Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 6:14
.

Салерно

Салерно — Италия Октябрь 2023
46 48

Город Салерно, куда мы приплыли на катере из Амальфи, не являлся «познавательной» частью нашего маршрута по Южной Италии. Мы оказались в Салерно по логистическим причинам: оттуда начиналась автомобильная часть нашего путешествия. Но раз уж судьба завела нас туда на полдня, мы решили оглядеться и познакомиться с теми немногими достопримечательностями, что были упомянуты в путеводителях.

7
Вид на Салерно с моря.
Вид на Салерно с моря.

Салерно — город древний, основанный ещё этрусками, потом в нём долго правили римляне, а после них — лангобарды и норманны, устроившие там столицу своих италийских владений. Однако позже он пришёл в упадок, когда при французах из Анжуйской династии столицей их королевства в Южной Италии стал Неаполь. Салерно к тому же неоднократно разрушался, в последний раз — во время высадки рядом с ним американского десанта в сентябре 1943 года. Поэтому старинных построек в нём сохранилось очень мало.

5
Вид на старую крепость на холме.
Вид на старую крепость на холме.

Правда, на высоком холме над городом виднелась недавно отреставрированная ломбардская крепость, но подниматься туда у нас не было времени. Мы ограничились прогулкой по историческому центру, где современные здания перемежались со старыми домами. Где-то в старом городе сохранился и средневековый акведук, но нам он на глаза не попался.

1 из 2
Салерно расположен на берегу одноименного залива, в самом конце знаменитого Амальфитанского побережья.

3
Современная Площадь свободы полукруглой формы.
Современная Площадь свободы полукруглой формы.

Салерно — университетский город, причем особенно знаменита его медицинская школа, основанная ещё в 9-м веке. Она была первым учреждением по обучению медицине в Европе и пользовалась огромным престижем на протяжении всего Средневековья. Посещение города было просто обязательным для тех, кто хотел учиться медицине или лечиться у его знаменитых врачей. Эта слава принесла Салерно почётный титул Hippocratica civitas («город Гиппократа»).

7
Развешенное на верёвках бельё - неотъемлемый атрибут итальянских городов.
Развешенное на верёвках бельё - неотъемлемый атрибут итальянских городов.

1 из 2
Узкие улочки старого города.

В Салерно мы столкнулись с интересной инициативой — написанными на стенах домов стихами и сопровождающими их иллюстрациями. Эта инициатива под названием «Стены поэзии» (Muri d’Autore) предназначена для «оживления» не очень приглядных городских кварталов и привлечения в них туристов.

1 из 2
Стены с поэзией.

1 из 2
Стихи на итальянском мы оценить не смогли, но некоторые иллюстрации к ним были очень недурные.))

Дуомо Сан Маттео

Главная достопримечательность города — его собор, посвященный св. Матфею Евангелисту и Апостолу, который похоронен в крипте Дуомо. Собственно ради упокоения мощей святого, которые сложным путем оказались в Салерно, и был построен городской собор. Сделал это в 1076–85 гг. Роберт Гвискар, первый норманнский герцог Южной Италии. Там же покоится могущественный папа римский Григорий VII, почитаемый как святой.

9
Собор Сан Маттео в романском стиле.
Собор Сан Маттео в романском стиле.

12
Перед собором расположен просторный квадратный атриум (квадропортик) с колоннами, позаимствованными из римского форума и расположенного неподалёку античного Пестума. Колокольня высотой 52 м в арабо-норманнском стиле возведена в середине 12-го века.
Перед собором расположен просторный квадратный атриум (квадропортик) с колоннами, позаимствованными из римского форума и расположенного неподалёку античного Пестума. Колокольня высотой 52 м в арабо-норманнском стиле возведена в середине 12-го века.

7
Аркада внутри атриума с лоджией наверху, украшенная черным камнем и полихромной инкрустацией, необыкновенно красива. Она также выполена с исламскими мотивами, характерными для норманнской архитектуры.
Аркада внутри атриума с лоджией наверху, украшенная черным камнем и полихромной инкрустацией, необыкновенно красива. Она также выполена с исламскими мотивами, характерными для норманнской архитектуры.

8
Центральная входная дверь, охраняемая львами, изготовлена из бронзы в Константинополе в 1099 г. Она украшена византийскими крестами и изображениями апостолов, включая св. Матфея.
Центральная входная дверь, охраняемая львами, изготовлена из бронзы в Константинополе в 1099 г. Она украшена византийскими крестами и изображениями апостолов, включая св. Матфея.

1 из 3
Римские саркофаги в атриуме, повторно использованные для средневековых захоронений. Особенно интересен последний из них, со сценами охоты на дикого кабана.

Внутри собор организован как классическая раннехристианская трёхнефная базилика, однако его изначальный романский интерьер до нас не дошел. Здание неоднократно перестраивалось, последний раз — в конце 17-го века, вскоре после разрушительного землетрясения 1688 года. Именно тогда интерьер получил нынешнее барочное оформление. Расположенные по бокам крайних нефов капеллы также барочные, и мы позволим себе их проигнорировать, сосредоточившись на более древних и ценных объектах собора.

8
Центральный неф собора.
Центральный неф собора.

Драгоценной реликвией собора являются два чудом сохранившихся до наших дней амвона, расположенных друг напротив друга в центральном нефе недалеко от алтаря. Амвоном называется специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или оглашения некоторых богослужебных текстов и проповедей. Когда амвонов было два, их использовали по-разному: с одного читали и разъясняли Евангелие, другой предназначался для чтения Деяний и Посланий святых апостолов. Можно предположить, что пара амвонов Сан Маттео использовалась именно таким образом.

6
Слева находится амвон Гуарно (по имени воздвигшего его архиепископа), изящно украшенный мозаикой и скульптурами. По краям одной из арок видны два барельефа с символами евангелистов - св. Матфея (ангел) и св. Иоанна (орёл).
Слева находится амвон Гуарно (по имени воздвигшего его архиепископа), изящно украшенный мозаикой и скульптурами. По краям одной из арок видны два барельефа с символами евангелистов - св. Матфея (ангел) и св. Иоанна (орёл).

1 из 2
Кафедра амвона Гуарно крупным планом.

10
 Декор амвона Гаурно.
Декор амвона Гаурно.

Амвоны Сан Маттео датируются концом 12-го века и богато декорированы скульптурой и геометрическими мозаичными узорами из разноцветного мрамора (т.наз. техника «косматеско»). Они поддерживаются стройными колоннами с искусно вырезанными капителями. Впечатление просто потрясающее — только ради этого имело смысл заехать в Салерно. Считается, что стиль этих амвонов напоминает декор великих норманно-византийских соборов Сицилии (в Монреале и Чефалу). Что неудивительно, поскольку в 11–12 веках Сицилия входила в Норманнское королевство, также как и юг Италии.

9
Справа находится амвон д'Айелло (также по имени архиепископа), который больше по размеру и опирается на 12 колонн. Его орнаменты похожи на декор первого амвона, но скульптурные темы совсем другие. Рядом со вторым амвоном виден роскошный пасхальный канделябр с тремя по-разному декорированными сегментами и скульптурной группой наверху.
Справа находится амвон д'Айелло (также по имени архиепископа), который больше по размеру и опирается на 12 колонн. Его орнаменты похожи на декор первого амвона, но скульптурные темы совсем другие. Рядом со вторым амвоном виден роскошный пасхальный канделябр с тремя по-разному декорированными сегментами и скульптурной группой наверху.

9
Мистические скульптуры амвона д'Айелло и пасхального канделябра. На амвоне изображен человек со змеёй в руках, которого несёт орёл. Трудно сказать, что бы это могло означать. Наверху у канделябра - необычный танец обнаженных людей в компании со львами. Ещё менее понятно.
Мистические скульптуры амвона д'Айелло и пасхального канделябра. На амвоне изображен человек со змеёй в руках, которого несёт орёл. Трудно сказать, что бы это могло означать. Наверху у канделябра - необычный танец обнаженных людей в компании со львами. Ещё менее понятно.

Великолепный скульптурный ансамбль являет собой гробница Маргариты Дураццо (Margherita di Durazzo; 1347–1412) — королевы Неаполя и Венгрии, супруги Карла III Неаполитанского, матери короля Ладислава Великодушного, о котором рассказано здесь. Она почти 5 лет единолично правила Неаполем как регент во время младенчества своего сына. В последние годы жизни вдовствующая королева удалилась в Салерно, где, отличаясь большой набожностью, стала членом францисканского ордена. Умерла от чумы в 1412 году.

1 из 2
Гробница Маргариты Дураццо. Автор - Бабоччьо да Пиперно, один из наиболее известных неаполитанских скульпторов 15-го века. Любопытно, что мавзолей королевы имеет хорошо сохранившиеся следы первоначальной раскраски, а его форма напоминает кровать с балдахином.

В главной алтарной апсиде Дуомо мы видим впечатляющую мозаику, в центре которой изображена Непорочная Дева в окружении папы Григория VII и архиепископа Альфано I (архитектора Салернского собора). Ниже изображены семь римских пап, когда-либо побывавших в Салерно. Мозаика современная — её создали в 1954 году на месте обсыпавшейся старой. Год этот был выбран не случайно — он совпал с тысячелетним юбилеем переноса мощей св. Матфея в Салерно.

1 из 2
Мозаика главной алтарной апсиды.

Интересна правая алтарная апсида — в ней сохранилась древняя мозаика (1258), изображающая св. Матфея на троне; над ним — св. Михаил Архангел, по бокам — святые Лаврентий, Иаков, Фортунат и Иоанн. Эта апсида называется Часовней крестоносцев, потому что там благославлялось их оружие перед отправкой этого воинства в Палестину.

1 из 2
Часовня крестоносцев с древней мозаикой 13-го века.

Под алтарем Часовни крестоносцев находится урна папы Григория VII (1025–1085), который умер в изгнании в Салерно из-за конфронтации с императором Священной Римской империи Генрихом IV в. борьбе за инвеституру. Формально это была борьба за право назначать епископов и аббатов; в более широком контексте на кону было верховенство власти в империи. Внизу серебряного саркофага помещены последние слова понтифика на латыни: «Я возлюбил справедливость и возненавидел беззаконие, поэтому я умираю в изгнании».

3
Гробница папы Григория VII. Этот папа известен также тем, что окончательно утвердил в католической церкви целибат — безбрачие духовенства.
Гробница папы Григория VII. Этот папа известен также тем, что окончательно утвердил в католической церкви целибат — безбрачие духовенства.

8
Св. Матфей. Мозаика 12-го века. Расположена в люнете контрфасада.
Св. Матфей. Мозаика 12-го века. Расположена в люнете контрфасада.

В самой базилике есть ещё одна древняя мозаика с изображением св. Матфея (фото выше); захоронение же святого находится в крипте, расположенной под алтарём. Согласно легенде, его мощи были привезены в Салерно ещё в 10-м веке лангобардами; в 1081 году, уже при норманнах, они были помещены в крипту нового собора, специально для них предназначенную.

1 из 2
Крипта с захоронением св. Матфея представляет большую художественную ценность.
12
Крипта с захоронением св. Матфея представляет большую художественную ценность.

12
Крипта: вид на гробницу св.Матфея
Крипта: вид на гробницу св.Матфея

7
Гробница св. Матфея - Sancta Sanctorum - находится в центре склепа точно под главным алтарем собора. Под большим мраморным балдахином с гербами Бурбонов размещена бронзовая статуя евангелиста работы скульптора Микеланджело Наккерино (1605). По бокам алтаря находятся восемь золотых канделябров, подаренных в начале 19-го века Медицинской школой Салерно.
Гробница св. Матфея - Sancta Sanctorum - находится в центре склепа точно под главным алтарем собора. Под большим мраморным балдахином с гербами Бурбонов размещена бронзовая статуя евангелиста работы скульптора Микеланджело Наккерино (1605). По бокам алтаря находятся восемь золотых канделябров, подаренных в начале 19-го века Медицинской школой Салерно.

5
К раке с мощами святого можно спуститься по лестнице с одной стороны мавзолея. Любопытно, что его статуя - двуликая, она выполнена одинаково на обе стороны гробницы.
К раке с мощами святого можно спуститься по лестнице с одной стороны мавзолея. Любопытно, что его статуя - "двуликая", она выполнена одинаково на обе стороны гробницы.

1 из 4
Все потолочные фрески являются работой художника-маньериста Белизарио Коренцио и изображают сцены из Евангелия от Матфея, а также некоторые эпизоды из истории Салерно.

8
В восточной части крипты находится часовня с мощами Святых мучеников Салерно, которые приняли смерть за веру во времена гонений Диоклетиана (303-310).
В восточной части крипты находится часовня с мощами Святых мучеников Салерно, которые приняли смерть за веру во времена гонений Диоклетиана (303-310).

Епархиальный музей

Осмотрев Дуомо, мы отправились в его Епархиальный музей, посещение которого входило в соборный билет. Обычно мы скептически относимся к музеям при церквях и редко в них заходим, но здесь путеводители обещали много интересного, и мы решили изменить традиции. И действительно, в музее оказалась потрясающе интересная коллекция произведений из слоновой кости (Ivori Salernitani), но про неё, как самое «вкусное», мы расскажем в конце, а начнем с понравившихся нам картин. Они поступили либо из самого Дуомо, либо прочих церквей в Салерно и его окрестностях. Хотя среди их авторов мало громких имён, многие из полотен выглядели очень достойно.

5
Роберто де Одоризио. «Распятие». Ок.1382. Единственная подписанная этим художником картина, в которой явно ощущается влияние школы Джотто.
Роберто де Одоризио. «Распятие». Ок.1382. Единственная подписанная этим художником картина, в которой явно ощущается влияние школы Джотто.

6
Ферранте Мальоне. «Пьета и святые». Конец 14-го века. По стилю напоминает работы знаменитого сиенца Симоне Мартини.
Ферранте Мальоне. «Пьета и святые». Конец 14-го века. По стилю напоминает работы знаменитого сиенца Симоне Мартини.

5
Кристофоро Скакко. «Св. Михаил Архангел». 1503-05. Панель утерянного полиптиха. Архангел Михаил выполняет свою обычную работу: в левой руке держит весы для взвешивания душ, а правой усмиряет дьявола. Дьявол, правда, не сдаётся и пробует искусить душу обнажённой женской фигурой на другой чаше весов.
Кристофоро Скакко. «Св. Михаил Архангел». 1503-05. Панель утерянного полиптиха. Архангел Михаил выполняет свою обычную работу: в левой руке держит весы для взвешивания душ, а правой усмиряет дьявола. Дьявол, правда, не сдаётся и пробует искусить душу обнажённой женской фигурой на другой чаше весов.

1 из 2
Винченцо де Рогата. «Мадонна с Младенцем и Святыми». Ок.1493-98.

Среди картин 16-го века в музее богато представлен неаполитанец Андреа Сабатини, считающийся ведущим художником эпохи Высокого Возрождения в Южной Италии и бывший одним из лучших учеников Рафаэля.

1 из 3
Андреа Сабатини. «Мадонна с Младенцем и двумя святыми». Нач.16-го века. Необыкновенно хороша тут Мадонна получилась у мастера.

8
Франческо Гуарино. «Юдифь». Ок.1635. Из-за манеры освещения и свето-теневых контрастов это полотно долго приписывали Караваджо.
Франческо Гуарино. «Юдифь». Ок.1635. Из-за манеры освещения и свето-теневых контрастов это полотно долго приписывали Караваджо.

4
Анджело Солимена. «Святое семейство». Ок.1670. На картине Младенец-Христос изображён вместе с родителями, бабушкой (св.Анна) и дедушкой (св.Иоаким). Автор полотна - один из основоположников барочной живописи в Неаполе.
Анджело Солимена. «Святое семейство». Ок.1670. На картине Младенец-Христос изображён вместе с родителями, бабушкой (св.Анна) и дедушкой (св.Иоаким). Автор полотна - один из основоположников барочной живописи в Неаполе.

1 из 2
В экспозиции музея есть два важных креста. Первый из них принадлежал Роберту Гвискару, норманнскому герцогу - строителю собора. Он датируется 11-м веком, покрыт позолоченной латунью и украшен драгоценными камнями и эмалями.

К самым главным экспонатам музея относится коллекция табличек из слоновой кости, которые, благодаря своей почти полной комплектности и превосходной сохранности, представляют собой важнейший декоративный цикл средневековья. В совокупности их можно назвать «Костяной Библией» — на 64 пластинах представлено основное содержание Ветхого и Нового Заветов. Изготовлены они были в конце 11-го — начале 12-го века и почти всегда хранились в Дуомо. Не вполне понятна цель, ради которой были созданы эти таблички: чаще всего считают, что они использовались как фронтал (композиция на большой панели) в алтаре собора или его ризнице (фото ниже).

5
Одна из возможных композиций из костяных табличек.
Одна из возможных композиций из костяных табличек.

Неизвестно также, кто заказал эту внушительную работу и кто её выполнил. Предполагается, исходя из особенностей стиля и техники исполнения, авторство трёх-четырёх местных мастеров, каждый из которых выполнил опредёленную часть цикла. Первоначально считали, что весь цикл был задуман как «Библия бедных», но сейчас от этой гипотезы отказались, поскольку выбор тем для отдельных эпизодов, а также точность и изящество в исполнении даже самых скромных фигур посчитали избыточным для «образовательных» целей. Возможно, заказчиком цикла было высокообразованное церковное начальство, оказывавшее покровительство мастерам.

Современные эксперты находят в изображениях табличек романское и византийское влияние с примесью элементов исламской культуры, что было характерно для норманнского искусства 11–12 веков. Любопытно, что на каждой табличке находятся по два эпизода, причём ветхозаветные сюжеты изображены горизонтально, а евангельские — вертикально. На рубеже 20-го века около десятка табличек «покинуло» Салерно и оказалось разбросано по главным мировым музеям (причём одна оказалась в Эрмитаже).

Цикл Нового Завета открывается серией изображений шести дней творения, включая создание Адама и Евы, Первородного греха и Изгнания из Рая.

1 из 5
Отделение света от тьмы; сотворение ангелов.

За Творением следует истории Ноя и Всемирного потопа.

1 из 5
Бог велит Ною построить Ковчег; Ной руководит строительными работами.

Ряд прочих ветхозаветных сюжетов.

1 из 4
Жертвоприношение Исаака.

В отличие от Ветхого, эпизоды Нового Завета расположены на костяных пластинках не горизонтально, а вертикально. Таблички обычно разделены на два эпизода, но иногда и на три. Стиль исполнения евангельских сюжетов также отличается: в нем прослеживаются одновременно норманнские, арабские и византийские мотивы с обилием украшений и фонов, признак того, что работа принадлежит по крайней мере трем мастерам.

Первая табличка, почти наверняка изображавшая Благовещение, была утеряна, в то время как все остальные сохранились. Хронологически первой является та, где в верхнем регистре находится Встреча Марии и Елизаветы, а в нижнем — Волхвы перед Иродом. Она продолжается Сном Иосифа, затем следует Рождество, Бегство в Египет и Избиение младенцев. Следом появляются сцены с участием взрослого Христа, начиная с Крещения и Брака в Кане Галилейской, и продолжаются различными чудесами (включая Воскрешение сына вдовы и Лазаря, Исцеление трех больных, увечного и слепорожденного), а затем достигают Тайной Вечери, Распятия, Явления Мариям и Неверия Фомы. Цикл завершается Вознесением (с драгоценными декоративными колоннами по сторонам) и Пятидесятницей.

5
1-я табличка: Встреча Девы Марии и Праведной Елизаветы; Волхвы перед Иродом.
2-я табличка: Сон Иосифа; Поклонение Вохвов.
3-я табличка: Приход Иосифа и Марии в Вифлеем; Ангел повелевает бежать в Египет.
1-я табличка: Встреча Девы Марии и Праведной Елизаветы; Волхвы перед Иродом. 2-я табличка: Сон Иосифа; Поклонение Вохвов. 3-я табличка: Приход Иосифа и Марии в Вифлеем; Ангел повелевает бежать в Египет.

4
1-я табличка: Рождество; Бегство в Египет.
2-я табличка: Объявление пастухам; Избиение младенцев.
3-я табличка: Сретение; Свадьба в Кане Галилейской.
1-я табличка: Рождество; Бегство в Египет. 2-я табличка: Объявление пастухам; Избиение младенцев. 3-я табличка: Сретение; Свадьба в Кане Галилейской.

4
1-я табличка: Поклонение ангелов; Воскрешение сына вдовы.
2-я табличка: Призвание Петра и Андрея; Исцеление больных и увечных.
1-я табличка: Поклонение ангелов; Воскрешение сына вдовы. 2-я табличка: Призвание Петра и Андрея; Исцеление больных и увечных.

4
1-я табличка: Самаритянка у колодца; Воскрешение Лазаря; Вход в Иерусалим.
2-я табличка: Умножение хлебов; Тайная вечеря; Омовение ног.
1-я табличка: Самаритянка у колодца; Воскрешение Лазаря; Вход в Иерусалим. 2-я табличка: Умножение хлебов; Тайная вечеря; Омовение ног.

4
1-я табличка: Noli me tangere; Фома неверующий; Явление Христа через закрытые двери.
2-я табличка: Неверие апостолов; Тивериадское море.
1-я табличка: Noli me tangere; Фома неверующий; Явление Христа через закрытые двери. 2-я табличка: Неверие апостолов; Тивериадское море.

4
 1-я табличка: Крещение; Преображение.
2-я табличка: Распятие; Положение во Гроб.
1-я табличка: Крещение; Преображение. 2-я табличка: Распятие; Положение во Гроб.

4
1-я табличка: Исцеление слепого; Жёны-мироносицы у Гроба Господня.
2-я табличка: Явление в Вифании; Пятидесятница.
1-я табличка: Исцеление слепого; Жёны-мироносицы у Гроба Господня. 2-я табличка: Явление в Вифании; Пятидесятница.

4
Вознесение.
Вознесение.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.

Бронирование отелей
в Салерно
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии