами и общей неустроенностью.

За «Старым Сургутом» расположен пешеходный вантовый мост через реку Сайму. В народе его называют «мостом влюблённых» и, соответственно, активно завешивают замками.

За мостом - главный корпус Сургутского государственного университета (СурГУ), который сургутяне называют «корабль». А кому-то из нашей группы это сооружение напомнило саркофаг Чернобыльской АЭС.

На том же берегу Саймы, левее университета, расположено офисное здание компании «Газпром Трансгаз Сургут», одного из градообразующих предприятий города.

А это - офисное здание главного градообразующего предприятия города - Сургутнефтегаза.

Ещё одно градообразующее предприятие Сургута (к нам в кадр не попало) — АО «Россети Тюмень». И это не случайно, ведь в Сургуте находится крупнейшая тепловая электростанция России — Сургутская ГРЭС-2, самый крупный производитель электричества в стране. Так что у городских доходов Сургута есть очень мощный финансовый фундамент, и благополучие города находится в надежных руках:).

Одна из недавних (2023) новостроек города — Свято-Троицкий кафедральный собор. Деревянный Троицкий храм в Сургуте существовал с конца 16-го века, а в конце 19-го века его возвели в камне, и он несколько десятилетий оставался единственным каменным сооружением, украшавшим город. В 1930 году собор был закрыт, и, как это было принято у богоборцев, здание некоторое время использовалось как пекарня, склад консервной продукции, а после пожара было разобрано по кирпичику. Кирпич хотели было перевезти в деревню Юган, но баржи, на которые его погрузили, попали в шторм и затонули.

После разрушения Троицкого храма на его месте сначала создали памятник жертвам кулацкого восстания, а позже рядом — мемориал сургутянам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Потом там же построили и часовню — в память об уничтоженном в советское время Троицком храме. Историческое место, где раньше стояла эта церковь, таким образом оказалось плотно «занято». Поэтому новый Свято-Троицкий собор построили в иной части города, хотя и в центре.

Посещение этого храма в нашу экскурсию тоже не входило, но туристы «оторали» себе эту возможность. И не пожалели. Собор производит сильное впечатление.

Работы по росписи собора выполнили художники–иконописцы из Томска.

Всего томские мастера расписали около 5 тысяч квадратных метров поверхностей. Собор может вместить более полутора тысяч прихожан.

Несколько «выламывается» из общего строя сургутской застройки школа по изучению иностранных языков, здание которой в народе называют «Биг Бен». Построили его в 2004 году по инициативе скандального сургутского предпринимателя Евгения Барсова.

«Проекта изначально никакого не было — просто взяли открытку с фотографией и по ней построили" — признался в интервью предприниматель. "А габариты здания предопределила площадка, размер пятна, на котором строить. На том пустыре позволили только три этажа возвести, если бы было можно выше, построил бы и 10. Но башню с часами сделал даже на 3 м выше, чем разрешили, — иначе бы совсем не смотрелась».

Одним из главных украшений здания стали часы, сделанные в Великобритании, - уменьшенная в три раза копия настоящих часов Биг Бена. Стрелки и цифры покрыты сусальным золотом.

Короче, получилось дорого-богато и понтово. Возможно, иностранным языкам в этой школе учат хорошо, поскольку с самого начала в качестве преподавателей приглашали их носителей.

Одно из главных украшений Сургута — это, конечно, сибирская природа. В городе оставили целые участки дикой тайги и преобразовали их в парки и скверы. В одном из них — «За Саймой» — мы побывали. Очень понравилось!

В парке «За Саймой».

Парк «За Саймой» выходит на Университетскую улицу, застройка которой нам тоже приглянулась.

На Университетской улице Сургута.

Одна из жемчужин на Университетской улице — Георгиевский храмовый комплекс, тоже построенный совсем недавно — в 2011–2013 годах.

Сургут: дважды рожденный

Сургутские архитекторы в своем проекте соединили византийские и русские традиции. Закомары килевидной формы - характерная особенность русской архитектуры. Необычны окна с двойным и тройным членением.

В храме четырехрядный иконостас, изготовленный в творческих мастерских «Глитика» под руководством Андрея Фехнера, одного из лучших в России специалистов по внутрихрамовому интерьеру. После освящения храм расписали художники-иконописцы из Томска.

Нельзя сказать, что с архитектурной точки зрения Сургут поражает, но общий вид ухоженности и достатка не заметить невозможно. Поэтому неслучайно в последнее десятилетие Сургут постоянно входит в тройку-пятерку самых-самых российских городов: по качеству городской среды, по комфортности и доступности жилья, в рейтинге богатейших городов России, а также городов, вносящих наибольший вклад в ВВП России и т. п.

Гордятся в Сургуте и возвышающимися над Обью железнодорожным (1975) и автомобильным (2000) мостами. Сначала построили железнодорожный мост (он на переднем плане) - в рамках строительства железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут.

Сургут: дважды рожденный

Так что жизнь в Сургуте кипит, этим он и интересен. Такие быстроразвивающиеся города по-своему не менее впечатляющи, чем исторические центры. В ходе этого круиза нам удалось побывать сразу в нескольких нефтеградах, и без них представление о сегодняшней России, как кажется, нельзя считать полным.

Цикл материалов "Сибирь"

1. Вдоль да по речке: по Оби и Иртышу
  2. Томск: краткое знакомство
  3. Сургут: дважды рожденный
  4. Берёзово

Теги: Круиз, Культурно-познавательный туризм

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.