Посетив несколько десятков стран на разных континентах, мы до этого года умудрились ни разу не побывать в Сибири. Посматривали мы в том направлении уже довольно давно, но никак не могли решить, с чего начать в таком огромном регионе. Советовались с друзьями и знакомыми, но получали разнонаправленные рекомендации: Алтай, Байкал, Енисей, Камчатка…
Поворотный момент случился, когда наш знакомый прислал ссылку на сайт одной круизной компании, предлагавшей поездку по Западной Сибири: в основном по Оби (и частично — по Иртышу) с остановками в больших и малых городах и населённых пунктах. 17дней/16 ночей, с начальным пунктом в Новосибирске и конечном — в Тобольске. Выглядело заманчиво, давая возможность «одним махом» покрыть большой регион. И мы решились. Общая схема нашего круиза: из Новосибирска (1) по Оби на север до Салехарда (10), затем по Оби на юг до слияния с Иртышом, далее — по Иртышу до Тобольска (15). Более 3 тысяч километров по воде!
Схема остановок на маршруте: Новосибирск – Томск – Колпашево – Парабель – Нарым – Нижневартовск – Сургут – Березово – Мужи – Салехард – Новый Киеват – Октябрьское – Ханты-Мансийск – Уват – Тобольск. Вся наша сибирская поездка завершалась в Тюмени.
Начиналась поездка в Новосибирске, и одним из самых ярких впечатлений стал визит в Новосибирский театр оперы и балета. Помимо осмотра архитектурных достопримечательностей города, мы посетили также его краеведческий и художественный музеи (с очень неплохой коллекцией живописи), зоопарк и даже пригородную Колывань.
Новосибирский театр оперы и балета.
Небольшой предшествующий опыт круизного туризма у нас был, правда, не такого продолжительного. Но наш опыт длительных поездок по суше был богатым, так что 17 круизных дней мы смело продлили еще на 7 «сухопутных», увеличив своё пребывание в Новосибирске и Тобольске (до и после круиза), а также добавив в конце ещё и визит в Тюмень. Суммарно получилось 24 дня — по воде и суше. Гулять так гулять!
Первая круизная остановка была в Томске. Для этого наш теплоход из Оби кратковременно зашел в реку Томь. И хотя у нас в Томске было целых две экскурсии (обзорная и в Томский госуниверситет), отведенного на этот город времени нам явно не хватило, чтобы оценить его в полной мере.
Один из примеров томского деревянного зодчества.
Можем сказать, что хотя знакомство со многими местами на маршруте получилось шапочным, общее представление о Западной Сибири мы получили, удовлетворив свое любопытство о самых разных сторонах ее существования: о природе и истории освоения, о жизни коренных народов, о старых поселениях, насчитывающих уже более чем 400-летнюю историю, а также новых городах, выросших в 20-м веке на добыче нефти и газа.
Реконструкция Обдорского острога, одного из первых русских поселений на территории Сибири, основанного в 1595 году (ныне - Салехард).
Один из многочисленных памятников покорителю Сибири Ермаку. Абалак.
Церковь Рождества Богородицы в Березово (основана в 1593 году вместе с острогом, в камне построена в 1765-78 годах).
Конечно, самое сильное впечатление от поездки — это сибирская природа! Всё там определяется совершенно другими масштабами, несравнимыми с европейскими. Полноводные мощные реки, бескрайние таежные леса и просторы — километр за километром.
Мощное половодье этого года только усилило это впечатление. Реки в тех местах поднялись на 8–9 метров в этом году. Затопленных селений мы не видели, а вот заливные луга (в буквальном смысле слова — так что и лугов часто не видно было), стоящие «по колено» в воде деревья сопровождали нас почти на всём протяжении маршрута. Конечно, было бы очень интересно посмотреть, как все это выглядит, когда вода отступает.
Обь нечасто балует драматическими видами, но в ней поражают масштаб и простор.
Низкие берега, озерца, луга, болота, старицы, острова, бесчисленные протоки... Потрясающие места!
