Не спрашивай у того, кто много ходил, спрашивай у того, кто много видел. Таджикская поговорка
Не спрашивай у того, кто много ходил, спрашивай у того, кто много видел. Таджикская поговорка
В эту страну я попал практически случайно, ведь основной целью моего первого путешествия был Узбекистан. Но, как только я узнал, что из Москвы есть прямой перелет до северной столицы Таджикистана города Худжант, находящего недалеко от границы двух государств, я решил заодно посетить и его.
Я прилетел рано утром, более часа проходил таможню. Самолет был полный и поэтому мне пришлось потолкаться в очереди с гражданами Таджикистана. Это было очень экзотично, тем более, что из туристов я был совершенно один.
После штампа в паспорте был еще чемоданный контроль. Все летели с баулами, яблоку негде было упасть — мне было нелегко протиснутся со своим рюкзачком к выходу. Несколько минут сэкономил, заметивший меня пограничник пропустил без очереди.
За периметром меня ждал водитель. Нашёл его заранее в интернете. Гид родился тут, но по национальности был узбеком. По этой или другой причине историю страны знал на троечку с минусом. Но, как к водителю и человеку, нареканий нет, всё прошло чётко и организовано.
Мы сели в машину, за окном шёл дождь и было холодно. Начали думать, что делать в такую рань и темень. На часах стрелка показывала 6 утра. Я взглянул ещё раз на листок, где дома записал список достопримечательностей (которых было немного) и понял, что весь день на Худжант это слишком много.
Хорошо, что последним пунктом, т.е запасным вариантом, был указан городок Истаравшан, находящийся в 80 км южнее.
Я читал про него в интернете и меня впечатлила история. Узнав о том, что в городе был Александр Македонский мне захотелось пройтись по его нетленным следам.
Две тысячи рублей и мой каприз был воплощен в жизнь. Сразу из аэропорта мы поехали в Истаравшан. Правда, водитель не сразу сообразил куда нужно двигаться. Ему пришлось брать помощь — «звонок другу». Дело в том, что все местные это место знают как город Ура-Тюбе. Даже на картах он так и значится.
Я был расстроен погодой. В последнее время как-то я частенько попадаю под немилость богини Дионы. Но, удивительно, проехав чуть больше половины пути начался красивый снегопад. В нескольких километрах от города меня встретили вот эти колоритные дорожные ворота. Фото сделал на обратном пути.
В Истаравшан мы въехали с западной стороны. На фото его окраина.
Ранее в интернете я видел только одну картинку города, её и хотел найти воочию. Вскоре увидел знакомое сооружение на холме.
Вот как оно выглядело 1 января 1880 года.
Спросив у местного жителя дорогу, поднялись на верх.
Как я уже писал, было ранее время, да ещё и понедельник — дверь на замке, вокруг ни души. Позже я узнал, что здесь расположен интересный музей. Мне ничего не оставалось, как просто прогуляться вокруг.
Именно здесь находятся остатки крепости, которую брал Македонский.
С холма открываются панорамные виды на город. Жаль, что было пасмурно, но в тоже время здорово, ведь крыши домов покрылись снежными шапками.
Похоже эти холмы раньше были объединены в один оборонительный комплекс.
Рядом стоит памятник, но на нем нет таблички и в интернете никакой информации. Скорее всего это местный военачальник из далекого прошлого.
После этой исторической и самой значимой достопримечательности Истаравшана я попросил водителя просто немного прокатиться по провинциальному городку.
Портреты президента Таджикистана были повсюду. Один раз увидел фото и с нашим руководителем.
За 2 часа в Истаравшане мы подвезли трёх разных человек. Эти были обычные прохожие. Они грелись на заднем сиденье и заодно показывали дорогу.
С каждым из них я пытался пообщаться, но русского они не знали. Переводил водитель. Все приятно удивлялись, что я из России. Видимо туристы здесь бывают крайне редко, особенно зимой.
Я предложил найти какую-нибудь старую мечеть. В её поисках мы заехали в глухие районы города, где может пройти только одна машина.
Мамы вели своих детей в школы и сады. Снег всё не прекращался…
Мечетей в городе много, но как-то их все не было видно. Одну из них мы с трудом, но нашли.
Название её так же осталось для меня неизвестным.
Я снял несколько деталей крупным планом и мы уехали.
Было ещё несколько коротких остановок, где я не мог не выйти из машины.
Больше всего времени я провел в центре города вот в этом месте.
Я нашел его название — Медресе Хазрати Шох (Намозгох).
По легенде, мечеть была построена богачом из квартала Тал, Мирзо Кобилом, в 1891—1892 гг. Айван мечети был построен позже аксакалом Салимбаем.
Айван мечети с двумя рядами резных колонн возвышался над прозрачным хаузом с родниковой водой. Возле родника действовала холодная баня (тахоратхона) с несколькими комнатами. Мечеть отремонтирована в 1913 году.
Мечеть находится на территории гузара Намозгох, который в конце ХVIII и до начала XX века считался культурным, религиозным, торговым и общественным центром Ура-Тюбе.
Соборная мечеть Хазрат Шох являлась одновременно квартальной мечетью гузара Хазрати Шох и служила местом пятничных молитв жителей города в крупных мусульманских праздниках и в будние дни.
К данному религиозному объекту примыкает сквер с большим кол-вом памятников.
С левой стороны герои соц.труда и другие почетные жители города.
В центре стоит самый большой монумент посвященный таджикскому и персидскому поэту — Рудаки.
За ним символическая крепостная стена, на которой изображены все знаменитые деятели творившие в этом городе.
Несмотря на сильный снег я сделал фото почти всех персонажей. Всегда фотографирую памятники, потому, что потом дома изучаю биографию этих личностей. У меня даже есть серия подборок под названием ЖЗЛ Жизнь замечательных людей — часть 5
Город маленький, но информации по нему в интернете оказалось достаточно много, в основном по истории.
Истаравша́н — второй по величине город в Согдийской области, административный центр Истаравшанского района. Расположен на севере Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребта.
Ранее по тюркоязычной традиции назывался Ура-Тюбе́. 10 ноября 2000 года Постановлением Национального Совета Высшего Собрания Республики Таджикистан город был переименован на ираноязычный манер в Истаравшан.
Население города составляет около 60 тысяч человек. Истаравшан (Уротеппа) является одним из древнейших городов Азии. Ему более 2500 лет.
В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлиненно-треугольная по очертанию пластина из черного плотного сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древне-каменного века и имеет стотысячелетнюю давность.
По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI—IV вв. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа.
Помимо Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529–559 гг. до нашей эры).
Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (IV в. до н. э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом. В его обороне приняли участие 18 тысяч человек.
Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные машины. Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота.
Люди продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться. Именно здесь, у стен города, Александр Македонский впервые получает ранение.
По его приказу из-за частых восстаний город был разрушен. Позже под разными названиями город упоминается в различных источниках. Одно из них — Устурушана. Она занимала территорию между Гиссарским хребтом на юге, Голодной Степью и Сырдарьей на севере. Уструшана граничила на западе с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара).
Столицей Уструшаны был самый крупный город области Бунджикат, который большинством исследователей на основе совокупных данных письменных источников и археологического обследования помещается в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.
В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г.х. (1449) Ура-тюбе назван «Уротеппа». Это название упоминает и в труде Мухаммади Солеха (1455–1535).
Это может означать, что в ХV в. город и отдельные местности, относящиеся к его территории, носили это название. Поэтому можно предположить, что настоящее название город Ура-тюбе носит с XIV в. Новое название города стало общеупотребительным и название Уртепа или Уротеппа стало известно далеко за его пределами.
2 октября 1866 года начался штурм города Уротеппа русскими войсками.
По случая Победы, генерал Крыжановский 3 октября издал приказ, в котором говорилось: «2 октября бухарская крепость Ура-Тюбе, весьма важная для нас во всех отношениях, после восьмидневной осады, взята штурмом. Гарнизон защищался упорно».
О значении города Уротеппа генерал Романовский, командовавший войсками при штурме города, писал: «Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал… Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края».
Награжденные за взятие укреплений Ура-Тюбе 2 октября 1866 года.
Вторая половина XIX века в истории Уротеппа характеризуется установлением царской власти в Средней Азии, коренным образом отличающейся от порядков предыдущих периодов истории.
С другой стороны, это положило конец междоусобным феодальным войнам и переходу Уротеппинского владения из рук в руки, способствовало развитию земледелия, ремесленному производству и торговли. Однако положение ремесленников мало отличалось от положения крестьян. Их заработка едва хватало на обеспечение семьи и покупки сырья.
После присоединения к России были сохранены прежние границы Уротеппинского владения. В 1887 году Уротеппинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области.
В конце XIX и в начале XX веков Уротеппа оставалась одним из центров ремесла и торговли, садоводства и огородничества. По сведениям 1878 г. под садами и огородами здесь было занято 676 десятин, под виноградниками — 792 десятин земель.
В 1882 г. в Уротеппа один из местных баев построил кирпичный завод.
После завоевания Средней Азии Россией в Уротеппа, по сведениям 1871 года имелись 4 медресе и 19 школ, где обучались 477 учеников, в основном, сыновья купцов, должностных лиц местной администрации и состоятельных людей.
В 1875 году начали проводить телеграфную линию от Ташкента до Самарканда через Худжант, Уротеппа и Джизах. В 1888 г. в русско-туземной школе занимались 17 мальчиков. Была открыта и женская школа. Изменились культура и быт людей.
В 1898 г. в Уротеппа существовал приемный покой, аптека и военный лазарет, где работали в основном русские врачи и младший медперсонал. По некоторым сведениям, еще в 1908 году в Уротеппа существовала общественная библиотека.
Таким образом, несмотря на сильное сопротивление местной феодальной верхушки и реакционного мусульманского духовенства, на реакционную политику царизма, задерживающего экономическое и культурное развитие своей колонии, под влиянием передовой, мировой культуры, во второй половине ХIХ-го и начале XX века произошли большие изменения во всех областях жизни среднеазиатских народов.
За годы Советской власти развивались и укреплялись культурно-просветительные учреждения. Первые кружки художественной самодеятельности работали ещё в первые годы Советской власти.
Сегодня Истаравшан является одним из крупнейших центров ремесла, в частности, по резьбе по дереву, гончарным изделиям и изготовлению национальной кожи. Народные умельцы города славятся не только в области, но и далеко за пределами Таджикистана.
В городе немало древних средневековых исторических памятников, из них 7 исторических памятников республиканского значения, 14 памятников архитектуры городского значения, 30 памятников архитектуры областного значения, 59 археологических памятников республиканского значения.
На этом всё. Спасибо за внимание. Моя предыдущая заметка Александрия Эсхата или северная столица Таджикистана ч.1