Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 9:22
Снова в строю:)

Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики

Рим — Италия Сентябрь 2022
50 47

Некоторые католические храмы называются базиликами (греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») и чаще всего под этим понимают прямоугольную постройку с нечётным числом нефов, разделённых между собой колоннами. Данный тип общественных зданий возник ещё в античные времена и был широко распространён в Римской империи. Однако со временем базиликами стали также называть наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения, которые получали особый статус и специальные привилегии от самих римских пап. Из них самыми важными считаются четыре Великие базилики, высшие по рангу в католицизме (иногда их называют папскими базиликами), все расположенные в Риме. Ниже приводится их «фотографический» список.

8
 Базилика Св. Петра.
Базилика Св. Петра.

7
 Базилика Св. Павла-за-стенами.
Базилика Св. Павла-за-стенами.

8
Базилика Санта-Мария-Маджоре.
Базилика Санта-Мария-Маджоре.

7
Базилика Св. Иоанна в Латеране.
Базилика Св. Иоанна в Латеране.

Отличительной чертой Великих базилик является наличие в них особой двери под названием «святые врата», которые открываются только в Юбилейный год, в течение которого допускается возможность получения полной индульгенции, то есть прощения всех наказаний за грехи. Юбилейные годы отмечаются, как правило, раз в 25 лет (в начале каждой четверти века), хотя иногда объявляются и «внеочередные» юбилеи. Прохождение через «святые врата» в Юбилейный год считается необходимым условием для прощения грехов.

Великие базилики являются также важнейшими объектами паломничества в Риме, и входят в список семи церквей, утверждённых с середины 16-го века как перечень храмов, который паломники должны посетить в Юбилейный год для получения индульгенции. В список этот входят также три «малые базилики» (Св. Лаврентия-за-стенами, Св. Креста в Иерусалиме, Св. Себастьяна-за-стенами).

3
«Дорога семи церквей», или «Райский путь», как этот паломнический маршрут был назван в средневековье, имеет порядка 20 км в длину. Он начинается от Св.Петра, продолжается к Св.Павлу и затем обходит против часовой стрелки остальные храмы, завершаясь в Санта-Мария-Маджоре. Современные паломники обычно проходят его за два дня.
«Дорога семи церквей», или «Райский путь», как этот паломнический маршрут был назван в средневековье, имеет порядка 20 км в длину. Он начинается от Св.Петра, продолжается к Св.Павлу и затем обходит против часовой стрелки остальные храмы, завершаясь в Санта-Мария-Маджоре. Современные паломники обычно проходят его за два дня.

Проведя в 2022 г. около 20 дней в Риме, мы, даже не будучи паломниками, посетили все четыре Великие базилики, чтобы полюбоваться их великолепными интерьерами и находящимися в них выдающимися произведениями религиозного искусства. Рассказ об этих храмах мы хотели бы начать с церкви Санта-Мария—Маджоре — самой древней среди них, в которой великолепно сохранились удивительные мозаики 5-го века. В этом смысле данный отзыв являетcя заключительным рассказом трилогии о раннехристианских мозаиках Рима, первые две части которой можно найти здесь (часть 1) и здесь (часть 2).

Санта-Мария—Маджоре

Одна из четырёх папских базилик, имеющая титул Великой (Basilica Papale Maggiore), базилика Санта-Мария—Маджоре была построена во времена папы Сикста III (432–440), вскоре после 3-го Вселенского собора в Эфесе. На нем осудили несторианскую ересь и подтвердили статус Девы Марии как истинной Богородицы. После этого византийское почитание Богородицы стало широко распространяться в западном христианстве, а на вершине Эсквилинского холма в Риме вырос один из самых грандиозных из посвященных ей храмов.

На протяжении столетий различные папы, пытаясь внести свой вклад в прославление Богородицы, модифицировали и достраивали храм Мадонны. В результате снаружи он приобрел облик, совершенно нетипичный для классической римской базилики (зато сохранил характерный для базилики интерьер). Лучшие римские архитекторы работали над его украшением — Доменико Фонтана, Карло Модерна, Карло Райнальди, Фердинандо Фуга. Колокольня, самая высокая в Риме, была добавлена в 1377 г., а сзади базилики в 1587 г. был установлен римский обелиск (таким образом были «помечены» все папские базилики в Риме).

7
Сегодняшний барочный фасад базилики создан в 1743—1761 гг. архитектором Фердинандо Фуга, который встроил между двумя симметричными крыльями лоджию с тремя арочными проёмами и портиком снизу. Внутри лоджии находится старый фасад церкви с мозаиками 13-го века.
Сегодняшний барочный фасад базилики создан в 1743—1761 гг. архитектором Фердинандо Фуга, который встроил между двумя симметричными крыльями лоджию с тремя арочными проёмами и портиком снизу. Внутри лоджии находится старый фасад церкви с мозаиками 13-го века.

10
С обратной стороны базилики, на Эсквилинской площади, установлен 15-метровый обелиск, найденный в ходе раскопок на Марсовом поле, рядом с мавзолеем Августа.
С обратной стороны базилики, на Эсквилинской площади, установлен 15-метровый обелиск, найденный в ходе раскопок на Марсовом поле, рядом с мавзолеем Августа.

9
Интерьер базилики, с огромным главным нефом (длиной 87 м) и двумя рядами мраморных колонн, поражает свой роскошью. Мраморные полы мастерской Космати были добавлены в 12-м веке (эти римские мастера сделали красивые мозачные полы во многих римских церквях из цветного мрамора, найденного в руинах императорских дворцов).
Интерьер базилики, с огромным главным нефом (длиной 87 м) и двумя рядами мраморных колонн, поражает свой роскошью. Мраморные полы мастерской Космати были добавлены в 12-м веке (эти римские мастера сделали красивые мозачные полы во многих римских церквях из цветного мрамора, найденного в руинах императорских дворцов).

6
Вырезанные из дерева и позолоченные кесонные потолки датируются концом 15-го века. Считается, что использованное для этого золото было привезено Колумбом из Нового Света и подарено испанскому папе Александру VI (1492-1503) испанской королевской четой - Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским.
Вырезанные из дерева и позолоченные кесонные потолки датируются концом 15-го века. Считается, что использованное для этого золото было привезено Колумбом из Нового Света и подарено испанскому папе Александру VI (1492-1503) испанской королевской четой - Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским.

5
В алтарной апсиде и на триумфальной арке вокруг неё находится главное сокровище базилики - древние мозаики. К сожалению, в 18-м веке один дурной римский папа распорядился построить огромный киворий (балдахин) прямо перед апсидой,  при этом  закрыв прямой обзор находящейся в ней мозаики.
В алтарной апсиде и на триумфальной арке вокруг неё находится главное сокровище базилики - древние мозаики. К сожалению, в 18-м веке один дурной римский папа распорядился построить огромный киворий (балдахин) прямо перед апсидой, при этом закрыв прямой обзор находящейся в ней мозаики.

Вход в апсиду предваряется триумфальной аркой, оформленной уникальными мозаиками, созданными после Эфесского собора 431 года при римском папе Сиксте III (432–440). Об этом свидетельствует латинская надпись в центре триумфальной арки: XYSTVS EPISCOPVS PLEBI DEI («Епископ Сикст Божьему народу»). Мозаики арки посвящены евангельским событиям детства Христа, и, что любопытно, они иногда основываются на неканонических текстах (апокрифах), не вошедших позже в Библию. Поэтому даже хорошо знакомые сюжеты порой выглядят на этих мозаиках очень необычно, не говоря уже о сюжетах, встречающихся впервые.

7
Мозаики на триумфальной арке - общий вид. Внизу арки изображены два города: Иерусалим - слева и Вифлеем - справа, перед которыми сгрудились овцы, олицетворяющие апостолов. Трон в самом верху в центре - Престол уготованный или Этимасия (от греч. ἑτοιμασία — готовность), предназначенный для восседания Христа во время Страшного суда после его второго пришествия. По бокам от трона апостолы Пётр и Павел.
Мозаики на триумфальной арке - общий вид. Внизу арки изображены два города: Иерусалим - слева и Вифлеем - справа, перед которыми сгрудились овцы, олицетворяющие апостолов. Трон в самом верху в центре - Престол уготованный или Этимасия (от греч. ἑτοιμασία — готовность), предназначенный для восседания Христа во время Страшного суда после его второго пришествия. По бокам от трона апостолы Пётр и Павел.

С левой стороны арки (фото ниже) в верхнем ряду мы видим Благовещение, на котором целых четыре ангела (трое по бокам, четвёртый сверху), приносят Благую весть Марии, восседающей в одеждах римской императрицы. Еще два ангела сообщают то же самое Иосифу (он — справа).

7
Мозаики левой стороны арки, сверху вниз: Благовещение, Епифания (Поклонение волхвов), Избиение младенцев.
Мозаики левой стороны арки, сверху вниз: Благовещение, Епифания (Поклонение волхвов), Избиение младенцев.

Во втором ряду изображена Эпифания (Богоявление, отмечается 6 января), древний христианский праздник, в католической традиции связанный главным образом с Поклонением волхвов. На этой мозаике Христос, выглядящий уже подростком, сидит на украшенном драгоценными камнями троне в присутствии родителей и бабушки (Св. Анны), а за его спиной, как телохранители, стоят четыре ангела. Волхвы, как обычно, в цветастых персидских одеждах, а сама сцена напоминает роскошный приём во дворце. В третьем ряду — Избиение младенцев с участием Ирода — выглядит не столь кровожадно, как это часто бывает на аналогичных средневековых сюжетах.

С правой стороны арки (фото ниже) в верхнем ряду — многолюдное Сретенье Господне: родители Иисуса приносят его на 40-день в храм, где Симеон-Богоприимец узнаёт в нем Бога. Ниже следует неканоническая сцена встречи Иисуса и его родителей с Афродосиасом, правителем египетского города Сотина (считается, что это была Александрия) во время бегства в Египет. Когда Святое семейство вошло в город, все языческие статуи попадали со своих пьедесталов, и Афродосиас приветствовал Христа как Искупителя.

5
Мозаики правой стороны арки, сверху вниз: Сретенье, встреча с Афродосиусом, встреча волхвов с Иродом.
Мозаики правой стороны арки, сверху вниз: Сретенье, встреча с Афродосиусом, встреча волхвов с Иродом.

В третьем ряду сверху Ирод со свитой встречается с волхвами и выпытывает у них, где искать будущего «Царя Иудейского». Не добившись от них признаний, он приказывает истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме — сюжет, представленный на том же уровне с левой стороны арки.

Апсида базилики Санта-Мария—Маджоре, с её самой важной «титульной» мозаикой, является одним из наиболее значимых образцов римского мозаичного искусства позднего средневековья. Она датируется 1295 годом, когда мастер Якопо Торрити по указанию папы Николая IV переделал оригинальную мозаику 5-го века. Торрити изобразил в конхе апсиды сцену коронования Девы Марии, а под ней, по периметру апсиды, — самые важные события её жизни. Сверху над сценой коронования виден обширный растительный орнамент с цветами и птицами — считается, что это сохранившийся фрагмент старой мозаики.

10
Мозаика апсидной раковины - общий вид (фото из сети). В центре - большой медальон со сценой коронования Девы Марии Христом, выше которого сохранился оригинальный растительный орнамент с птицами, среди которых видны павлины, символизирующие бессмертие. Ещё выше искусно выполненный покруглый навес из разноцветных полос обозначает, вероятно, небеса или райские кущи.
Мозаика апсидной раковины - общий вид (фото из сети). В центре - большой медальон со сценой коронования Девы Марии Христом, выше которого сохранился оригинальный растительный орнамент с птицами, среди которых видны павлины, символизирующие бессмертие. Ещё выше искусно выполненный покруглый навес из разноцветных полос обозначает, вероятно, небеса или райские кущи.

8
Сидящая в императорских одеяниях на роскошном троне вместе с Сыном, Мария получает из его рук корону, как бы подчеркивающую её статус Богоматери в соответствии с решением Эфесского Вселенского собора.
Сидящая в императорских одеяниях на роскошном троне вместе с Сыном, Мария получает из его рук корону, как бы подчеркивающую её статус Богоматери в соответствии с решением Эфесского Вселенского собора.

3
В руках у Христа книга со словами, объясняющими всю мозаику: «Приди, моя возлюбленная, и я посажу тебя на свой трон».
В руках у Христа книга со словами, объясняющими всю мозаику: «Приди, моя возлюбленная, и я посажу тебя на свой трон».

4
При коронации присутствуют: свв. Франциск, Пётр, Павел и папа Николай IV на коленях (слева);
При коронации присутствуют: свв. Франциск, Пётр, Павел и папа Николай IV на коленях (слева);

7
Справа: свв. Антоний, Иоанн Евангелист, Иоанн Креститель и кардинал Джакомо Колонна (на коленях).
Справа: свв. Антоний, Иоанн Евангелист, Иоанн Креститель и кардинал Джакомо Колонна (на коленях).