Собрав воду с рек Бия и Катунь, начинающихся в горах Алтая, далее Обь течет на север по широкой долине (Западно-Сибирской низменности), разбиваясь на многочисленные рукава и протоки. В период половодья воды рек сливаются с озерами и болотами (которых в этих краях — огромное множество!). И это создает впечатление бескрайнего водного пространства с островками суши. Поэтому, когда наши друзья, с которыми мы по интернету общались по ходу маршрута, спрашивали нас, насколько широко разлилась Обь, ответить было невозможно.
Как пишут, местные реки в период половодья затапливают почти половину территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов!
Теперь о нашем теплоходе с красивым названием «Северная сказка». Теплоход небольшой, трехпалубный, вместимостью примерно 130 пассажиров.
Как выяснилось, теплоход был построен в Германии в 1957 году и до 2018 года носил имя «Карл Маркс». В 2007 году он был полностью модернизирован. Каждая каюта теперь оборудована отдельным санузлом (душ, туалет, умывальник), холодильником, телевизором со спутниковым вещанием, центральной системой кондиционирования.
Так выглядела наша каюта общей площадью 14 кв.м. Балкона у нас не было, но были каюты и с балконами. Мы себя чувствовали в нашей каюте вполне комфортно.
Питание было отличное: разнообразное и обильное. Завтрак — шведский стол, обед и ужин — ресторанное обслуживание. Развлекательная программа, мастерклассы, лекции на относящиеся к маршруту исторические темы — все, как положено обычно в круизах. Отдельные программы для детей. Практически бесперебойно работал бесплатный интернет. Должны признать, что в Западной Сибири связь была налажена лучше, чем в аналогичном круизе на американской Аляске, где нам довелось побывать в 2021 году.
В меню было много разной рыбы (на фото - муксун), оленина, дикоросы. Помимо сибирской кухни, была и интернациональная. Вкусно, красивая подача.
Среди туристов преобладали москвичи, но были и питерцы, и новосибирцы, и ростовчане, и сочинцы, и воронежцы… Нас поразило, какое количество людей является просто фанатами речных круизов. Они увлечённо обсуждали достоинства и недостатки разных компаний на этом рынке, отдельные теплоходы и маршруты, строили дальнейшие планы…
Особая «песня» - это закаты.
Как оказалось, на реке закаты не менее впечатляющи, чем на море.
Основная часть маршрута «Северной сказки» проходила по Оби, а в конце — по Иртышу. Стандартный круиз (он 10-дневный) — от Сургута на север к Салехарду, а оттуда — через Ханты-Мансийск до Тобольска (или все то же самое — в противоположном порядке). У нас был нечастый вариант круиза, возможный только по высокой воде, — из Новосибирска с заходом в Томск (по реке Томь), с остановкой в Нижневартовске (а также в нескольких более мелких, но интересных поселениях) — прежде чем мы прибыли в Сургут и затем прошли «стандартную часть» маршрута.
В тюменской глубинке до сих пор сохранились многочисленные небольшие деревеньки.
Долгие годы покрытый лесами и непроходимыми болотами бассейн реки Обь был провинциальным уголком Сибири, населённым преимущественно коренными народностями, местом ссылок, зоной переселения раскулаченных крестьян… Лесозаготовки, охота, рыболовство — этим в основном и жили в этих глухих краях.
И теперь для местного населения Обь остаётся кормилицей.
В мелких населённых пунктах многие живут рыбалкой, хотя река уже не так богата рыбой, как много лет назад.
Удаленность и дикость этих мест сделали их районами политических ссылок, начиная со времени Пётра I. Здесь отметились персонажи, ставшие в царские времена жертвами политических интриг и борьбы за власть (князья Меньшиков и Долгоруков, граф Остерман), декабристы, народовольцы, революционеры-марксисты (Сталин, Троцкий, Куйбышев и др.), жертвы политических репрессий советского времени, включая раскулаченных.
Музей политической ссылки в Нарыме. Нарым пользовался репутацией самого плохого места для ссылки. Слава Нарыма связана с недолгим пребыванием здесь Сталина.
Памятник Меньшикову, бывшему соратнику Пётра I, отбывавшему ссылку в Березово. Березово - один из самых исторически богатых населенных пунктов в Западной Сибири.
Бывшие ссыльные места сегодня — патриархальные поселения, где мало что напоминает об их драматическом прошлом.
Всё изменилось в этом регионе, после того как в 1950-60-е годы партиями советских геологов в Западной Сибири впервые были обнаружены природный газ и нефть. С тех пор местное население выросло почти в 15 раз, появились десятки новых городов и предприятий. На некоторые из этих городов (Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, Салехард) нам удалось взглянуть в этом путешествии.
Набережная Оби в Нижневартовске.
Можно без всяких преувеличений назвать героическим освоение этого сибирского региона. Наши с вами современники в тайге, на болотах, без дорог открыли месторождения, построили всю необходимую инфраструктуру для добычи нефти и газа, возвели впечатляющие города. Честь им и хвала. Впечатления от выросших на нефти и газе городах — самые что ни на есть положительные: «жизнерадостный» современный жилой фонд, хорошее снабжение, отличные музеи, симпатичные парки…
Георгиевская церковь в Сургуте.
Бассейн реки Обь с ее притоками расположен в основном на Западно-Сибирской низменности, так что преобладающие пейзажи — равнинные, умиротворяющие. Но где-то в среднем своем течении, чуть севернее Сургута, река прижимается к небольшой возвышенности, под названием Белогорский материк, и тогда кое-где появляются обрывистые берега.
Примерно там же Обь разделяется на два главных русла — Большую и Малую Обь, которые текут параллельно друг другу на протяжении 460 километров и снова собираются в единое русло только у самого Салехарда. И Большая, и Малая Обь судоходны. Изначально планировалось, что этот круиз на север будет проходить по Большой Оби, а в южном направлении — по Малой. Но когда оказалось, что самые интересные пункты находятся на Малой Оби, было решено, что «Северная Сказка» будет ходить по ней в обе стороны.
На Оби сочетаются оазисы цивилизации и огромные нетронутые таёжные пространства.
Теплоход «Северная Сказка» на сегодня — единственное круизное судно, перемещающееся по Оби и Иртышу. И маршрут этот открылся только в прошлом году. Для этого потребовалось «Сказку» (ходившую прежде из Санкт-Петербурга на Соловки) перегнать по Северному морскому пути из Беломорска в Салехард. Поскольку самостоятельное движение речного судна по такому сложному морскому участку запрещено, пришлось воспользоваться морским буксиром.
В своем устье Обь необыкновенно широка.
После слияния Большой и Малой Оби река очень полноводна и широка. В устье Оби стоит город Салехард, столица Ямало-Ненецкого округа. Салехард считается единственным городом, стоящим непосредственно на Северном полярном круге. Северный полярный круг проходит ровно посередине широтного пояса, в котором бывает полярный день, но не бывает полярной ночи. В Салехарде полярный день (когда Солнце не заходит за горизонт) длится порядка 30 суток. Именно в этот период мы там и оказались.
Стела «66-я параллель» в Салехарде обозначает место прохождения Северного полярного круга. Мы там прошли посвящение в «полярники»:).
В Салехарде нам не очень повезло с погодой: полдня, когда проходила обзорная экскурсия по городу, шел довольно сильный дождь. Естественно, он не мог помешать посещению отличнейшего краеведческого городского музея с богатейшей и образцово организованной археологической и этнографической коллекциями.
Такого количества мамонтов и прочих ископаемых и окаменелостей, как в этой поездке, нам прежде видеть не доводилось нигде.
А потом распогодилось, и мы, находясь в Салехарде, смогли увидеть хребты Полярного Урала, к которым Обь в районе этого города приближается довольно близко.
Русские, как известно, основательно пришли в Сибирь в 16-17-м веках, и нашли её заселённой ненцами, хантами, манси, селькупами, различными тюркскими народами. Значительная часть этого круиза была посвящена знакомству с местными традициями коренных народов Сибири. Причем не только в музейных экспозициях, но и в личном общении.
В природно-этнографическом парке-музее «Живун» в Ханты-Мужи.
Экскурсия по охотничьей тропе с местным харизматичным охотником.
Cудя по летописям, первыми еще в 14-м веке на Оби (в северной ее части) побывали новгородцы. Проводниками новгородцев были коми-зыряне, которые позже тоже осели в этих краях. Очень нам всем понравился визит в этнографический музей «Коми-изба» в Мужах.
Обряд одевания в национальную одежду коми-зырян.
Оленей в летние месяцы навигации увидеть в этих краях затруднительно: они вместе с мужчинами-оленеводами уходят на север. А вот посетить настоящий, нетуристический чум и познакомиться с женской частью оленеводческих семей вполне возможно. Организаторы круиза нам такую возможность предоставили.
Даже двух оленей удалось увидеть (приболевшего и двухмесячного)...
...которых оленеводы оставили с женщинами и детьми - выздоравливать и расти.
Заключительная часть круиза проходила по Иртышу, главному притоку Оби. Всего в 20-ти километрах от места впадения Иртыша в Обь разместился Ханты-Мансийск — столица огромного и очень богатого полезными ископаемыми региона.
Вид на нашу «Сказку» в порту Ханты-Мансийска и широко разлившийся Иртыш.
В низовьях Иртыша правый берег практически постоянно крутой и обрывистый. Вот на одном из таких высоких берегов в 1587 году и был основан Тобольск. Город вошел в историю, в частности, как место ссылки царской семьи после отречения Николая II (1917—1918 гг.). Много и других знаменитостей побывали в местной тюрьме, да и в целом истории города могут позавидовать многие поселения.
Иртыш в районе Тобольска.
В Тобольске наш круиз завершался, но мы там подзадержались еще на полтора дня и не только поподробнее осмотрели город, но и съездили еще и в живописнейший пригород Тобольска — Абалак.
Свято-Знаменский Абалакский монастырь с Абалакской иконой Божией Матери.
Туристический центр Абалак.
Туристический центр Абалак.
Ну, а на десерт у нас была Тюмень, куда мы переехали на электричке из Тобольска. Тюмень, где завершалась вся наша водно-сухопутная поездка, очень порадовала обилием деревянной архитектуры высочайшего качества, своими выдающимися храмами, неординарной набережной и не только этим!
На пешеходной улице в Тюмени.
Знаменитая 4-х уровневая набережная Туры в Тюмени.
Спасская церковь в Тюмени.
Конечно, обустройство увиденных в этой поездке городов не во всем идеально, но уже сейчас они имеют бесспорную туристическую привлекательность. И динамика их развития — однозначно положительная, как отмечают и сами местные жители.
Что же касается речных круизов, то в целом нам понятна увлеченность многих такой формой туризма: не надо беспокоиться ни о гостиницах, ни о питании, ни о перемещении из пункта в пункт, ни об организации экскурсий. Расслабленный отдых в комфортных условиях с постоянным любованием окружающей природой. Нам это тоже все нравится! Но все-таки «почти тюлений» отдых нам пока еще не совсем по нраву (возможность наматывать круги по палубе — не в счет). Да и изучать города и веси мы привыкли подробнее и в более неспешном темпе. Так что в целом не отвергая такой формат путешествий, в дальнейшем планируем прибегать к нему в основном в тех случаях, когда самостоятельная организация поездки по тому или иному маршруту маловероятна/невозможна или значительно уступает круизному варианту по затрачиваемым усилиям и комфорту.
Наша поездка по Оби и Иртышу была одной из таких, и мы рады, что удалось ее осуществить.
Теги:
Круиз, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия