Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 8:09
Мы будем путешествовать!

Сен-Мало — Франция Июль 2024

Сен-Мало, обнесенный стенами и выстроенный из того же серого гранита, что и Мон-Сен-Мишель, появился в Средние Века: город-крепость в устье Ранса контролировал не только дельту реки, но и открытое море, в которое она впадала.

Сен Мало — немного Бретани

Форт Але на мысу, к югу от современного центра города (сегодня это квартал Сен-Серван) охранял подходы к Рансу еще до появления здесь римлян, но современный Сен-Мало обязан своим происхождением монашескому поселению, основанному святыми Аароном и Бренданом в начале 6 века.

В последующие столетия город стал известен как база отчаянных морских разбойников, которые на деле никогда не подчинялись никому, кроме самих себя. На четыре года, с 1590 года, Сен-Мало даже провозгласил себя независимой республикой. Корсары из Сен-Мало не только заставляли английские корабли, проходившие по Ла Маншу, платить дань, но и отправлялись на поиски богатства в дальние моря. Жак Картье, колонизировавший Канаду, жил в Сен-Мало и отошел в море отсюда, как и первые колонисты, поселившиеся на Фолклендских островах. Отсюда произошло аргентинское название островов — «Жители Сен-Мало» — «Лас Малвинас». Забавно, я буквально несколько месяцев назад побывала на Фолклендах и писала об этом.

Сен Мало — немного Бретани

Сен-Мало, ныне нераздельно связанный с материком, самый посещаемый из городов Бретани: скорее длагодаря великолепной старинной Цитадели, чем паромному терминалу, прячущемуся в гавани за ней.

Начну, все же, с Цитадели. Крепость Сен-Мало — главная туристическая достопримечательность — многие годы была соединена с материком, до того, как первоначальные очертания побережья скрыла искусственно созданная гавань, лишь длинной дамбой.

Сен Мало — немного Бретани

За выдающимися Главными воротами — Гранд Порте — цитадели находятся Ворота Сен-Венсен, строившиеся и перестраиваевшиеся с 11 по 19 века.

Справа расположен Городской Замок, в котором разместился музей, воздающий хвалу «поразительному процветанию» Сен-Мало во времена пиратства, колониализма и работорговли, а заодно — мэрия. Музей полностью закрыт на реставрацию, которая рассчитана на пять лет.

Ворота Сен Тома были открыты в 1740 году в рамках работ, связанных с третьим расширением города, и это третьи по счету ворота, носящие такое название. Первые — ворота, которые сейчас открывают доступ во двор замка. До завершения строительства замка в начале 16 века, они обеспечивали прямой доступ за пределы города. Вторые ворота с названием Сен Тома были открыты между башней Tour Quic-en-Groigne и нынешним Hotel de France et de Chateaubriand, который был построен на месте старой часовни Сен Тома в последней четверти 19 века. В 13 веке эта часовня была присоединена к первой городской больнице, основанной на этом месте.

Сен Мало — немного Бретани

Рядом с этими воротами было открыто первое в городе бюро морских купаний. В 1835 году город Сен-Мало решил развивать морские купания, что оказалось очень успешным начинанием. Первые передвижные кабинки для переодеваний были доступны купальщикам уже в 1838 году. Затем были установлены раздевалки на колесах, запряженные лошадьми! Даже представить себе такое не могу. С 1843 года были созданы отдельные зоны для купания мужчин и женщин. В 1905 году все еще было обязательным носить брюки длиной ниже колен, рубашку или жилет для купания.

Бастион под названием Форт Ля Райн был построен в два этапа. Его нижняя часть изначально была простой платформой для пушек, называемой Бастион ду Шеваль-Бланк, строительство которой было заказано маркизом Себастьяном де Вобаном, великим строителем фортификационных сооружений в 1694 году, после первого англо — голландского артобстрела города.

Сен Мало — немного Бретани

До сегодняшнего уровня форт был поднят во время работ, связанных с четвертым расширением города в первой половине 18 века. Это дало начало стене, которая связывает форт с воротами святого Томы, и с замком.

В своем нынешнем виде, расположенная в северо-западном углу городской стены на месте скалы башня, датируется 15 веком. Она имеет подковообразную планировку, весьма характерную для того периода. В ее нижней части до сих пор сохранились артиллерийские люки, которые были засыпаны, когда с 1691 по 1889 годы башня служила пороховым погребом. Именно на эту башню направили свой корабль, наполненный взрывчаткой, англо — голландские войска в 1693 году, в попытке взорвать крепость Сен Мало. Но, попытка провалилась, когда корабль сел на мель скалы немного дальше на северо-восток, между городом и фортом Нэшнл.

Сен Мало — немного Бретани

Укрепление, расположенное за башней, со стороны города, называется Кавалер Полей — Вовер. Его угловая башенка с выступом датирована 1652 годом. Между валами и этим сооружением находится артиллерийский парк. Контрфорсы у стен использовались для хранения пушечных ядер. На платформе возвышается статуя знаменитого корсара Робера Сюркуф (1773 — 1827 гг.), уроженца Сен-Мало. На его счету около 50 захваченных кораблей голладцев, англичан, португальцев, испанцев. Его называли «Король Корсаров». Кавалер Ордена Почетного Легиона, получил титул барона от Наполеона. Во французском флоте до сих пор один из кораблей обязательно носит имя «Сюркуф».

Чтобы попасть на берег моря, на городской пляж, протянувшийся на восток, в нескольких местах под бастионом устроены проходы. С учетом отлива мы без проблем дошли до маленького острова Гран Бе. Везде плакаты — предупреждения о том, что если прилив застал вас на острове, вы должны переждать его здесь.

Сен Мало — немного Бретани

Невозможно было не сфотографироваться… три раза: на фоне моря, острова с фортом и города. Но желания купаться у меня не появилось, несмотря на то, что народ плескался очень активно. А моя эмиратская подружка вообще в пальтишке ходила, холодно ей было!

Достопримечательностью острова является могила Шатобриана (1768 — 1848 гг.), писателя — политика 19 века, которого Маркс назвал «самым классическим воплощением французского честолюбия… фальшивая глубина, византийские преувеличения, кокетничания чувствами, лживая мешанина, которой никогда еще не бывало».

Сен Мало — немного Бретани

Снаружи стены и величавый ансамбль старой твердыни могут показаться грозными и строгими, но стоит миновать бастионы и мы оказываемся в шумном, оживленном городе, обладающим особой атмосферой, с множеством отелей, ресторанов, баров и магазинов.

Сам город не менее интересен, чем крепость и побережье. Из-за того, что пространство для строительства было ограничено, здания внутри городских стен выше, чем можно было бы ожидать. Несмотря на то, что они выглядят старинными, они почти полностью отреставрированные, после двухнедельной бомбардировки в 1944 году, которая вынудила немцев сдаться, 80% городских строений аккуратно и с любовью отстроены.

Сен Мало — немного Бретани

На площади Шатобриана, одной из главных в городе, висит памятная табличка знаменитому уроженцу, писателю.

Улица Шатобриана — одна из немногих, сохранивших тот вид, который Сен Мало имел до ВМВ. На ней расположены одни из самых старых домов, некоторые из которых датируются 1670 и 1718 годами. До 1848 года улица называлась Еврейской, в память о еврейской общине, проживавшей здесь в Средние Века. Во времена Жана Картье (1491 — 1557 гг.), открывателя Канады, а не ювелирна, который тоже жил здесь, она называлась-Де Бюэн.

Сен Мало — немного Бретани

Один из старейших домов на этой улице, являющийся историческим памятником, самый известный в городе. Он состоит из двух домов — близнецов 17 века, у которых когда-то был двор с застекленными деревянными фасадами. Их объединили в единое здание, когда перестроили его в отель. Именно здесь родился знаменитый писатель Франсуа-Рене де Шатобриан, положивший начало романтическому движению во Франции. В своей знаменитой автобиографии, озаглавленной «Воспоминания из загробного мира», Шатобриан писал: «Комната, где рожала моя мать, выходила на пустынную часть городских стен, и из окон этой комнаты можно было видеть море, уходившее за горизонт, с прибоями, разбивающимися о скалы». Но по свидетельству очевидицы — одной из его сестер, Мари-Анны, графини Мариньи, комната, где родился брат, находилась со стороны улицы, на втором этаже, в западной части здания. Во дворе отеля «Де Франсе де Шатобриан», над воротами, построенными около 1840 года, находится герб семьи Шатобриан, с девизом: «Моя кровь запятнала знамена Франции». Интересно смотреть на герб и здание «вживую» и сравнивать с фото времен ВМВ.

Практически за отелем высится собор. Он был основан в середине 12 века, и восемь столетий спустя остатки старого монастыря, являющегося частью первого собора, были найдены в руинах. Собор Сен Мало, посвященный Святому Винсенту, мученику Сарагосы, был расширен с 13 по 18 века, поэтому шпиль, возведенный на крупное пожертвование императора Наполеона III примерно в 1860 году — в стиле неоготики. Его разрушили 6 августа 1944 года в самом начале битвы за освобождение города, и он рухнул на крышу и арки церкви. Реконструкция шпиля в 1971 году ознаменовала завершение работ по восстановлению исторического города Сен-Мало. Большое окно — розетка заменило разрушенное во время первой англо — голландской бомбардировки в 1693 году. Главный алтарь и баптистерий создал художник Аркабас, в 1993 году. Двойной гранитный чан баптистерия датируется 14 веком.

Отреставрированный собор, оснащенный прекрасными современными витражами, был открыт в 1972 году. Сохранилось место захоронения Жака Картье, обнаруженное в 1949 году, человека, родившегося и умершего в Сен Мало, и открывшего Канаду. Еще одна могила — Рене Дюге-Труэна (Сен Мало 1673 — Париж, 1736 гг.), были перевезены сюда в 1973 году. Это еще один пират и мореход, адмирал Людовика XIV, его называли Бретонский Корсар из Сен Мало. Интересно, что он учился в духовной семинарии, но бросил ее и ушел на морскую службу. Занимался грабежем английских и голландских судов, захватил форт в Ирландии. Попал в плен, но обворожил англичанку, помогшую ему бежать. Воевал против португальского флота, у берегов Португалии, потом Бразилии, и за отвагу получил от короля дворянское звание. Второй раз попал в плен в Бразилии, но в этот раз помог выкуп, уже не столь романтично. Привез огромную добычу во Францию, и был назначен королевским советником Ост-Индии, командовал портом Брест. Потом освободил французских пленных в Тунисе, Алжире и Триполи. На его счету в качестве пирата 300 судов, и более 60 крупных кораблей.

Сен Мало — немного Бретани

На парапете ограды собора мы пообщались с чайками, ну очень «контентные» птички.

Соборная площадь была названа в честь Жана де Шатийона, в 1953 году. Это епископ, который основал ее в 1145 году, заложив первые камни. Его останки находятся в саркофаге в хоре собора.

Сен Мало — немного Бретани

По балкону — карнизу от крепости, или через городские ворота, можно выйти в район Сен-Серван. Здесь находилось поселение, давшее начало городу, чьи жители в 6 веке были обращены в христианство святым Малу. Позднее, в 12 веке, горожане переехали на неприступный остров, теперь получивший название Сен-Мало. Сен-Серван включает в себя несколько крохотных островков и пляжей, и выходит к реке. Над ним возвышается характерная башня Солидор, состоящая из трех башенок 1382 года, связанных между собой: в разрезе она выглядит как трефовый туз. По-бретонски ее изначально называли «вратами реки», и сейчас там разместился музей морских клиперов с мыса Горн.

Улица имени уроженца Сен Мало, Бертрана Франсуа Маэ де Ла Бурдонне (1699 — 1753 гг.). Она была переименована в 1839 году и считается местом рождения Бурдонне. Он отправился в плавание в возрасте 10 лет, и разбогател, торгуя в странах Индийского океана. Он был губернатором Иль-де-Франс (Маврикий) и Иль-де-Бурбон (Реюньон). Однако, его успехи вызывали зависть у многих. По подложному обвинению Бурдонне был заключен в Бастилию. Несмотря на то, что суд оправдал его и он вышел из тюрьмы, после многих лет заключения здоровье было подорвано и он умер.

Сен Мало — немного Бретани

Портал с аркой дома номер 2 датируется 1652 годом. Именно здесь Луи Ховиус напечатал первые мемуары Луи Карадека де Ла Шалоте, адвоката парламента Бретани. Он был заключен в тюрьму Сен-Мало за защиту свобод провинции от герцога Эгийона, который был главнокомандующим.

Дом под названием Houssaye упоминается в самых старых записях города с конца 15 века. Башенный дом, возможно, самый старый из сохранившихся в городе. Предание гласит, что Анна Бретонская останавливалась в нем, когда приезжала, чтобы осмотреть строительные работы в замке. Вот уж интересный персонаж (не знаю, как феминистки требуют назвать ее — персонажка?). Титулов у нее было — не перечесть, но главный — к4оролева Франции и Неаполя. Она исхитрилась последовательно быть женой двух французских королей — Карла VIII и Людовика XII. Была самой богатой женщиной в Европе того времени и очень популярной. Активно участвовала в политической жизни, лоббировала интересы Бретани. И, сделала подарок всем невестам мира, впервые появившись на собственной свадьбе в белом платье, хотя на тот момент белый цвет считался цветом траура.

В конце 16 века этот дом включал сад и пристройки, которые были прикреплены к городской стене, и только в 1900 году были заменены на сегодняшний вид.

Сен Мало — немного Бретани

Улица Малков, чье название относится к монаху, в честь которого была названа скала, а затем и город, онованный на ней — Малков, Малкоу, Мало. Мало был бретонским связым, который жил в 6 веке, и приехал на континент из Уэльса. Он пересек Ла-Манш, и стал епископом старого галло-романского города Але, который теперь называется Ла Ситэ в Сен-Серване, районе, который сейчас часть большого Сен-Мало, так как он был объединен со старым городом в 1967 году. В 9 веке мощи Мало были перенесены из Санта, чтобы их можно было поместить на скалу Каналч, которую также называют Рошер Аарон, в память о первом отшельнике, который там жил. Это место также называлось Аарон, до Сен Мало — Иль, из-за своего островного характера и престижа епископа Мало. В 1145 году епископский престол был перенесен из Але в Сан Мало де Л, Иль по инициативе епископа Жана де Шатийона.

Справа находится старая церковь Нотр Дам-де ла Виктори, которая использовалась как место поклонения для общины бенедиктинских монахинь, основанной в 1615 году и упраздненной во времена Французской Революции. В 1959 году эта старая церковь была интегрирована в здания Национальной Школы Торгового Флота, которая заняла место Морского Колледжа, основанного по приказу короля Людовика XIV в. 1669 году. У Школы очаровательный дворик с чудесным золотым Ветром.

Сен Мало — немного Бретани

В доме номер 8 на улице Виктори находится дом 17 века, с входом, скрытым под крыльцом. Виктор Гюго черпал вдохновение из некоторых деталей этого и окружающих старых домов для своего рисунка под названием «Вид Сен Мало», который сейчас находится в коллекции Французской Национальной Библиотеки.

Дом № 10 представляет собой хороший пример городского жилья Сен Мало, датируемого серединой 17 века, с его порталом, фасадом из тесаного камня и небольшой часовней. На углу за лестницей есть ниша, украшенная панелью с именами и профилями Жака Картье и его жены Катрин де Гранж. Именно он, первый из французов, начал колонизировать Северную Америку. После трех путешествий к берегам континента, он описал его и нанес на карту землю, названную им «Страной Канад».

Сен Мало — немного Бретани

Улица Сен Беност получила свое название от бывшей английской общины монахов — бенедиктинцев, которые с 1619 года обосновались на одной стороне этой улицы. Однако эти иностранные монахи вынуждены были продать свой монастырь бенедиктинской конгрегации Сант-Маура, которая перебралась сюда в 1669 году.

Мауристы украсили церковь, установив в ней мраморные скульптуры, заказанные в Генуе, которые после Революции были перенесены в Собор. Над главным порталом старой церкви сохранилась эмблема мауристов — слово «Мир» внутри тернового венца. Монастырь был закрыт во время Французской Революции, а старая церковь переоборудована в табачный склад, ее хор и колокольня были снесены.

Сен Мало — немного Бретани

Без колокольни и хоров, после разрушений ВМВ, то, что осталось, было отдано в 1957 году Суду Первой Инстанции и выглядит сегодня так, что церковь неузнаваема:

Этот памятник на площади Жана Мулена, героя французского Сопротивления (был до смерти запытан «Лионским мясником» — Клаусом Барбье, относительно недавно умершим в немецкой тюрьме) был открыт 18 июня 1957 года в знак уважения к добровольцам Сен Мало, присоединившимся к французскому сопротивлению в ответ на призыв генерала де Голля 18 июня 1940 года. В 1949 году генерал отдал дань уважения «коллективной вере», которая объединила население Сен Мало вокруг его мэра Ги Ла Шамбра, чтобы восстановить исторический город, который был разрушен на 80% во время войны. Галерея 17 века с арками этого военного мемориала была найдена в руинах полсле бомбардировок 1944 года. Она относилась к монастырю бенедиктинцев.

Стела была открыта 18 июня 1962 года. Это мегалит из простого гранита, высеченный бельгийским скульптором Эженом Додеинем. Она напоминает безрукое человеческое тело, стоящее в страдальческой, умоляющей позе, с головой, обращенной к небу. Спереди, в верхней части камня, можно увидеть две темные полости, похожие на глазницы мертвеца. В 1963 году у подножия стелы была помещена урна с землей из бывшего лагеря Бухенвальд и прахом еврейских мучеников, которые были депортированы в лагерь и погибли там. В 1977 году была добавлена вторая урна из Дахау. На отдельной табличке выбиты слова-Де Голля, призывающего к Сопротивлению: «Франция проиграла битву! Но Франция не проиграла войну! Некоторые правители капитулировали, поддавшись панике, забыв о чести, доведя страну до рабства. Однако ничего не потеряно! Ничего не потеряно, потому что эта война — мировая война. В свободной вселенной еще не собрали огромные силы. Однажды эти силы сокрушат врага. Франция должна участвовать в этом и присутствовать в тот день. Тогда она вернет себе свободу и величие. Это моя цель, моя единственная цель! Вот почему я зову всех французов, где бы они ни находились, объединиться со мной в действиях, в жертвах и в надежде. Нашей Родине грозит смертельная опасность. Давайте все будем бороться за ее спасение! Да здравствует Франция!».

Сен Мало — немного Бретани

Площадь-Де ла Круа Дюфьеф, от которой отходит улица Ла Барбине. Эта улица носит фамилию капитана из Сен Мало, взятого в плен королем Марокко. Впоследствии его отправили посланником к Людовику XIV, для переговоров о выкупе марокканских рабов французского короля.

Вдоль одной стороны этой улицы находится апсида собора Сен Венсан, и она напрямую соединяется с портом через Гранд Рю. Именно на Главной Улице 27 октября 1661 года случился первый в городе крупный пожар, уничтоживший за одну ночь 287 домов.

Сен Мало — немного Бретани

Почти весь этот квартал был вновь разрушен во время боев за освобождение города в августе 1944 года. После войны Комиссия по историческим памятникам расчистила территорию и вдоль улицы устроила мастерские по реставрации собора и прилегающих улиц и площадей. Площадь Гая де Шамбре.

И еще один памятник одному из главных знаменитостей — уроженцев города — Монумент Шатобриана. Поскольку выше я о нем уже написала, то в голову приходит только одно — стейк, названный его именем. Интересно, что этот толстый говяжий стейк был придуман в Англии, а назван в честь француза! Просто Шатобриан некоторое время служил послом в Англии, где его личный повар и придумал особый рецепт ростбифа. Правда, «злые языки» утверждают, что все это не правда, а стейк так назван в честь одноименного города на Луаре, возле побережья Атлантики, где выращивали коров, из которых получалась высококачественная говядина. Так или иначе, а стейк называется «Шатобриан».

Казино Сен Мало расположилось в современном здании. Видимо, каждый город этого небольшого путешествия, может похвастаться Казино (про Онфлерское, Довильское и Трувильское я уже писала).

Сен Мало — немного Бретани

В туристическом офисе можно взять карту города, но мы вышли к нему в финале, обойдясь во время прогулки без карты.

Карусель, как и казино, есть в каждом французском городе. Кстати, перевод слова «Карусель» — «Маленькая война», так как первые такие аттракционы были просто игрой с лошадками и к 17 веку они заменили рыцарские турниры. Так что слово обозначало парад, выступление конницы и любой военный праздник. А первая механическая карусель появилась в Англии, в 1861 году (знаковый год — отмены крепостного права, первого метро и первой организованной туристической группы), и ее придумал Томас Брэдшоу в Болтоне. А здесь, неподалеку — еще и колесо, что удобно — на него можно ориентироваться.

Выходной день, в городе гуляния и праздничное настроение. Невозможно не втянуться в это веселье.

Сен Мало — немного Бретани

Молодцы, танцуют все — «Танцуют все!», от мала до велика.

Я, даже снимая, пританцовывала.

Так хотелось увидеть как можно больше, что я, торопясь, даже собачек не пофотографировала. Вот, напоследок одну сняла, ее хозяин тоже пританцовывал.

Я обзавелась двумя новыми фотографиями с колодезными люками с подписями с названием города.

И, за день (вместе с Мон-Сен-Мишелем) было пройдено 9,5 км, а по ощущениям — все 20!

Сен Мало — немного Бретани

Всем спасибо за внимание, продолжение короткого нормандского путешествия с небольшим заездом в Бретань и Пикардию следует.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.