До мая 2021-го года я ни разу не была на Комсомольской площади в Москве, поэтому, когда вышла из дверей Ленинградского вокзала и стала осматриваться вокруг — была удивлена видом сказочного фасада здания напротив, как оказалось Казанского вокзала, где у меня был забронирован ретро-отель.
15
11
2
Как бы я не была ограничена во времени, но я уделила внимание и площади, на которой сосредоточено огромнейшее количество шедевров разных архитектурных стилей и памятников.
В 18 веке на месте нынешней площади находились луга и болота, известные как Каланчёвское поле.
Своим возникновением просторная Каланчевская площадь обязана строительством железной дороги, соединившей Москву и Петербург. В феврале 1842-го года Николаем I был подписан Указ о строительстве железной дороги. Проект строительства вокзалов в двух столицах был поручен придворному архитектору Константину Тону, создателю русско-византийского стиля. Им же был разработан и архитектурный план Каланчевской площади. Возведение вокзала в Москве было окончено в 1849-м году. В день открытия железной дороги в августе 1851 — го года первый поезд с императором Николаем I, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехал от Петербурга до Москвы. После смерти императора в 1855-м году железная дорога и вокзал в Москве стали называться Николаевскими. С 1923-го года железную дорогу переименовали в Октябрьскую, а самый старый железнодорожный вокзал Москвы в Ленинградский.
10
До 1932-го года площадь носила название — Каланчевская, в настоящее время это Комсомольская площадь.
10
12
В 1926-м году на площади по проекту Алексея Викторовича Щусева был построен Клуб Октябрьской Революции, в настоящее время он носит название — Центральный дом культуры железнодорожников.
6
В 1935-м году по проекту архитектора Дмитрия Чечулина была построена радиальная станция метро, а в 1952-м по проекту Алексея Викторовича Щусева кольцевая.
В 1949- 1954 — м годах на площади было возведено одно из семи знаменитых высотных зданий, построенных в Москве в период с 1940 по 1950-е годы — гостиница «Ленинградская». Эта сталинская высотка самая маленькая из семи, ее высота — 136 метров и в ней всего 17 этажей, но тем не менее здание является доминантой архитектурного ансамбля Комсомольской площади, образуя единую композицию с вокзалами.
11
В начале этого века Комсомольская площадь была реконструирована.
В 2003 году на ней был установлен памятник министру путей сообщения России и одному из создателей проекта Николаевской железной дороги Павлу Петровичу Мельникову.
5
3
В августе 2013 года по проекту народного художника России Салавата Щербакова перед Казанским вокзалом был открыт памятник Создателям российских железных дорог.
8
2
9
В композиции отображены шесть представителей, имевших отношение к железным дорогам, живших на протяжении почти 150 лет отечественной истории: изобретатели русского паровоза Ефим Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Черепанов (1803-1849), строитель Царскосельской железной дороги Франц-Антон фон Герстнер (1796-1840), министр путей сообщения при Александре II Павел Мельников (1804-1880), министр путей сообщения при Александре III Сергей Витте (1849-1915), министр путей сообщения при Николае II Михаил Хилков (1834-1909). Завершает композицию бюст императора Николая I.
4
Открытие памятника железнодорожникам — участникам в Великой Отечественной войне было приурочено к 75-летию Победы и он был в июле 2020 года, автор и этой композиции скульптор Салават Щербаков.
8
7
3
На площади открыли фонтан, разбили цветники и установили лавочки. Место очень красивое, вот если бы не валяющиеся везде тела: на скамейках, на газонах. Я старалась быстренько проскочить мимо, не акцинтируя внимания, старалась делать кадры, не видя этих, возможно просто утомленных в жаркий день путников.
6
9
В период масштабного строительства железных дорог в России появилась потребность и в строительстве вокзалов и рядом с Николаевским вокзалом вскоре возвели еще два.
В августе 1862-го года на месте нынешнего Ярославского вокзала было построено неприметное сооружение — вокзал Троицкой железной дороги.
Шли годы, железная дорога уже соединяла Москву с огромными территориями Русского Севера и его столицу — Архангельск. Возникла необходимость и в перестройке вокзала. В конце 19 века архитектору Федору Шехтелю поступил заказ от владельца Николаевской железной дороги Саввы Мамонтова на реконструкцию фасада вокзала. В 1902 году реконструкция здания Ярославского фасада была закончено, правда владельцем его уже было государство — бывший владелец к тому моменту разорился.
Перед взорами пассажиров предстал силуэт русского храма, вход в который напоминает открытые крепостные ворота башни.
10
6
На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы, Ярославля и Архангельска.
По объему пригородных пассажирских перевозок Ярославский вокзал является одним из крупнейших в России, именно отсюда начинается самая длинная железнодорожная магистраль мира Москва-Владивосток, протяженностью 9302 километров. Ярославский вокзал связывает Москву с районами русского Севера, Урала, Сибири. Именно с Ярославского вокзала в свое время Антон Павлович Чехов отправился на далекий Сахалин.
10
Третьим и последним вокзалом на Каланчевской площади в 1862-м году было построено деревянное одноэтажное здание для открытому к тому времени участку Рязанской железной дороги — Рязанский вокзал. Но уже в 1864-м его заменили на каменный, построенный по проекту архитектора М. Ю. Левестама.
В 1894-м году железную дорогу продлили до Казани, она получила название Московско-Казанская и что естественно, вокзал также переименовали в Казанский.
10
7
11
В связи с продлением дороги увеличился пассажиропоток, прежнее здание вокзала уже не справлялось с возросшими нагрузками и в правлении дороги было принято решение строительстве нового железнодорожного вокзала.
В 1910-м году был объявлен конкурс и самым интересным оказался проект академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева.
4
Бронзовый памятник-бюст выдающемуся русскому архитектору, академику Алексею Викторовичу Щусеву установлен в 2013 году.
В 1914-м году началось строительство вокзала, задуманное автором не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры.
6
4
6
Алексей Викторович исследовал русские постройки 17 века, храмовую архитектуру того времени, заимствовал и переделал многие декоративные детали и мотивы и использовал их в создании огромного комплекса вокзала, получился романтический стиль русской версии модерна.
3
9
Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, венчает башня княжны Сююмбеки в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком.
13
8
Другую башню украшают громадные оригинальные часы со знаками зодиака, циферблат которых расписывал сам автор.
10
Над часами установлен колокол. Рядом с перронным залом — зал ожидающих 8-мигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом. Просветы в нём расписаны в восточном стиле.
7
9
Закончить строительство Казанского вокзала планировалось к 1916-му году, но прогремевшие в тот период сначала Первая мировая война, потом Революция, затем гражданская война лишили проект финансирования. В итоге строительство и отделка вокзала продолжались вплоть до 1940-го года. Все это время Щусев руководил работами, но все свои идеи и задумки ему не удалось реализовать полностью. Облицован вокзал ценным уральским мрамором «уфалей», что делает и без того выдающее творение русской архитектуры просто роскошным.
2
В исторической башне Казанского вокзала совсем недавно открылось кафе сети вареничных, восемнадцатое по счету — «Вареничная № 1». Читала, что в совершенно круглом кафе царит атмосфера и русский быт времен СССР. Заселившись в отель, сил дойти сюда у меня уже не было, поэтому я ужинала в одном из многочисленных кафе на самом вокзале.