Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 21:59
Пишу рассказы о совершённом туре

Санкт-Петербург — Россия Август 2024

Здесь Левитан не избегнул гонений,
Умер Филонов в блокадный мороз,
Здесь расцветал Шостаковича гений,
Бродский Иосиф родился и рос.
Из интернетов

Санкт-Петербург, несомненно, является одним из самых туристических городов нашей страны. Я всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге и в какой-то момент мне стало интересно взглянуть на родной город глазами туриста, который здесь никогда не был. Куда бы я пошёл в первую очередь? Наверно на главую улицу города, Невский проспект. Он является практически ровесником города, соединив уже в начале 1710-х годов два городских центра того времени — Адмиралтейство и монастырь, которому впоследствии предстояло стать Александро-Невской лаврой. В наши дни Невский проспект — главная транспортная артерия города и большинство достопримечательностей сосредоточены вокруг него.

Город Петра

На своём протяжении Невский пересекает реку Мойку, канал Грибоедова и реку Фонтанку. Конечно в этих местах над водными преградами возведены мосты. Один из самых известных мостов переброшен через Фонтанку — Аничков мост. Со всех 4 углов мост украшен скульптурными группами «Укрощение коня человеком». Название моста произошло от Аничковой слободы, построенной рядом с этим мостом ещё во времена Петра I. Эта слобода была построена батальоном, которым руководил подполковник Аничков, отсюда и название.

В правление императрицы Елизаветы Петровны недалеко от моста был возведён Аничков дворец. Примечательно что дворец стоит боком к Невскому. В те времена Фонтанка был окраиной города (сейчас в это сложно поверить) и дворец должен был украшать въезд в него.

Город Петра

Немного дальше по Невскому, на другой его стороне расположен Торговый дом братьев Елисеевых, купцов 1-й гильдии. Или как его ещё называют, Елисеевский магазин. В советское время он назывался «Пролетарий», «Центральный», «Гастроном № 1». Сейчас — место пафосное и очень дорогое. К примеру продаётся бутылка водки за пол-миллиона рублей.

На этой же стороне Невского находится Церковь Св. Екатерины, построенная в 1771–1780 годах. Это одна из двух армянских церквей Санкт-Петербурга. За неповторимую, безупречную красоту её окрестили «голубой жемчужиной Невского проспекта».

Город Петра

Свернём с Невского на Михайловскую улицу. По правой её стороне вытянулась филармония имени Д. Д. Шостаковича, а по левой — пятизвёздочный Гранд Отель Европа. Легко догадаться, что это один из самых фешенебельных отелей. Санкт-Петербург — это, конечно, не Дубай, стоимость суток здесь начинается всего лишь от 15 тыс. руб.

Михайловская улица выведет нас на площадь Искусств, в центре которой установлен памятник А. С. Пушкину. Голуби его очень любят.

Город Петра

Архитектурный ансамбль площади состоит из сооружений, так или иначе с искусством связанный. Русский музей хранит множество полотен русских художников.

Справа от него — Российский Этнографический музей, о котором я уже рассказывал.

Город Петра

Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского или Михайловский театр. Был открыт в 1833 году по указу императора Николая I. Театр был назван в честь великого князя Михаила, младшего сына Павла I.

Оставив Михайловский театр позади, выйдем на набережную канала Грибоедова, самого крупного канала Санкт-Петербурга. Место непростое — именно по этой набережной 1 марта 1881 года в своей карете ехал император Александр II. Правда канал тогда назывался Екатерининским.

Город Петра

Покушения на императора совершались и ранее, но это стало последним. Первая бомба, брошенная под ноги лошадям, не причинила вреда Александру II. Вторая, брошенная ему под ноги, смертельно ранила императора. В тот же день Самодержец Всероссийский скончался. В 1883 году на этом месте началось возведение храма, получившего название Спас на Крови.

Внутрь храма можно увидеть сень, она установлена над местом смертельного ранения Александра II. Камнерезные работы выполняли мастера Колыванской шлифовальной и Екатеринбургской, Петергофской гранильных фабрик из уральских и алтайских камней — родонита, яшмы и змеевика.

Город Петра

Вернёмся по набережной Обводного канала к Невскому. Здесь расположено сразу два выдающихся здания. Первое — это Дом компании «Зингер», производителя швейных машин. Он был построен в 1902–1904 годах. Сейчас здесь расположен Дом Книги.

На другой стороне Невского находится Казанский собор. Первоначально на его месте располагалась церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1783 году будущий на тот момент император Павел I задумал превратить её в огромный собор, который был бы похож на Собор Святого Петра в Ватикане. Закладка собор произошла 27 августа 1801 года уже при Александре I — Павел I неудачно повстречался с табакеркой и немножко умер. Строительство было завершено в 1811 году, накануне Отечественной Войны 1812 года.

Город Петра

Как и свой прообраз, в плане собор представляет собой классический латинский крест. Главной его святыней является Казанская икона Божией Матери. На первом фото в слайдере ниже видна длинная очередь желающих «приложиться» к ней. Кажется после этого должно произойти что-то хорошее, хотя это и сомнительно при такой антисанитарии.

У этой иконы молился сам Михаил Кутузов, выдающийся российский военноначальник. Похоронен он был здесь же, в Казанском соборе.

Город Петра

Над могилой вывешены ключи от взятых им городов.

Продолжаем двигаться дальше по Невскому проспекту. Следующее примечательно здание — это Строгановский дворец, принадлежавший крупным промышленникам и помещикам. Был построен в середине XVIII века по проекту известнейшего архитектора Бартоломео Растрелли.

Город Петра

Вот мы и дошли до самого начала Невского. Здесь расположено здание Адмиралтейства, одна из самых эффектных построек Санкт-Петербурга. Первоначально оно строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I.

Здесь же в качестве ещё одной достопримечательности сохранена проходившая здесь первая линия петербургского трамвая.

Немного в стороне от Адмиралтейства, на Сенатской площади, расположен самый узнаваемый символ нашего города, Медный всадник. Открытие монумента состоялось 7 августа 1782 года и тогда ещё никто не называл его медным, хотя бы потому что на самом деле он бронзовый. Монумент установлен на Гром-камне, масса которого составляет полторы тысячи тонн. Название «Медный всадник» у памятника закрепилось благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина.

Город Петра

Крупнейшим храмом Санкт-Петербурга является Исаакиевский собор, построенный в 1818–1858 годах по проекту Огюста Монферрана. Общая стоимость строительства превысила 20 млн. руб. серебром.

Ряд достопримечательностей Санкт-Петербурга расположены на Васильевском острове, который отделяет от основной части города река Большая Невка. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого более известен как Кунсткамера, о ней я уже рассказывал. Это был первый в России публичный музей.

Город Петра

В 1805–1810 годах здесь же, на Васильевском острове, были установлены две колонны, украшенные рострами кораблей. По этой причине они получили название Ростральных. Первоначально выполняли функции фонарей в порту столицы, которой тогда был Санкт-Петербург.

Эти колонны находятся по двум краям мыса, который называют Стрелкой Васильевского острова.

Город Петра

Здесь же в 1805–1816 годах было построено здание Биржи. До недавнего времени здесь располагался Центральный военно-морской музей, но после его переезда здание передали Государственному Эрмитажу.

Со Стрелки Васильевского острова открывается хороший вид на Петропавловcкую крепость, о которой я уже рассказывал.

Город Петра

Также отсюда хороший вид на саму Неву. Здесь самое широкое её место, она распадается на Большую Неву и Малую Неву.

Вернёмся к Невскому проспекту и посмотрим на самую известную площадь нашего города — Дворцовую. В центре неё по приказу императора Николая I в. 1834 году была установлена Александровская колонна. Данный монумент посвящён победе Александра I над Наполеоном. Высота колонны 47,5 метра, на вершине её установлен Ангел с крестом.

Город Петра

Как нетрудно догадаться, на Дворцовую площадь выходит фасад Зимнего дворца, сейчас это Главный музейный корпус Государственного Эрмитажа, о нём я тоже рассказывал.

Чуть правее главно входа в Эрмитаж находится ещё один вход, украшенный скульптурами атлантов. Этому месту посвящена известная песня «Атланты» Александра Городницкого.

Когда на сердце тяжесть
Атланты держат небо
На каменных руках.

Город Петра

Недалеко от Зимнего есть ещё один дворец, Мраморный дворец. Он был построен в 1768–1785 годах архитектором Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II, Григория Орлова. Правда тот умер, так и не дождавшись окончания строительства.

В 1994 году сюда перенесли известный памятник Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого, первоначально установленный на Знаменской площади в 1909 году. Есть народная частушка про этот памятник.

На площади стоит комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот.

Комод не сохранился, бегемот и обормот присутствуют.

Город Петра

В 2019 году перед Мраморным дворцом был установлен Фонтан взлетающих камней.

Стоит также упомянуть ещё одну знаковую достопримечательность Санкт-Петербурга, Летний сад. Это старейший сад Санкт-Петербурга, заложенный при Петре I ещё в 1704 году. Здесь много скульптур и живописных дорожек.

Памятник Иван Адреевичу Крылову, великому русскому писателю. На постаменте представлены различные персонажи его басен.

Город Петра

Карпиев пруд был создан на месте естественного заболоченного водоёма в конце 1700-х годов. Пруд имел также и хозяйственное назначение, в нём разводили карпов для царского стола. Сейчас здесь живёт пара лебедей.

Южный вход в Летний сад смотрит на Михайловский замок, о котором я тоже рассказывал. Замок печально известен тем что здесь, не выдержав столкновения с табакеркой, скончался император Павел I.

Город Петра

На мой взгляд, это основные, наиболее яркие достопримечательности Санкт-Петербурга. Все они расположены в шаговой доступности друг от друга. Осмотреть их несложно за один день.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.