На вытянутой по форме римского стадиона площади Навона есть три прекрасных фонтана, однако её композиционным центром и главным украшением служит красивая барочная церковь Св. Агнессы, возведённая знаменитыми архитекторами 17-го века Райнальди и Борромини. Именно о ней пойдет речь в этом отзыве, который станет завершением нашего рассказа о пьяцца Навона.
2
Пьяцца Навона: в центре - церковь Св. Агнессы.
Хотя по-итальянски эта церковь называется Sant’Agnese in Agone, это название никак не связано со страданиями («агонией») Св. Агнессы, хотя её мученичество состоялось именно здесь. На латыни in agone означает «место для соревнований» и проистекает от находившегося здесь в 1-м веке н. э. стадиона. Со временем in agone трансформировалось в «навону» (in agone → nagone → navona) и именно так сейчас называется площадь, где расположен этот храм (пьяцца Навона).
Раньше на месте храма находился римский бордель, куда в 304 г. н. э. привезли раздетую догола молодую девушку-христианку Агнессу, отказавшуюся выйти замуж за сына городского префекта Семпрония. Таким образом её хотели опозорить и наказать, поскольку казнить девственниц не полагалось. По легенде, однако, все желавшие надругаться над ней мгновенно слепли, а быстро отросшие волосы девушки скрыли её наготу. Тогда в нарушение правил её решили умертвить, но не смогли сжечь на костре (пламя отходило от неё в сторону) и просто закололи мечом.
5
Внешний вид церкви со стороны пьяцца Навона. Исключительно изящный фасад храма с вогнутым фронтоном и башнями по бокам - результат совместного творчества архитекторов Райнальди и Борромини.
Первый храм на месте мученичества Св. Агнессы возвели ещё в 12-м веке, а в 1651 году римский папа Иннокентий X из семейства Памфили начал строить фамильный дворец на площади Навона. Архитектору Франческо Борромини было поручено строительство дворца, а Джироламо Райнальди получил задание построить на месте примыкающей старой церкви новую базилику, фактически как домовую церковь Памфили. Однако вскоре папа отказался от услуг Райнальди, и ответственность за новую церковь также легла на Борромини, который в 1653—1655 гг. возвел её нижний уровень. После смерти Иннокентия X его наследники утратили интерес к строительству храма, и Борромини уволился с поста его главного архитектора. Достраивал церковь уже Карло Райнальди, сын начавшего строительство Джироламо Райнальди. Окончательный вид церкви, таким образом, является результатом усилий трёх архитекторов, и он очень даже неплох. Сейчас, вместе с фонтаном четырёх рек Бернини, церковь Св. Агнессы является одним из главных украшений пьяцца Навона.
4
Внешний вид церкви со стороны пьяцца Навона. Прямо напротив храма - фонтан Четырёх рек Бернини с обелиском в середине.
1
План церкви Св. Агнессы на пьяцца Навона. Интерьер церкви имеет сложную геометрию: в основе лежит греческий крест, в который вписан квадрат. Рукава креста образуют главный вход, а также расположенный напротив него главный алтарь и две боковые капеллы. Всего в храме 7 алтарей: главный по центру и по три боковых с каждой стороны.
Внутри храма — просто какое-то барочное пиршество. Округлый интерьер поражает сочетанием разноцветных мраморных колонн, позолоченной бронзы, рельефов и росписей. Количество ангелочков просто зашкаливает.
6
3
Интерьер храма с главным алтарем по центру. Зелёные колонны алтаря взяты из римской триумфальной арки.
Св. Агнесса считается святой покровительницей девушек и девственниц (maidens and virgins), и день её памяти приходится на 21 января. В католических странах имеется поверье, что она может помочь молодым девушкам узнать имя своего будущего мужа. Для этого весь день 20 января они должны поститься и пить только воду, а вечером помолиться Святой Агнессе, которая ночью откроет им во сне имя будущего супруга.
3
В главном алтаре - композиция «Два cвятых семейства» Доминико Гвиди. Маленькие Иисус и Иоанн Креститель в центре окружены их родителями (Мария и Иосиф, Захария и Елизавета). Сверху парят ангелы. Первоначально главный алтарь собирались посвятить титульной святой - Агнессе Римской - но из-за смерти выполнявшего его скульптора планы поменялись и Св. Агнессу разместили в боковой капелле.
3
В двух капеллах справа и слева от алтаря изображены Св. Агнесса на костре (по легенде, пламя отвернулось в сторону от неё) и Св. Себастьян, пронзённый стрелами.
По углам подкупольного квадрата в полукруглых арочных нишах расположены четыре алтаря, обрамлённые колоннами и пилястрами. В них установлены мраморные горельефы, каждый из которых посвящён какому-то раннехристианскому мученику (-це). Прославление мучеников вообще является главной темой оформления храма.
2
Мученичество Св. Ефстафия (слева) и мученичество Св. Емеренцианы, сестры Св. Агнессы (справа). Скульптор - Эрколе Феррата, ученик Бернини.
Над входом в церковь расположен «висящий» саркофаг с захоронением папы Иннокентия X (1574–1655), в миру — Джанбаттиста Памфили. Задумав превратить пьяццу Навона в «Форум Памфили», он однако не дожил до окончания строительства и впоследствии был похоронен в построенном по его распоряжению храме в довольно скромной (по сравнению с другими папами) гробнице. Зато его портрет в исполнении Веласкеса служит главным украшением галереи Дориа-Памфили на Виа-дель-Корсо и считается одним из лучших портретов в Риме.
4
«Висящий» над входом в церковь саркофаг с захоронением папы Иннокентия X.
5
Портрет папы Иннокентия X работы Веласкеса из галереи Дориа-Памфили.
5
Арочный потолок храма с центральным куполом, в котором находится фреска «Вознесение Марии (Ассунта)» живописца Фиро Черри (фото из Википедии).
4
Купол церкви с фреской крупным планом.
В крипте церкви сохранились помещения римского публичного дома, где когда-то мучили Агнессу. Сейчас там святилище, в котором хранится её череп (прочие мощи святой находятся в другой церкви — Св. Агнессы за стенами (Sant’Agnese fuori le mura)). К сожалению, во время нашего посещения храма вход в крипту был закрыт, поэтому фото ниже взяты из интернета. Кажется, в книжке Генри Мортона про Рим упоминается, что в этой крипте сохранились и развалины трубун римского сталиона, который когда-то существовал на месте площади.
1
Реликварий Св. Агнессы с её черепом в крипте церкви (фото из Википедии).
Строительство дворца Памфили, церкви Св. Агнессы и фонтана Четырёх рек напротив неё качественно изменило облик всей площади Навона. В ее благоустройстве участвовали великие архитекторы эпохи барокко — Бернини и Борромини, легенды о соперничестве которых стали притчей во языцех. Однако не только эти легенды привлекают внимание гостей Рима к площади Навона, но также красота и изящество их творений, включая и церковь Святой Агнессы.