В моем баварском туре есть замковый день. Иногда это два замка, иногда один. Но всегда — замок короля Баварии Людвига II.
Всего у Короля Баварии Людвига II, четыре замка, три из которых строил он. Про Херренхимзее я писала здесь:
О Линденхофе когда-нибудь напишу, давно там не была.
А сейчас расскажу о двух — Нойшванштайн, который очень популярный, но не очень любимый мною, и о Хоэншвангау, менее популярном, но гораздо, на мой взгляд, интереснее, в котором вырос Людвиг — замок его отца.
1
К сожалению, в замках запрещено фотографировать, поэтому возможно только показать их снаружи и рассказать о них, и о их странном «строителе». А все фотографии изнутри замка — с их открыток и рекламных буклетов.
3
Король Людвиг II Баварский, сын баварского короля Максимилиана II, взошел на престол в 1864 году, в возрасте 18 лет. За свой необычный стиль жизни и страстную тягу к строительству замков, этот красивый и очень одинокий и странный монарх вошел в историю под именем «сказочного короля».
Еще будучи кронпринцем, он был очарован музыкальными драмами Рихарда Вагнера. После исполнения «Лоэнгрина» в придворном театре в 1861 году, Людвиг стал восторженным поклонником композитора и всю свою недолгую жизнь оставался его меценатом.
1
(фото из интернета).
Воодушевленный идеалами абсолютизма, разочарованный махинациями правительства, король Людвиг II все более и более отдалялся от нелюбимого им Мюнхена, от суетного будничного мира, уходя, как он сам писал: «в сумерки богов благородного горного одиночества». Здесь его фантазия создала для него искусственный рай, населенный только его собственными идеалами. Здесь он стал заказчиком строительства, а по существу, творцом своей воплощенной мечты: замков Нойшванштайн, Линдерхоф и Херренхимзее.
1
Людвиг без устали изобретал места сказочного действа. Неутомимо, до самой своей трагической гибели 13 июня 1886 года, в водах озера Штарнбергерзее, он искал свою совершенную иллюзию. А построенные королем замки, шедевры художественной инсценировки прошлого, чаруют туристов сегодня больше, чем другие, нстоящие старинные замки.
2
Самый известный портрет Людвига II Баварского изображает двадцатилетнего монарха в форме генерала, принадлежит кисти Фердинанда Пилоти, 1865 год.
1
Хоэншвангау.
Замок Хоэншвангау, живописно расположенный на лесистом холме меж двух озер: Альпзее и Шванзее, был когда-то родовым имением владетелей Швангау. Вот так выглядит фото замка на буклете, а моя фотография с этого же места, от замка Нойшванштайн — чуть ниже.
3
Отец Людвига II — король Максимилиан II — приобрел лежащий в развалинах замок еще в бытность свою кронпринцем: в 1832 году, и поручил отстроить его заново согласно мечтательно-романтическому замыслу архитектора и художника — декоратора Доменико Квальо.
4
Именно в замке Хоэншвангау провел король Людвиг большую часть детства и юности. Здесь он открыл для себя в стенных росписях Михаэля Неера и Лоренца Квальо сказочный мир Лебединого Рыцаря Лоэнгрина, который был для него, как, впрочем, и для его отца, неотделим от истории рыцарей Лебединого удела» Швангау.
1
Надо иметь в виду, что подъем к замку довольно крутой и длинный и обязательно заложить на это минут 20. По очень красивым тропинке и лестнице. Нам повезло, дождь, прошедший ночью, нас минул и было не жарко.
3
Зал Лебединого Рыцаря посвящен легенде о Лоэнгрине. Исполнение музыкальной драмы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Мюнхенской Придворной Опере в 1861 году заложило основу дружбы монарха с композитором. Здесь, в замке Хоэншвангау король принимал Вагнера как самого долгожданного гостя в 1865 году.
1
На третьем этаже находятся Зал Героев, или Рыцарский Зал, комната Аутари, рабочий кабинет, комната Гогенштауфенов и спальня.
1
Позднее эти комнаты стали жилыми покоями короля Людвига II.
1
Комната Тассо, прежде спальня короля Максимилиана II, украшена изображениями с историями Ринальдо и Армиды, по произведению Торквато Тассо, созданными по эскизам Морица фон Швинда.
1
С балкона этой комнаты корроль мог наблюдать в подзорную трубу за продвижением строительных работ в замке Нойшванштайн.
1
В этом замке мы встретили удивительного «замкового» гида. Девушка из Тосканы порадовала. Дело в том, что из-за ошибки, нашей группе, которую вссегда делят на две части, взяли неправильные билеты для второй части: 14 человек пошли в 11.00. часов с русскоязычнымит аудиогидами и русскоязычной сопровождающей. А вторая часть, 10 человек, почему-то попали в англоязычную группу. А я не могу там рассказывать или, даже, переводить. Я подошла к девушке на рецепшене, объяснила ситуацию (по-немецки), она сказала, что попробует помочь, и ушла в служебную комнату. В результате, нам дали аудиогиды, которые она переключала на русский язык в каждом помещении, помимо этого, соппровождала нас и рассказывала для остальных по-английски, а для нас — по-русски, продолжая общаться со мной по-немецки. Мы, конечно, спросили, откуда знания русского языка, оказалось — в университете изучала. И тут, видя наш «респект» от свободного владения тремя иностранными языкамит, она, перейдя на иврит, выдала: «Я и на иврите могу, я два года его в Израиле изучала в ульпане». Ульпан — это школы изучения иврита в Израиле. Вот это итальянская девочка! Мы, сделали ей небольшой презент — магнитик и купюру, она занесла это в гидовскую комнату и объявила, что «нам подарили подарок»! Не взяла себе.
1
Дворцовый сад, по которому туристы проходят после знакомства с дворцом, был спроектирован по проекту театрального архитектора Доменико Квальо. В 1851 году его расширили Георг и Петер Йозеф Ленне, а в 2007 году сад был приведен в первоначальное состояние 19 века, так как он очень разросся.
1
Все фонтаны сада отражают романтическую историю помещений дворца. Львиный фонтан, созданный по образцу испанского фонтана Альгамбры, символизирует Восток.
2
Лебединный фонтан показывает идентичность семьи, замков, и рыцарства.
2
Фонтан «Мужичок с гусями» отсылает к легендам Средневековья, я о нем в рассказах про Нюрнберг и Люцерн писала. А я здесь продемонстрировала новую куртку, покупку которой описала в расскказе про озеро Кёнигзее.
1 из 2
4
Из окна замка (нам милостиво разрешили сфоторгафировать) отлично видно озеро Альпзее, словно «встроенное» в лесистый горный ландшафт Восточного Альгоя. Это одно из самых чистых, и самых холодных озер Баварии, расположенное на охраняемой территории «Альпзее, Шванзее, и Фауленбахер Таль», прямо под двумя королевскими замками.
2
Конечно, если есть время, то лучше подойти к озеру и немного погулять вдоль берега. На южном берегу озера устроен специальный бассейн для купания, буквально в 10 минутах хотьбы от парковки, но в такую погоду о купании не думалось. Там же имеется прокат велосипедов, весельных лодок, возможна рыбалка с берега (в основном ловится щука, форель, судак, окунь, какрп, сиг и угорь). Правда, рыбалка разрешена только при наличии рыболовной лицензии.
2
Вокруг озера расположены красивые панорамные пешеходные тропинки. Почти везде можно пройти по королевским маршрутам, а по одному из них можно дойти до соседнего Тироля, примерно за час. Кстати, озеро принадлежит Ассоциации Виттельсбахов.
3
Нойшванштайн.
В детстве будущий король Людвиг II познакомился с горными районами и романтическими фресками замка Хоэншвангау. Это было началом его мечты построить собственный замок.
И вот на крутой скале, которая возвышается над озером Альпзее, над бурной стремниной ущелья Пеллат, Людвиг приказал возвести замок Нойшванштайн, и он был построен в 1869 — 1886 годах — гордый, стройный, с остроконечными башнями и зубчатыми стенами, — мечта, воплощенная в камне. Проект и эскизы разработали Эдуард Ридель, художник — декоратор Кристиан Янк и Георг Долльманн.
2
Двадцатитрехлетний король писал 13 мая 1868 года Рихарду Вагнеру: «Я намерен заново отстроить лежащий в руинах старый замок Хоэншвангау, близ ущелья Пеллат, в подлинном стиле старых рыцарских замков… лучше места просто не сыскать…».
2
Замок в романтическом стиле, с пятиэтажным дворцом, по образцу замка Вартбург, который так во многом напоминает мир сценических образов Рихарда Вагнера, воспринимается сейчас как настоящий романтический средневековый замок.
Лоэнгрин и Тангейзер, состязание певцов, чаша Грааля рыцаря Парсифаля — все эти образы, персонажи, герои мифов немецкого Средневековья обрели новую, неповторимую жизнь в этом замке.
1
Скажу сразу: я не разделяю восторгов подавляющего количества туристов по поводу этого замка. Мое мнение совсем не популярное: китч, вкус явно изменил строителям (точнее, — заказчику), и по мне — «дорого, богато». Плюс, в нем не чувствуется ни капли истории, которой там и нет, и на магию театра это не похоже. Но, это субъективное, большле про это писать не буду. Как и про личность короля — психически нездорового, несчастного молодого человека.
Подняться к замку можно тремя способами: пешком, на лошадке, или, как мы, на шаттле — автобусе.
2
Вестибюль.
Стены вестибюля, ведущего к королевским покоям, украшены изображениями из древнейшего издания «Саги о Зигфриде». Картина «Регин кует для Сигурда меч Грам». Мраморный портал ведет в Тронный Зал.
2
Тронный зал.
Оформление мраморного Тронного зала было задумано как «Зал Святого Грааля» из «Персифаля». Согласно проекту Эдуарда Илле и Юлиуса Гофманна предусматривалось выдержать это помещение в роскошном византийском стиле.
Навеянный архитектурой храма «Айя — София» в Константинополе, Тронный Зал — двухэтажный, с рядами колонн по длинной стороне, отделанных под порфир и ляпис — лазурь — был завершен в 1886 году, в год смерти Людвига II.
Зал заканчивается полукруглой позолоченной апсидой. Девять ступеней белого каррарского мрамора, обрамленные изображениями двенадцати апостолов, ведут на возвышение, где должен был быть установлен трон из золота и слоновой кости. Его так и не успели изготовить.
2
Под сверкающим голубым сводом купола как бы парит Иисус в окружении Марии и Иоанна, окаймляет свод вереница портретов королей, причисленных к лику святых. Здесь Казимир, Штефан, Генрих, Фердинанд, Эдуард и Людовик Святые.
Драгоценный канделябр в форме византийской короны из позолоченной бронзы. Он рассчитан на 96 свечей и весит 18 центнепров.
На мозаичном полу работы мастера Дермота из Вены стилизованно изображены животные и растительные мотивы.
2
Галерея.
С галереи, расположенной с западной стороны тронного зала, открывается чудесный вид на горные вершины и озера Баварии. Меж лесистыми склонами холмов притаилось темно-синее озеро Альпзее, позади него высится мощная горная цепь Фюсен и танхайм.
С 1865 года Людвиг II, принимая у себя в гостях в Хоэншвангау Рихарда Вагнера, дал на озере Альпзее сопровождаемое пышным фейеверком представленипе: сцену прибытия Лебединого рыцаря Лоэнгрина.
2
Столовая.
Отделаненое дубовыми панелями помещение украшено картинами Фердинанда фон Пилоти и Йозефа Айгнера. На них запечатлены изображения миннезингеров («певцов любви»), а также сцены легендарного состязания певцов в городе Вартбурге в 1207 году.
Свод арки над правой дверью украшен портретом Вольфрама фон Эшенбаха, автора «Парсифаля», и «Лоэнгрина». Слева, над служебной дверью, — Готтфрид фон Штрассбург, автор любовной драмы «Тристан и Изольда».
Эскизы для оформления помещения разработаны Юлиусом Гофманном. Настольная скульптура из позолоченной бронзы, высотой более метра, изображает «Зигфрида в бою с драконом». Это — дар мюнхенских скульпторов Людвигу II.
3
Спальня.
Королевская опочивальня блистает изобилием резных украшений и великолепным убранством. В отличии от преобладающего в других помещениях романского стиля, здесь царят неоготические формы. Над их созданием трудились четырнадцать резчиков на протяжении 4,5 лет. Ложе монарха украшено филигранью (кошмар, как здесь можно спать?!). В убранстве помещения использованы картины из истории о Тристане и Изольде, которая глубоко потрясла 26-летнего короля, услышавшего музыкальную драму Вагнера. Первое исполнение оперы состоялось в 1865 году в присутствии короля Людвига II в. Мюнхене. Над балдахином умывального столика изображен сюжет «Тристан и Изольда в саду замка Корнвалль».
1
Справа над кроватью — «Прощание Тристана с Изольдой». Умывальник снабжался проточной водой, которая подавалась от источника, расположенного выше замка.
2
Домашняя часовня.
К спальне примыкает небольшая молельня Людвига. Она посвящена Людовику Святому — королю Франции Людовику IX, в честь которого и получил свое имя монарх.
В расписной стрельчатый свод встроен створчатый алтарь, украшенный богатой резьбой.
На картине в средней части триптиха изображен Людовик Святой. Витраж боковой стены — «Людовик Святой принимает послшедние утешения» создан в придворной художественной мастерской Майера.
1
Гардеробная.
Комната для одевания, выдержанная в строгом оформлении дубовыми панелями, чудесным образом переходит в стилизованную беседку.
Настенная живопись повествует о поэзии и жизни Вальтера фон дер Фогельвейде и Ганса Сакса. После картин из «Зигфрида» в вестибюле, после мотивов «Тристана» в спальне, здесь гостей встречает мир «Меннезингеров». Роспись стен принадлежит кисти Эдуарда Илле, ученика Морица фон Швинда.
Над умывальником, украшенном гарнитуром из метлахской майолики работы Виллероя и Боха: «Вальтер поет при дворе герцога Вельфа». На столике стоит шкатулка с драгоценностями короля.
2
На стене напротив: иллюстрация к знаменитому стихотворению Вальтера «Под липами».
2
Гостиная.
Щедро украшенная гостиная с выдвинутым вперед эркером, так называемым «лебединым углом» в своей общей изобразительной направленности посвящена столь значительному для корроля образу Лебединого рыцаря Лоэнгрина.
Большие настенные живописные панно работы художников Гаушильда и фон Геккеля изображают сцены из легенды о Лоэнгрине, такие как «Чудо Грааля» и «Прибытие Лоэнгрина в Антверпен». Кроме того, лебединый мотив присутствует в резных украшениях деревянной обшивки и в золотом шитье, которым отделаны шелковые накидки и портьеры.
Корроль Людвиг II, который еще в бытность молодым кронпринцем воспринял Вагнера как откровение, ощущал себя своего рода «Лебединым рыцарем» и любил соответственно одеваться. Трагизм Лоэнгрина заключается в его одиночестве. Такой же удел был уготован и королю.
1
Рабочий кабинет.
Романский стиль рабочего кабинета короля во многом перекликается с богатой событиями и мифами историей Вартбурга. Темой легенды о Тангейзере и состязании певцов в Вартбурге объединены гобелены работы Иосифа Айгнера, вмонтированные в обшивку из дубовых панелей, которая покрыта тонкой чеканкой. На поверхности арки рядом с дверью изображен Тангейзер, кающийся перед Папой Римским Урбаном IV. Над увенчанным башенкой стенным шкафом — в нем хранились планы замка — изображен Тангейзер в Хёрзельберге в объятиях Венеры.
1
Как чудесное продолжение видов Хёрзельберга помещение довершает грот. Искусственная сталактитовая пещера была создана, как и «Грот Венеры» в замке Линдерхоф, «творцом ландшафтов» Дириглем. Она подсвечивалась цветным освещением, и в ней был даже небольшой водопад. Из грота был предусмотрен выход в застекленный сад с восхитительрным видом на равнину.
2
Певческий зал.
В этом зале, занимающем всю восточную часть пятого этажа, совместились в единое архитектурное творение Праздничный и Певческий залы тюрингского Вартбурга работы Юлиуса Гофмана.
Стенные панно в зале и проходе к трибуне, в том числе работы Шписа и Пилоти, изображают сцены из средневековой «Легенды о Парсифале», которые оживил Рихард Вагнер в своей одноименной героической драме.
Замой Нойшванштайн, задуманный королем в равной степени как «Замок Святого Грааля» и как «Замок Лебединого рыцаря Лоэнгрина», приобретает именно в этом зале третий задуманный королем мотив: «Замок Тангейзера».
2
Кухня замка.
Полностью сохранившаяся кухня замка подкупает и своей функциональностью, и поразительрным для того времени техническим оснащением: проточной горячей и холодной водой, и автоматическим вращением вертелов для жаркого.
1
Мост Марии.
Стоя на Мосту Марии, переброшенном через ущелье Пеллат, можно одним взглядом окинуть романтичный ландшафт царства гор вокруг замка Нойшванштайн.
Висячий мост, который старше чем сам замок, пересекает ущелье на высоте 92 метра, над 45-метровым водопадом. Первоначально мост был деревянным, в 1866 году была возведена металлическая конструкция, которую мы видим и сегодня. Он назван в честь матери короля Людвига II, королевы Баварии Марии, принцессы Прусской.
2
Финал.
9 июня 1886 года государственная комиссия прибыла в Хоэншвангау с полномочиями взять короля под опеку — еще бы, казна была пуста, короля не интересовало ничего, кроме его замков и ночных инсценировок. Три дня спустя король отправился в свой последний путь из Нойшванштайна в замок Берг. 13 июня он утонул, либо его утопили, вместе с его доктором, с которым он гулял, в озере Штарнбергер.
1
Мри немецкие водители пару раз спросили у меня: «Почему все русскоязычные наш замок Каменного Лебедя называют Замком Девятой Свиньи? Все просто, многие говорят чуть-чуть не так, как надо, а добавляя одну букву, меняется слово, вот и получается «нойн» и «швайн».
6
Туристические автобусы на общей парковки напоминают огромное стадо!
1
Замки посещает огромное количество туристов, А Нойшванштайн — одна из самых посещаемых достопримечательностей Германии. И вот такой очаровательный посетитель, интересно, его посчитали?
3
Возле замков — вся инфраструктура, предназначенная для туристов: кафе и рестораны, сувенирные магазины и магазины одежды. И все это — в очаровательных домиках:
1 из 5
2
Я очень постаралась и не высказывала своего мнения ни о романтическом короле — несчастном Людвиге, ни о его замке — Нойшванштайн. Пусть я не поклонница короля и не любительница его замков, но это, как раз, то, что надо хоть раз увидеть.
2
Спасибо за внимание!
2
Другие материалы из цикла "Бавария" ниже по ссылкам: