Танцевать от… вокзала
В Цюрихе мы провели практически полноценный день, что, наверное, вполне достаточно, чтобы получить некое представление об административном центре одноимённого швейцарского кантона.
Танцевать от… вокзала
В Цюрихе мы провели практически полноценный день, что, наверное, вполне достаточно, чтобы получить некое представление об административном центре одноимённого швейцарского кантона.
Глубокого погружения в историю города или региона мы не планировали, ровно, как и не собирались детально исследовать монументы, храмы, музеи и исторические здания Цюриха с обязательством не пропустить ни одного.
Но всё же шли осознанно, не без любопытства, руководствуясь стандартным путеводителем, выписки из которого я сделал ещё дома, не поленившись отметить контрольные точки в навигаторе смартфона. Впрочем, как и всегда, стандартная работа самостоятельного путешественника, привычная и отработанная многократно.
В итоге город я увидел, определённую информацию получил, которую постараюсь передать в своём любимом жанре трэвел-импрессионизма: набрасывать отдельными разрозненными мазками, мечтая таким образом представить цельную картину.
Путеводитель советовал начинать знакомиться с Цюрихом от Хаупт Банхоф — городского вокзала, что, очевидно, более целесообразно делать тем, кто приезжает сюда железнодорожным транспортом.
Мы же перемещались на собственном авто, приехав в Цюрих из Майлена, городка неподалёку, где ночевали. Но и в нашем случае Хаупт Банхоф, как место старта выглядел вполне подходяще, поэтому оставив автомобиль на платной стоянке, мы отправились от вокзала в сторону озера, выбрав последнее уже за финиш.
Сразу же вырулили на пафосную Банхофштрассе, улицу Вокзальную, для характеристики которой специально нашёл цитату из «Путешествие пилигрима"Джона Беньяна — «…имя этому городу Тщеславие, и в этом городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой тщеславия…».
Расположенные на этой центральной закрытой для автотранспорта улице всякие «Giorgio Armani», «Burberry», «Chanel» или там «Dior» для меня не существовали в принципе, ибо, как говорится, «не жили богато, нечего и начинать».
Ну ладно я. Проигнорировал дорогостоящий шопинг и мой племянник, молодой парень, живущий в Европе, несклонный к потребительскому аскетизму и выглядящий достаточно стильно.
А вот женская составляющая нашей троицы, юная дева, моя племянница соблазнилась.
Сказала: — вы идите по своему маршруту, а я, пожалуй, задержусь здесь может до обеда, а может и до конца дня.
Не прошло и полтора часа, как догнала она нас на холме Линденхоф, застав мирно сидящими на лавочке и обозревающими с высоты холма город Цюрих и реку Лиммат. Причина столь ранней встречи: невероятно дикие цены бутиков Банхофштрассе. А ведь живёт девочка в небедной Германии, а последние полгода занимается риэлтерским бизнесом в Дубае.
Что касается нас с Юриком (это мой племянник), то преодолели мы все полтора километра Банхофштрассе абсолютно индифферентно, задержавшись по моей просьбе лишь около монумента Песталоцци.
Вспомнилось мне, как в детстве моя мама, всю жизнь свою проработавшая в образовании, подтрунивала над кем-то из своих коллег: «…вот ещё Песталоцци нашёлся…». И тут неожиданная встреча через много лет.
Родился знаменитый педагог-гуманист и реформатор образования в 1746 году именно в Цюрихе, отчего и удостоился памятника в сквере, расположенном в метрах в трёхстах от вокзала, и названном в его честь.
Дойдя до Парадеплатц, некоего транспортного городского узла, свернули налево, ориентируясь на башни церкви Святого Петра.
Швейцарцы и вера в Бога
Узнал, что в Швейцарии, как, впрочем, и в соседних Германии и Австрии, безоговорочно верят в Бога не так много людей, примерно 10% населения.
Но прочих воинствующими атеистами тоже не назовёшь: храмы никто не разрушает, не переоборудуют их в склады или спортивные залы, да и церковники преследованию не подлежат.
В целом религиозно нейтральное общество воспринимает религию, а если быть конкретнее, христианство, как некую духовную скрепу, объединяющую этнически пёстрый швейцарский народ в единое целое. Да и уважение к своим духовным ценностям не на последнем месте, их принято ценить и уважать.
Это я к тому, что неотъемлемыми пунктами программы в Цюрихе обязательно будут религиозные объекты, некоторые из них, конечно, посетили и мы.
Первым объектом стала St. PeterKirche, церковь Святого Петра.
В долгой и насыщенной истории этого храма я пытался найти самые примечательные для себя моменты. Вот на что обратил внимание.
Ну, как минимум, это старейший храм на территории Цюриха, ибо археологически доказано, что на этом месте церковь находилась с 9-го века. В череде архитектурных реинкарнаций нынешний вид храма определился в 13-м веке с частичной перестройкой в веке 15-м.
С этим разобрались, идём дальше.
А вот дальше будет совсем интересно. Как известно, Швейцарию считают родиной протестантизма, так вот, первым кантоном, где началась реформация, был именно Цюрих. А если более детально конкретизировать «начало начал», то первым протестантским храмом в мире как раз и будет церковь Святого Петра в Цюрихе.
Всё началось с проповедей Ульриха Цвингли, которого в 1519 году избрали священником Гроссмюнстер — церкви при мужском монастыре. Эта церковь расположена рядом, тоже в историческом центре Цюриха, и мы, конечно, побывалии там.
В историю христианства Ульрих Цвингли вошёл как известный проповедник и богослов, с деятельности которого берёт начало швейцарская реформация.
В своих проповедях священник Цвингли стал настойчиво изобличать практики и догматы Римской церкви. Главный его посыл, что нельзя подменять веру в искупительную жертву Иисуса Христа рутинным соблюдением религиозной обрядности. Для него христианство было прежде всего нравственным учением, а не культом. Ульрих Цвингли выступал против продажи индульгенций, как способа освобождения от наказания за грехи, с иных позиций трактовал такие церковные авторитеты, как изображение Христа, святость, чистилище, месса. Призывал к закрытию монастырей, секуляризации их имущества, к формальному уничтожению целибата.
В результате начались религиозные войны в Швейцарии, а у священника Цвингли появилось немало последователей, самым известным из которых стал Иоганн Кальвин, продолживший его дело в Женеве. Можно упомянуть и Лое Джуда, первого пастора церкви Святого Петра после реформации, друга Ульриха Цвингли.
Перед тем как распрощаться с церковью Святого Петра стоит обратить внимание на огромные часы, установленные на башне храма, диаметром 8,7 метра и длиной минутной стенки целых четыре метра.
Есть мнение, что часы такого размера придумали специально, чтобы приучить прихожан к пунктуальности. Не знаю, может и так.
Кстати, башня храма, бывшая до недавнего времени пожарной каланчой, всегда принадлежала городу Цюрих, и только сам неф, колокольня и колокола в собственности прихода Святого Петра.
Вот такая вот легендарная церковь.
Следующим религиозным объектом, рекомендуемым к посещению, является Фраумюнстер. Этот храм, тоже старинный, ровесник церкви Святого Петра, служил женским монастырём для аристократии и пользовался покровительством королей.
Однако, уж не помню по какой причине, мы прошли мимо него, но вовнутрь не зашли и, соответственно, не увидели витражей Марка Шагала, которые, насколько я знаю, фотографировать простым смертным не разрешают.
Но тут у меня появляется шикарная возможность направить любопытных к уникальному материалу Klaudia —«Шагал в Цюрихе -Фраумюнстер». Уникальность материала в том, что уважаемому резиденту нашего сообщества разрешили фотографировать внутри, а экскурсию им провёл местный викарий.
Третий обязательный для ознакомления храм Цюриха — это упоминаемый выше собор Гроссмюнстер. Впервые мы его увидели с высоты Линденхофа, «Липового двора».
Классное место, кстати, этот Линденхоф, невероятно атмосферное.
Вот только представьте: мягкая, почти весенняя, солнечная погода, красивые виды на город, реку Лимат и озеро, в окружении гор.
Вот таким мне запомнился Линденхоф.
Наверное, не менее получаса провели мы этой площадке в самом центре Цюриха. Уютно расположились на лавочке, и просто болтали за жизнь. Однако, пришло время, и мы отправились смотреть Гроссмюнстер.
Для этого спустились к Вайнплатц и по мосту Ратхаусбрюке перешли на противоположный берег реки Лиммат, ориентируясь на башни главного собора Цюриха.
Ориентир ещё тот, заблудиться точно не получится.
Первой по пути ожидаемо попалась городская ратуша Ратхаус.
Мы оказались в этом месте в понедельник утром, и в этом плане нам немного не повезло. Будь это вторник, четверг или пятница, а время с 10:00 до 11:30 утра, то смогли бы пройти в здание, в это время пускают всех.
Такой опыт у меня уже был, помню, как беспрепятственно мы бродили в городской ратуше Копенгагена, зачем-то подглядывая за работой местных чиновников.
Итак, Гроссмюнстер, церковь при мужском монастыре. Многочисленные легенды, связанные с этим храмом, пересказывать не буду, хватит моей презентацииего роли в швейцарско-немецкой реформации.
Скажу только, что внешний вид храма впечатляет своей монументальностью, чего не скажешь о внутреннем убранстве.
Но это как раз и есть следствие реформации: нравственность христианского учения превыше церковного антуража
По ленинским местам
Так бы, наверное, в годы СССР назвал заметку или очерк некий автор, побывавший в Цюрихе и прошедший по местам, связанным с пребыванием в этом городе Владимира Ильича.
Я же, конечно, назвал этот абзац именно так с известной долей иронии, ибо эпоха уже не та, да и отношение к «вождю мирового пролетариата» далека от идолопоклонства.
Но всё же гуляя по Цюриху мы нашли два места связанные с пребыванием Ленина, об этом и желаю сообщить.
Во времена СССР как-то особо не афишировали, что большую часть своей взрослой жизни Владимир Ильич провёл за рубежом.
А особо полюбилась ему Швейцария, в которой первый раз он оказался 1895 году, когда ему исполнилось всего 25 лет. Как я понял, начиная с 1902 году жил Ленин в этой стране практически постоянно, то в Женеве, то в Берне, то в Базеле, и много, где ещё.
Жил он там вместе со своим семейством в лице госпожи Крупской и её мамы, последняя, кстати, скончалась в Берне, там и была похоронена.
В Цюрихе Ленин жил с 1916 по 1917 год, откуда, собственно говоря, и отправился в Россию, чтобы возглавить революционный процесс.
Как известно, существует распространённое мнение, что партия большевиков в деньгах не нуждалась, получая серьёзные суммы от германских или немецких спонсоров. Не знаю, может это и так, революцию без финансовой поддержки не осуществить.
Но вот Ленин с Крупской в Цюрихе жили более чем скромно, если судить по месту обитания, которое мы в итоге нашли.
Ну вот представьте, что в 1916 году Ленин и Крупская переехали из Берна в Цюрих и сняли комнату в квартире на улочке Spiegelgasse в доме № 14, в старинном доме, построенном в 16 веке. Ни дом, ни квартиру, а комнату в квартире, в которой, помимо четы, проживали, далее будет цитата: «…в двух комнатах жил хозяин — сапожник с семьей, в одной — жена немецкого солдата — булочница с детьми, в другой — итальянец, в третьей — австрийские актеры…»
Безумие какое-то, я бы в таких условиях долго не протянул. А наш великий вождь со своей не менее великой спутницей целых два года.
Особо поражает то, что происходило это в предреволюционный период, когда всё бурлило и клокотало, происходили невиданные до этого общественные процессы, которые надо было контролировать и направлять в нужное русло. В итоге власть перешла в руки большевиков, они вышли победителями в сложной и беспощадной борьбе.
Лидером партии был Ленин, получается это он всё организовал. И где, в этой квартире, деля её с какими-то непонятными людьми? Ну ладно если бы соседями Ленина были его соратники по борьбе, так нет же, дети булочницы, сапожник, актёры… Бред какой-то, никакой логики.
При этом членов партии большевиков в Цюрихе в те года жило немало, встречались они на различных собраниях, а также в ресторанах и кафе.
Одно из них мы наши, это легендарное Cafe Odeon.
В этом месте отметилось много знаменитых личностей, в основном, конечно, писателей и представителей интеллигенции, таких как Стефан Цвейг или Эрих Мария Ремарк.
Но и Ильич входил в число завсегдатаев, о чём свидетельствуют плакаты, вывешенные на стенах кафе.
На этом я, пожалуй, окончу своё представление Цюриха. Уж как получилось, так получилось, не обессудьте.