5
Под сценой коронации по периметру апсиды Торрити изобразил 5 сцен из жизни Девы Марии. На этом снимке - Благовещение и Рождество.
Под сценой коронации по периметру апсиды Торрити изобразил 5 сцен из жизни Девы Марии. На этом снимке - Благовещение и Рождество.

5
 Главной сценой считается центральная, на которой изображено Успение Богородицы. Божья Матерь окружена скорбящими апостолами, в середине стоящий Христос принимает её душу. Предполагают, что эта мозаика, на которой у отдельных персонажей наблюдаются индивидуальные черты, была вдохновлена мозаикой «Навичелла» Джотто в старом соборе Св.Петра в Риме.
Главной сценой считается центральная, на которой изображено Успение Богородицы. Божья Матерь окружена скорбящими апостолами, в середине стоящий Христос принимает её душу. Предполагают, что эта мозаика, на которой у отдельных персонажей наблюдаются индивидуальные черты, была вдохновлена мозаикой «Навичелла» Джотто в старом соборе Св.Петра в Риме.

Самые старые мозаики в базилике расположены двумя длинными рядами по обеим сторонам центрального нефа. Они относятся к периоду строительства храма папой Сикстом III в. 432–440 гг., т. е. ко времени, когда ещё существовала Римская империя. В основе их тематики лежат события, описанные в Ветхом Завете и связанные с пророками Авраамом, Иаковом, Моисеем, Иисусом Навином. К сожалению, эти мозаики неважно сохранились (некоторые даже заменены фресками) и к тому же расположены они так высоко, что их практически невозможно разглядеть невооружённым глазом. Попытка снять их с максимальным увеличением (к сожалению, телескопического объектива у меня с собой не было) также не увенчалась особым успехом. Лучшее из того, что получилось, показано ниже.

6
Справа под окнами виден ряд древних мозаик.
Справа под окнами виден ряд древних мозаик.

5
Начало мозаик авраамова цикла. На самой левой из них изображен момент расставания Авраама с Лотом, что иногда интерпретируется как отделение христианства от иудаизма.
Начало мозаик авраамова цикла. На самой левой из них изображен момент расставания Авраама с Лотом, что иногда интерпретируется как отделение христианства от иудаизма.

3
Одна из немногих древних мозаик с понятным сюжетом: Моисей выводит израильтян из Египта через расступившееся Красное море. Армия фараона спешит за ними и тонет.
Одна из немногих древних мозаик с понятным сюжетом: Моисей выводит израильтян из Египта через расступившееся Красное море. Армия фараона спешит за ними и тонет.

6
Злополучный балдахин над алтарём на 4-х порфировых колоннах, который установили в середине 18-го века и закрыли прямой обзор самой важной мозаики храма в апсиде.
Злополучный балдахин над алтарём на 4-х порфировых колоннах, который установили в середине 18-го века и закрыли прямой обзор самой важной мозаики храма в апсиде.

5
Прямо перед балдахином находится углублённая в пол крипта, в которой в драгоценном ковчеге хранится «Sacra Culla» (Святая колыбель) — пять деревянных планок, по преданию, оставшихся от яслей Христа в Вифлееме. Эту реликвию перевезли в Рим из Иерусалима в 7-м веке в преддверии арабского завоевания.
Прямо перед балдахином находится углублённая в пол крипта, в которой в драгоценном ковчеге хранится «Sacra Culla» (Святая колыбель) — пять деревянных планок, по преданию, оставшихся от яслей Христа в Вифлееме. Эту реликвию перевезли в Рим из Иерусалима в 7-м веке в преддверии арабского завоевания.

6
В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря. Перед реликварием помещена скульптура коленопреклонённого папы Пия IX (1846-1878). Не смог этот папа удержаться, чтобы не отметиться в столь престижном месте.
В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря. Перед реликварием помещена скульптура коленопреклонённого папы Пия IX (1846-1878). Не смог этот папа удержаться, чтобы не отметиться в столь престижном месте.

Помимо огромного нефа с мозаиками, в базилике есть несколько выдающихся капелл, пристроенных к ней в 16–17 веках. Посмотрим на наиболее знаменитые из них.

Сикстинская капелла, названная в честь папы Сикста V, была возведена по его распоряжению знаменитым архитектором Доменико Фонтана в 1585 г. Капелла эта, построенная в форме греческого креста и обильно украшенная мрамором, позолотой, лепниной и фресками, фактически является храмом в храме.

6
Сикстинская капелла в базилике Санта-Мария-Маджоре (не путать с Сикстинской капеллой Ватикана:).
Сикстинская капелла в базилике Санта-Мария-Маджоре (не путать с Сикстинской капеллой Ватикана:).

5
Помимо сооружения этой капеллы, Сикст V прославился облагораживанием Рима новыми постройками, приведением в порядок улиц и площадей, сооружением четырёх фонтанов на Квиринале.
Помимо сооружения этой капеллы, Сикст V прославился "облагораживанием" Рима новыми постройками, приведением в порядок улиц и площадей, сооружением четырёх фонтанов на Квиринале.

5
Перед четырьмя Великими (папскими) базиликами (включая и Санта-Мария-Маджоре) им были установлены обелиски (часть из них - египетские), до этого валявшиеся среди руин императорских дворцов.
Перед четырьмя Великими (папскими) базиликами (включая и Санта-Мария-Маджоре) им были установлены обелиски (часть из них - египетские), до этого валявшиеся среди руин императорских дворцов.

7
Киворий алтаря Сикстинской капеллы. Четыре позолоченных ангела держат реплику часовни Рождества, когда-то стоявшей рядом с базиликой и заключавшей внутри дощечки от ясель Христовых.
Киворий алтаря Сикстинской капеллы. Четыре позолоченных ангела держат реплику часовни Рождества, когда-то стоявшей рядом с базиликой и заключавшей внутри дощечки от ясель Христовых.

7
Гробницы римских пап в капелле:  Пий V (1566-1572).
Гробницы римских пап в капелле: Пий V (1566-1572).

5
Гробницы римских пап в капелле:  Сикст V (1585-1590), инициатор строительства капеллы для устройства своего мавзолея. В миру Феличе Перетти ди Монтальто, он имел славянские корни (его отец был сербом по имени Сречко Перич). Будучи папой, помимо масштабного строительства в Риме, жесткими мерами покончил с бандитизмом, процветавшем в Риме и на ведущих к нему дорогах: приказал рубить пойманным разбойникам головы и выставлять на всеобщее обозрение на мосту Замка св.Ангела. Этот сюжет изображён на одном из барельефов вокруг его статуи.
Гробницы римских пап в капелле: Сикст V (1585-1590), инициатор строительства капеллы для устройства своего мавзолея. В миру Феличе Перетти ди Монтальто, он имел славянские корни (его отец был сербом по имени Сречко Перич). Будучи папой, помимо масштабного строительства в Риме, жесткими мерами покончил с бандитизмом, процветавшем в Риме и на ведущих к нему дорогах: приказал рубить пойманным разбойникам головы и выставлять на всеобщее обозрение на мосту Замка св.Ангела. Этот сюжет изображён на одном из барельефов вокруг его статуи.

Капелла Паолина (Боргезе) названа так в честь построившего её в 1611 г. папы Павла V Боргезе (1605–1621) силами архитектора Фламинио Понцио. Павел V расположил свою капеллу прямо напротив Сикстинской капеллы работы Доменико Фонтана и постарался превзойти своего предшественника роскошью декоративного убранства. Естественно, что капелла была возведена с расчётом на захоронение самого папы.

7
Капелла Паолина.
Капелла Паолина.

9
В алтаре капеллы Паолина в роскошном обрамлении из позолоченных ангелов хранится знаменитая икона Богоматери «Спасение народа римского» (Salus Populi Romani). Согласно современным оценкам, икона написана в византийском стиле в 9-м или 12-м веке...
В алтаре капеллы Паолина в роскошном обрамлении из позолоченных ангелов хранится знаменитая икона Богоматери «Спасение народа римского» (Salus Populi Romani). Согласно современным оценкам, икона написана в византийском стиле в 9-м или 12-м веке...

5
... однако легенда приписывает её авторство Св.Луке (сколько же мадонн он нарисовал:) и связывает с ней избавление Рима от эпидемии чумы в 590 году.
... однако легенда приписывает её авторство Св.Луке (сколько же мадонн он нарисовал:) и связывает с ней избавление Рима от эпидемии чумы в 590 году.

4
Над алтарём с иконой (также в окружении ангелов) находится скульптурный фриз работы Стефано Модерно, иллюстрирующий легенду, связанную с постройкой базилики.
Над алтарём с иконой (также в окружении ангелов) находится скульптурный фриз работы Стефано Модерно, иллюстрирующий легенду, связанную с постройкой базилики.

А легенда эта, возникшая в 13-м веке, такова. Двум людям: папе Либерию и римскому патрицию Иоанну явилась во сне Дева Мария с указанием построить в её честь церковь на том месте, где на следующий день обнаружится снег. Было 5 августа 358 года, когда жарким римским летом папа Либерий и патриций обнаружили снег, лежащий на вершине Эсквилинского холма. На этом месте была сразу же заложена церковь, а само событие получило название «чудо о снеге», и в этой связи церковь назвали в честь Девы Марии Снежной (итал. Madonna della Neve).

5
Папа Либерий (352-366) чертит по снегу план базилики на Эсквилинском холме; отсюда ещё одно название храма: Либериева базилика. (Сейчас, правда, археологами уже доказано, что базилику строил папа Сикст III в 432-440 гг.)
Папа Либерий (352-366) чертит по снегу план базилики на Эсквилинском холме; отсюда ещё одно название храма: Либериева базилика. (Сейчас, правда, археологами уже доказано, что базилику строил папа Сикст III в 432-440 гг.)

6
В капелле похоронены: папа Климент VIII (1592-1605)...
В капелле похоронены: папа Климент VIII (1592-1605)...

5
... и её строитель - папа Павел V (1605-1621). Этот папа завершил строительство собора Святого Петра и инициировал инквизиционный процесс против Галилео Галилея. В капелле Боргезе похоронен ещё один интересный персонаж - Полина Бонапарт (1785-1825), сестра Наполеона и супруга князя Камилло Боргезе. Она до сих пор знаменита благодаря своей статуе в облике полуобнажённой Венеры, выполненной скульптуром Антонио Канова (находится в римской галерее Боргезе).
... и её строитель - папа Павел V (1605-1621). Этот папа завершил строительство собора Святого Петра и инициировал инквизиционный процесс против Галилео Галилея. В капелле Боргезе похоронен ещё один интересный персонаж - Полина Бонапарт (1785-1825), сестра Наполеона и супруга князя Камилло Боргезе. Она до сих пор знаменита благодаря своей статуе в облике полуобнажённой Венеры, выполненной скульптуром Антонио Канова (находится в римской галерее Боргезе).

3
В базилике (справа от балдахина) находится захоронение скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), оформленное в виде двух мраморных ступеней. Удивительно, что одному из наиболее выдающихся мастеров римского барокко, столько сделавшего для Вечного города, не удосужились установить хотя бы скромный памятник.
В базилике (справа от балдахина) находится захоронение скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), оформленное в виде двух мраморных ступеней. Удивительно, что одному из наиболее выдающихся мастеров римского барокко, столько сделавшего для Вечного города, не удосужились установить хотя бы скромный памятник.

4
Внизу на плите изображён семейный герб, а на следующей ступени латинская надпись: «Ioannes Laurentius Bernini — Decus Artium et Urbis — Hic Humiliter Quiescit» (Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно).
Внизу на плите изображён семейный герб, а на следующей ступени латинская надпись: «Ioannes Laurentius Bernini — Decus Artium et Urbis — Hic Humiliter Quiescit» (Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно).

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Рафаэль в Ватикане
  14. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  15. Рим: барочные церкви Борромини
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  17. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  18. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  19. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  20. Вилла Адриана
  21. Флоренция: Галерея Академии
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  23. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  24. Национальный музей Барджелло
  25. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  26. Лукка: город в тени Пизы
  27. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  29. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  30. Сиена: пинакотека города Мадонны
  31. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  32. Прогулка по Сиене
  33. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  34. Болонья: Пьяцца Маджоре
  35. Болонья учёная
  36. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  37. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  38. Болонья — город портиков
  39. Болонья: Национальная пинакотека
  40. Болонья: музей Средневековья
  41. Равенна римская
  42. Равенна готская
  43. Равенна византийская
  44. Парма: по следам Корреджо
  45. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  46. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  47. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии