Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 23:10
Мы будем путешествовать!

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Онфлер, Трувиль-сюр-Мер, Довиль, Ле Мон-Сен-Мишель + 1 город — Франция Июль 2024

Продолжаю оприсание небольшого французского путешествия двух гидов в отпуске, которое включило в себя Париж, Амьен, Руан, Онфлер, Довиль, Трувиль, Сен-Мало, Мон-Сен-Мишель.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

В Руан мы прибыли к обеду, заселились в отель кстати, очень удобный, вот отзыв о нем и бегом помчались гулять, так как синоптики обещали надвигающийся дождь.

Руан — один из древнейших и красивейших городов Франции, четвертый по величине порт в стране. Он вырос на месте поселения Ротомагус не случайно — вниз по течению Сены нельзя было построить город с каменным мостом через реку.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Руан стал первым от устья городом с мостом через Сену, который был возведен викингом Ролло, вскоре после того, как он стал герцогом Нормандии в 911 году.

Вплоть до 13 века, когда Филипп II Август присоединил Нормандию к Франции, Руан был столицей герцогства Нормандского.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Во время Столетней войны в 1419 году после продолжительной осады город захватил Генрих V, а в 1431 году здесь была сожжена Жанна д, Арк. Только в 1449 году французы отвоевали Руан у англичан.

Многовековая история города изобилует трагическими событиями. Войны и пожары неоднократно обрушивались на Руан. Только в первой половине 13 века в городе было 45 больших пожаров.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Оставила свой след и ВМВ, в ходе которой были разрушены мосты, набережные, промышленные кварталы и исторические достопримечательности.

На восстановление Руана были потрачены колоссальные деньги. И сегодня именно благодаря кропотлитвому труду сотен людей, участвовавших в этих работах, прогуливаясь по Руану, можно увидеть истинные шедевры готической архитектуры, старинные кварталы с их разноцветными домиками, музеи и другие достопримечательности, которые оставили у нас неизгладимые впечатления.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Одно из самых ярких мест города — Рыночная площадь Вье-Марше. На ней мемориальной доской и огромным крестом (высотой 20 метров) отмечено место, где 30 мая 1431 года была сожжена Жанна д, Арк. Про нее все знают, но не сказать еще пару слов, находясь в Руане, невозможно.

Когда 17-летняя крестьянка, известная в истории, как Жанна Д, Арк, в начале 1429 года появилась при французском дворе, Столетняя война уже тянулась более 90 лет. Большая часть Северной Францииь находилась во власти англо — бургундского союза, армия была крайне ослаблена, англичане осаждали Орлеан.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

По преданию, Жанна с 1425 года слышала голоса святых, которые побуждали ее к военному подвигу и обещали ей свою помощь. Жанне удалось убедить в своей освободительной миссии наследника французского престола, она возглавила французские войска, и, поддерживаемая опытными военачальниками, нанесла ряд поражений англичанам. В результате начатой компании, 8 мая 1429 года была снята осада Орлеана, и англичане потеряли господство в долине Луары. Слава и влияние Жанны чрезвычайно выросли. По ее настоянию, Карл торжественно короновался в соответствии с древней традицией в соборе Реймса (я про это писала в рассказе про Реймс и в отчете про Реймский собор) 17 июля.

(крест на месте сожжения).

В мае 1430 года в Компьене Жанна была взята в плен бургундцами, которые потребовали за нее выкуп. Однако нерешительный король так ничего и не предпринял, и Жанна была передана англичанам за 10000 дукатов. В Рождество 1430 года ее заключили в башне Филиппа — Августа в Руане. Церковный суд, обвинивший Жанну в ереси и в колдовстве, приговорил ее к казни, и 30 мая 1431 года она была сожжена, а ее останки брошены в Сену.

(памятная стена).

Жанна вошла в историю, о ней слагались легенды еще до того, как были обнаружены и расшифрованы в 1840 году протоколы судебных заседаний. Воздержанность и набожное смирение она демонстрировала в ходе всех испытаний, которые выпали на ее долю. Ее по праву называют великой национальной героиней Франции. Правда, канонизировали ее сравнительно недавно, только в 1920 году, после чего она стала еще и местной святой покровительницей.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

В центре площади находится церковь Жанны д, Арк, своей причудливой формой она напоминает парусник или, что вероятнее, языки пламени.

Внутри — все о Жанне, и множество ее скульптур, возле которых висят таблички с молитвами.

Крытый продовольственный рынок отлично архитектурно вписывается в общий ансамбль и стиль. В нем продолжена тема церкви, где окна сделаны в виде рыбы, а несколько удлиненную крышу украшают чешуйчатые плитки.

Сама площадь окружена прекрасными старыми коричнево-белыми зданиями, построенными наполовину из дерева.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

От Вье-Марше на восток ведет улица Башенных Часов, самя оживленная торговая улица города. Здесь началась «история свобод», прав и привилегий, предоставленных дворянам в Руане. Около 1170 года, герцог Нормандии предоставил городу право на самоуправление. Колокольня, башня сбоку от часов, символизирует власть буржуазии города, в отличии от королевской и религиозной власти.

Они сохраняли свою независимость дл 1382 года, когда королевские налоги были увеличены, что привело к массовому кровавому восстанию в Харелле. Таким образом, король Франции жестоко наказал город, потерявший свои свободы, и поэтому вынужденный разрушить свою колокольню. В 1390 году она была перестроена и город постепенно вернул себе автономию. Силуэт колокольни гордо обращен к башням собора.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

И на перекрестке с улицей Жанны д, Арк, на арке, установлены Большие Часы. Изначально они располагались на готической колокольне, но затем, в 1529 году, по требованию жителей города, их опустили ниже, чтобы люди могли их лучше видеть. Часы и их астрономический циферблат, который можно увидеть снаружи, задают ритм жителям города. Таким образом, для этого требуются два колокола, датируемые 13 веком: Кэш-Рибо, чтобы подать сигнал о комендантском часе, и Рувель, чтобы подать сигнал тревоги.

Ренессансный павильон образует арку, простирающуюся над улицей, свод которой представляет Доброго Пастыря и его овец. Изображение овец также отражает текстильное прошлое города.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

На этом месте прихода Сен-Эрблан стоял дом, в котором родился Робер Кавалье-де ла Саль, 22 ноября 1643 года. Этот путешественник спустился по реке Миссисипи, подарив мирным завоеванием Луизиану Франции. Был убит в Техасе, 19 марта 1687 года, на реке Святого Лаврентия, в городе Лашин.

От Часовой башни выходим на Еврейскую улицу (куда еще я могу выйти), и вот там мы съели самые вкусные блины в жизни! С чем согласились обе. При том, что у меня бабушка пекла блины, муж вообще печет совершенно ажурные, тонкие и вкусные, во Франции часто ем, а в этой поездке вообще съели огромное количество блинов, но эти были самые — самые! Не знаю — почему.

Шедевр готического искусства Нотр Дам заслуживает отдельного подробного отзыва. Он был построен в 12–13 веках. Западный фасад собора, украшенный витиеватыми барельефами, как и остальная часть собора, отображены в более 30 работах Моне. Сейчас они выставлены в музее Д, Орсе в Париже, и буквально неделю назад мы ими любовались. Моне бы не поверил в это сегодня, но тем не менее, в последние несколько десятилетий, собор был добела вычищен от грязи, оседавшей на него столетиями, которую с таким старанием запечатлел художник.

В соборе захоронены Ричард Львиное Сердце (точнее, его сердце), и герцог Ролло, основатель города. Про собор напишу отдельно, а несколько фото — с ежевечернего шоу, снятые коллегой — туристом, у нас к вечеру не осталось ничего: ни зарядки телефонов, ни зарядки пауэрбанков, ни собственных сил ни на что, кроме как на «полюбоватьсмя красотой».

Город выглядит очень празднично, чему немало способствуют «зонтичные» улицы. Очень фотогенично и «контентно»!

На Дворце Юстиции висит памятная табличка: «В память о многих участниках сопротивления и патриотах, которые были заключены в этом здании суда, с 1940 по 1944 годы, откуда они ушли в нацистские лагеря смерти от благодарной Франции». На здании сохранились следы бомбежек Руана во время «Красной недели» с 30 мая по 5 июня 1944 года, и 26 августа 1944 года. Они были сохранены сознательно, чтобы увековечить память о тысячах жертв этих дней и помнить цену, уплаченную Руаном за освобождении Франции.

Часовня Корнель, более известная как Аудитория Нормандии, некогда была церковью Сен Луи. Помещение аудитории вмещает до 700 человек, и в нем проводятся различные мероприятия. Чаще всего это выступления французского камерного хора «Accentus», который базируется в Руанском оперном театре. Часовня 17 века внесена в список исторических памятников.

А вокруг часовни происходило лучшее! Там выгуливали собакенов! Да еще каких очаровательный! Разрешили погладить и почесать (хозяева), собакены снисходительно потерпели приставания рандомной тетки.

А, чуть не забыла! Пройти по французскому городу и ничего не купить сложно. И я не стала бороться с собой, порадовала себя платьицем, летними штанами и двумя лосинами!

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Мы вышли на улицу Бовуазин, старейшую в Руане, существующую с галло-римского Кардо Максимуса. Она включает в себя несколько готических домов конца 15 века. Бывший отель «Три Мора» — фахверковый дом с карнизами 15 века, куда Гюстав Флобер, уроженец Руана, часто приезжал в гости к своему другу — Луи Буйе. С 1830 года на этой улице располагаются два музея — Музей Естественной истории, один из самых важных во Франции, с невероятными коллекциями и диарамами 19 века; и Музей Древностей, тоже исключительный, расположенный в бывшем монастыре сестер Прощения на площади Андре Моруа. Рядом — общественный парк, вдохновленный средневековыми садами, в которых сохранились многочисленные остатки старых исторических зданий города. Улица Бовуазин связывает эти два музея с тремя другими, расположенными недалеко от площади Вердрель и улицы Жан-Лекануэ: Музеем Изящных Искусств, Музеем Керамики и Музеем кованых изделий. С огромным сожалением я понимала, что находясь в городе менее суток (к обеду приехали, а рано утром следующего дня уже уехали), музеи мне не светят.

Правда, к Музею Ковки, все же, подошли (не «шмогла»), но он оказался закрыт. Музей Ле-Сек-де-Турнель расположен в готической церкви, и в нем представлена уникальная коллекция произведений искусства из железа: 16 000 предметов (хорошо, что он был закрыт, иначе, мы бы не посмотрели ничего больше, я бы застряла в музее) из кованого железа, и золотых изделий от галло-римской эпохи до 20 века, привезенных со всей Европы и Востока. С высоты церкви открываетсмя поразительный вид на это изобилие необыкновенной красоты, которое я увидела только на картинке. Если верить табличке на дверях, то музей открыт со среды до понедельника, с 14.00. до 18.00., не перерабатываются (мы к нему подошли после 18.00.)

Вышли, наконец, к Ратуше, а там — праздник, чевствуют кого-то, в униформе. Народ речи толкает, знамя собираются вносить (мы так и не дождались «вноса»), и все это мешает рассмотреть Ратушу и площадь. Создание Ратушной площади, ныне называемой Площадлю генерала де Голля, и подъездных путей к ней, было частью крупных градостроительных работ, проводившихся по всей Франции в 19 веке. Они улучшили Ратушу и создали перспективу, которая стала продолжением улицы Жан-Лекануэ. К сожалению, эти изменения стали причиной исчезновения резиденции аббатства, одного из шедевров руанской архитектуры эпохи Возрождения. С северной стороны площади находится Лицей Корнеля, первоначально иезуитский колледж, основанный в конце 16 века, названный в честь драматурга Пьера Корнеля, который учился там между 1615 и 1622 годами. Сегодняшние занятия старшеклассников сильно отличаются от тех, которые преподавались ранее, когда учеба концентрировалась на «гуманитарных науках», то есть, на латыни и греческом языке. Помимо Корнеля, статуя которого занимает почетное место в центре, этот лицей посещали Гюстав Флобер, Ги де Мопассан, Андре Моруа. Интересно, сегодняшние школьники это осознают? В 1615 году Мария Медичи заложила первый камень в фундамент часовни колледжа, который во время революции стал армейским складом. В конце 19 века часовне грозило разрушение из-за расширения школы, но ее, к счастью, удалось сохранить, и в 1910 году комплекс был внесен в список исторических зданий. Во время ВМВ весь комплекс был поврежден, и восстановлен только в 1960-х годах, а спустя 50 лет часовня была преобразована в зрительный зал, где сегодня проходят концерты. А вот пробраться к часовне помешали «люди в черном форме».

Витрины манили, несмотря на съеденный блинчик, но мы устояли и отправились в ресторан азиатской кухни с буфетом — сохранили время и деньги (потраченные на платьишко). Очень рекомендую ресторан, в самом центре, быстро и вкусно (для тех, кто любит азиатскую кухню): https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/rouen/cafe/46786/responses/15069

Карусель, обязательная для французского города, тоже придает ощущение праздника.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Для тех, кому трудно ходить — есть возможность проехаться по центру на паровозике. Маршрут оценить не могу, мы пешком ходили — гортоп — по городу топали. За день натопали средненько — 13 километров.

Если не знаете — что смотреть в городе, то на земле есть указатели.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

И, немного не самого центра, а то, что мы видели по дороге из отеля к центру.

Церковь Сен Элуа в нынешнем виде датируется 16 веком. Мало что известно о бывшем здании, которое состояло из трех часто посещаемых часовен, посвященных Нотр-Дам-де-ла-Утешение, Сен-Фирмин и Сент-Круа, и, вероятно, датируемых 13 веком. Поэтому в начале 16 века было решено построить новую церковь. На старом фундаменте, в готических сводах добавили новую постройку. Статуи перед храмом были разрушены протестантами почти сразу после их установки, во время религиозных войн 1562 года. Через 14 лет приходской совет принял решение продолжить строительство церкви в западном направлении, и был построен деревянный цилиндрический свод над пятью пролетами центрального нефа, так как на каменный не хватило средств. В 1579 году была пристроена башня, нижняя часть которой была готической, и портал, увенчанный тимпаном без окон с окном — розеткой над ним. В 17 веке на вершине башни был построен шпиль с деревянным каркасом. Первоначально он был спроектирован как фахверковый, но со временем был покрыт сланцем, как это видно сегодня. В начале 18 века архитектор Мартине начал вносить важные изменения, он превратил готическитй стиль церкви в барочный. Он покрыл хор мраморными плитами, ввел колонны, коринфские капители которых были увенчаны антаблементом, украшенным листьями аканта. Он покрыл готические колонны рядом с хором каннелированной штукатуркой. В западной части нефа были построены две колонны, чтобы поддерживать галерею, а также корпус нового органа, заказанного в 1731 году. Нижние стены боковых нефов были облицованы панелями, скрывающими некоторые погребальные надписи. Во второй половине 18 века был построен вестибюль, который присоединили к апсиде.

С момента своего основания церковь была окружена кладбищем, и перестала быть местом захоронения только в 1782 году, в соответствии с Декларацией короля 1776 года, запрещающей похороны в городах. Как и большинство церквей в Королевстве, церковь Святого Элуа была закрыта и продана в 1791 году. Через два года она стала складом фуража, и фабрикой по производству свинцовых дробей.

Сегодня, с 1803 года, здесь разместилась Объединенная протестантская церковь Руана, подаренная протестантам Первым Консулом. В конце 19 века архитектор Симон заменил двускатные крыши боковых нефов на односкатные. Прилавки для продажи кур, пристроенные к церкви, были снесены в 1857 году.

Церковь Мадлен закрыта на реставрацию, попасть в нее невозможно. Она была построена в течении 30 лет, во второй половине 18 века. Главный фасад, украшенный четырьмя рифлеными коринфскими колоннами и внушительным фронтоном, а также большой купол, увенчанный шпилем, не изменились со времен постройки, что видно на гравюрах 18 века. Изначально к церкви примыкала больница, но в 1988 году последние больничные службы были переведены в другую часть города, в университетскую клинику. Смотрится церковь очень внушительно, и подход к ней через аллею отлично продуман.

Галерея с коллекцией автографов в здании отеля «Де Бургтерульде», на Площади Пюссель — Девственниц. Это частный сообняк, построенный в 16 веке работником казначейства Нормандии, решившим построить каменный особняк, достойный его ранга, в стиле Людовика XII. Его сын Вильгельм продолжил работы по украшению особняка и завершил работу отца. В этом особняке состоялась встреча между Франциском I и Генрихом VIII, о чем свидетельствуют барельефы. До конца 2006 года особняк был занят банком «Кредит Индустриель Нормандии», а затем он был преобразован в роскошный отель, открытый в 2010 году. Здание классифицируется как исторический памятник из-за фасада и крыши, несмотря на частичное разрушение в ходе недельной бомбардировки в июне 1944 года. Долгое время считалось, что именно на этой площади была сожжена Жанна д, Арк, но ошибку выявили.

Почти возле нашего отеля современное здание Руанского Университета. Он довольно новый, был открыт в 1966 году, но на основе Высшего Медицинского Колледжа начала 17 века. Этот университет закончила Анни Эрно, лауретка Нобелевской премии по литературе 2022 года.

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Несмотря на плотную застройку, город зеленый, особенно, в июле, когда еще и цветы.

Неподалеку от нашего отеля пообщались с котенком, но, в отличии от собакенов — через окошко.

На следующий день, уезжая из Руана, из окна полюбовались цирком. Он был впервые построен в 1894 году, но в 1973 уже не соответствовал современным требованиям и был разрушен. На протяжении многих лет он был крупнейшим концертным залом Руана, вмещая 3000 зрителей, в банкетной части 1000 человек и пивной бар внутри. В этом зале выступали Дюк Эллингтон в 1950 году, Луи Армстронг в 1955 году. После разрушения было выстроено новое здание.

И, следом, городской вокзал, построенный на железнодорожной линии Париж — Гавр, открытой в 1843 году.

Про собачек и кошечку написала, а про главных жителей Руана забыла. И это чайки!

Вот такой небольшой нормандский маршрут, а на карте Нормандии осталось куча наших «Белых пятен», поэтому, есть куда и к чему стремиться!

Руан — город гибели Жанны д,Арк

Всем спасибо за внимание! Приезжайте в прекрасный Руан.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.