Разбирая залежи своих фотографий, натолкнулась на папку «Москва», октябрь 2022 года и на какое-то время зависла в недоумении — и когда это я успела погулять по осенней Москве к тому же в раннее утро? В мае 2021-го года я целенаправленно заложила время на прогулку в районе Басманной слободы, о чем успела написать, но осень 2022?
И вот тут пригодился Туристер, моя лента, где и разыскала анонс о великолепном осеннем путешествии. Лишь прочтя текст и найдя соответствующие строки, все вспомнила: «Благодаря исключительно логистике буквально на три часа я попала в Москву, утреннюю, еще слегка заспанную, но и пока спокойную, что позволило пройтись по уже знакомым местам, недалеко от площади Трех Вокзалов и поискать новые объекты.»
Память вернула в то томное и тихое утро, так не похожее на стремительную и бьющуюся жизнь огромного мегаполиса в другое время суток. Именно для таких ностальгических воспоминаний и нужны архивы, испробовала на себе не единожды.
Итак, семь утра, выйдя из метро на Ленинградском вокзале
и еще раз полюбовалась сказочным замком Казанского вокзала со стороны площади «Строителей БАМ» на фоне пылающего рассвета.
По узкой тропинке за усадьбой Николая Стахеева целенаправленно направилась к саду имени Баумана, который не успела посмотреть в прошлый раз.
В 18 веке на этом месте была обширная усадьба князя Михаила Голицына, передавшего сад в пользование жителям города. Позднее имением владели другие хозяева, а в 1900-м году в результате объединения садов усадеб Голицыных, Чулковых и Левашовых, расположенных рядом с усадьбой промышленника Николая Стахеева, территория парка значительно расширилась. В состав сада также вошло здание особняка Голицыных с хозяйственными постройками.
А 1920-м году вместе с комплексом исторических зданий был открыт городской сад и назван в честь большевика Николая Баумана.
На территории сада расположен искусственный грот-бельведер, информация о нем разнится: он принадлежал либо еще Голицыным, либо уже Стахеевым.
В полной тишине прогуливаясь по аллее парка, прислушивалась к едва слышному шороху листьев, еще издали заметила какие-то плакаты, подойдя ближе, увидела, что это фотовыставка, посвященная донорам костного мозга.
Преимущество ранних прогулок в центре города — тишина и умиротворение, редкий пешеход нарушит его, а тут ко мне побежали две собаки и игриво завиляли хвостиками. Пребывающий в дреме владелец, стоявший не вдалеке, различными командами пытался вернуть хвостатых назад. Не обращая на призывы никакого внимания,
собачки с нескрываемым любопытством наблюдали за мной и удовлетворив его, резво и радостно побежали в сторону хозяина.
Выйдя на Старую Басманную улицу, решила пройти немного влево-вправо.
В 17-м веке на этом месте уже находилась Басманная слобода и просто Басманная улица с 1730-го года носит название — «Старая Басманная». В слободе находился дом любимца и наперсника царя Иоанна Грозного Федора Басманова, в честь него она и названа. После 1812-го года Басманная улица постепенно становится одним из аристократических уголков Москвы. Здесь строятся многочисленные особняки и селятся знаменитости. Многие из них сохранились до наших дней.
Справа, рядом с историческими строениями, входящими в состав сада Баумана, высится пятиэтажный доходный дом, построенный в 1902-м году для персидского подданного Аджи-Мамед Усейн Ага Аминезарба по проекту архитектора В. В. Шауба в стиле голландских домов с деталями в стиле модерн.
На пересечении с Басманным тупиком высится роскошный Дом правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог. Нынешнее здание построено в 1898–1899 годах по проекту архитектора Н. И. Орлова (автора старого здания Курского вокзала) и инженера М. А. Аладьина, которые являлись штатными архитекторами Московско-Курской железной дороги. В здании кроме самого управленияслужбы дорог, размещались и квартиры железнодорожных служащих. Часть помещений использовалась как доходная и сдавалась внаём.
Напротив пятиэтажный доходный дом О. О. Вильнера для состоятельных жильцов. Построен в 1904 году по проекту одного из самых востребованных московских архитекторов Николая Ивановича Жерихова для московского застройщика — инженера Осипа Осиповича Вильнера в стиле венского модерна.
На пересечении с Гороховским переулком вплотную к доходному дому примыкает административное здание, видно, что это новодел, но вполне удачно вписавшийся в историческую застройку.
Под еще не смелыми лучами теплого осеннего солнышка просыпается и Храм Святого Великомученика Никиты, возведенный в 1751 году. До наших дней он дошел без серьёзных перестроек. 23 августа 1830 года на отпевании своего дяди Василия Львовича Пушкина в храме присутствовал Александр Сергеевич Пушкин.
Рядом находится кирпичный трёхэтажный дом, построенный в 1878-м году для серпуховского купца Мефодия Мараева архитектором Митрофаном Александровичем Арсеньевым. Фасад дома эклектичен, автор использовал элементы барокко, родственные оформлению соседнего Никольского храма.
А этот небольшой двухэтажный особняк с эркером посредине всего лишь флигель усадьбы построенной в 1902 году архитектором Петром Карловичем Микини для купца 1-й гильдии, владельца кондитерской фабрики Тимофея Агафоновича Кудрявцева.
Фасад флигеля украшен маскаронами с изображением женских головок и львиных масок.
Далее я решаю пройти по Горохову переулку и первое историческое здание- это главный дом небольшой городской усадьбы московского купца К. И. Доброхотова, возведенный в 1782 году первым ее владельцем, московским купцом Иваном Палагиным. В 30-50-е годы 19 века и сам дом и вся усадьба были основательно перестроены.
А вот и яркий памятник московского классицизма, главный дом одной из лучших городских усадеб Москвы Ивана Ивановича Демидова.
Еще после своей первой ознакомительной прогулки по Басманной слободе, я поняла, что не успеваю увидеть этот огромный торжественный дворец, принадлежащий младшему представителю известной фамилии уральских горнозаводчиков и всегда меню интересующую. В этот же раз я не могла упустить шанса и с восторгом созерцала на высящийся передо мной дворец и два симметричных флигеля. Первым Демидовым в этих владениях был отец Ивана Ивановича, Иван Никитич Демидов, который приобрел небольшие каменные палаты с одноэтажным строением, добавив регулярный парк и оранжереи. Получив в 1789-м году в наследство заводы, наследник не стал с ними заморачиваться, а продав выстроил на вырученные деньги в отцовской усадьбе роскошную резиденцию, пригласив знаменитого архитектора Матвея Федоровича Казакова. Почему на фасаде, украшенном портиком с шестью колоннами увековечена дата 1779 год, не понятно.
В настоящее время на территории бывшей усадьбы располагается Московский государственный университет геодезии и картографии.
Но я уже спешу в Малый Демидовский переулок, сохранившиеся до наших дней усадьбы, особняки увлекают и у меня разбегаются глаза — куда же направить стопы в первую очередь. Но переулок крошеный и я поворачиваю на улицу Казакова, которая прежде носила название-Гороховая. В 1939 году в связи с 200-летием со дня рождения русского архитектора Матвея Федоровича Казакова она была названа в его честь.
Пока не увлекалась более существенными строениями, отмечаю особняк Деминых, построенный в 1885 году по проекту архитектора Виктора Веригина для купца 1-й гильдии Ивана Никифоровича Демина. После реставрации в 2015–2016-х годах усадьба стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация 2016» в номинации «лучший проект реставрации».
На четной стороне улицы, занимая сразу три номера, с 18 по 20 находится великолепный образец московского деревянного классицистического зодчества дом графа Алексея Кирилловича Разумовского, который я тщетно пыталась рассмотреть между прутьями ограды.
Усадьба построена на рубеже 18–19 веков, по проектам автором А. А. Менеласа, Николая Александровича Львова и Чарльза Камерона. В середине 19 века под руководством Афанасия Григорьевича Григорьева здание значительно расширили и перестроили. Усадьбу окружал обширный парк с прудами и аллеями, его украшали беседки, скульптуры и оранжереи с экзотическими растениями. Во время войны с Наполеоном в усадьбе Разумовского находилась одна из резиденций маршала Иоахима Мюрата и французы тщательно охраняли дворец от пожара.
После смерти в 1822-м году графа Разумовского усадьба перешла к его старшему сыну, но в связи с отсутствием средств на содержание он продает прекрасную усадьбу, а вскоре она и вообще пошла по рукам.
Сначала ее выкупил Опекунский совет для устройства сиротского приюта, а с 1901 года в усадьбе разместилась богадельня для заслуженных воспитательниц благотворительных учреждений ведомства императрицы Марии Федоровны. Несмотря на частую смену хозяев, дворцово-парковый комплекс находились в довольно неплохом состоянии, но с приходом советской власти началось постепенное разрушение усадьбы. В 1920-е все сооружения комплекса были приспособлены для учебных помещений Института физической культуры. В ходе реставрации в 2012–2015 годах специалисты вернули фасадам главного дома исторические цвета: желтый и белый. В настоящее время в бывшей усадьбе князя Разумовского находятся Министерство спорта Российской Федерации и Центральный музей физической культуры.
Возведенный в глубине двора дворец так и остался неувиденным, а вот различные служебные постройки: дворовый корпус служб, гостевой и служебный флигели, караульни усадьбы, расположенные вдоль улицы, свои, мало интересные фасады демонстрировали с удовольствием.
Улица Казакова, делая плавный изгиб, привела меня к храму Вознесения на Гороховом поле. С 1733-го года на этом месте находился домовой храм усадьбы Разумовского, первым владельцем которой был канцлер граф Михаил Головкин. Существующая каменная церковь построена в 1788–1793 годах в стиле московского классицизма и по ряду деталей приписывается архитектору Матвею Казакову.
Вся моя прогулка предполагала сделать круг, поэтому я визуально отчерчивала его, не слишком-то следуя предчувствиям и инстинктам, пытающимся увести меня вглубь улиц. Поэтому я и оказалась на углу Токмакова переулка с Денисовским, где за изрядно обшарпанной оградой притаился изящный и по всему видно совсем недавно отреставрированный особняк с высоким мезонином, украшенным арочной лоджией. На картах указано, что это бывшая городская усадьба Н. Е. Струйского — П. Б. Белавина — Д. И. Четверикова — Н. А. Варенцова.
Обычно официально владениям приписывается один либо два владельца, но, чтобы закреплялось сразу четыре хозяина-удивительно! В 18 веке это владение принадлежало издателю, поэту Николаю Еремеевичу Струйскому, потомку князей Шуйских. В 1771 году Струйский продаёт усадьбу секунд-майору, надворному советнику Петру Борисовичу Белавину. Белавин возводит в усадьбе новый каменный дом, конюшню, хозяйственный корпус. Именно при новом хозяине и появилась та архитектурно-планировочная структура усадьбы, которая в общем-то и сохранилась до наших дней.
Почти полностью сгоревшую во время войны с Наполеоном усадьбу, восстанавливали вплоть до 1837-го года. Сын следующего хозяина поместья купец Дмитрия Ивановича Четверикова- Михаил Дмитриевич, разделил усадьбу на две половины, оставив себе южную часть с садом, а северную продав предпринимателю Николаю Александровичу Варенцову. После революции в усадьбе располагались коммунальные квартиры и различные конторы.
В настоящее время в ней располагается Арт-пространство «Усадьба Струйских», куда входят: «Музей Русского Искусства» и художественная галерея «Лорие».
Чувствуя недосказанность Гороховского переулка, вновь свернула к нему и предчувствия меня не обманули: открылась целая россыпь интереснейшей и красивой архитектуры.
Серый трехэтажный дорогостоящий жилой и доходный особняк, построен для состоятельного горожанина С. И. Бусурина в 1913-м году по проекту архитектора М. М. Черкасова.
Следующий, очень красивый особняк построен в 1901-м году по проекту архитектора Н. Д. Бутусова для богатого крестьянина С. К. Морозова.
По краям фасада второго этажа небольшой двухэтажный дом украшен двумя выступающими большими окнами. Белокаменные колонны, фронтоны, основания которых поддерживают головки девушек, затейливый орнамент в верхней части оконных наличников, кованый навес над крыльцом сбоку дома — все эти детали стиля модерн очень украшают особняк.
В апреле 1914 года дом был продан купцу Николаю Петровичу Бахрушину. В соседнем двухэтажном доме, слева от особняка, находился приёмный кабинет зятя Бахрушина, врача и хозяина санатория «Надеждино» в Фирсановке Николая Фёдоровича Пупышева.
Во дворе владения располагались хозяйственные постройки: птичник, гараж, конюшню, сеновал и прачечная. В усадебный сад с прудом и ажурной беседкой вели ворота- если представить всю эту красоту и идиллию, то хозяевам можно только позавидовать.
В советское время часть дома занимала редакция журнала «Международная жизнь».
Следующий особняк, в котором в настоящее время занимает Посольство Эквадора возведен в 1830-м году для гвардии подпоручицы М. В. Булыгиной. В 1881 году по проекту архитектора А. О. Вивьена для действительного статского советника К. В. Паженкопфа фасады особняка переделываются.
И, наконец, вишенка на торте Горохового переулка — Школа акварели Сергея Андрияки, открытая в бывшем детском приюте Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях.
Изначально приют для сирот был создан Попечительством в 1862 году и ютился в разных помещениях, но в 1889 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера для него строится специальное здание.
В Приют принимались не только сироты, но и дети бедных родителей — немецких и русских подданных с 2-х лет. Воспитанники получали полное содержание, а по достижении 8-ми летнего возраста переводились в школу для бедных детей и сирот. Приют просуществовал до 1915 года и после немецких погромов был закрыт. В 1923 году в здании размещался Детский дом для питания, с 1940 года здание поступило в управление к Мособлсовету. До конца 90-х годов в нем находились Мастерские архитектурно-художественного фонда. После реконструкции здания, с 1999 года в нем размещается Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом.
Чтобы лучше рассмотреть фасады, я зашла во внутренний дворик, но обильная листва в осеннем убранстве старательно прятала от посторонних глаз это удивительно сказочное здание.
Осталось лишь полюбоваться керамическими цветами, служившими украшением ограды.
Время неумолимо отсчитывало минуты, и пора было уже закруглять маршрут и посему я вернулась на Токмаков переулок. По № 8 находится Московская городская детская музыкальная школа имени С. С. Прокофьева открытая в 1937-м году.
В 1961 году школе было присвоено имя выдающегося композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, а в 1966-м году открыт первый школьный музей Прокофьева. Во внутреннем дворике установлен памятник С. С. Прокофьеву.
На пересечении с улицей Старая Басманная в 18 веке находилась городская усадьба живописца Федора Степановича Рокотова. В 1836 году главный дом был разрушен, и в настоящее время от усадьбы остался только двухэтажный флигель.
Немного прошлась по Старой Басманной, это жилой дом 19 века постройки. Конечно, с момента постройки он несколько раз подвергался кардинальной перестройке, но тем не менее сумел сохранить исторический облик.
На пересечении с улицей Александра Лукьянова находится главное здание бывшей усадьбы Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола — литератора, дипломата, сенатора, большого знатока древностей, отца трех декабристов.
Первые постройки на этом участке на между Старой и Новой Басманными улицами появились еще в середине 18 века. А в 1803–1806 годах главный дом усадьбы был перестроен в стиле московского классицизма для Ивана Матвеевича.
С 1844 года в имении находился Александрово-Мариинский приют для детей, а после революции школа, коммунальные квартиры, общежитие, конторы и прочие учреждения. С 1986 по 1991 в доме располагался Музей декабристов.
В начале 21 века праправнук Ивана Матвеевича Кристофер Муравьев-Апостол, получив право аренды на усадьбу, в память о своих предках инициировал и профинансировал ее реставрацию. После продолжительной и серьезной реставрации, длившейся 12 лет, в 2013-м году в усадьбе открылся музей «Усадьба Муравьевых-Апостолов».
Рядом с главным домом находится флигель.
Так, как я все же не укладывалась по времени, пришлось свернуть так понравившуюся прогулку по малознакомой исторической Москве и поспешить на вокзал, где меня уже ждал поезд.