К устоявшемуся клише, используемому для описания Болоньи («учёная», «красная» и «толстая»), можно смело добавить и такую ее характеристику как «город портиков». Портиков-галерей в Болонье столько и такой красоты, что с недавнего времени они взяты под охрану Юнеско. Первоначально портики по инициативе «снизу» использовались как способ увеличения жилплощади без необходимости платить за это дополнительные налоги. А с 1288 года — уже по решению местных властей — портики стали обязательным элементом домовой архитектуры. Подробнее об этом мы уже рассказали в отзыве про Болонью учёную.
Суммарная протяженность портиков только в центре города сегодня составляет порядка 40 км. Но есть среди них портик-рекордсмен, который непрерывно тянется на 4 (!) километра. В один из дней нашего пребывания в Болонье мы пришли на площадь Маджоре, чтобы сесть там на туристический автопоезд и отправиться к сразу двум местным достопримечательностям — базилике Мадонна-ди-Сан-Люка и ведущему к ней самому длинному в Болонье портику. Сама базилика расположена на холме, к юго-западу от центра города на расстоянии примерно 5 км.
Туристический автопоезд отправляется с центральной площади Болоньи, что напротив храма Сан-Петронио.
Вначале туристический автопоезд едет по болонским улицам...
...а затем уже движется вдоль портика-рекордсмена, пока не поднимется на вершину холма.
По дороге наверх автопоезд проезжает мимо Сарагосских ворот (Porta Saragozza), которые изначально были построены в 13-м веке как часть городской стены Болоньи. После постройки портика к базилике Мадонна-ди-Сан-Люка они стали одними из главных ворот города.
Сарагосские ворота - вид снаружи и изнутри.
Поскольку со средних веков базилика Мадонна-ди-Сан-Люка на вершине Караульного холма была объектом паломничества, от Сарагосских ворот к ней проложили дорогу длиной около 4 км. В 1589 году её вымостили булыжником, а в 17-м веке, с целью защитить от дождя поднимающихся по дороге паломников, было решено построить над ней крытую галерею. Средства на строительство были собраны по народной подписке, а само оно растянулось больше, чем на сто лет — с 1674 по 1793 гг. В окончательном виде портик оказался состоящим из 666 арок, и никто не знает, почему дорогу к столь святому месту окаймляет «дьявольское» количество арок.
В самом начале портика у Сарагосских ворот Болоньи находится арка Бонаккорси.
Портик (он же галерея) закрывает два отрезка дороги, один из которых является плоским, а другой — идущим наверх холма. Пологой является часть маршрута сразу за аркой Бонаккорси. Та часть пути, что ближе к храму, поднимается на вершину горы — на 220 метров на отрезке в 2,3 км. Поэтому некоторые участки подъёма достаточно крутые.
Плоский участок галереи, который тянется на 1,5 км и заканчивается...
...аркой Мелончелло (Arco del Meloncello, 1732). Забегая вперёд, отметим, что эта красивая арка была спроектирована Карло Дотти, тем же архитектором, что построил и саму базилику на холме. Эта арка разделяет наклонный и плоский участки галереи.
Галерея стала самым длинным портиком Болоньи и вместе с другими её аркадами в центре города признана в 2021 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Паломники и «правильные» туристы поднимаются на самый верх холма пешком. Мы, однако, поленились это сделать и воспользовались для подъёма наверх транспортным средством. Зато уж вниз мы спускались по галерее пешком и всласть её пофотографировали.
На некоторых участках подъём галерии настолько слабый, что его даже трудно заметить на фотографиях...
...но большей частью её наклон был вполне осязаем.
На подобных отрезках мы радовались, что решили по галерее спускаться, а не подниматься:)
В период сооружения портика был интересный эпизод: 17 октября 1677 года многие жители Болоньи, включая женщин и детей, выстроились в живую цепь и передавали из рук в руки на вершину Караульного холма кирпичи и прочие стройматериалы для возведения галереи. Это событие получило название Passamano per San Luca и с 2003 года регулярно воспроизводится по субботам в середине октября. Участвуют в нем в основном дети, которые передают по цепочке уже не кирпичи, а разные свои поделки и письменные работы, выполненные в течение года.
Увидели вот такую мемориальную доску: некто Александр Ермолов за финансирование реставрации портика в 1884 году получил возможность увековечить в нём память своей любимой супруги по имени Цецилия Серони.
Вдоль портика расположены 15 часовен (одна из которых - на этом снимке). Их интерьеры после многочисленных ремонтов были утрачены.
Добравшись до самого верха портика, туристы и паломники видят перед собой внушительный храм.
На вершине Караульного холма (Colle della Guardia) находится Святилище Мадонна-ди-Сан-Люка (Santuario della Madonna di San Luca), представляющее собой большую барочную базилику 18-го века. В ней хранится почитаемая богородичная икона, приписываемая евангелисту Луке (отсюда и название святилища). Со средних веков этот храм — объект паломничества.
Внешний вид храма-святилища.
По легенде, икону принес в 1160 году из паломничества в Константинополь один греческий отшельник, получивший её от священников собора Святой Софии. Он должен был отнести её на «Караульный холм» в Италии, как то было указано в надписи на самой иконе. Отшельник направился в поисках холма в Рим, где узнал, что такая гора есть в окрестностях Болоньи. Он доставил икону в Болонью, где она в ходе торжественной процессии была перенесена на «предназначенное» для неё место.
Главный алтарь и в нём основная реликвия храма - византийская икона с изображением Богородицы.
В конце 12-го века на Караульном холме возник скит для хранения иконы, ставшей объектом паломничества. Число желающих её увидеть значительно выросло в 1433 году после приписанного иконе «чуда дождя». Тогда горожане посчитали, что её перенос в Болонью остановил сильные дожди, угрожавшие урожаю. Нынешний храм, в котором хранится икона, был построен в барочном стиле в 1723—1765 гг. по проекту архитектора Карло Франческо Дотти. В 1907 г. папой Пием X храму был присвоен титул «малой базилики».
Святилище расположено на вершине Караульного холма высотой 300 м. Источник фото: Youtube.
С балкона на куполе базилики, куда можно попасть за небольшую плату, открываются панорамные виды как на саму Болонью, так и на хребты Апеннин к югу от города.
С Караульного холма просматриваются очертания Апениннских гор.
Вид на Болонью с балкона рядом с куполом храма. Слева виден небольшой отрезок портика.
Спустившись с холма пешком, мы вновь оказались у Сарагосских ворот.
За Сарагосскими воротами начинается одноименная улица (Via Saragozza) — типично болонская, в рыжеватых тонах и с аркадами по обеим сторонам. Нам эта улица показалась одной из самых красивых в Болонье, и мы дошли по ней до базилики Св. Доминика в центре города, не уставая при этом любоваться её красотой.
Сарагосская улица сразу за воротами.
Удивила «пустынность» улицы: на ней было очень мало машин и почти не было людей.
Под каждым домом - портики индивидуальной конструкции, но тянущиеся непрерывно на протяжении всей улицы.
Причины, по которым болонская улица получила имя известного испанского города, остаются непонятными. Известно только, что произошло это ещё в 1118 году. По одной из версий, тут когда-то жили выходцы из испанской Сарагосы.
Палаццо Альбергати, 16-й век. Здесь 23 декабря 1845 года останавливался проездом русский царь Николай I, о чём свидетельствует установленная в этом доме мемориальная доска. В Болонье царь посетил пинакотеку и заказал копии нескольких полотен Гвидо Рени и Гверчино.
Мемориальная доска в честь императора Николая I в палаццо Альбергати.
Один из красивых домов на улице Сарагоса.
Ближе к центру улица получает уже другое название (Via Urbana), но остаётся столь же симпатичной.
Один из домов на Via Urbana.
Бесконечные болонские портики.
Ближе к центру на улице становится гораздо оживлённее.
В конце концов по Via Saragozza/Urbana/Marsili мы вышли на площадь Сан-Доменико с замечательной одноимённой базиликой (о ней мы рассказали здесь). Недалеко от этой церкви нам встретился ещё один ренессансный палаццо с богатыми терракотовыми орнаментами. Выяснилось, что это здание, датируемое 16-м веком, называется Casa Berò detta dei Carracci (Дом Беро, он же дом Карраччи). Считается, что когда-то в нем жили и работали братья Карраччи, основоположники болонской школы живописи (подробнее о ней — в этом фотоальбоме).
Дом Беро (он же дом Карраччи), 16-й век.
В Болонье есть ещё один храм с очень красивой галереей, правда, не настолько длинной, как портик-рекордсмен. Речь идёт о церкви Санта-Мария-деи-Серви, перед которой сооружена изящная квадратная аркада. Строили этот портик на протяжении многих лет, но выдержали в одном стиле, в связи с чем он производит гармоничное впечатление.
Церковь Санта-Мария-деи-Серви. Её фасад остался незаконченным.
Перед церковью находится изящный квадратный портик, который строился на протяжении многих лет, но в одинаковом стиле.
Две стороны портика перед церковью.
Сама церковь Санта-Мария-деи-Серви была построена в 1346—1383 гг. для монашеского ордена служителей Девы Марии (лат. Ordo Servorum Mariae), откуда и проистекает её название. Основная цель ордена — почитание Девы Марии, а также развитие богословской науки «мариологии». Неудивительно поэтому, что все произведения искусства в церкви в той или иной степени посвящены Богоматери.
Внутри - трёхнефная базилика в готическом стиле.
Мраморный алтарь выполнен в середине 16-го века флорентийцем Джованни-Анжело Монторсоли, учеником Микеланджело.
Самое главное, что есть в этом храме и ради чего туда стоит сходить — картина знаменитого флорентийского живописца Чимабуэ «Маэста». Чимабуэ (итал. Cimabue; настоящее имя — Ченни-ди-Пепо; даты жизни — около 1240–1302) был одним из главных итальянских художников периода проторенессанса и считается предшественником или даже учителем Джотто. По-итальянски Мaestà означает величание, возвеличивание и является иконографическим типом изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих её ангелов. Чимабуэ написал всего три больших Маэсты: помимо Болоньи, ещё одна находится в Лувре, а третья — в Уффици (эту мы тоже сняли и приводим ниже для сравнения). Болонская картина, правда, в последнее время более осторожно приписывается «школе Чимабуэ».
«Маэста» Чимабуэ из церкви Санта-Мария-деи-Серви, 1281-1285.
Две Маэсты Чимабуэ: болонская (слева) и флорентийская из Уффици (справа). Ещё одна есть в Лувре.