В Болонье есть несколько замечательных церквей, но для католиков, пожалуй, самой важной является базилика Святого Доминика (La basilica patriarcale di San Domenico), в которой хранятся мощи основателя доминиканского ордена. Он скончался в Болонье 6 августа 1221 года и был здесь же похоронен. Внешне церковь ничем особо не примечательна, однако капелла Св. Доминика и его захоронение в ней являются выдающимися произведениями искусства. Именно они и побудили нас сходить в этот храм, и то, что мы там увидели, действительно впечатляет.
Базилика Св. Доминика расположена в углу тихой, замощенной камнем площади. В 1910 г. фасаду храма был возвращён его романский стиль 13-го века.
Святой Доминик (в миру Domingo de Guzmán Garcés, 1170–1221), испанский священник, основал свой монашеский орден под названием орден братьев-проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum) для углублённого изучения теологии, проповеди Евангелия и миссионерской деятельности. Непосредственным толчком для этого послужило широкое распространение в Южной Франции начала 13-го века т.наз. альбигойской (катарской) ереси, с которой он хотел бороться путем подготовки грамотных проповедников. Католическая церковь, правда, решила вопрос более радикально — физически уничтожив носителей ереси с помощью крестового похода, однако и «образовательный» подход Доминико Гузмана был признан целесообразным, и папа Гонорий III утвердил устав его ордена в 1216 году. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.
Статуя Св. Доминика была установлена на площади в начале 17-го века.
Интересен тимпан над входом в церковь. На нем изображён Св. Доминик в традиционной чёрно-белой «униформе» ордена. Справа от него видны покосившиеся башни Болоньи — одного из центров ордена, а слева — белая лилия (символ чистоты и целомудрия) и собака с горящим факелом в зубах (символ верности и пламенной веры). По легенде, мать будущего святого увидела подобную собаку во сне, и якобы поэтому название ордена созвучно латинской фразе Domini Canes, или «Псы Господни».
Тимпан с доминиканской символикой.
Интерьер базилики оформлен в барочном стиле после реконструкции 1728-31 гг.
Две самые важные капеллы церкви находятся друг напротив друга примерно посередине нефа. Слева — капелла Розария. Розарий (лат. Rosarium) означает «венок из роз», но также называются традиционные католические чётки и цикл молитв, читаемых по этим чёткам. Католическая традиция связывает появление этой практики с явлением Девы Марии святому Доминику в 1214 году, когда она передала ему чётки и велела читать по ним молитвы для защиты от альбигойской ереси.
Капелла Розария и находящаяся в ней статуя Девы Марии с чётками.
Конха капеллы Розария с изображением венка из роз, 17-й век.
Орган капеллы Розария, на котором в 1769 г. играл 13-летний Моцарт, когда он брал уроки перед экзаменом в Болонской музыкальной академии.
Прямо напротив капеллы Розария находится капелла Св. Доминика — главное, что есть в базилике. Первоначально Св. Доминик, скончавшийся в Болонье в 1221 году, был похоронен за алтарем церкви, однако затем его перенесли в боковую капеллу для облегчения доступа к захоронению верующим и паломникам. Готическое оформление капеллы было заменено на барочное в начале 17-го века.
Капелла Св. Доминика - алтарная часть.
На фреске Гвидо Рени в конхе капеллы Святой Доминик купается в лучах славы под звуки ангельского оркестра в обществе Христа и Богоматери.
Гвидо Рени. «Святой Доминик во славе». 1615.
В алтаре капеллы находится роскошная гробница Св. Доминика, которая по-итальянски называется arca, что на русский переводится как «ковчег». Вероятно, так этому захоронению стараются придать максимально высокий статус. Позади ковчега в нишах расположены семь статуй добродетелей (Вера, Надежда, Милосердие, Умеренность, Стойкость, Справедливость и Мудрость).
Гробница (ковчег) Св. Доминика (Arca di San Domenico) и статуи добродетелей за ней.
Ковчег состоит из четырёх сегментов, каждый из которых был создан в разное время. Первым в 1267 г. был изготовлен мраморный саркофаг святого со сценами его жизни (№ 1). Его выполнил знаменитый средневековый скульптор Николо Пизано и его ученики, причем за образец были взяты античные саркофаги. Именно там находится кипарисовый гроб с мощами Св. Доминика.
Затем в 1469—1473 гг. на саркофаг было изготовлено навершие (№ 2) со сложной скульптурной композицией, включающей восемь святых-покровителей Болоньи, четырёх евангелистов, Пьету и Бога-Творца мира. Эта скульптурная группа, считающаяся самой важной частью ковчега, была создана Николла-да-Бари. Он настолько прославился этим произведением, что получил второе имя, под которым больше всего известен — Николла-дель-Арка (Nicolla dell’Arca). Он работал в основном в терракоте, и именно ему принадлежит потрясающая композиция «Оплакивание Христа», с которой мы уже познакомились в предыдущем рассказе про Болонью.
Хронология создания ковчега.
Под саркофагом находится пределла (ит. «ступенька») — вытянутый пьедестал (№ 3) работы скульптора Альфонсо Ломбарди, выполненный в 1532 году. На барельефе пределлы изображены сцены из жизни Св. Доминика. Наконец, мраморный алтарь в основании ковчега (№ 4) добавлен в 1768 году Алессандро Сальвиолини, барельеф на котором работы Джованни Будара изображает похороны Св. Доминика.
Вид ковчега спереди и сзади. В его основании с задней стороны виден бронзовый реликварий 14-го века, в котором хранится голова Св. Доминика.
Горельефы, расположенные на саркофаге по всему его периметру, изображают различные эпизоды из жизни Св. Доминика, чаще всего — совершенные им чудеса. Но есть и сюжеты с некоторым идеологическим подтекстом. Так, на передней стороне (справа от Богоматери на снимке ниже) изображен сюжет, который условно можно назвать «Испытание огнём». Св. Доминик вступил в теологический спор с приверженцами альбогейской ереси перед представителями местных властей. Не будучи полностью уверенными, кто прав, последние велели обеим сторонам бросить свои священные тексты в огонь. Катарские еретические писания сгорели, а книги Св. Доминика остались невредимыми — истина восторжествовала.
Передняя сторона саркофага с сюжетом «Испытание огнём» с правой стороны.
Задняя сторона саркофага. В сюжете справа показан папа (Иннокентий III), который сначала отказывается одобрить устав ордена, но затем видит во сне Св. Доминика как оплот церкви. В результате папское разрешение получено.
Боковые стороны саркофага. На снимке слева Св. Доминик получает от апостолов Петра и Павла «мандат» на свою проповедническую деятельность в виде Библии и посоха.
Навершие ковчега состоит из двух рядов скульптур. В нижнем ряду расположены святые-покровители Болоньи (по 4 с каждой стороны), а выше — Пьета с распятым Христом и сочувствующими ангелами по сторонам. Здесь же находятся 4 евангелиста (по 2 с каждой стороны) — почему-то все в тюрбанах (они настолько в них похожи друг на друга, что специалисты затрудняются их идентифицировать). Все эти скульптуры выполнены Николло-дель-Арка, кроме двух, принадлежащих резцу Микеланджело. В силу не совсем понятных причин Николло не завершил композицию, и в 1495 г. 20-летний Микеланджело, находившийся в то время в Болонье, изваял двух недостающих святых. Это святой Петроний (спереди ковчега) и святой Прокл (сзади него). Статуи Микеланджело отмечены буквой М на снимках.
Навершие ковчега - вид спереди. Святые (слева направо): Св.Франциск, Св.Петроний (Микеланджело), Св.Доминик и Св.Флориан.
Навершие ковчега - вид сзади. Святые (слева направо): Св.Агрикола, Иоанн Креститель, Св.Прокл (Микеланджело), Св.Виталий.
Барельефы Альфонсо Ломбарди на пределле (№3, слева направо): рождение Св. Доминика и его детство; Св. Доминик продаёт свои книги, чтобы накормить голодных; Поклонение волхвов; смерть Св. Доминика и его последующее восхождение на небо по лестнице с помощью Христа и Богоматери.
По бокам пределлы расположены два ангела с подсвечниками. Левый из них выполнен Николло-дель-Арка, а правый — Микеланджело. Ангела работы Микеланджело часто обвиняют в излишней суровости и мускулистости по сравнению с ангелочком Николло:).
Барельеф Джованни Будара на алтаре в основании арки (№4): Похороны Св. Доминика. 1768.
Не описанным до сих пор остался лишь самый верх арки. Его не удалось хорошо заснять, поэтому пришлось воспользоваться фотографией из интернета. Итак, на самом верху Николло-дель-Арка изобразил Бога — Творца мира, а также и сам мир, созданный его руками. Бог стоит на шаре, и в руке держит тоже шар — символ глобуса? Считается, что гирлянды из цветов и фруктов олицетворяют землю, а четыре дельфина (на снимке видно только двух) — воду. Что символизируют два пухлых путти, подпирающих фруктовые гирлянды, остаётся непонятным:)
Верхушка ковчега с Богом-Творцом (интернет).
Во всех путеводителях по Болонье, даже в самых последних, упоминается наличие в базилике Св. Доминика картины Филлипино Липпи «Мистическое обручение Св. Екатерины». Мы долго искали в храме это полотно, и, ничего не обнаружив, обратились за помощью к находившейся там продавщице религиозной литературы. Она объяснила, что картину Липпи перенесли в пинакотеку, вместе с несколькими другими картинами из церкви. Мы взяли это на заметку и, во время визита в Болонскую пинакотеку, картину эту без труда обнаружили. Поскольку «родом» она из базилики, приводим здесь её фотографию, но никому не советуем её там искать:).
Филлипино Липпи «Мистическое обручение Св.Екатерины», 1505. Пинакотека Болоньи, перед этим - базилика Св. Доминика. «Свидетелями регистрации брака» выступают Иоанн Креститель, апостолы Пётр и Павел, а также Св. Себастьян.
Ещё одно выдающееся полотно, когда-то находившееся в базилике (а сейчас также в пинакотеке) — «Избиение младенцев» Гвидо Рени. Он написал её в 1611 году для капеллы семьи Беро. В 1796 г. картина была вывезена Наполеоном в Лувр, но в 1815 г. возвращена и помещена в Болонскую пинакотеку.
Гвидо Рени «Избиение младенцев», 1611. Пинакотека Болоньи, Лувр, перед этим - базилика Св. Доминика.
Помимо Св. Доминика, в базилике когда-то были похоронены и наиболее известные профессора-юристы, преподававшие в знаменитом Болонском университете. Их саркофаги из-за их высокой художественной ценности сейчас находятся в Музее средневекового искусства Болоньи, где мы их и сфотографировали. На них выбиты очень необычные барельефы, изображающих преподавателей, проводящих занятия со своими студентами.
Фрагмент саркофага профессора-юриста Джованни-да-Леньяно, ✝1383. Студенты внимают своему профессору.
Саркофаг профессора права Бартоломео-да-Салисето, ✝1412.
Саркофаг юриста Джованни-д'Андреа, ✝1348.
Когда мы пришли посмотреть на базилику Св. Доминика, то на площади перед церковью обратили внимание на необычного вида захоронения в виде саркофагов, установленных внутри приподнятых на колоннах навесов. Позднее подобные же гробницы обнаружили и перед церковью Св. Франциска. Оказалось, что это были захоронения глоссаторов, профессоров римского права в Болонском университете, работавших и преподававших там в 12–13 веках.
Саркофаг глоссатора на площади Св. Доминика.
Гробницы глоссаторов рядом с базиликой Сан-Доменико крупным планом.
Школа глоссаторов возникла в Болонье в конце 11-го века и занималась изучением римского права, включая заново обнаруженный в средние века Кодекс Юстиниана, императора Восточной Римской империи 6-го века. Термин «глосса» в переводе с греческого означает «устаревшее или редкое слово», а юристы-глоссаторы занимались выяснением смысла и комментированием отдельных слов и выражений в римских текстах. Свои комментарии они первоначально писали на полях книги или между строк, а потом начали публиковать в виде сборников, которые и составляли плод их работы. Именно оттуда происходит всем известный современный термин «глоссарий» (собрание глосс) — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями и примерами. Считается, глоссаторы в своих трудах заложили основы современного гражданского права. Самым известным из них был Аккурсио (ит. Accursio di Bagnolo, 1184–1263), объединивший результаты работ школы глоссаторов в сборник «Glossa ordinaria» или «Magna glossa», всеобъемлющий анализ Кодекса Юстиниана, включавший 97 тысяч комментариев.
Саркофаги глоссаторов рядом с церковью Св. Франциска. Слева - захоронение Аккурсио.
Гробницы рядом с церковью Св. Франциска крупным планом.
Башни Болоньи
В Средние века Болонья была просто вся «утыкана» башнями, в какой-то момент их число доходило до 120 или даже 180 (по разным оценкам). Сооружаемые болонской знатью, они достигали высоты от 20 до 60 метров, причём высота башни коррелировала с достатком и статусом построившей её семьи. Вероятно, вначале башни строили как крепости/укрытия в беспокойные времена вражды гвельфов и гибеллинов, но со временем фактор безопасности трансформировался в фактор престижа.
Макет Болоньи в период расцвета башенного строительства - ну чем не Манхэттен?
Болонья времён Данте (т.е. конец 13-го века). Реконструкция Анжело Финелли, 1917.
К 16-му века башни вышли из моды — более статусными стали роскошные палаццо — и башни стали потихоньку разбирать (возможно, вырученные камни пускали на строительство дворцов:). Этот процесс особенно ускорился в веке 19-м, когда стали быстро избавлятся от средневекового наследия в городах. Сейчас башен в Болонье осталось порядка 20, и большинство их них в той или иной степени «падающие».
Примерно половина оставшихся болонских башен видна с верха Часовой башни в палаццо Коммунале.
Самые популярные из сохранившихся башен — знаменитые близнецы Due Torri (Две башни), расположенные в самом центре на площади Равеннских ворот (Piazza di Porta Ravegnana ). Одна из них называется «Азинелли» (высота — 97 м, отклонение от вертикали — 1,23 м), а другая — «Гарисенда» (высота — 48 м, отклонение — 3,22 м). Обе башни названы по фамилиям построивших их в 12-м веке семей. Азинелли — самая высокая башня в городе, а Гарисенде не повезло — в 14-м веке её сильно укоротили — уж больно угрожающим стал её наклон.
«Две башни» (Due Torri) Болоньи - самые знаменитые из сохранившихся: Азинелли (та, что повыше) и Гарисенда.
Обе башни «падающие», и Гарисенда особенно (поэтому на неё не пускают).
На самом верху башни Азинелли есть смотровая площадка, и если вас не остановят ведущие туда 500 ступенек, со 100-метровой высоты можно увидеть всю Болонью. Мы решились на подъём и совершенно об этом не пожалели, поскольку виды на город открылись просто чудестные. Говорят, что в хорошую погоду оттуда можно увидеть Альпы, но нам их не показали, к сожалению.
Вид на пьяцца Маджоре и базилику Св. Петронио.
Улица Франческо Риццоли, видная внизу, проложена поверх римской дороги Via Emilia.
Улица Замбони идёт мимо церкви Св. Якова к университету и Национальной пинакотеке.
Улицы Сан-Витали (слева) и Страда Маджоре (справа, бывшая Via Emilia)
Вид на башню Гарисенда с верхушки Азинелли.