В свой, непростительно краткий майский визит в Москву, я вдруг с осязаемым сожалением поняла — как же редко посещаю столицу. А разве можно назвать посещением мои стремительные однодневные визиты? Отнюдь, но так уж складывается. Тем не менее даже в такой крошечный промежуток времени я всегда стараюсь охватить какой-нибудь объект, чтобы потом вспоминать о нем и мечтать о новой встрече с Москвой.
Забросив багаж в Ретро — отель и понимая, что времени на вечернюю прогулку по окрестностям у меня остается буквально пара — тройка часов, я не задерживаясь отправилась в путь. Обойдя Казанский вокзал слева, я вышла на Рязанский переулок, затем на Басманный — в планах было пройти по Малой Басманной. Но так как я вышла не в начале улицы и мне пришлось два раза пройти по одной ее части, то вам я, чтобы не запутаться, покажу все в хронологическом порядке.
Пройдя по переходу через широкую улицу Садовую-Спасскую, я оказалась на небольшой исторической площади Красные Ворота, возникшей на этом месте в 1709 году. Площадь красиво благоустроена: разбит сквер, высажены деревья и кустарники, установлены скамейки и красивые фонари, проложены аллеи, одна из которых ведет к станции метро «Красные Ворота».
На углу Мясницкого проезда и Садовой-Спасской высится красивое здание — это офис российской девелоперской группы компаний ИНТЕКО, созданной женой бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова — Еленой Батуриной.
С площади великолепно просматривается знаменитое и уникальное высотное Административно-жилое здание на площади Красных Ворот, одна из семи сталинских высоток Москвы.
Здание возводилось с 1947 по 1952 годы по проектуархитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева и конструктора Виктора Абрамова.
Высота здания - 138 метров вместе со шпилем. Высотка имеет П-образную форму и состоит из 3 объединённых корпусов: центральной башни в 24 этажа, предназначенной для Министерства транспортного машиностроения и двух боковых жилых крыльев по 11-15 этажей.
Дом возводили одновременно со строительством станции метро «Красные Ворота», которая частично находится под зданием. Возникла ситуация, когда строящемуся зданию пришлось бы некоторое время находиться на краю котлована. Тогда провели искусственную заморозку грунта, а здание стали возводить с уклоном в обратную сторону: после оттаивания грунта здание выровнялось, что и требовалось. Применение этой технологии уникально и такой способ строительства высотных зданий больше никогда и нигде не применялся.
Налюбовавшись высоткой с такой необычной историей, я вновь перешла автостраду и направилась в Лермонтовский сквер, разбитый на месте треугольной площади.
Небольшое уютное пространство среди высотных зданий, аллеи, скамейки, разнообразные деревья, что еще надо, чтобы приятно провести время на закате дня.
В прошлом, недалеко от этого места находился квартал, в одном из домов которого родился Михаил Юрьевич. В 1941-м году площадь переименовали в Лермонтовскую. Памятник поэту и писателю был установлен в 1965 году, автор Исаак Бродский.
Существующая с 19 века Лермонтовская площадь была единым целым с площадью Красные Ворота, но в 1992 году из одной большой площади сделали две небольшие.
Памятник молодого Лермонтова в развивающейся шинели «засветился» в фильме «Джентльмены удачи», помните поиски «мужика в пиджаке»? Так это Лермонтов!
Ну вот, теперь ничего не мешает с наслаждением окунуться в прошлое, ведь я шла по неширокой улице, проложенной в этом месте еще в 17 веке. Изначально местность, находящаяся тогда за пределами города и заселенная в основном офицерами петровской армии, называлась Капитанской слободой. Новое название слобода получила от ремесленников, одни их которых выпекали казенный хлеб — «басман», другие изготавливали узорные украшения на коже или металле, т. е «басмили». Отсюда и название — Басманная слобода.
Улица Новая Басманная свое название получила в 1739-м году, в то время шло ее активное обустройство: дворяне и состоятельные горожане строили здесь свои особняки и усадьбы. К концу 19 века большинство из них с улицы съехали, продав свои дома купечеству и ремесленникам. До наших дней улица Новая Басманная практически полностью сохранила застройку 17–19 веков, а значит я приступаю к своему излюбленному занятию — детальному разбору некоторых исторических строений.
Князь Борис Иванович Куракин, сподвижник Петра I, первый постоянный посол России за рубежом, дипломат, действительный тайный советник, он и умер не на Родине — во Франции, в Париже. Часто и подолгу находясь вдали от родного дома, он мечтал построить в Москве церковь, а при ней покои -госпиталь. Все свои чаяния и желания он детально прописал в завещании: и чтобы покои строились «с доброю архитектурою», обязательно «по чужестранному обычаю», в них «быть двенадцати персонам, всем из дворянства или из других пород, токмо бы из офицерства; люди должны быть «старые, древние или раненые».
Помимо указаний Борис Иванович разработал и Регламент будущего заведения, прилагающийся к завещанию. Я читала и такое умиление от всех этих деталей, на самом деле важных: каждому живущему было положено «по каморе с кроватью, столами и стулами», «… постели так были б поделаны комодны, как бы мне самому иметь», «питание мясом в постные дни и рыбой в скоромные, квас служителям и пиво «шпиталистам», вино каждый день и мед по праздникам, оловянная посуда» и прочее – прочее.
Борис Иванович умер в 1727 году, а в 1731-м году его сын — Александр Борисович Куракин по Указу императрицы Анны Иоановны на улице Новой Басманной № 4 получает безвозмездно земельный участок конкретно для строительства богадельни «для призрения увечных воинов».
Строительство здания в стиле так называемого аннинского барокко продолжалось до 1742-го года, но имя автора, к сожалению, не сохранилось. За зданием, специально для прогулок постояльцев, был разбит небольшой сад. Куракинская богадельня была первым благотворительным заведением в России, построенным и содержащимся на частные деньги.
В 1902 году во время реконструкции здания богадельни, к ней надстроили второй этаж. До 1980-х годов, бывшая Куракинская богадельня была жилым домом. С начала 21 века здесь размещается Московский дом национальностей.
Рядом с богадельней был выстроен и деревянный особняк для большого семейства Куракиных. Но в 1790-е годы на его месте и на средства правнука Бориса Ивановича Куракина — Степана Борисовича Куракина был возведен двухэтажный каменный особняк в стиле классицизма.
Особняк Куракиных - одно из немногих «геральдических» зданий Москвы, сохранившихся до наших дней: в тимпане фронтона можно разглядеть герб княжеской семьи Куракиных, который окружен военными атрибутами и геральдическими фигурами.
Автором проекта предположительно мог быть русский архитектор Матвей Федорович Казаков, работавший в эпоху Екатерины II.
Историю этого дома связывают с Александром Сергеевичем Пушкиным и Натальей Гончаровой: возможно, что именно в нем произошло их знакомство на балу у князей Куракиных. В настоящее время в бывшем главном усадебном доме размещается научно-техническая библиотека ведомства ОАО «РЖД».
Напротив, по адресу Новая Басманная, 5, расположена Центральная поликлиника РЖД.
Здание для поликлиники Наркомата путей сообщения СССР было возведено в период с 1933 по 1936 годы. В Москве это редчайший образец архитектуры стиля ар-деко, одним из последних творений зодчего Ивана Александровича Фомина, автора понятия «пролетарской классики» в советской архитектуре.
На пересечении Новой Басманной и Басманного тупика высится семиэтажный бывший доходный дом Московского Басманного товарищества, возведенный в 1915 году по проекту архитектора — гражданского инженера Адольфа Ноевича Зелигсона. Выполненный в псевдоготическом стиле дом предназначался исключительно для людей состоятельных.
Парадные в доме освещались шикарными люстрами, а каждая из квартир была устроена со свойственной только ей планировкой и дорогостоящей отделкой, на дворовой территории имелись гаражи, где жильцы могли оставить свои личные автомобили.
Жилым дом оставался вплоть до 1980-х годов. В настоящее время здание занимают различные госучреждения и частные структуры. С домом связана трагическая страничка истории страны: 27 жильцов этого дома были расстреляны в годы террора. Не помогла и их состоятельность, а возможно именно она и навредила.
Но есть и более приятный момент из жизни дома: именно в нем происходят события повести Бориса Акунина «Любовница смерти». Хотя что уж тут приятного — опять смерть. Не читала.
На углу Новой Басманной и Басманного переулка находится красивейшая Церковь Петра и Павла, великолепный пример петровского барокко, совсем не много аналогичных строений сохранилось в Москве и дошло до наших дней.
Строительство каменного храма началось в 1705 году на месте обветшавшей деревянной церкви при полном содействии и материальной поддержке Петра I. Автором проекта был архитектор Иван Петрович Зарудный, хотя есть предположения, что сам император приложил руку к чертежам.
В августе 1708 года была закончена и освящена во имя Петра и Павла нижняя церковь. При возведении верхнего храма возникло неожиданное препятствие — в 1714-м году Петр I издал Указ о запрете каменного строительство везде, кроме Петербурга. Причиной этому послужило слишком медленное возведение Северной столицы. Но уже в 1723-м году храм был закончен и освящен во имя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Колокольня была встроена к 1746-му году.
С 1856 по 1868 годы в Петропавловской церкви проводились реставрационные работы и реконструкция здания. В 1934 году храм закрывают и размещают в нём, вы угадали — склад. В 1960-м году проводился ремонт церкви, нарушивший ее первоначальный облик. В 1992-м году Церковь Петра и Павла была наконец-то возвращена Русской православной церкви.
Дом на Новой Басманной под №12 был построен в 1797-м году, в 1798-м году усадьба перешла во владение статского советника, вице-адмирала и близкого к императору Павлу I Сергея Ивановича Плещеева. В начале 20 века к особняку совершена пристройка в виде доходного дома.
Сразу за домом Плещеева по адресу Новая Басманная № 14 в глубине двора расположен очень красивый особняк, построенный в 1899 году по проекту архитектора Михаила Федоровича Бугровского для крупного предпринимателя, золотопромышленника и племянника художника Ивана Ивановича Шишкина — Николая Дмитриевича Стахеева.
Ранее на этом участке находился небольшой деревянный дом, в котором долгие годы проживал общественный деятель и известный философ Петр Яковлевич Чаадаев.
На обширной территории, расположенной за роскошным дворцом, построенным в стиле эклектики, был разбит сад, который в 1920-м году присоединили к саду имени Баумана. Видела узкий проход между домами, ведущий в этот сад, порывалась следовать первому порыву и свернуть туда, но здравый смысл вовремя остановил — регламент не позволял.
В 1917-м году особняк Стахеева был национализирован и передан Народному комиссариату путей сообщения. А с 1940-го года и по настоящее время в нем находится «Центральный дом детей железнодорожников».
Видела фотографии интерьеров дворца, они великолепны и потрясают своей красотой: витражи, деревянная резьба, лепнина и настенная роспись украшают стены помещений, многие из них декорированы в восточном стиле, стиле классицизма, а также барокко.
На особняк обратили внимание и кинематографисты, в нем снимали сцены имения Геринга из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Далее, по адресу Новая Басманная № 22 чуть поодаль от тротуара расположен бывший особняк русского промышленного деятеля и благотворителя Ивана Карловича Прове, возведенный по проекту архитектора Карла Васильевича Треймана в стиле «французского неоренессанса».
Купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Иван Карлович заказал этот особняк для своих детей-двойняшек Федора и Аделины, поэтому дом и построили с двумя отдельными входами, но соединенными в единый архитектурный ансамбль. Внутренний двор ограждает искусно выполненный ажурный кованый забор.
После Октябрьской революции в бывшем особняке Аделины Ивановны и Федора Ивановича Прове открыли противотуберкулезный диспансер.
В настоящее время в особняке располагаются банковское учреждение и Государственный хор имени Александра Васильевича Свешникова, руководившего хором с 1940 по 1980 годы.
Следующий великолепный, со сказочными фасадами особняк расположен на Новой Басманной № 23. Трехэтажная усадьба была возведена в 1772-м году для князя и отставного капитана Ивана Алексеевича Белосельского-Белозерского. В 1870-м году особняк приобрел купец из бывшего Богородска (Ногинск) — Сидор Мартынович Шибаев.
Шибаев был представителем старообрядческой общины, что не помешало ему начать свой бизнес с известнейшим представителем купечества Тимофеем Саввичем Морозовым, о котором я рассказывала в своем материале про Морозовский городок. Занявшись нефтяным бизнесом, Сидор Мартынович стал весьма успешным фабрикантом и нефтепромышленником, а его компания вошла в число первых в России. Что примечательно, после смерти Шибаева бизнес продолжила его супруга — Евдокия Виколовна.
Приобретенный дом на Новой Басманной, согласно проекта зодчего Александра Каминского, был кардинально перестроен. Именно тогда главный фасад, выходящий на улицу, был выполнен в декоративном убранстве псевдорусской стилистики. Особую праздничность фасаду придавали керамические неглазурованные элементы, выкрашенные в разнообразные яркие цвета.
После кончины хозяйки особняка в здании было размещено одно из подразделений Басманной больницы. В советские годы в нем размещались различные государственные структуры. Годы шли и праздничные фасады дома Шибаева утратили свою яркость, тогда они были выкрашены в безликий бело-синий колер. Но в 2015-м году после проведенных реставрационных работ зданию был возвращен его первоначальный индивидуальный облик, а коллектив мастеров-реставраторов, стал лауреатом премии «За лучший проект реставрации в городе Москве».
На Новой Басманной № 28 выделяется большой пятиэтажный жилой, бывший доходный дом, построенный в 1905 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова для купца Мальцева. Главный фасад украшают растительный орнамент и рельефные панно.
На Новой Басманной №28 выделяется большой пятиэтажный жилой, бывший доходный дом, построенный в 1905 году по проекту архитектора Николая Ивановича Жерихова для купца Мальцева. Главный фасад украшают растительный орнамент и рельефные панно.
На торцевом фасаде дома по адресу Новая Басманная № 35 граффити, выполненное авторами — Новатек-арт и zukclub при поддержке Российского Военно-исторического общества. На граффити изображен сюжет из кинофильма «Офицеры» и культовая фраза «Есть такая профессия — Родину защищать!»
Я вышла на небольшую треугольную площадь Разгуляй, расположенную на исторической Покровской дороге, на стрелке Новой и Старой Басманных улиц, сложившуюся во второй половине 17 века, когда слобода еще называлась Капитанской.
Свое название площадь получила от расположенного на перекрестке Басманных и Доброслободской улиц кабака «Разгуляй», просуществовавшего вплоть до 1860 — го года. В настоящее время на этом месте, по адресу улица Старая Басманная № 38 стоит двухэтажный дом, в котором расположены различные учреждения.
Но прежде чем продолжить маршрут, я вернулась немного назад — мое внимание привлекли одноэтажные деревянные домики. По улице Старая Басманная № 36 стоит небольшой деревянный особнячок, построенный в 1819-м году по заказу жены владельца завода по производству хирургических инструментов и обрусевшего шведа Христофора Яковлевича Кетчера — Пелагеи Васильевны. Квартиры предполагалось сдавать внаем, чем и воспользовался дядя Александра Сергеевича Пушкина — Василий Львович Пушкин. В 90-е годы 20 века особняк подвергся реконструкции. В настоящее время бывший дом Кетчер числится за Государственным музеем А. С. Пушкина, но вход для посетителей закрыт. На фасаде дома размещена мемориальная доска с надписью: «Александр Сергеевич Пушкин бывал в этом доме у своего дяди В. Л. Пушкина».
Далее я направляюсь в сторону Спартаковской улицы и на ее пересечении с Новой Басманной расположено очень красивое здание дополнительного офиса банка ВТБ -«Басманный».
Совсем не длинная, всего 680 метров, улица Спартаковская свое название получила в 1919 году и связано оно с революционной немецкой организацией «Спартак», которая была создана в годы Первой мировой войны и в дальнейшем стала основой для создания Компартии Германии. А при чем тут Москва?
Роскошный каменный дом по четной стороне улицы Спартаковской под № 2, центральным фасадом с белоснежными колоннами выходящий на площадь Разгуляй, сразу же привлекает мое внимание.
В начале 18 века в бытность Капитанской слободы этот участок принадлежал военачальнику, дипломату, инженеру, ученому Якову Брюсу. Затем идут пара других владельцев, пока в 1782-м году княжна Екатерина Волконская, в замужестве Мусина-Пушкина не получает этот участок в наследство от умершей тетушки, предыдущей владелицы.
В 1790- 1800 — е годы новыми владельцами по проекту русского архитектора Матвея Федоровича Казакова усадьба была полностью перестроена: трехэтажный каменный дом в стиле классицизма, флигели и огромный сад с прудом. У хозяина дома, графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, одного из крупнейших деятелей Русского Просвещения была собрана обширная коллекция книг и древностей. Во время пожара в 1812 — м году дом Мусиных-Пушкиных сгорел вместе с коллекциями. Впоследствии дом был восстановлен и Алексей Иванович прожил в нем до своей смерти в 1817 году.
В 1834 году наследники Мусина-Пушкина продали дом Московскому учебному округу. В 1836 году здесь была организована 2-я московская гимназия, для которой был куплен соседний участок земли. В здании была произведена перепланировка.
В этой гимназии учился младший брат Антона Павловича Чехова — Михаил.
В 1917-м году гимназия была закрыта, а в доме разместили военный госпиталь, а затем - Дом Красной армии. В конце 1920-х годов на территории бывшего усадебного сада был построен один из первых в Москве стадионов.
В 1930-х годах главное здание бывшей усадьбы Мусиных — Пушкиных надстроили еще одним этажом, и оно получило вид, который мы можем наблюдать в настоящее время.
В 1943 году здание было передано Московскому инженерно-строительному институту имени В. В. Куйбышева. Сейчас в особняке размещается Московский государственный строительный университет.
Длинный день плавно и словно нехотя клонился к вечеру, яркие краски теряли свой дневной насыщенный блеск, превращаясь в нежные пастельные тона. Солнечный диск, медленно закатываясь за высотки, еще щекотал окрестности своими, уже потерявшими дневной задор лучиками.
А я тем временем подошла к Елоховскому скверу и залюбовалась клумбой с тюльпанами, нежные лепестки которых серебрились под ускользающими лучами солнца.
Очень давно, в 14 веке на этом месте находилось село Елохово, во второй половине 18 века оно вошло в состав Москвы и здесь была организована Елоховская площадь. В 1905 году где-то в окрестностях площади был убит революционер Николай Эрнестович Бауман. В 1918 году площадь переименовали в Баумановскую, через 10 лет в Бауманскую.
В 1931-м году в Елоховском сквере установили памятник Бауману, работы скульптора Королева Бориса Даниловича. В 1992 площади и скверу вернули их историческое название.
Напротив сквера находится Библиотека-читальня имени Александра Сергеевича Пушкина.
Усадьба на этом месте существовала еще в конце 18 века, но как это было заведено в те далекие времена — часто меняла своих хозяев, пока в середине 19 века ее не выкупил Николай Федорович Мамонтов, сын основателя знаменитого рода и сам уже купец первой гильдии, Потомственный почётный гражданин Москвы и отец огромного семейства. После покупки с 1856 по 1857 годы усадьба подверглась масштабной перестройке, были возведены возвели западный и восточный боковые корпуса, а главный усадебный дом был заново декорирован.
В 1911 году семья Мамонтовых переуступает усвою усадьбу городу, после чего в дом переехала библиотека имени Пушкина. Первой попечительницей библиотеки имени ее отца стала старшая дочь Александра Сергеевича — Мария Александровна Гартунг.
После Октябрьской революции 1917 года фонды Пушкинской библиотеки пополнились книгами, которые были реквизированы со склада известного издателя Ступина, а также личных библиотек богатых жителей города. Библиотека Пушкина не закрывалась даже в тяжелые первые годы Отечественной войны 1941-1945 годов.
В 1937 году перед главным домом бывшей усадьбы Мамонтовых, был установлен бюст великого русского поэта, работы скульптора Владимира Николаевича Домогацкого.
Сразу за Елоховской площадью расположена территория Богоявленского кафедрального собора (Елоховского Богоявленского собора).
В конце 17 века на этом месте находился деревянный храм Богоявления в Елохове, когда вокруг еще располагалось село Елохово. В 1712 году началось строительство нового каменного храма, в котором принимают участие царственные особы: царь Петр I пожаловал кирпич, дочь царя Иоанна Алексеевича V царевна Прасковья Ивановна — средства. Денежный вклад был внесен и местным прихожанином полковником Воронецким. В июле 1731 года Елоховский Богоявленский собор был освящен архиепископом Подонским и Сарским Леонидом. В 1790 -1792 годы была проведена капитальная перестройка храма, предел в трапезной был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. К 1805 году завершилось строительство колокольни.
В конце 18 века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных, более того, Александр Сергеевич Пушкин был крещен в 1799 году в старом Богоявленском соборе.
С течение времени каменный собор ветшал и в 1837 году он был разобран, а на его месте к 1845 году по проекту архитектора Евфграфа Дмитриевича Тюрина был возведен новый пятикупольный великолепный Богоявленский собор в стиле позднего ампира. Что совершенно удивительно, но после Революционных веяний собор не коснулась всеобщая судьба храмовых сооружений — его не закрыли, хотя церковные ценности были изъяты. В 1938-м году из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове, одном из районов Москвы в Богоявленский собор переместилась кафедра Патриаршего митрополита Сергия (Страгородского).
С 1943 года в соборе состоялись несколько торжественных интронизаций Патриархов — возведение новоизбранного епископа на его кафедру: первым был Патриарх Сергий, затем в 1945-м году Патриарх Алексий I, в 1971-м году Патриарх Пимен, в 1990-м году патриарх Алексий II.
С 1945 года согласно Указа Святейшего Патриарха Алексия I Богоявленскому собор был в статусе Патриаршего собора. Этот статус был убран в 1992-м году, когда открылся Успенский собор в Кремле, Богоявленский опять стал кафедральным. Богоявленский собор является усыпальницей Московский Патриархов Сергия и Алексия II.
Напротив собора, на четной стороне Спартаковской улицы под № 16, находится очень красивый ярко — бирюзовый особняк, больше похожий на терем из русской сказки.
С правой стороны здания сохранилась древняя двухэтажная палата, предположительно постройки 17 века, в 1816-м году она принадлежала купцу второй гильдии А. А. Емельянову. В последующи промежуток времени, вплоть до начала 20 века особняк поменял множество хозяев. В начале 20 века участок вместе с изрядно обветшавшими палатами переходит к Василию Яковлевичу Герасимову, купцу 1-й гильдии, старосте Елоховского Богоявленского собора.
По заказу Герасимова и по проекту инженера Лаврова И.М. над старым зданием возводится третий этаж. Вплотную с левой стороны пристраивается новое строение, которое Лавров объединяет со старым одним фасадом в русском стиле. В здании Василий Яковлевич размещает свой Торговый дом «Герасимов и сыновья», специализирующийся на продаже одежды, «готового платья».
При советской власти оно было отдано под жилые квартиры, а конце 90-х годов перешло в собственность Московской патриархии; на первом этаже были открыты магазины и кафе. Совсем недавно был проведен капитальный ремонт главного фасада.
Вот собственно и все, а мне пора на вокзал, в своей ретро-отельчик. Нет, сначала надо устроить сытный ужин, что я и сделала в одном из многочисленных кафе на территории роскошного Казанского вокзала.
P. S. За рекомендации прогулки в эти теплые майские вечерние часы, особая благодарность Ане (Anna_08)
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия