Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 18:23
Посетил 4 Южно-Уральские столицы, лечу домой!

Липецкая область — Россия Июнь 2024

«Прогулка на природе возвращает душу домой».

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

В прошлый раз я рассказ вам про несколько заброшенных мест в Орловской области и Ливны.

Провинциальный вояж ч.1 — Орловская глубинка

Провинциальный вояж ч.2 — Ливны и Адамовская мельница

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

После уютного городка Ливны я отправился в соседнюю, Липецкую область. Проезжаю село Афанасьево, в кадре церковь Троицы Живоначальной.

Совсем скоро, я свернул с хорошей асфальтовой дороги на грунтовку. Чёрный кот — к удаче:)

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Моей целью было вот это место. Ниже подробное описание.

Воргольские скалы — ярко выраженные поднятия рельефа в участке государственного заповедника «Галичья гора», который носит название «Воргольское».

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Расположен заповедник в центре Северо-Донского реликтового ботанического района.

Памятник природы, ботанический феномен. Крупный региональный научно-исследовательский центр.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Заповедник имеет шесть участков-кластеров, представляющих наиболее ценные природные объекты верхнего Дона: «Галичья Гора», «Морозова Гора», «Воронов Камень», «Воргольские скалы», «Плющань», «Быкова Шея».

Я посетил два участка: Воронов Камень и Воргольские скалы.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Причём первый раз приезжал сюда на закате, а второй раз на следующий день, рано утром. Вечером конечно лучше и красивее.

Галичья гора — один из самых маленьких заповедников мира. Площадь 230 гектар.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Находится в ведении Воронежского государственного университета Министерства образования и науки Российской Федерации.

Благодаря своему нехарактерному для русской равнины горному облику, долина Воргола стала убежищем ряда растений, свойственных Альпам и Кавказу.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

На территории всего заповедника выявлено 839 видов грибов и 974 вида сосудистых растений.

Особую ценность и охранный статус определило скопление горных папоротников, наличие редких видов высших растений, таких как шиверекия подольская, смородина пушистая, тимьян известняковый и другие.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

В составе богатейшей флоры собственно Галичьей Горы около 40 видов редких степных и горноальпийских растений, в том числе реликтовых, сохранившихся с ледникового и позднеледникового времени (например, лапчатка донская, шиверекия подольская, папоротник костенец степной, эфедра).

Важнейшим достоянием заповедника является гербарий Среднерусской возвышенности и сопредельных областей, насчитывающий около 36 000 образцов.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Скалы, липняки, ковыльные и осоковые степи, нагорные березняки и дубравы, входящие в состав заповедника, образуют пёстрые растительные группировки и являются эталонами природы этого района центральной России.

Фауна носит преимущественно лесной облик. Позвоночные животные довольно разнообразны и многочисленны. В данной местности водится уникальная популяция гольца обыкновенного — редкого вида рыб, обычно населяющего быстрые родниковые реки Европы.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Из насекомых примечательны бабочка-бражник («мёртвая голова»), шмели (степной, красноватый, моховой), пчёлы.

Благодаря особенностям рельефа, территория скальных массивов «Звонари» и «Копчёный камень» пользуется популярностью у спортсменов-скалолазов.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Высота трасс разного уровня сложности достигает 20 метров, всего работают 19 маршрутов сложностью 5а-8а.

Помимо Воргольских скал я хотел ещё посетить усадьбу Талдыкина. Это архитектурный комплекс на реке Воргол, представляющий собой бывшую мельницу и усадьбу с парком.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Попасть на территорию вечером не удалось. Никого не было. Это частная территория и единственный проход по мостику закрыт.

Вторая попытка стала более удачной. Получилось договорится со сторожем, но у него было условие, телефон нужно оставить в машине. Раньше при других собственниках было проще, новые ему запретили пускать туристов.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Я, конечно, расстроился, что не поснимаю территорию изнутри, но вариантов других не было. Зато харизматичный сторож рассказал много интересных историй про усадьбу и свою жизнь. На него можно посмотреть с 9 минуты.

На комплекс можно полюбоваться с небольшой высоты близлежащих холмов, на которых так же можно встретить известняковые и другие выходы пород на поверхности.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Немного информации про это место.

В 1867 году купец Иван Афанасьевич Талдыкин построил под Ельцом мельницу и заложил усадьбу.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Прежде чем заняться мукомольным делом, он вместе с женой Анной Антоновной содержал в городе несколько лавок, где супруги торговали тканями, а также чаем, кофе, пряностями, поставляемыми из-за границы.

11 июня 1868 года Иван и Анна Талдыкины были убиты в своём доме родным племянником.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Примерно с 1875 года эта земля принадлежала Екатерине Степановне Талдыкиной, но всем руководил Николай Иванович Талдыкин (возможно, сын Ивана Афанасьевича) — купец 1-й гильдии, который стал Почётным гражданином города Ельца.

Скорее всего, именно он в 1880 году начал строительство на берегу Воргола самой крупной и современной по тем временам водяной мельницы.

Рядом он возвел комплекс зданий: административный корпус (1894), а также склады, конюшни с сараями и техническими пристройками. А чуть выше Талдыкин ещё в 1891 году разбил парк с фруктовым садом и возвел усадьбу.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

В 1913 году наследники Н. И. Талдыкина продали мельницу фабриканту-миллионеру Виктору Петровичу Хамову, который вел хлебную торговлю.

После Октябрьской революции мельничный комплекс продолжал принадлежать вдове Хамова Серафиме Петровне. Только 30 октября 1919 года, согласно постановлению президиума Совнархоза на заседании в Ельце, было решено передать все уездные мельницы (в том числе и талдыкинскую) в число государственных.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

В годы Великой Отечественной войны, в первых числах декабря 1941 года, во время отступления Красной армии, мельницу на Ворголе сожгли, чтобы она не досталась немцам.

После войны мельницу частично восстановили: там, где ныне расположен подвесной мост, была построена плотина.
Позже установили гидрогенератор, который вырабатывал электроэнергию не только для мельничных механизмов, но и давал освещение в дома соседних сел Дерновка и Ольховец.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

Всё это работало до 1960-х годов. В начале 1970-х годов мельничный комплекс стал принадлежать тресту «Елецтяжстрой», и в 1976 году сохранившиеся здания решили использовать как базу отдыха, начав капитальный ремонт.

База отдыха просуществовала до 1990 года, но после распада СССР была выкуплена у государства по время приватизации. С тех пор здания архитектурного ансамбля находятся в частной собственности, его строения не используются и пришли в запустение.

Провинциальный вояж ч.3 — один из самых маленьких заповедников мира

На этом всё. Спасибо за внимание. Конец третьей части. Закатный занавес.

В заключительной, четвёртой части, мне осталось лишь рассказать вам про город Елец, где я провёл единственную ночь в этом мини путешествии.