Рим просто поражает своим обилием церквей, среди которых довольно много очень старых. Причина такого явления лежит в истории: церкви в Риме начали строить с момента легализации христианства в 4-м веке, а сам Рим больше тысячи лет (с 752 по 1870 гг.) был столицей Папского государства, в котором, помимо религиозной, папы обладали также и административной властью. Позиционировав Рим как центр христианства (а после падения Константинополя это было уже трудно оспорить), папы не покладая рук утверждали свою власть церковным строительством в прямом и переносном смысле. Особенно интересны сохранившиеся древние храмы, построенные по классическому плану трёхнефных базилик и в ряде случаев сохранившие старые мозаики, существующие в них с момента основания. Мы насчитали в Риме 7 таких церквей с раннехристианскими мозаиками (но возможно, что-то и упустили) и хотим рассказать о них в цикле из трёх отчетов. Отметим также, что, несмотря на подавляющее превосходство Рима по количеству церквей, итальянским лидером по древним мозаикам является всё же Равенна, количество и качество мозаичного наследия которой просто поражает.
Не во всех старых храмах сохранились старые мозаики, что не делает их менее интересными; здесь можно упомянуть такие церкви, как Св. Мария-ин-Козмедин и Св. Сабина. Есть также храмы, где сохранились просто фантастические средневековые мозаики (Св. Клемент, Св. Мария-ин-Трастевере), о которых тоже очень бы хотелось рассказать. Дай бог и до них дойдут руки. А пока начнём с самого важного.
Святая Констанция
Церковь Св. Констанции — это, на самом деле, круглый мавзолей середины 4-го века, в котором были похоронены две дочери римского императора Константина Великого — Констанция и Елена. Мавзолей был построен на Номентанской дороге (современная Via Nomentana), на северо-восточной окраине Рима, за городскими стенами.
Внешний вид мавзолея Св. Констанции.
По не вполне понятным причинам в 13-м веке Констанция была причислена католической церковью к лику святых, и её мавзолей стал церковью. В мавзолее сохранились самые ранние христианские мозаики Рима, также датируемые серединой 4-го века.
Мавзолей имеет форму ротонды, внутри которой 12 сдвоенных римских колонн поддерживают аркады, на которые опирается высокий барабан с двенадцатью окнами и полусферический купол.
Под центральным сводом находится довольно простой алтарь, за которым виден стоящий в нише саркофаг.
Гравюра Джованни Пиронези середины 18-го века, изображающая интерьер мавзолея. В то время в нем было гораздо больше мозаичного декора, чем сейчас.
В куполе сейчас находится фреска 17-го века, но когда-то купол и барабан были украшены не сохранившимися до нас мозаиками на библейские сюжеты.
План мавзолея: 1 - алтарь; 2 - мозаики на сводах; 3 - мозаика в нише (Traditio Clavium); 4 - саркофаг; 5 - мозаика в нише (Traditio Legis).
Внутри церкви находится копия порфирового саркофага, предположительно принадлежавшего Констанции (оригинал — в музеях Ватикана), второй саркофаг был перенесён в собор Св. Петра. Украшения саркофага носят откровенно языческий характер: среди богатого декора из акантовых листьев и виноградной лозы несколько амурчиков занимаются чем-то очень похожим на изготовление вина из виноградных гроздьев. Подобные же вакхические сюжеты повторяются и на мозаиках, в связи с чем мавзолей очень долго считали храмом Бахуса (Tempio di Bacco).
Саркофаг с вакхическими барельефами.
Позже «виноградные» сюжеты стали считать христианскими в связи с использованием вина в таинстве причастия. Подобная же трансформация произошла при интерпретации двух павлинов, заметных внизу по бокам саркофага. В античной традиции павлин был символом воскрешения и бессмертия, в христианстве он стал использоваться как символ Воскресения Христова, и, в более широком смысле, как знак будущего воскрешения самих христиан.
Барельефы крупным планом.
Расположенные по периметру мавзолея ниши когда-то все были покрыты мозаиками на христианские темы. До наших дней сохранились лишь две мозаики (обе пострадавшие от реставрации), каждая из которых изображает Христа в образе Пантократора (Вседержителя). Считается, что это одни из самых ранних изображений Христа в подобном образе, ещё напоминающие мозаичные портреты римских императоров.
В нише, что находится справа от входа (фото ниже), изображена сцена вручения Христом ключей от рая апостолу Петру (Traditio Clavium — «передача ключа»). Ключ, правда, после всех реставраций не очень хорошо просматривается, но все источники единодушно утверждают, что это именно он.
Бородатый Христос сидит в пурпурной мантии, напоминающей императорские одеяния. Пётр (на удивление безбородый) находится перед ним в почтительно-просительной позе, как и следует обращаться к императорам. Христос восседает на голубой сфере, символе мира или вселенной, как властитель всего сущего. Вручая с высоты своего положения ключи от рая Петру (рай, очевидно, символизируют плодоносящие пальмы), Христос наделяет его властью и святой силой, как бы назначая римского епископа своим земным представителем.
В левой нише (фото ниже) расположена мозаика «Христос-законодатель» (Traditio Legis — «передача закона») — типичный раннехристианский сюжет.
Молодой безбородый Христос, облачённый в золотые одежды, изображен со святыми Петром и Павлом. Он показан возвышающимся над раем, что демонстрирует его господство как над небом, так и над землей. Склонившемуся перед ним Петру он вручает свиток, представляющий закон, с надписью «DOMINUS PACEM DAT», или «Господь дарует мир». (Чаще в подобном сюжете «Христос-законодатель» держит в руке свиток со словами «DOMINUS LEGEM DAT», или «Господь дарует закон»). Несколько овец подчёркивают роль Христа как пастыря, управляющего своим стадом. Два здания по краям мозаики символизируют, скорее всего, библейские города Иерусалим и Вифлеем.
Лучше всего сохранились мозаики на сводах обходной галереи (амбулатории) сразу за колоннами. Это самый ранний дошедший до нас образец раннехристианского мозаичного декора в Риме за пределами катакомб. На первый взгляд, правда, он больше кажется языческим, нежели христианским, однако при ближайшем рассмотрении христианские мотивы на некоторых мозаиках обнаруживаются. Сочетание в них мифических, светских и христианских образов показывает, как зарождалась иконография христианской веры в первые годы ее легитимности в Римской империи.
Мозаики на сводах амбулатории. В мозаиках присутствуют шесть тем, причём они симметрично повторяются справа и слева от входа. Любопытно, что по мере продвижения вперед картинки мозаик усложняются - от простых геометрических узоров к красочным изображениям виноделия и райских кущ.
Тема №1: простой геометрический рисунок (но с включённым в орнамент крестом).
Тема №2: декор с дельфинами. В раннем христианстве дельфин символизировал Христа как проводника через хаос и гибельные пучины. Дельфин с якорем или кораблём олицетворял церковь, а пронзённый трезубцем дельфин — Христа, распятого на кресте.
Тема №3: декор с условным названием «Купидон и Психея». В этой мозаике трудно найти что-либо христианское.
Тема №4: «Сбор винограда». На первый взгляд эта мозаика носит сугубо языческий характер и изображает маленьких амуров, собирающих виноград и превращающих его в вино. Такая же «вакхическая» тематика присутствует и на барельефах саркофага.
Вакхические мотивы часто использовались в погребальных памятниках поздней античности, и, хотя в Риме происходил переход от многобожия к христианству, некоторые традиционные образы сохранились и в новой религии. Так, в раннем христианском искусстве виноградная лоза стала символом Христа и его искупительной жертвы (Ин 15:1,5).
Тема №5: Головы и фигуры. Выглядит как чисто светский классический декор.
Тема №6: Последнее мозаичное панно, расположенное по бокам от саркофага (напомним, что все изображения парные), очень выразительно. Птички, ветки с висящими плодами, разнообразные красивые сосуды вызывают ассоциацию с чем-то прекрасным, чуть ли ни раем. Так ли это? Нам этого уже никогда не узнать, но возможно, именно так представляли себе загробную жизнь ранние христиане.
Святая Агнесса-за-стеной
Церковь Святой Агнессы-за-стеной находится буквально в двух шагах от мавзолея Констанции, и это неслучайно. Популярная римская мученица была похоронена здесь в катакомбах, и Констанция (дочь римского императора Константина Великого и убеждённая христианка) попросила отца построить рядом с захоронением святой базилику в её честь, а позже — и свой мавзолей, чтобы покоиться рядом с Агнессой. После падения Рима эта базилика постепенно разрушилась (её внушительные руины до сих пор можно увидеть в том районе), и поэтому в начале 7-го века папа Гонорий I (625–638) построил другой храм прямо над местом захоронения св. Агнессы в катакомбах рядом с Номентанской дорогой. Последующие папы многократно реставрировали церковь и добавляли в неё что-то новое, но в целом она хорошо донесла до нас свой древний облик. Самое главное, что в ней сохранилось, — это прекрасная мозаика 7-го века в алтарной апсиде.
Непритязательный внешний вид церкви.
Святая Агнесса Римская — одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Она приняла мученичество в 304 г. в период гонений императора Диоклетиана. По легенде, она отвергла сватовство сына городского префекта Семпрония, поскольку решила принять на обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Чтобы сделать её более сговорчивой, префект распорядился раздеть её догола и привезти в римский бордель, находившийся на стадионе Домициана, — в том месте, где сейчас пьяцца Навона. Таким образом её хотели опозорить и наказать, поскольку казнить девственниц не полагалось. Однако все желавшие надругаться над ней мгновенно слепли, а быстро отросшие волосы девушки скрыли её наготу. Тогда, в нарушение правил, её решили умертвить, но не смогли сжечь на костре (пламя отходило от неё в сторону) и просто обезглавили мечом.
Интерьер храма оформлен как трёхнефная базилика с двумя ярусами, на каждом из которых имеются колоннады. Это типично византийская черта (такое же можно увидеть и в Св.Софии). В период строительства церкви Рим находился под византийским контролем, и, возможно, в её возведении участвовали мастера из Константинополя или Равенны.
Несмотря на все осуществлённые в эти церкви переделки и изменения, она по-прежнему дает хорошее представление о своем облике в 7-м веке. Инородной выглядит, пожалуй, лишь большая фреска 19-го века над алтарной аркой с изображением истязаний св.Агнессы на стадионе в Риме.
Все колонны нефа происходят из различных античных построек и поэтому разные. Однако капители в них одинаковые, вырезанные по заказу папы Гонория равеннскими мастерами. Наиболее ценные колонны из порфира (красновато-коричневые) расположены ближе к алтарю.
Алтарная апсида с мозаикой и статуей св.Агнессы (1605). Статуя любопытна: для её изготовления воспользовались античным алебастровым торсом, к которому добавили голову и конечности из позолоченной бронзы. В руках св.Агнессы - пальмовая ветвь, символ её мученичества.
Мощи святой Агнессы (без главы) хранятся в крипте под алтарём. Честная глава святой находится в другой посвященной ей церкви — на пьяцца Навона в Риме, построенной на месте её казни. Об этой церкви (Сант-Аньезе-ин-Агоне) мы уже писали раньше.
Главное сокровище церкви - мозаика 7-го века в конхе апсиды, выполненная в византийском стиле. Св. Агнесса в центре одета как византийская принцесса, слева от неё - папа Гонорий, строитель церкви с её моделью в руках, справа - папа Симмахус (или, по другой версии, папа Григорий I Великий). Оба папы - как близнецы-братья, на одно лицо и одинаково одетые; цвет мантий у всех трёх персонажей также одинаков. Чистой воды Византия)).
В самом верху мозаики видна рука Бога, держащая над св.Агнессой мученический венец, а у её ног - меч и языки пламени, орудия казни святой.
Интересно, что в катакомбы, где была похоронена св. Агнесса, и сейчас можно попасть из церкви в рамках организованной экскурсии за 8 евро с человека. Мы, правда, там не были, поскольку в воскресенье катакомбы недоступны. Пишут, что в них нет древних рисунков и христианской символики, однако есть интересные надписи, и многие погребальные ячейки по-прежнему заполнены и закрыты мраморными или терракотовыми плитами.
Резной деревянный потолок с позолотой добавил в 17-м веке папа Павел V.
Святые Косма и Дамиан
В базилике святых Космы и Дамиана на Форуме сохранилась одна из лучших римских мозаик, выполнненных в классическом стиле. Сама церковь, расположенная в бывших римских постройках, датируется началом 6-го века, и к этому же периоду относятся и её мозаики. Строил её папа Феликс IV (526–530). К сожалению, другой папа — Урбан VIII, — взявшись перестраивать церковь в 1632 г., уничтожил часть оригинальных мозаик. Но то, что осталось, всё равно впечатляет. Мы, к сожалению, не смогли сами заснять мозаики в этой церкви, поскольку оказались там во время службы. Поэтому снимки интерьеров взяты из сети.
Вход в базилику Космы и Дамиана со стороны Via dei Fori Imperiali.
Святые Косма и Дамиан жили предположительно в 3-м веке в Малой Азии (или Аравии) и обладали даром успешного врачевания и исцеления. Будучи убеждёнными христианами, они не брали вознаграждения от больных, которых лечили, и поэтому назывались бессеребрениками. Приняли мученическую смерть в период гонений на христиан императором Диоклетианом в 301 г. Считаются святыми — покровителями медицины и врачей, а также были патронами семейства Медичи во Флоренции.
Интерьер базилики. Древние мозаики находятся на предалтарной арке и в расположенной за ней конхе алтарной апсиды.
На мозаике предалтарной арки изображён лежащий на троне Агнец Божий (хотя обычно Агнца изображают стоящим), окруженный семью светильниками, упомянутыми в 4-й главе Апокалипсиса (4:5), четырьмя ангелами и двумя символами евангелистов (Матфея - ангел и Иоанна - орёл). Два других евангелиста не пережили реконструкции 17-го века.
Конха апсиды украшена мозаикой (около 530 г.) со сценой встречи на небесах двух титульных святых церкви с Христом, причём святых представляют апостолы Пётр и Павел. В центре доминирует фигура Христа на фоне красных и голубоватых облаков, со свитком закона в левой руке и правой, указывающей на птицу феникс (символ воскрешения), сидящей на пальме (символ рая). Слева апостол Павел представляет святого Дамиана и папу Феликса IV, который держит в руках макет церкви; справа апостол Пётр представляет святого Косму и святого Феодора Стратилата. Все святые держат в руках свои мученические венцы, украшенные драгоценными камнями, апостолы одеты в белые римские тоги.
Мозаика апсиды с классическим римским Христом, последним, выполненным в таком стиле в Риме.
Фигура папы Феликса IV (крайний слева) выполнена в 17-м веке и её отличие от прочих персонажей сразу бросается в глаза. За этим стоит любопытная история. В 16-м веке папа Григорий XIII (1572–1585) заменил Феликса на своего святого покровителя Григория Великого. Однако примерно через 100 лет папа Александр VII (1655–1667) восстановил справедливость и вернул Феликса обратно, но уже в изменённом виде.
Многие считают апсидную мозаику Космодемьянской базилики лучшей раннехристианской мозаикой Рима в классическом стиле, с трёхмерными «живыми» персонажами, спокойно взирающими на зрителя. Через несколько десятилетий после строительства этого храма Рим будет отвоёван у готов Византией, и его мозаики приобретут византийскую статичность и аскетизм.
Продолжение следует…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия