Начав планировать эту поездку, мы прочитали в одном из путеводителей, что в южную Италию можно смело ехать, если, покатавшись по северу и центральной части страны и добравшись до широты Рима, Италия ещё не начала действовать вам на нервы. Тогда нам это показалось некоторым преувеличением, стремлением автора высказаться пооригинальнее. Теперь, по завершении собственной поездки в тот регион, мы можем сказать, что некоторое рациональное зерно в этом утверждении есть.
Южная Италия (оставаясь Италией) все-таки другая: победнее (со всеми вытекающими), менее развитая, более аграрная и в целом попроще — во многих смыслах. Но ведь не за хорошими дорогами и сервисом туда едут туристы. В южном регионе имеются просто уникальные достопримечательности, которых нет в остальной Италии, да и в других частях планеты. Так что ехать туда однозначно стоит, но лучше быть психологически готовым к некоторым нюансам.
Помпеи - уникальный «снимок» древнеримской жизни, застывшей на момент погребения этого города под пеплом от извержения Везувия.
Древний пещерный город Матера - образец уникального сочетания архитектурного ансамбля и ландшафта.
Кастель-дель-Монте – один из самых знаменитых и загадочных замков эпохи Средневековья. О его назначении эксперты спорят до сих пор.
Особенность этого региона Италии во многом определяется его историей. Кого там только не было: можно сказать, что «кашу заварили» греки, ещё в 8-м веке до н. э., основав там Великую Грецию (Magna Graecia) — многочисленные колонии на прибрежных территориях в самой южной части «итальянского сапога» и Сицилии.
Греческий след в южной Италии: голова женщины («жертва домашнего насилия»:). Полихромная терракота. 4-й век до н.э. Археологический музей в Таранто.
Позже греков на юге Апеннин попеременно сменяли, осваивая все новые территории, римляне, готы, византийцы, арабы, норманны, германцы, французы, арагонцы, испанцы… Не вдаваясь в подробности путаной истории этого региона, просто отметим, что с конца 11-го века более 700 лет в южной части Апеннинского полуострова существовало Неаполитанское королевство (под разными названиями, с меняющимися составом входящих в него территорий и «руководящими органами»). Все это, естественно, сказалось и продолжает сказываться на укладе жизни, экономических, культурных, языковых особенностях региона, выделяющих его в сравнении с северной и центральной Италией.
Парадная лестница в Королевском дворце в Неаполе.
Началась наша поездка, продлившаяся всего 28 дней, в Неаполе, а завершилась в Риме. 10 дней мы провели в самом Неаполе и его окрестностях, еще 5 дней — на Амальфитанском побережье (на карте — схема нашего маршрута). Эта часть путешествия была целиком на общественном транспорте.
Карта наших перемещений по южной Италии. Синей линией выделена автомобильная часть маршрута.
Затем в Салерно мы арендовали машину и отправились дальше на юг. Автомобильная часть путешествия заняла 10 дней. Заключительные 3 дня поездки мы провели в любимом и, как кажется, неисчерпаемом Риме.
Неаполь в этой поездке безусловно стоит особняком. Да, это не тот город, в который можно сразу влюбиться и который очаровывает с первого взгляда. Про него пишут разное: «великий и ужасный», «трэш и блеск», «кошмар на улицах Неаполя», «самый неоднозначный город Италии»… Естественно, этот негатив появился не на пустом месте.
На улицах в центре Неаполя.
В день нашего приезда городские таксисты проводили забастовку. Оценив альтернативные варианты, решили до арендованной квартиры идти пешком. И конечно сразу же заметили и множество домов с обшарпанными стенами, расписанными «с ног до головы» в стиле «каля-маля»; и сомнительных личностей, снующих вокруг; запаркованные в два ряда с заходом на тротуары машины; хаотично перемещающиеся повсюду (включая пешеходные улицы) мотоциклы и мопеды. И развевающееся повсюду сохнущее белье — и в историческом центре, и на главных магистралях города.
Нигде больше такой повсеместной постирочной видеть не приходилось.
Арендованная квартира была в старом доме какого-то лохматого века, во внутреннем дворике которого соорудили наружную шахту для крохотного лифта. Сторож, сидящий на входе и не говорящий ни слова по-английски, показал нам на какую кнопку нажать. Проехав метров 10, поскрипывая, лифт остановился: мы застряли. Слава богу, этот сторож имел возможность как-то вручную спустить этот лифт вниз. Больше мы им за все 8 дней ни разу не пользовались…
Крайний слева - дом, в котором мы жили на площади Сан-Доменико-Маджоре. В центре площади — шпиль-обелиск, поставленный в память об избавлении города от эпидемии чумы 1656 г. За ним - алтарная часть церкви Сан-Доменико-Маджоре.
Квартира была просторная и хорошо оснащенная. На прикроватных тумбочках мы сразу же заметили беруши, и в тот же вечер поняли причины такой заботы о жильцах. На площади, куда выходили окна квартиры, оказался популярный танцпол, где ежевечерне собирающаяся публика допоздна отжигала: пела и плясала под аккомпанемент нескольких ударных инструментов. Проведя в Неаполе несколько дней, можем подтвердить, что все клише про итальянцев и их жизнь, которые сложились у нас на основе итальянской киноклассики, абсолютно рабочие и приложимы к этому региону и сейчас: живенько, эмоционально, шумно.
Неаполь действительно чумаз и неопрятен, но со своей удивительной энергетикой, собственной атмосферой и традициями. И к этому довольно быстро привыкаешь и принимаешь (относясь к его недостаткам как особому колориту!), покорившись сокровищам, которыми этот город обладает. А их здесь — множество, начиная с великолепного залива, вокруг которого раскинулся Неаполь, и возвышающегося над ним могучего Везувия. Так что не случайно красота этого города когда-то породила словосочетание «увидеть Неаполь и умереть». И только позже эта крылатая фраза послужила прототипом для создания аналогичных высказываний в отношении других мировых городов.
Неаполитанский залив. К сожалению, двугорбый Везувий "спрятался" и почти не виден (чуть-чуть проглядывают очертания его склонов и две вершины).
Один из холмов, на склонах которого разместился Неаполь.
В Неаполе поражают также количество и красота церквей и палаццо, встречающихся там чуть ли не на каждом шагу. Королевский дворец, три огромных замка, два мега-музея с экстраординарными коллекциями, катакомбы, монастыри, парки… — это все Неаполь.
Базилика Джезу Нуово — иезуитская церковь с рустованным фасадом.
Барочный интерьер Чертозы-ди-сан-Мартино - бывшего картезианского монастыря Св. Мартина.
Cакристия в церкви Св. Анны с росписью сводов, выполненной Джорджо Вазари в середине 16-го века.
Клуатр монастыря Санта-Кьяра, декорированный майоликой.
Кастель-Нуово - «Новый замок», возведённый королём Карлом Анжуйским в XIII веке.
Христианские катакомбы Сан-Дженнаро с позднеантичными и раннесредневековыми фресками.
Еще не расставшись с Неаполем, мы совершили две поездки (воспользовавшись электричками) в его знаменитые пригороды — Помпеи и Геркуланум. Больше понравился последний — вероятно, по причине его большей компактности и не такой перегруженности туристами, как Помпеи. Хотя если оценивать их объективно, по количеству и качеству раскопанных объектов, Помпеи, конечно, более значимы.
Раскопанный древний город Геркуланум. На заднем плане слева - «обидчик» Везувий, разрушивший город в 79 году н.э.
Сохранившиеся в Помпеях росписи.
На обратном пути из Геркуланума в Неаполь произошло наше первое в этой поездке железнодорожное приключение. Был 9-й час вечера, электричку из 3-х вагонов подали минут за 15 до отхода. Пассажиры, а их набралось человек 8, расселись по местам, чтобы в течение минут 20-ти наблюдать, как машинист последовательно нажимает на какие-то кнопки и рычаги на пульте управления. В какой-то момент он вошел в вагон и коротко бросил: «Out!». Отвечая на вопрос, что с поездом, он так же лаконично произнес: «Dead». На этом его знания английского были исчерпаны и помочь он нам больше ничем не мог. Несколько человек (видимо, итальянцы) куда-то сразу ушли, остались две женщины из Канады и мы. На крохотной станции никаких работников обнаружить не удалось, но канадки отловили на улице какого-то странного типа, который согласился со своего телефона вызвать местное такси. Такси минут через 10 действительно приехало (хотя уверенности у нас в этом не было) и доставило нас всех по назначению. Уфф!
Из Неаполя мы направились на невероятно красивое Амальфитанское побережье. Маленькие уютные городки этого очаровательного места рассыпаны вдоль всего побережья на склонах и скалистых обрывах величественных гор. Посетили мы и знаменитый остров Капри.
Амальфитанское побережье.
С погодой в ходе этой поездки нам в целом повезло. Все время было умеренно тепло, а несколько случившихся дождливых дней мы успешно «нейтрализовали» посещением музеев, либо они пришлись на дни переездов. Осенних красок увидеть практически не довелось: все-таки осень на итальянском юге наступает где-то не раньше ноября.
Вилла Чимброне в Равелло (недалеко от Амальфи) - одно из немногих мест с осенней тональностью.
В ходе этой поездки удалось побывать в нескольких музеях высшего класса. В Археологическом музее в Неаполе хранятся сейчас все основные находки из погребённых под пеплом Везувия городов (Помпей, Геркуланума и др.).
Помимо артефактов из мест, ставших жертвами Везувия, в этом же музее можно увидеть исключительные экземпляры греко-римской античной скульптуры, собранные семейством Фарнезе в Риме. Имя Фарнезе теперь стало составной частью названия некоторых из них.
Геркулес Фарнезе. Оцените размеры статуи, которую обнаружили в Термах Каракаллы в Риме.
Не меньшее впечатление оставил и неаполитанский музей Каподимонте с изумительным собранием живописи. Хотя если оценивать южные коллекции художественных ценностей в целом, то центр и север Италии идут в этом плане далеко впереди — и по качеству собраний, и по их концентрации на единицу территорий.
Рафаэль. Портрет кардинала Алессандро Фарнезе, будущего папы Павла III. 1509-1511.
Боттичелли. Мадонна с Младенцем и двумя ангелами. 1468-1469.
А археологический музей в Таранто — обладатель совершенно экстраординарной коллекции древнегреческих артефактов. Хотя никаких греческих построек в Таранто, основанном греками еще в 8-м веке до н. э., не сохранилось, но в ходе проведенных там раскопок археологи накопали прилично, и все обнаруженное осталось в местном музее.
Гробница атлета, найденная в Таранто. Вокруг - выигранные им призы. Ок.480 г. до н.э.
Мозаичные полы. 2-й век н.э. Найдены в Таранто.
А вот где хорошо сохранились античные греческие сооружения, так это в Пестуме. Мы Грецию не слишком хорошо знаем, но из того, что читали, в том числе и в Туристере, сложилось впечатление, что древние постройки такой сохранности, как в итальянском Пестуме и на Сицилии, в самой Элладе еще надо поискать!
В нынешнем Пестуме хорошо сохранились три дорических храма VI — V веков до н. э.
Особо выделим в этой поездке и Матеру — удивительный город, старая часть которого выдолблена в скале. Виды на город — фантастические с любых ракурсов! А еще там сохранились кое-где пещерные храмы с древними фресками. Некоторые из них нам удалось сфотографировать, чем обязательно поделимся.
В ходе поездки мы останавливались и в гостиницах, и в съемных квартирах. Но одну ночевку все-таки выделим — в трулло в районе Альберобелло. Интересный опыт!
Альберобелло — город труллей. Это такие причудливые старые домики с коническими крышами из плоских камней.
А вот в этой «избушке» мы однажды ночевали.
Понравился нам и город Лечче, который из-за большого числа сооружений в стиле барокко иногда называют «Флоренцией Юга». Действительно — это барочная жемчужина Италии, и если бы Лечче был расположен поближе к материковой Европе, наверняка был бы одним из самых посещаемых городов страны.
Планируя поездку, мы предусмотрели две остановки в отелях прямо на пляжах — в расчете на открытие второго дыхания после массированного поглощения городских достопримечательностей. Но с этим как-то не очень сложилось: хотя море было еще довольно тёплым в это время (+22-24С), но неспокойным. Да и купальный сезон в регионе уже был завершён: ни лежаков, ни зонтов, на берегу не всегда чисто… Так что вне сезона местные пляжи на нас большого впечатления не произвели, хотя и в Тирренском, и в Адриатическом морях мы все-таки искупались.
Тирренское море в районе Пестума.
Очень нам приглянулись и маленькие южные города Локоротондо, Остуни, Мартина-Франка (их иногда называют белыми городами). Наибольшее впечатление, однако, произвёл стоящий на берегу моря южнее Лечче городок Отранто с драматической историей и интересными достопримечательностями.
Арагонский замок в Отранто - символ города.
Удивительные мозаичные полы 12-го века в кафедральном соборе Отранто.
Символика некоторых изображений до конца не разгадана.
Вернув арендованную машину в Салерно, мы на электричке перебрались в Казерту (в пригородах Неаполя), известную грандиозным загородным дворцово-парковым ансамблем неаполитанских королей. Это место иногда называют итальянским Версалем.
Дворцово-парковый ансамбль неаполитанских королей в Казерте.
Второе ж/д приключение случилось, уже когда мы, завершая поездку по южной Италии, из Казерты должны были переехать в Рим. Придя на вокзал, мы увидели, что наш поезд задерживается на 25 минут. Потом эту цифру переправили на 50 минут, но и через это время поезд не пришел. Дальше на табло уже ничего не менялось (хотя поезда так и не было), а все объявления шли на итальянском. Не зная, что ожидать, обратились к итальянцам, и нам повезло найти женщину, которая говорила по-английски и стала нам переводить все устные объявления. Из-за каких-то технических проблем наш поезд пришел с опозданием в 1 час 50 минут при том, что до Рима он потом доехал всего за час. На съемную квартиру в Риме мы добрались уже в 1-м часу ночи. Хорошо, что арендодатель смог переслать нам небольшое видео, объясняющее, под каким горшком найти ключи, каким ключом открывать какую дверь и т. п.
Это я к тому, что южная Италия — все-таки особый регион, временами напоминавший нам Россию 1990-х, когда многое не работало нормально. В нашем длинном прошлогоднем путешествии по центральной Италии ничего подобного не было. Но в целом все эти неурядицы общего впечатления от поездки не испортили, просто добавили некоторую перчинку в восприятие страны, и мы рады, что удалось познакомиться с таким своеобразным регионом Италии… Ну, а завершающие три дня мы провели в Вечном городе, гуляя и посещая места, пропущенные ранее.
Вилла Фарнезина в Риме. В ее росписях участвовал Рафаэль.
Древняя алтарная мозаика храма Св. Агнессы-за-стенами в Риме.
Ну, а подробности об увиденном — в отдельных рассказах и фотоальбомах. Впечатлений много, так что и отзывов об увиденном будет немало.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия