Изначально мы Новороссийск, как место проведения отпуска, не рассматривали, просто так вышло. Ожидания были примерно следующие, причем взятые «с потолка»: цементная пыль в жаркую погоду, да еще ветер сильный может быть.
Сразу скажу, что все опасения оказались напрасными.
Во-первых, нам очень повезло с погодой: было тепло, но не жарко. Солнце то было, то набегали тучи. Поэтому Цемесская бухта выглядела все время по-разному.
Во-вторых, мы приехали в очень удачный сезон: тепло, все цветет, но отдыхающих еще мало. Я не очень люблю чисто курортные резервации. Мне больше интересны самодостаточные города, живущие своей жизнью, но которые используют туризм в свою пользу. То есть имеют достаточно развитую туристическую инфраструктуру, но жизнь города не сводится к обслужаванию туристов.
В этом плане Новороссийск оказался просто супер интересным.
Поезд прибыл на вокзал днем, но жары как-то совсем не намечалось. Солнце светило, но прохладный ветер заставил натянуть флиски.
Вокзал расположен в промзоне. Первое впечатление, что это грузовая станция, а не пассажирская — завод прямо через дорогу, порт и нефтебаза практически примыкают. Но это окружение, а сам вокзал вполне благоустроенный.
В-третьих, в Новороссийске отлично развит общественный транспорт — ходит часто, маршрутов много.
От вокзала до центра доехали на троллейбусе № 6, который останавливался недалеко от нашего отеля.
Отель мы выбрали в самом центре, буквально в сотне метров от набережной Серебрякова. А поскольку Новороссийск вытянут вдоль моря, то большинство маршрутов общественного транспорта останавливалось неподалеку.
Правда впервый раз мы с остановкой промахнулись, поэтому пришлось немного пройтись по улицам, причем, не по «парадным» — ну такой нормальный промышленный город.
Но вот чем ближе смещались в сторону моря, тем привлекательней становился город.
Отель так вообще красота окружала.
С одной стороны — набережная, про которую скажу отдельно, с другой — парк имени Фрунзе. Карусели в парке нас не интересовали, а вот водоем с рыбками, который тоже, по сути, атракцион, нам очень понравился.
Детская площадка.
Запустил ребенка внутрь, и он лазит там в свое удовольствие.
Ну и зелень, конечно, с удачно расставленными скамеечками — это всегда приятно.
С едой проблем не было, но тут мы неприхотливые.
После заселения пошли обедать в кафе «Эники Беники» — читали, что там может не оказаться свободных мест вечером, но поскольку наш «поздний обед» приходился на «время затишья», то шансы были. Кафе оказалось очень уютным, а пельмени и вареники очень вкусными. Мы перед отъездом сюда еще зашли.
Поскольку завтраки в отеле были настолько сытные, что часть оставалась на ужин, то бывало, что просто докупали каких-нибудь пирожков и пили чай в номере. Очень понравились ржаные пирожки с курицей и грибами из кондитерской «Любо», которая была в нескольких метрах от отеля.
На знакомство с городом у нас было не так много времени, поскольку на следующий день после заселения мы ездили в Абрау-Дюрсо, а еще на следующий день в Мысхако.
Тем не менее в Новороссийске мы тоже кое-что успели посмотреть.
Крейсер «Михаил Кутузов»
Первым делом отправились смотреть крейсер «Михаил Кутузов», пришвартованный возле Морского вокзала.
Билеты купили в кассе на причале, ждали экскурсию минут 10 — то ли нам повезло, то ли экскурсии очень часто проводятся.
«Михаил Кутузов» — артиллерийский крейсер, построенный в 1954 году, в рамках проекта 68-бис. Всего было построено 14 кораблей данного типа, но отстоять от утилизации удалось только «Михаила Кутузова» усилиями ветеранов, которые обратились к премьер-министру РФ Евгению Максимовичу Примакову. Он лично приказал Главнокомандующему оставить крейсер в качестве корабля-музея.
В целом по вооружению, мореходным качествам и живучести крейсер проекта 68-бис является одним из лучших в мире надводных кораблей этого класса. Зафиксированный угол бортового крена, который выдержал корабль во время шторма — 56 градусов. И это намного меньше заложенного в конструкцию корабля.
Силуэт «Михаила Кутузова» украшает почетную медаль военно-морского флота СССР — «За дальний поход».
Нашим гидом был отставной водолаз, так что с водой и кораблями он дело имел. Рассказывал живо, с шутками-прибаутками, но при этом знакомя с особенностями флотской жизни.
Немного рассказал про отсчет времени и про то, как отбивали склянки. А заодно и продемонстрировал, как звучит корабельный колокол (рында), предварительно спросив, все ли приготовились.
После удара мы поняли, почему он спрашивал про готовность. Мог бы еще рот посоветовать открыть, чтобы на барабанные перепонки не такая нагрузка была. Громкость впечатлила.
Провел в кают-компанию. Здесь офицерам разрешалось курить, а матросам, кроме обслуживающего персонала, сюда был вход закрыт.
Еще особенность офицерского общения: на флоте офицеры в неофициальной обстановке обращаются друг к другу по имени-отчеству, в отличие от остальных родов войск, где обращение идет по званию.
Это матросский кубрик с многоярусными кроватями.
Мы обратили внимание на то, что кровати короткие. Оказалось, что максимальный рост матроса — 180 см. На подводной лодке и того меньше — 168 см.
Ну и поразила скученность. А если учесть то, что обшивка корабля металлическая, и на солнце она раскаляется, то можно представить, какая температура внутри. Особенно при отсутствии иллюминаторов.
Медицинский блок.
Поскольку крейсер рассчитан на автономное плавание в течение 30 дней, то операционная здесь тоже имелась, как и стоматологический кабинет.
На борту крейсера имелась и своя ремонтная база — слесарная мастерская. Оборудование позволяло проводить практически любые ремонтные работы прямо в море — электросварочные, газорезательные, станочные, электромонтажные и др.
Команда корабля — более 1000 человек.
Одно из 100-мм зенитных орудий с разворотом в горизонтальной плоскости более 180 градусов.
Вид с боевого крейсера на мирный город.
Набережная
Это местные знают, что их несколько: улица Мира и набережная Адмирала Серебрякова. А для гостей города это все одна набережная.
Только улица Мира более камерная, что ли, а набережная Адмирала Серебрякова — более тусовочная.
Что понравилось больше всего, так это то, что город с уважением относится к труду и бережно хранит свою историю. На набережной установлены памятники работникам порта, основателям города и, конечно, морякам.
Набережная Адмирала Серебрякова живет, наверное, круглосуточно. Утром очень многие выходят на пробежку, вечером — на прогулку, на больших полянках тусуются собаководы, возле милых скульптур на берегу — родители с детьми.
А сколько эмоций от бьющихся об камни волн!
Мемориал «Малая земля»
Экскурсию мы не брали, просто дошли до мемориала. И были несколько обескуражены его состоянием.
Возможно, что идет ремонт/реставрация…
Или после брежневской «вакханалии» вокруг этих событий маятник качнулся в другую сторону…
Будем надеяться, что мемориал приведут в порядок в память действительно геройских защитников Малой земли.
Суджукская коса
Вот это было открытие, прямо природный заповедник в черте города!
Ну красавицы чайки, само собой.
Хохлатый жаворонок. Очень забавно бегал по плитам.
Чомги. Жаль, что мой объектив не дает приблизить побольше. Думала, что они только на пресноводных озерах обитают, а оказалось, что соленая вода им не помеха.
Лысухи. И в таком количестве! И это отнюдь не уточки — на ножки посмотрите!
Бегающая по берегу беспризорная собака гоняла и нутрию, и уток, и лысух, демонстрируя, кто тут главный. Но как только она убегала к одним, другие снова подплывали к берегу за едой.
Вообще Новороссийск просто изобилует пернатой живностью, особенно на Суджукской косе и в районе порта. Возле порта видели стаю каких-то небольших темных цапель — у цапель в полете шея зигзагом. Фотоаппарат не позволил сколь-нибудь крупно их взять. И чомги возле порта живут.
Не говоря уже о воронах, скворцах и прочих трясогузках (желтенькую тоже видели, правда на водопадах).
Западный мол
Западный мол порта Новороссийск имеет длину более километра. С противоположного берега навстречу идет ему Восточный мол длиной около 800 метров. Между ними остается узкий проход для судов, так называемые «Ворота порта». С 1897 года Западный мол надежно защищает внутренний рейд порта Новороссийск от штормовой волны южного ветра. В 2004 году Западный мол был полностью отреставрирован.
Обязательно нужно дойти до конца мола среди многочисленных рыбаков, периодически уклоняясь от спиннингов (кидают аккуратно, но бдительность лучше не терять). Можно идти по бетонному бортику («по краю обрыва над морем») или безопасно по середине.
Мол перекрывает большую часть бухты, поэтому за время прогулки успеете погрузиться в рыболовную атмосферу. Если повезет, то увидите дельфинов. Нам вот повезло — увидели семейство с дельфиненком.
12 водопадов
Да, прямо в городе. Красивый каньон, по крайней мере так в Интернете написано. Ну мы и отправились — на маршрутке доехали до улицы Луначарского, дальше пешком через частный сектор. К сожалению тропа оказалась нам не по силам. Единственный, с позволения сказать, водопад, который удалось увидеть.
Чтобы не рисковать здоровьем нужно в «сухой сезон» идти и подниматься прямо по руслу реки. Воды в водопадах мало будет, зато каньон удастся посмотреть.
Но неудачной поездку назвать нельзя — мы столько лягушек увидели и наслушались!
Да и растительность приятная.
Город и его особенности
Город очень зеленый. По некоторым деревьям видно, откуда дуют ветры.
В архитектурном плане город разнообразный: есть сталинки, есть хрущевки (куда без них), есть довольно вычурные сооружения. Например, здание морского вокзала с непонятной шайбой на крыше. Сейчас вход туда закрыт, да и в самом здании по большей части располагается рынок индийских товаров. По крайней мере в момент нашего пребывания.
Скульптур много, и они разные.
Эти с уклоном в античность.
Еще одна особенность — рамы остекления балконов со скругленными стеклами. Прямо очень похоже, что это списанные с судов окна.
Детские секции над аркой между домами — в окна и так все видно, прямо живая реклама.
Наткнулись на выставку детских рисунков на заборе детского сада.
Оригинальное и простое решение — вывески состоят из кусочков блестяшек, которые колеблются на ветру.
Одним из «подарков» была репетиция парада 9 мая неподалеку от мемориала «Малая земля».
Еще один подарок от города — шоу мусорного пакета.
В этот день был сильный ветер, и мы старались гулять подальше от моря. Так ноги привели нас на бульвар Черняховского, засаженный красными каштанами. Поэтому мы нашли свободную скамеечку и сели любоваться этой красотой. Надо сказать, что черные ажурные урны очень хорошо сочетались с яркой зеленью и красными цветами каштанов. Как же нам повезло, что напротив оказался чистоплотный мусорный пакет — он просто терпеть не мог мусора! Как только в него кидали что-то, при первом же порыве ветра он надувался и выкидывал все наружу. А потом успокаивался и сникал, уставший от трудной работы.
Ну и, конечно, цветущий город — это чудо!