Рим просто поражает своим обилием церквей, среди которых довольно много очень старых. Причина такого явления лежит в истории: церкви в Риме начали строить с момента легализации христианства в 4-м веке, а сам Рим больше тысячи лет (с 752 по 1870 гг.) был столицей Папского государства, в котором, помимо религиозной, папы обладали также и административной властью. Позиционировав Рим как центр христианства (а после падения Константинополя это было уже трудно оспорить), папы не покладая рук утверждали свою власть церковным строительством в прямом и переносном смысле. Особенно интересны сохранившиеся древние храмы, построенные по классическому плану трёхнефных базилик и в ряде случаев сохранившие старые мозаики, существующие в них с момента основания.
В первом рассказе цикла мы познакомились с тремя древними римскими базиликами: Святая Констанция, Святая Агнесса-за-стеной и Святые Косма и Дамиан. В этом отчёте нас ждут три других интереснейших храма.
Святая Пуденциана
Базилика Санта-Пуденциана (итал. Santa Pudenziana) — небольшая титульная церковь в Риме, посвящённая святой Пуденциане. Внешне не очень впечатляющая, это одна из старейших римских церквей («колыбель западного христианства», по словам Генри Мортона, известного английского путешественника). По легенде, раньше на этом месте был дом римского сенатора-христианина Корнелия Пуденса, в котором в течение 7 лет жил, собирал верующих и совершал таинства апостол Пётр.
Внешний вид церкви Св.Пуденцианы. По бокам от входа видны кардинальские гербы - признак её «титульности».
Что такое титульная церковь? На заре христианства, в отсутствие храмов, верующие собирались на службы и таинства в частных домах, а под «церковью» понималось не здание, а люди, которые в нём встречались. Ранним христианам место, где они собирались на молитву, было известно по титулу или по имени владельца — titulus Pudentis, применительно к нашей церкви, например. Со временем места собраний с определёнными названиями (титулами) стали закрепляться за постояными священниками-кардиналами (от лат. cardo — стержень, ось) и эти «титулы» стали приходскими церквями в Риме. И сейчас каждый кардинал считается покровителем одной из них и, став членом Священной коллегии, он первым делом «вступает во владение» своей церковью.
Церковь находится гораздо ниже уровня современного города, и спускаясь по 24 ведущим к ней ступенькам, мы как бы переносимся на два тысячелетия назад, попадая в апостольские времена.
Главное сокровище в Санта-Пуденциане — большая мозаика в конхе апсиды, являющаяся уникальным памятником раннехристианского искусства. Она датируется 390 годом и является одной из самых ранних мозаик, сохранившихся в Риме.
Оформление интерьера церкви датируется концом 16-го века.
В центре мозаики изображён Христос в золотых ризах, восседающий на троне. По сторонам от него апостолы, одетые в римские тоги, причем ближе всего к Иисусу расположены святые Пётр и Павел. Над их головами держат венки две женщины в зелёных с золотом одеяниях — две дочери сенатора Пуденса, святые Пракседа (слева) и Пуденциана (справа), обе раннехристианские мученицы. Мозаика яркая и динамичная, в ней преобладают римские классические образы и ещё нет византийской статичности.
Мозаика в конхе абсиды изображает Христа на троне в окружении апостолов. Когда в 1589 г. в церкви делали купол, часть мозаики удалили. Поэтому видны лишь 10 из 12 апостолов и утрачены фрагменты двух евангелистических символов (ангела и орла).
В верхней части мозаики показаны символы евангелистов и гора Голгофа с водружённым на ней покрытым драгоценностями крестом. Вокруг Голгофы видны различные здания — это, предположительно, Иерусалим. Над Христом — золотой нимб, в левой руке он держит раскрытую книгу с текстом: «Dominus conservator ecclesiae Pudentianae» (Господь — хранитель церкви Пуденцианы).
Центральный фрагмент мозаики.
Святая Пракседа
Неподалёку от Санта-Пуденцианы находится базилика, посвященная её сестре — святой Пракседе (итал. Santa Prassede). Первое письменное упоминание о церкви titulus Praxedis относится к 491 году, но существующая базилика была построена папой Пасхалием I в. период 817–824 гг. и в общих чертах сохранила свой первоначальный облик. В качестве образца при строительстве был принят первоначальный собор святого Петра времён императора Константина. Пасхалий построил три церкви в Риме (в том числе Санту-Цецилию в Трастевере), но именно в Санта-Пракседе лучше всего сохранились мозаики того периода.
Базилика Св.Пракседы - главный вход (но войти через него нельзя:).
Сейчас вход - через неприметную дверь в боковом переулке.
Санта-Пракседа с момента своего легендарного основания в 1-м веке именовалась titulus; в последующие века церковь сохранила свой статус титульной базилики. Начиная с 1073 года, известен непрерывный список кардиналов — титулярных настоятелей Санта-Пракседы. Среди них находятся 5 будущих римских пап и знаменитый деятель Контрреформации Карло Борромео (которому посвящена знаменитая римская церковь Борромини Сан-Карло).
Интерьер храма в виде классической трёхнефной базилики с апсидой. Так она выглядит при освещённом (за деньги:) нефе; без освещения - внутри полумрак.
Алтарная часть с триумфальной аркой и апсидой. Здесь находится бОльшая часть мозаик 8-го века.
На триумфальной арке (той, что с балкончиками по краям) изображены сюжеты из Апокалипсиса. В раннем христианстве это была очень популярная тематика для украшения храмов.
В центре триумфальной арки крепостная стена с башнями является образом небесного Иерусалима, в верхней части которого видно Христа в красно-золотой тунике в окружении двух ангелов с синими нимбами небожителей. Ниже изображены Дева Мария и Св.Пракседа, за которыми ряд апостолов и святых с золочёными нимбами протягивают венцы Христу как символ его божественности. Внизу свода арки по-латыни написано «PASCAL» - это монограмма папы Пасхалия I, строителя базилики.
Врата небесного Иерусалима открыты, перед ними на страже стоят ангелы. В левые ворота толпу избранных в разноцветных одеждах, держащих в руках мученические венцы, ведёт ангел с распростёртыми крыльями.
Во главе правой группы выступают апостолы Пётр и Павел с ангелом посередине, который указывает на город. Сверху над входящими - небо с белыми облаками, под ногами у них - зелёная трава с россыпью цветов - символы рая.
Мозаичная композиция продолжается на арке апсиды, где также изображены сцены из Апокалипсиса. В круглом медальоне в центре изображён восседающий на троне Агнец Божий - символ Христа, принёсшего себя в жертву. Окружают медальон с Агнцем семь золотых светильников, которые в Апокалипсисе обозначают семь церквей в Асии (римской провинции), толкуемые как вся вселенская церковь. За ними следуют ангелы и существа Апокалипсиса, ставшие евангелистическми символами (лев, человек, орёл и телец). Две группы по 12 старцев, распложенные ниже, чаще всего трактуются как 12 апостолов и 12 ветхозаветных патриархов.
Мозаика в конхе апсиды очень напоминает аналогичную по содержанию, но более раннюю мозаику в церкви свв. Космы и Дамиана на Римском Форуме. Только здесь апостолы Пётр и Павел представляют Христу двух святых дев - сестёр Пуденциану и Пракседу. Христос (изображённый во время своего второго Пришествия) вышагивает по разноцветным облакам, его поднятая правая рука демонстрирует следы от гвоздей, а левая сжимает свиток с греческими буквами Α и Ω.
По правую и левую руку Христа находятся облачённые в белые (цвет праведности) с пурпуром (знак мученичества) одежды апостолы Павел и Пётр. Представляемые ими Господу святые девы Пракседа и Пуденциана облачены в расшитые золотом и драгоценными камнями одежды, в руках у них белые покрывала (эмблемы девственности) и золотые венцы. Рядом с Павлом и Пракседой изображён папа Пасхалий I с моделью построенной им базилики. Над головой у него квадратный нимб - знак того, что он был ещё жив в момент создания мозаики.
Под алтарем находится вход в крипту...
...в которой похоронены (в боковых саркофагах) Пракседа и Пуденциана, и куда папа Пасхалий перенес мощи 2,300 христиан из различных римских катакомб (включая мощи 13 римских епископов).
В крипте устроена небольшая часовня с алтарём, украшенным в стиле «косматеско», и неважно сохранившейся фреской, изображающей Деву Марию в окружении святых Пракседы и Пуденцианы.
Обратимся теперь к главной достопримечательности базилики Св. Пракседы — капелле Святого Зенона. Генри Мортон назвал её «самой знаменитой маленькой византийской часовней в Риме» и продолжал, что в нём «не много столь же византийских по духу мест, как эта часовня, таких же сияющих и свежих, где, кажется, ничего не изменилось с того дня, когда Рим был полон греческих монахов и папа все ещё оставался под юрисдикцией константинопольского императора." Византийской эта часовня названа неспроста — она украшена мозаиками теми самыми греческими монахами, которые бежали в Рим из Константинополя от второй волны иконоборчества. За великолепие мозаик капелла получила ещё при жизни своего основателя наименование Hortus Paradisi — «Райский сад». В «мозаичном соревновании» между Римом и Равенной её можно считать достойным ответом равеннскому мавзолею Галлы Плацидии.
Капелла святого Зенона была построена папой Пасхалием I в. качестве будущей усыпальницы для своей матери Феодоры. О святом Зеноне, в честь которого освящена капелла и мощи которого были помещены под её престолом, практически ничего неизвестно. Согласно одной из гипотез, он был епископом Вероны во времена Диоклетиана, по другой версии — диаконом в этой базилике.
Вход в капеллу Св.Зенона украшен прямоугольным мозаичным декором.
В круглых медальонах вокруг окна с погребальной урной видна Богоматерь с младенцем в окружении двух святых-мужчин и четырёх святых жён с каждой стороны. Во второй серии медальонов изображён Христос с апостолами.
На контрфасаде (на той же стене, но с обратной стороны) представлен украшенный драгоценностями трон - Престол уготованный, - ожидающий второго пришествия Христа. Традиционно на него указывают апостолы Пётр и Павел.
На потолочном своде четыре ангела держат медальон с изображением Христа-Вседержителя.
Ангелы похожи на молодых стройных девушек, поэтому их несколько фривольно прозвали «пасхалиевыми лолитами». :)
Войдя в капеллу, посетитель видит перед собой алтарь, над которым меж двух колонн находится мозаика с Богородицей и благославляющим Младенцем, который держит свиток со словами EGO SUM LEX («Я есть Закон»). Рядом с Девой Марией предстоят святые Пракседа и Пуденциана.
Над алтарём расположены две очень интересные мозаики: сверху находится Деисис с Богоматерью и Иоанном Крестителем, причем в роли Христа, традиционно расположенного между ними, выступает яркий свет, падающий из окна. В глубине ниши представлена сцена Преображения, на которой Христос с Моисеем и Илией отгорожены полукругом, снаружи которого находятся апостолы.
На левой от входа стене капеллы представлены две сцены. Сверху изображены в полный рост святые Агнесса и Пуденциана и, отделённая от них глухим окном, святая Пракседа.
Святые девы направляются к алтарю, держа в покрытых руках венцы.
Ниже мозаика в нише разделена на две части: сверху Агнец Божий в окружении оленей, снизу - Феодора «Епископша» с квадратным нимбом (знаком того, что в момент создания мозаики она была жива), за которой следуют две неразлучные святые сестры - Пракседа и Пуденциана, с Богородицей между ними. Хорошую компанию собрал для своей матери папа Пасхалий!:) Он даже сделал пояснительную надпись над ней TEODO(ra) EPISCOPA, хотя у женщины никак не могло быть священного сана.
На правой стене капеллы изображены идущие к алтарю апостолы Иаков и Андрей, а навстречу им следует Иоанн Богослов с Евангелием в руках.
В нише арки изображён Христос Вседержитель с Евангелием в левой руке. По сторонам от него - два неизвестных святых.
Арочный проём в правой стене капеллы ведёт в помещение, в котором с 1699 года хранится «Священная Колонна» — столб, к которому, как утверждается, был привязан Христос во время бичевания во дворе претории. Она была привезена в Рим в 1233 кардиналом Джованни Колонна во времена пятого крестового похода. Отметим, справедливости ради, что это не единственный столб бичевания, который нам довелось увидеть во время путешествий по миру:).
В базилике Св. Пракседы имеется еще несколько более поздних часовен, но мы их опустим, дабы не перегружать повествование, отметим напоследок лишь пол, покрытый мраморными плитами в стиле «косматеско», реконструированный в 1918 году.
Латеранский баптистерий
Несколько интересных раннехристианских мозаик сохранились в баптистерии при Латеранский базилике (Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано). Баптистерий был построен в 4-м веке ещё императором Константином Великим, и хотя много раз реконструировался, никогда при этом не «обнулялся», в отличие от одноименной базилики. В его капеллах сохранились две мозаики 5-го века, а также большой мозаичный ансамбль в капелле Св. Венанция, относящийся к 7-му веку.
Латеранский баптистерий. Невзрачная наружность скрывает замечательный интерьер.
Центральное пространство баптистерия сформировалось после многочисленных переделок в 16-17 веках.
Мозаичный свод капеллы Иоанна Евангелиста, созданный около 440 г. На золотом фоне в центре помещен Агнец Божий, обрамлённый венком из растений и плодов, символизирующих 4 времени года. Вертикальные и диагональные полосы орнамента делят свод на 8 сегментов, в каждом из которых помещено изображение пары птиц (утки, попугаи, голуби, куропатки) - по сторонам от наполненных фруктами высоких ваз. Подобные элементы мозаичного декора были достаточно распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве.
Эта мозаика, также датируемая примерно 440 г., сохранилась в восточной конхе нартекса. Её темно-синий фон покрыт растительным орнаментом в виде спиралей аканфа (распространенный в ту эпоху мотив). В верхней части мозаики можно разглядеть изображения Агнца Божия и 4 голубей по сторонам от него. В целом данная мозаика очень напоминает мозаичный декор внутри мавзолея Галлы Плацидии в Равенне.
Капелла Св.Венанция была возведена в понтификат Иоанна IV (640-642), а закончена и украшена при папе Феодоре (642-649). Она посвящена епископу Далмации, поскольку сам папа Иоанн IV происходил из этого же региона. Мозаики 7-го века (частично отреставрированые) находятся на предалтарной арке и в апсиде.
На арке изображены в рост 8 святых, особо чтимых в Далмации и Истрии. Фигуры святых уже выполнены в византийском стиле - в статично-одинаковых позах. Наверху арки - 4 евангелистических символа, а также (по углам) 2 священных града - Вифлеем и Иерусалим.
В конхе в окружении цветных облаков на золотом фоне - образы благословляющего Христа Пантократора и двух архангелов, ниже - фигуры Божией Матери (в центре, в позе Оранты), апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова, епископов Венанция и Домния, донаторов папы Иоанна IV (справа, с Евангелием руках) и папы Феодора (слева, с моделью храма в руках).
Фрагмент мозаики конхи. Считается, что на этой мозаике присутствует самое раннее изображение Богородицы Оранты (с воздетыми к небу руками в молитвенной позе).
Третий, заключительный рассказ цикла о раннехристианских мозаиках Рима будет целиком посвящён одному из великих храмов Рима — папской базилике Санта-Мария—Маджоре.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия