Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

Болонья — город портиков

Болонья — Италия Октябрь 2022
26 50

К устоявшемуся клише, используемому для описания Болоньи («учёная», «красная» и «толстая»), можно смело добавить и такую ее характеристику как «город портиков». Портиков-галерей в Болонье столько и такой красоты, что с недавнего времени они взяты под охрану Юнеско. Первоначально портики по инициативе «снизу» использовались как способ увеличения жилплощади без необходимости платить за это дополнительные налоги. А с 1288 года — уже по решению местных властей — портики стали обязательным элементом домовой архитектуры. Подробнее об этом мы уже рассказали в отзыве про Болонью учёную.

Суммарная протяженность портиков только в центре города сегодня составляет порядка 40 км. Но есть среди них портик-рекордсмен, который непрерывно тянется на 4 (!) километра. В один из дней нашего пребывания в Болонье мы пришли на площадь Маджоре, чтобы сесть там на туристический автопоезд и отправиться к сразу двум местным достопримечательностям — базилике Мадонна-ди-Сан-Люка и ведущему к ней самому длинному в Болонье портику. Сама базилика расположена на холме, к юго-западу от центра города на расстоянии примерно 5 км.

5
Туристический автопоезд отправляется с центральной площади Болоньи, что напротив храма Сан-Петронио.
Туристический автопоезд отправляется с центральной площади Болоньи, что напротив храма Сан-Петронио.

4
Вначале туристический автопоезд едет по болонским улицам...
Вначале туристический автопоезд едет по болонским улицам...

3
...а затем уже движется вдоль портика-рекордсмена, пока не поднимется на вершину холма.
...а затем уже движется вдоль портика-рекордсмена, пока не поднимется на вершину холма.

По дороге наверх автопоезд проезжает мимо Сарагосских ворот (Porta Saragozza), которые изначально были построены в 13-м веке как часть городской стены Болоньи. После постройки портика к базилике Мадонна-ди-Сан-Люка они стали одними из главных ворот города.

5
Болонья — город портиков

6
Сарагосские ворота - вид снаружи и изнутри.
Сарагосские ворота - вид снаружи и изнутри.

Поскольку со средних веков базилика Мадонна-ди-Сан-Люка на вершине Караульного холма была объектом паломничества, от Сарагосских ворот к ней проложили дорогу длиной около 4 км. В 1589 году её вымостили булыжником, а в 17-м веке, с целью защитить от дождя поднимающихся по дороге паломников, было решено построить над ней крытую галерею. Средства на строительство были собраны по народной подписке, а само оно растянулось больше, чем на сто лет — с 1674 по 1793 гг. В окончательном виде портик оказался состоящим из 666 арок, и никто не знает, почему дорогу к столь святому месту окаймляет «дьявольское» количество арок.

6
В самом начале портика у Сарагосских ворот Болоньи находится арка Бонаккорси.
В самом начале портика у Сарагосских ворот Болоньи находится арка Бонаккорси.

Портик (он же галерея) закрывает два отрезка дороги, один из которых является плоским, а другой — идущим наверх холма. Пологой является часть маршрута сразу за аркой Бонаккорси. Та часть пути, что ближе к храму, поднимается на вершину горы — на 220 метров на отрезке в 2,3 км. Поэтому некоторые участки подъёма достаточно крутые.

6
Плоский участок галереи, который тянется на 1,5 км и заканчивается...
Плоский участок галереи, который тянется на 1,5 км и заканчивается...

8
...аркой Мелончелло (Arco del Meloncello, 1732). Забегая вперёд, отметим, что эта красивая арка была спроектирована Карло Дотти, тем же архитектором, что построил и саму базилику на холме. Эта арка разделяет наклонный и плоский участки галереи.
...аркой Мелончелло (Arco del Meloncello, 1732). Забегая вперёд, отметим, что эта красивая арка была спроектирована Карло Дотти, тем же архитектором, что построил и саму базилику на холме. Эта арка разделяет наклонный и плоский участки галереи.

Галерея стала самым длинным портиком Болоньи и вместе с другими её аркадами в центре города признана в 2021 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Паломники и «правильные» туристы поднимаются на самый верх холма пешком. Мы, однако, поленились это сделать и воспользовались для подъёма наверх транспортным средством. Зато уж вниз мы спускались по галерее пешком и всласть её пофотографировали.

5
На некоторых участках подъём галерии настолько слабый, что его даже трудно заметить на фотографиях...
На некоторых участках подъём галерии настолько слабый, что его даже трудно заметить на фотографиях...

4
...но большей частью её наклон был вполне осязаем.
...но большей частью её наклон был вполне осязаем.

6
На подобных отрезках мы радовались, что решили по галерее спускаться, а не подниматься:)
На подобных отрезках мы радовались, что решили по галерее спускаться, а не подниматься:)

В период сооружения портика был интересный эпизод: 17 октября 1677 года многие жители Болоньи, включая женщин и детей, выстроились в живую цепь и передавали из рук в руки на вершину Караульного холма кирпичи и прочие стройматериалы для возведения галереи. Это событие получило название Passamano per San Luca и с 2003 года регулярно воспроизводится по субботам в середине октября. Участвуют в нем в основном дети, которые передают по цепочке уже не кирпичи, а разные свои поделки и письменные работы, выполненные в течение года.

3
Увидели вот такую мемориальную доску: некто Александр Ермолов за финансирование реставрации портика в 1884 году получил возможность увековечить в нём память своей любимой супруги по имени Цецилия Серони.
Увидели вот такую мемориальную доску: некто Александр Ермолов за финансирование реставрации портика в 1884 году получил возможность увековечить в нём память своей любимой супруги по имени Цецилия Серони.

3
Вдоль портика расположены 15 часовен (одна из которых - на этом снимке). Их интерьеры после многочисленных ремонтов были утрачены.
Вдоль портика расположены 15 часовен (одна из которых - на этом снимке). Их интерьеры после многочисленных ремонтов были утрачены.

5
Добравшись до самого верха портика, туристы и паломники видят перед собой внушительный храм.
Добравшись до самого верха портика, туристы и паломники видят перед собой внушительный храм.

На вершине Караульного холма (Colle della Guardia) находится Святилище Мадонна-ди-Сан-Люка (Santuario della Madonna di San Luca), представляющее собой большую барочную базилику 18-го века. В ней хранится почитаемая богородичная икона, приписываемая евангелисту Луке (отсюда и название святилища). Со средних веков этот храм — объект паломничества.

1 из 2
Внешний вид храма-святилища.

3
Интерьер святилища.
Интерьер святилища.

По легенде, икону принес в 1160 году из паломничества в Константинополь один греческий отшельник, получивший её от священников собора Святой Софии. Он должен был отнести её на «Караульный холм» в Италии, как то было указано в надписи на самой иконе. Отшельник направился в поисках холма в Рим, где узнал, что такая гора есть в окрестностях Болоньи. Он доставил икону в Болонью, где она в ходе торжественной процессии была перенесена на «предназначенное» для неё место.

7
Главный алтарь и в нём основная реликвия храма - византийская икона с изображением Богородицы.
Главный алтарь и в нём основная реликвия храма - византийская икона с изображением Богородицы.

В конце 12-го века на Караульном холме возник скит для хранения иконы, ставшей объектом паломничества. Число желающих её увидеть значительно выросло в 1433 году после приписанного иконе «чуда дождя». Тогда горожане посчитали, что её перенос в Болонью остановил сильные дожди, угрожавшие урожаю. Нынешний храм, в котором хранится икона, был построен в барочном стиле в 1723—1765 гг. по проекту архитектора Карло Франческо Дотти. В 1907 г. папой Пием X храму был присвоен титул «малой базилики».

1 из 2
Святилище расположено на вершине Караульного холма высотой 300 м. Источник фото: Youtube.

С балкона на куполе базилики, куда можно попасть за небольшую плату, открываются панорамные виды как на саму Болонью, так и на хребты Апеннин к югу от города.

12
С Караульного холма просматриваются очертания Апениннских гор.
С Караульного холма просматриваются очертания Апениннских гор.

5
Вид на Болонью с балкона рядом с куполом храма. Слева виден небольшой отрезок портика.
Вид на Болонью с балкона рядом с куполом храма. Слева виден небольшой отрезок портика.

3
Спустившись с холма пешком, мы вновь оказались у Сарагосских ворот.
Спустившись с холма пешком, мы вновь оказались у Сарагосских ворот.

За Сарагосскими воротами начинается одноименная улица (Via Saragozza) — типично болонская, в рыжеватых тонах и с аркадами по обеим сторонам. Нам эта улица показалась одной из самых красивых в Болонье, и мы дошли по ней до базилики Св. Доминика в центре города, не уставая при этом любоваться её красотой.

1 из 2
Сарагосская улица сразу за воротами.

1 из 2
Удивила «пустынность» улицы: на ней было очень мало машин и почти не было людей.

1 из 2
Под каждым домом - портики индивидуальной конструкции, но тянущиеся непрерывно на протяжении всей улицы.

Причины, по которым болонская улица получила имя известного испанского города, остаются непонятными. Известно только, что произошло это ещё в 1118 году. По одной из версий, тут когда-то жили выходцы из испанской Сарагосы.

1 из 2
Палаццо Альбергати, 16-й век. Здесь 23 декабря 1845 года останавливался проездом русский царь Николай I, о чём свидетельствует установленная в этом доме мемориальная доска. В Болонье царь посетил пинакотеку и заказал копии нескольких полотен Гвидо Рени и Гверчино.

3
Мемориальная доска в честь императора Николая I в палаццо Альбергати.
Мемориальная доска в честь императора Николая I в палаццо Альбергати.

5
Один из красивых домов на улице Сарагоса.
Один из красивых домов на улице Сарагоса.

5
Ближе к центру улица получает уже другое название (Via Urbana), но остаётся столь же симпатичной.
Ближе к центру улица получает уже другое название (Via Urbana), но остаётся столь же симпатичной.

6
Один из домов на Via Urbana.
Один из домов на Via Urbana.

4
Дом с красивым эркером.
Дом с красивым эркером.

5
Бесконечные болонские портики.
Бесконечные болонские портики.

4
Ближе к центру на улице становится гораздо оживлённее.
Ближе к центру на улице становится гораздо оживлённее.

5
Площадь Сан-Доменико.
Площадь Сан-Доменико.

В конце концов по Via Saragozza/Urbana/Marsili мы вышли на площадь Сан-Доменико с замечательной одноимённой базиликой (о ней мы рассказали здесь). Недалеко от этой церкви нам встретился ещё один ренессансный палаццо с богатыми терракотовыми орнаментами. Выяснилось, что это здание, датируемое 16-м веком, называется Casa Berò detta dei Carracci (Дом Беро, он же дом Карраччи). Считается, что когда-то в нем жили и работали братья Карраччи, основоположники болонской школы живописи (подробнее о ней — в этом фотоальбоме).

6
Дом Беро (он же дом Карраччи), 16-й век.
Дом Беро (он же дом Карраччи), 16-й век.

В Болонье есть ещё один храм с очень красивой галереей, правда, не настолько длинной, как портик-рекордсмен. Речь идёт о церкви Санта-Мария-деи-Серви, перед которой сооружена изящная квадратная аркада. Строили этот портик на протяжении многих лет, но выдержали в одном стиле, в связи с чем он производит гармоничное впечатление.

5
Церковь Санта-Мария-деи-Серви. Её фасад остался незаконченным.
Церковь Санта-Мария-деи-Серви. Её фасад остался незаконченным.

6
Перед церковью находится изящный квадратный портик, который строился на протяжении многих лет, но в одинаковом стиле.
Перед церковью находится изящный квадратный портик, который строился на протяжении многих лет, но в одинаковом стиле.

5
Две стороны портика перед церковью.
Две стороны портика перед церковью.

Сама церковь Санта-Мария-деи-Серви была построена в 1346—1383 гг. для монашеского ордена служителей Девы Марии (лат. Ordo Servorum Mariae), откуда и проистекает её название. Основная цель ордена — почитание Девы Марии, а также развитие богословской науки «мариологии». Неудивительно поэтому, что все произведения искусства в церкви в той или иной степени посвящены Богоматери.

6
Внутри - трёхнефная базилика в готическом стиле.
Внутри - трёхнефная базилика в готическом стиле.

3
Мраморный алтарь выполнен в середине 16-го века флорентийцем Джованни-Анжело Монторсоли, учеником Микеланджело.
Мраморный алтарь выполнен в середине 16-го века флорентийцем Джованни-Анжело Монторсоли, учеником Микеланджело.

Самое главное, что есть в этом храме и ради чего туда стоит сходить — картина знаменитого флорентийского живописца Чимабуэ «Маэста». Чимабуэ (итал. Cimabue; настоящее имя — Ченни-ди-Пепо; даты жизни — около 1240–1302) был одним из главных итальянских художников периода проторенессанса и считается предшественником или даже учителем Джотто. По-итальянски Мaestà означает величание, возвеличивание и является иконографическим типом изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих её ангелов. Чимабуэ написал всего три больших Маэсты: помимо Болоньи, ещё одна находится в Лувре, а третья — в Уффици (эту мы тоже сняли и приводим ниже для сравнения). Болонская картина, правда, в последнее время более осторожно приписывается «школе Чимабуэ».

2
«Маэста» Чимабуэ из церкви Санта-Мария-деи-Серви, 1281-1285.
«Маэста» Чимабуэ из церкви Санта-Мария-деи-Серви, 1281-1285.

3
Две Маэсты Чимабуэ: болонская (слева) и флорентийская из Уффици (справа). Ещё одна есть в Лувре.
Две Маэсты Чимабуэ: болонская (слева) и флорентийская из Уффици (справа). Ещё одна есть в Лувре.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  4. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  14. Рим: барочные церкви Борромини
  15. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  17. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  18. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  19. Вилла Адриана
  20. Флоренция: Галерея Академии
  21. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  23. Национальный музей Барджелло
  24. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  25. Лукка: город в тени Пизы
  26. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  27. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  29. Сиена: пинакотека города Мадонны
  30. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  31. Прогулка по Сиене
  32. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  33. Болонья: Пьяцца Маджоре
  34. Болонья учёная
  35. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  36. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  37. Болонья — город портиков
  38. Болонья: Национальная пинакотека
  39. Болонья: музей Средневековья
  40. Равенна римская
  41. Равенна готская
  42. Равенна византийская
  43. Парма: по следам Корреджо
  44. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  45. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  46. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Болонье
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии