Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 9:22
Снова в строю:)

Равенна римская

Равенна — Италия Октябрь 2022
40 57

В Равенну мы съездили на один день из Болоньи, благо туда была прямая электричка. Мы уже были в ней лет 20 назад, и то, что тогда увидели, произвело настолько сильное впечатление, что визит решили повторить. На этот раз, правда, мы были лучше подготовлены: начитаны и вооружены цифровыми камерами/телефонами (во время нашего первого приезда снимали просто мыльницей).

Равенна — совсем небольшой провинциальный город и, как это ни странно, именно в нём родилась и умерла Римская империя. Возвращаясь со своими победоносными легионами из Галлии в 49 г. до н. э., Юлий Цезарь остановился в Равенне и несколько дней обдумывал свои дальнейшие планы. Здесь он принял судьбоносное решение перейти Рубикон, которое привело в движение силы, создавшие империю. Прошло 450 лет, и Равенна приняла бежавших из Милана последних слабых императоров, искавших здесь защиты от варваров среди окружавших город непроходимых болот. Равенна оказалась хорошим укрытием, позволившим продлить историю империи на западе ещё на 70 лет, 25 из которых она возглавлялась удивительной женщиной, чьё имя навсегда связано с этим городом.

3
Реконструкция античной Равенны. В древности город располагался на нескольких песчаных дюнах на берегу моря. С другой стороны его окружали болота, благодаря чему он становился практически неуязвимым с суши с возможностью снабжения по воде. Сейчас морское побережье находится в 7 км от города.
Реконструкция античной Равенны. В древности город располагался на нескольких песчаных дюнах на берегу моря. С другой стороны его окружали болота, благодаря чему он становился практически неуязвимым с суши с возможностью снабжения по воде. Сейчас морское побережье находится в 7 км от города.

Все сохранившиеся в Равенне и включённые в список Юнеско памятники относятся к периоду поздней античности и охватывают относительно короткий промежуток времени — полтора столетия, от 400 до 550 года. За этот короткий интервал, однако, Равенна успела побывать столицей трёх различных государств: Западной Римской империи (до 476 г.), Готского королевства (до 540 г.), византийского Равеннского экзархата (после 540 г.). Разные правители наложили свой отпечаток на создававшиеся в это время памятники, поэтому логично рассмотреть их в хронологическом порядке — от более ранних к более поздним. Этим мы теперь и займёмся, предваряя каждое правление небольшим историческим экскурсом.

3
 Расположение основных достопримечательностей Равенны на карте.
Расположение основных достопримечательностей Равенны на карте.

Равенна римская: Галла Плацидия

В начале 5-го века Западную Римскую империю возглавлял император Гонорий, сын последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого. Западной столицей в то время был Милан, откуда Гонорий перебрался в Равенну, спасаясь от вестготов во главе с Аларихом, который в 410 году захватил и разграбил Рим. Там, к своему несчастию, в это время оказалась сводная сестра Гонория по имени Галла Плацидия, которую готы, уходя из Рима, взяли с собой в качестве заложницы. Шесть лет провела Галла среди готов, выйдя замуж за преемника Алариха — Атаульфа и став при этом готской королевой, к большому удивлению римлян. Но затем её мужа убили, и Гонорий выкупил сестру из плена за несколько тысяч телег зерна. Вернувшись к своим имперским родственникам, Галла (а в то время ей ещё не было тридцати) вышла замуж за римского генерала Констанция, которого Гонорий скоро сделал своим соправителем. В 419 г. она родила сына, который в возрасте шести лет (после смерти Констанция и Гонория) был провозглашён императором Запада как Валентиниан III.

4
Галла Плацидия (реконструкция на основе мозаики, из сети).
Галла Плацидия (реконструкция на основе мозаики, из сети).

Поскольку шестилетний ребёнок не мог править империей, этот тяжёлый груз лёг на плечи его матери, августы Галлы. С 425 г. Галла Плацидия единолично правила Западной Римской империей в качестве регентши над сыном, пытаясь сохранить расшатанный имперский мир. Поскольку даже после достижения совершеннолетия в 437 г. Валентиниан не проявлял особого интереса к государственным делам, Галла продолжала оставаться «у руля» вплоть до свой смерти в 450 г. Правда, в последние годы жизни она больше занималась строительством дворцов и храмов, из которых целиком сохранился лишь её знаменитый мавзолей.

12
«Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков». Художник Василий Смирнов. 1890 г., Третьяковская галерея. На картине достоверно изображён интерьер мавзолея Галлы Плацидии, а процессия является парафразом другого известного памятника Равенны - мозаики из церкви Сан Витале с изображением императрицы Феодоры.
«Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков». Художник Василий Смирнов. 1890 г., Третьяковская галерея. На картине достоверно изображён интерьер мавзолея Галлы Плацидии, а процессия является парафразом другого известного памятника Равенны - мозаики из церкви Сан Витале с изображением императрицы Феодоры.

Мавзолей Галлы Плацидии является самым известным памятником Равенны, а сохранившиеся в нём раннехристианские мозаики «римского письма» вот уже более полутора тысяч лет продолжают поражать побывавших там людей. Вопреки устоявшемуся мнению, мавзолей не является местом погребения августы (она умерла и была захоронена в Риме), но его название, однако, вполне уместно: мавзолей когда-то был частью большой базилики Святого Креста, построенной по распоряжению Галлы Плацидии и не сохранившейся до наших дней. Какую роль выполняло это небольшое здание во времена Плацидии — уже невозможно сказать (саркофаги были занесены туда много позже), но оно однозначно отражает её статус императрицы, а также, возможно, и послание, которое она хотела донести до потомков.

8
Мавзолей Галлы Плацидии имеет крестообразную форму и покрыт изнутри полукруглым куполом. Снаружи его вид не особо выразителен (может и потому, что из-за старости он на полтора метра ушёл в землю), зато внутри...
Мавзолей Галлы Плацидии имеет крестообразную форму и покрыт изнутри полукруглым куполом. Снаружи его вид не особо выразителен (может и потому, что из-за старости он на полтора метра ушёл в землю), зато внутри...

10
Равенна римская

11
Равенна римская

11
Внутри все поверхности выше человеческого роста без всяких промежутков покрыты мозаикой, которая освещается мягким золотистым светом, падающим через закрытые алебастровыми пластинами окна.
Внутри все поверхности выше человеческого роста без всяких промежутков покрыты мозаикой, которая освещается мягким золотистым светом, падающим через закрытые алебастровыми пластинами окна.

Зашедшего внутрь мавзолей просто ошеломляет — настолько изыскан и элегантен его мозаичный декор. Вот что об этом говорят признанные авторитеты. Генри Мортон: «Моё первое впечатление — синева, блестящая тёмная синева, покрывающая потолки, купол, изгибы арок. По синему фону разбросаны золотые звёзды и розетки. Такое впечатление, что мозаика меняет цвет и мерцает. Кажется, что ты попал в другой мир и находишься в волшебном подводном дворце».

7
Равенна римская

6
Купол мавзолея: в центре - золотой крест на фоне звёздного неба с символами евангелистов по углам...
Купол мавзолея: в центре - золотой крест на фоне звёздного неба с символами евангелистов по углам...

8
...в люнетах по четырём сторонам - одетые в римские тоги апостолы.
...в люнетах по четырём сторонам - одетые в римские тоги апостолы.

Павел Муратов: «Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета — синий, зелёный и винно-красный. Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии. В зависимости от игры света, проникающего сюда сквозь маленькие оконца, он изумительно и неожиданно прекрасно переливает то зеленоватыми, то лиловыми, то багряными оттенками. … Гирлянды листьев и плодов вьются по низеньким аркам. При виде их великолепия невольно думается, что человечество никогда не создавало лучшего художественного средства для убранства церковных стен».

9
Цилиндрические своды четырёх сторон «креста», в форме которого выстроен мавзолей. Своды покрыты декоративной мозаикой, а в конце каждого из них расположены мозаичные люнеты со следующими сюжетами: «Добрый пастырь»...
Цилиндрические своды четырёх сторон «креста», в форме которого выстроен мавзолей. Своды покрыты декоративной мозаикой, а в конце каждого из них расположены мозаичные люнеты со следующими сюжетами: «Добрый пастырь»...

7
... св.Лаврентий(?)...
... св.Лаврентий(?)...

7
...и дважды - пьющие из источника олени.
...и дважды - пьющие из источника олени.

10
Мозаика «Христос — Добрый Пастырь» находится в люнете над входом в мавзолей. Это традиционный раннехристианский сюжет, где Христос изображён в образе молодого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, обратив на него свой взор. Правда, в отличие от катакомбных рисунков, Пастырь здесь одет в золотую тунику с наброшенным пурпурным плащом - ближе к наряду римского императора, нежели простого пастуха.
Мозаика «Христос — Добрый Пастырь» находится в люнете над входом в мавзолей. Это традиционный раннехристианский сюжет, где Христос изображён в образе молодого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, обратив на него свой взор. Правда, в отличие от катакомбных рисунков, Пастырь здесь одет в золотую тунику с наброшенным пурпурным плащом - ближе к наряду римского императора, нежели простого пастуха.

7
В люнете напротив Доброго Пастыря - святой Лаврентий(?), идущий на костёр. На самом деле никто не знает, кто на этой мозаике изображён. Святой Лаврентий - это просто наиболее популярная версия, основанная на изображении железной решётки с пылающим огнём под ней, орудием казни именно этого святого. Но уж больно быстро он стремится на неё попасть, и зачем у него в руках толстая книга? Слева в раскрытом шкафу на полках лежат четыре Евангелия, подписанные Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Именно под этим люнетом находится предполагаемый саркофаг Галлы Плацидии.
В люнете напротив Доброго Пастыря - святой Лаврентий(?), идущий на костёр. На самом деле никто не знает, кто на этой мозаике изображён. Святой Лаврентий - это просто наиболее популярная версия, основанная на изображении железной решётки с пылающим огнём под ней, орудием казни именно этого святого. Но уж больно быстро он стремится на неё попасть, и зачем у него в руках толстая книга? Слева в раскрытом шкафу на полках лежат четыре Евангелия, подписанные Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Именно под этим люнетом находится предполагаемый саркофаг Галлы Плацидии.

7
Олени, пьющие из источника - сюжет, дважды повторённый в мавзолее. Считается, он основан на строчке из 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Пара оленей может истолковываться как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников.
Олени, пьющие из источника - сюжет, дважды повторённый в мавзолее. Считается, он основан на строчке из 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Пара оленей может истолковываться как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников.

В четырёх люнетах под куполом помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов, облачённых в сенаторские тоги. Они воздевают руки по направлению к находящемуся в центре купола кресту. Остальные четыре апостола, не поместившиеся (из-за соображений симметрии) в люнеты, изображены в боковых сводах рядом с «оленьими» мозаиками.

1 из 4
Одетые сенаторами апостолы и восседающий в императорских одеждах Христос - очень любопытные образы, показывающие, насколько тесно раннее христианство (особенно среди правящего класса) ещё было связано с римскими имперскими традициями.

3
Апостолы Пётр и Павел. Петра (слева) опознали по ключам, которые он держит в руках. Считается, что св. Пётр здесь впервые изображён с ключами от рая.
Апостолы Пётр и Павел. Петра (слева) опознали по ключам, которые он держит в руках. Считается, что св. Пётр здесь впервые изображён с ключами от рая.

Находящиеся в мавзолее три мраморных саркофага, начиная с 15-го века, приписываются самой Галле Плацидии, её сыну — императору Валентиниану III и супругу — императору-соправителю Констанцию III. Современные историки не находят подтверждения этим гипотезам (смерть и погребение Галлы Плацидии задокументированы в Риме в 450 году).

6
Саркофаг, приписываемый Галле Плацидии (слева, под мозаикой со св.Лаврентием) лишён какой-либо отделки и принадлежал, скорее всего, знатному язычнику. Два других саркофага, датируемые началом 6-го века, покрыты византийской христианской символикой.
Саркофаг, приписываемый Галле Плацидии (слева, под мозаикой со св.Лаврентием) лишён какой-либо отделки и принадлежал, скорее всего, знатному язычнику. Два других саркофага, датируемые началом 6-го века, покрыты византийской христианской символикой.

5
Часто встречающийся в мавзолее (в мозаиках и на саркофагах) раннехристианский символ Хризма или Хрисмон. Это монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают первую и последнюю буквы греческого алфавита - α и ω (альфа и омега). Это восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».
Часто встречающийся в мавзолее (в мозаиках и на саркофагах) раннехристианский символ Хризма или Хрисмон. Это монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают первую и последнюю буквы греческого алфавита - α и ω (альфа и омега). Это восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

5
В честь Галлы Плацидии в Равенне названа одна из улиц.
В честь Галлы Плацидии в Равенне названа одна из улиц.

В 450 г. император Валентиниан III перемещает свой двор в Рим, а в Равенне начинают править местные епископы. Один из них, по имени Неон (руководивший епархией в 451–475 гг.), продолжил начатое Галлой Плацидией церковное строительство. От его времени сохранилось одно замечательное сооружение — баптистерий — построенный на 30 лет раньше, но богато декорированный изнутри мрамором, лепниной и мозаикой по распоряжению Неона. Баптистерий Неона иногда ещё не совсем точно называют баптистерием православных (Battistero degli Ortodossi), чтобы отличить его от арианского баптистерия, позже построенного в Равенне готами. Конечно, под православными тут понимают сторонников Никейского Символа веры, т. е. в те времена — католиков, поскольку до разделения христианского мира на Западную (католическую) и Восточную (православную) церкви было ещё далеко.

6
Баптистерий Неона (5-й век) примыкает к равеннскому собору (18-й век).
Баптистерий Неона (5-й век) примыкает к равеннскому собору (18-й век).

Баптистерий Неона когда-то находился рядом с кафедральным собором Равенны, возведённым одновременно с ним. С тех пор собор был полностью перестроен на том же месте, а баптистерий, слава богу, уцелел. Он имеет восьмиугольную форму — традиция, которая берёт начало от папы Сикста III (432–40), построившего подобный баптистерий в римском Латеране.

6
Восьмиугольный кирпичный баптистерий (тоже сильно осевший в землю) снаружи выглядит скромно...
Восьмиугольный кирпичный баптистерий (тоже сильно осевший в землю) снаружи выглядит скромно...

13
...но внутри это снова «взрыв мозга», как в мавзолее Галлы Плацидии. Роскошные, в римском классическом стиле мозаики покрывают купол баптистерия, в арках вокруг окон - изысканые мраморные барельефы с фигурами пророков.
...но внутри это снова «взрыв мозга», как в мавзолее Галлы Плацидии. Роскошные, в римском классическом стиле мозаики покрывают купол баптистерия, в арках вокруг окон - изысканые мраморные барельефы с фигурами пророков.

8
Большая и глубокая купель, способная полностью погрузить в воду взрослого человека, стоит в центре пола и датируется 12-13 веком.
Большая и глубокая купель, способная полностью погрузить в воду взрослого человека, стоит в центре пола и датируется 12-13 веком.

12
В куполе - сцена крещения в окружении 12 апостолов. Как и в мавзолее, апостолы одеты в богатые римские одежды и держат в руках венки - символы небесной славы.
В куполе - сцена крещения в окружении 12 апостолов. Как и в мавзолее, апостолы одеты в богатые римские одежды и держат в руках венки - символы небесной славы.

10
На главной мозаике в центре купола любопытно присутствие выглядывающего из воды седого старика. Это речной бог Иордана, присутствующий на крещении наряду с Христом и Иоанном - удивительное сочетание христианской и языческой традиций. Бог держит в руках полотенце для Христа - позже в этой роли его заменят ангелы.
На главной мозаике в центре купола любопытно присутствие выглядывающего из воды седого старика. Это речной бог Иордана, присутствующий на крещении наряду с Христом и Иоанном - удивительное сочетание христианской и языческой традиций. Бог держит в руках полотенце для Христа - позже в этой роли его заменят ангелы.

1 из 4
Апостолы: Павел, Пётр, Андрей. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев. В ней использованы всего два цвета: белый (символизирует свет земной) и золотой (символизирует свет небесный).

7
Кольцевая подкупольная мозаика ниже апостолов чередует два элемента: алтарь с открытой книгой и трон. Каждый из этих элементов повторяется 4 раза.
Кольцевая подкупольная мозаика ниже апостолов чередует два элемента: алтарь с открытой книгой и трон. Каждый из этих элементов повторяется 4 раза.

4
Книги на алтарях - это Евангелия, по бокам от них стоят по два стула - намёк на подготовленные места для избранных.
Книги на алтарях - это Евангелия, по бокам от них стоят по два стула - намёк на подготовленные места для избранных.

4
Каждый трон - это Престол уготованный или Этимасия (от греч. ἑτοιμασία — готовность), предназначенный для восседания Христа во время Страшного суда после его второго пришествия. По бокам от тронов - стилизованные райские кущи.
Каждый трон - это Престол уготованный или Этимасия (от греч. ἑτοιμασία — готовность), предназначенный для восседания Христа во время Страшного суда после его второго пришествия. По бокам от тронов - стилизованные райские кущи.

4
Четыре подобных арки украшают нижнюю часть баптистерия.
Четыре подобных арки украшают нижнюю часть баптистерия.

Последний римский император, Ромул Августул, был низложен в 476 г., и власть в империи захватили военачальники из варваров, которые раньше находились на имперской службе. В 493 г. Равенну после долгой осады завоевал вождь остготов Теодорих, объявивший себя наследником римских императоров и «королём» (по готской традиции) государства со столицей в Равенне. Но это уже следующая история: Равенна готская. А вот и последняя история: Равенна византийская.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Рафаэль в Ватикане
  14. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  15. Рим: барочные церкви Борромини
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  17. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  18. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  19. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  20. Вилла Адриана
  21. Флоренция: Галерея Академии
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  23. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  24. Национальный музей Барджелло
  25. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  26. Лукка: город в тени Пизы
  27. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  29. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  30. Сиена: пинакотека города Мадонны
  31. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  32. Прогулка по Сиене
  33. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  34. Болонья: Пьяцца Маджоре
  35. Болонья учёная
  36. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  37. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  38. Болонья — город портиков
  39. Болонья: Национальная пинакотека
  40. Болонья: музей Средневековья
  41. Равенна римская
  42. Равенна готская
  43. Равенна византийская
  44. Парма: по следам Корреджо
  45. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  46. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  47. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Равенне
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии