В первом рассказе о Болонье мы уже упомянули об её «учености», связанной с её старинным университетом. Мы провели в нём пару часов, погрузились в атмосферу средневекового ВУЗА и набрались удивительных впечатлений, коими и хотим поделиться. Начнем же с парадоксального факта: хотя университет Болоньи был основан в 11-м веке и считается самым старым в мире, в первые 500 лет существования у него не было постоянного здания. Студентов учили, где получится: в церквях, домах профессоров, арендованных помещениях. Только при папской власти в 1562–63 гг. было построено постоянное здание для университета, получившее название Palazzo dell’Archiginnasio. Возвели его вплотную к базилике Св. Петронио, причём папа Пий IV специально выбрал это место так, чтобы нельзя было построить трансепт базилики, с которым она бы превзошла по размерам Собор Св. Петра в Риме (назвать это утверждение полностью достоверным не беремся:).
С внешней стороны палаццо Архигимназио смотрится как обычный болонский портик.
Новое здание предназначалось для размещения под одной крышей двух отделений/факультетов, существовавших тогда в университете: Legisti (церковное и гражданское право) и Artisti (всё остальное, включая философию, медицину, математику, физику). Двухэтажное здание университета вытянулось на 140 м вдоль улицы и снаружи ничем не отличается от десятков других болонских зданий с портиками. Однако внутри сразу оказываешься во дворе с двумя ярусами лоджий, откуда две большие лестницы ведут на второй этаж, на котором расположены 10 аудиторий для занятий, два лекционных зала и анатомический театр.
Во внутреннем дворе Архигимназии.
Первое, что бросается в глаза внутри Архигимназии — почти сплошное покрытие всех поверхностей многочисленной геральдикой, бюстами, фресками, мемориальными досками — в память о преподававших тут профессорах и обучавшихся студентах. Не забыты и болонские папские легаты, курировавшие университет: каждый из них удостоен своего мемориала.
Лестница между 1-м и 2-м этажами.
Анатомический театр на 2-м этаже производит очень сильное впечатление: его построил в 1637 году архитектор Антонио Леванти целиком из дерева. Здесь в зимнее время изучали анатомию, препарируя трупы, доставленные из близлежащей больницы. Вдоль стен установлены статуи наиболее прославленных врачей, начиная с грека Гиппократа и римлянина Галена, а также бюсты самых знаменитых докторов и анатомов Болоньи.
Самое интересное в театре — кафедра лектора, балдахин над которой держат две изображенных без кожи статуи, которые по-итальянски называются «спелатти». Их вырезали из дерева в 1734 году по эскизам Эрколе Лелли. Женская фигура наверху — аллегория Анатомии, которой пухлый путти протягивает бедренную кость вместо цветочка.
Спеллати, выполняющие функцию наглядных пособий, держат навес с Анатомией.
Анатомический театр был почти полностью разрушен в результате американской бомбёжки в январе 1944 года, но сразу после войны восстановлен. К счастью, деревянные скульптуры были извлечены из-под щебня практически невредимыми, а стены вновь обили сосной, как и в 17-м веке.
Гиппократ (460-370 до н.э.) и Гален (129-216), античные врачи - основоположники медицины.
С обоих концов длинной галереи 2-го этажа расположено два больших лекционных зала (Aula Magna по-латыни), один для «легистов» (юристов), второй для «артистов» (всех остальных профессий). В зале «артистов» сейчас находится читальный зал библиотеки, и туда туристов не пускают. А в зал законоведов — пожалуйста. Сейчас он называется залом «Стабат Матер» в честь средневековой секвенции (текстомузыкального литургического жанра) Stabat Mater, исполнение которой на музыку Джоаккино Россини впервые произошло здесь 18 марта 1842 года. Своё название это произведение получило по своей первой строке «Stabat mater dolorosa» («Стояла мать скорбящая») и посвящено страданиям Девы Марии во время распятия Христа. Создано более двухсот вариантов музыкального озвучания средневекового латинского текста, в том числе такими известными композиторами как Вивальди, Перголези, Гайдн, Франц Шуберт, Россини, Лист, Дворжак, Верди.
Aula Magna dei Legisti (Большой зал юристов), он же зал «Стабат Матер». Сейчас в нем проводят выставки, концерты и прочие культурные мероприятия.
Внутри зала «Стабат Матер», как и везде в Архигимназии, развешаны геральдические мемориалы и здесь они, пожалуй, самые роскошные.
Двуглавый орёл на этом мемориале, посвященном кардиналу-легату Фабрицио Савелли (1607-1659), позаимствован с герба Священной Римской империи германской нации. Герб самого кардинала расположен между головами орла с красной кардинальской шляпой наверху. Столь внушительного орла кардинал Фабрицио заслужил за покровительство немецким студентам.
Барельф слева, посвящённый кардиналу Джулио делла Ровере, - самый старый в университете (1565). «Rovere» по-итальянски означает «дуб», который виден на гербе вверху, а гирлянда из дубовых веток с желудями обвивает нижнюю надпись. Делла Ровере - семейство из Генуи, из которого происходили папы римские Сикст IV (1414—1484, строитель Сикстинской капеллы) и Юлий II (1443—1513, завоеватель Болоньи и покровитель Микеланджело).
Справа - изысканно выполненный мемориал кардиналу-легату Джироламо Фарнезе (1658) с геральдическими лилиями его семейства на щите. Фарнезе - известный итальянский род, происходящий из потомков папы римского Павла III Фарнезе (1468-1549) и получивший от него во владение герцогство Пармское.
Полный символики мемориал болонского архиепископа Джироламо Бонкомпаньи (1672), окруженный со всех сторон маленькими зелёными драконами, гербом знатного итальянского рода Бонкомпаньи (главный же позолоченный дракон - на геральдическом щите). Расположенный ниже старик с книгой - Св. Иероним (итал. Джироламо) со своим прирученным львом (в окружении ещё двух драконов) уровнем ниже.
Университет покинул палаццио Архигимназио в 1803 году, а с 1838 года в ярко декорированные геральдикой учебные аудитории 2-го этажа въехала городская библиотека. Заглянуть туда можно только с торца, что огорчительно, поскольку красочное оформление бывших классов хотелось бы рассмотреть поближе. Библиотека в 850 тыс. томов посвящена всевозможным аспектам жизни Болоньи и содержит 2 тыс. инкунабул (первопечатных книг) и 15 тыс. редких печатных изданий 16-го века.
Помещения библиотеки. Она занимает последовательно соединенные дверьми учебные залы 2-го этажа, которые раньше имели индивидуальные входы из галереи.
Мемориалы Архигимназии посвящены различным сюжетам и персоналиям. В галереях 1-го уровня вокруг внутреннего двора висят бюсты и портреты преподавателей, выполненные в 17-м веке. Вот некоторые их них.
Слева грустный Онорио Беати (бюст 1644 года), преподававший философию. Видно, студенты плохо его слушались. Справа - ботаник Бартоломео Амброзини (1673).
Слева - бюст Алессандро Гукьярдини (1662), преподававшего хирургию в университете и оперировавшего в близлежащем госпитале Санта-Мария-делла-Вита. Когда-то он солировал в Анатомическом театре. Справа - искусно выполненный из мрамора мемориал юриста Карло Антонио Бьяги (1679). Похоже, и в те времена юристы были богаче всех.
В Архигимназии представлена и студенческая геральдика, расположенная, как правило, на потолочных сводах галерей (видимо, это были наименее привилегированные зоны). Студенты были организованы в землячества по национальностям и/или регионам, и у каждого такого землячества был свой староста (councillor). Именно они удостаивались чести быть представленными своими фамильными гербами, поверх которых указывались также их страны/регионы.
Гербы старост студенческих землячеств.
На стенах и сводах часто встречаются гербы государств и городов, из которых происходили те или иные преподаватели. На фото ниже виден венецианский лев в варианте «амфибии» (передние лапы — на суше, задние — в воде). Справа — герб Генуэзской республики.
Мемориал слева - преподавателю медицины Даниэлю Карменьо (1637). Справа - мемориал Феличе Кастелли, который вначале преподавал логику, а затем медицину и был успешным практикующим врачом. За большие заслуги почетный мемориал был установлен ему в 1592 г. ещё прижизненно.
Наконец, обильно представлены на стенах и церковные власти (папы, их наместники в Болонье — кардиналы-легаты, болонские архиепископы). Болонья была вторым городом Папского государства после Рима, и церковные деятели уделяли болонскому университету пристальное внимание (хотя он и не был центром обучения богословию — этому учили в Париже).
Над входом в зал «Стабат Матер» находится герб папы Пия IV Медичи c шестью шарами. Сверху - перекрещенные ключи Святого Петра, символ папства. По краям - гербы папского легата Карло Борромео и вице-легата Пьера Донато Чези.
Карло Борромео (1538–1584), племянник Пия IV, был легатом в Болонье в 1560—1566 гг. и отвечал в том числе за строительство здания университета. За заслуги в продвижении Контрреформации и реформы монашеских орденов он был канонизирован в 1610 году. Именно ему посвящена римская церковь у Четырёх фонтанов в исполнении архитектора Франческо Борромини. В Архигимназии в 1612 году кардиналу был создан большой мемориал.
Мемориал Св. Карло Борромео. Четыре аллегорические фигуры добродетелей (Вера, Надежда, Милосердие и Скромность) расположены по обе стороны меморальной доски. Выше - статуя святого, чуть ниже её - герб папы Пия V Боргезе, во время правления которого был создан памятник.
Слева - мемориал кардиналу-легату Джироламо Фарнезе (1599-1668), установленный в 1661 году. Это уже второй прижизненный мемориал, посвященный этому кардиналу в Архигимназии (первый мы уже видели в зале «Стабат Матер»). Чем уж этот кардинал так отличился, чтобы ему такой почёт и уважение оказывали? Справа - мемориал другому легату, Роберто Убальдини, датируемый 1624 годом. Любопытно, что его возведение было инициировано студентами-юристами, которые обычно ставили памятники только своим преподавателям, а Убальдини им не был.
Перед зданием университета была устроена площадь, чтобы дать больше света в аудиториях. Сейчас площадь названа в честь итальянского ученого и уроженца Болоньи Луиджи Гальвани (1737–1798), памятник которому установлен в её центре. Гальвани держит на дощечке и внимательно разглядывает лягушку, на которой он ставил свои знаменитые опыты по электрофизиологии.
Площадь Гальвани. Справа - здание Архигимназии, по центру - базилика Св. Петронио.
Сейчас в Болонском университете обучается 90 тысяч студентов, что делает его вторым по размерам университетом Италии после римской Сапиенцы. Он по-прежнему считается самым престижным итальянским университетом, а также числится среди лучших университетов мира. Его основной специализацией, как и в старые времена, остается право, медицина и естественные науки.
Палаццо Погги - именно здесь, начиная с 1803 года и по сей день, обитает Болонский университет.
Болонские портики
Болонья также знаменита своими многочисленными портиками (аркадами), протяженность которых только в центре города составляет 40 км. Знаменита настолько, что в 2021 году Юнеско признала портики Болоньи объектом Всемирного наследия. Отчего же именно в Болонье портики так прижились и «размножились»? Как выяснилось при ближайшем рассмотрении, это одно из последствий болонской «учёности».
Первые портики были просто деревянными подпорками.
В 12–13 веках в Болонье значительно вырос спрос на жильё в связи с большим притоком иногородних и иностранных студентов в Болонский университет. Но строительство нового жилья облагалось налогом, поэтому домовладельцы стали расширять в сторону улицы этажи домов, начиная со второго, а снизу просто ставить подпорки, чтобы не увеличивать «наземную» площадь постройки. Постепенно размеры этих эркеров стали настолько большими, что их нужно было подпирать колоннами, откуда и появились знаменитые болонские аркады.
Самый старый портик Болоньи, 12-й век.
Если поначалу портики возникли как способ ухода от налогов, то потом ситуация изменилась на противоположную — их строительство стало обязательным. В 1288 году Болонский муниципалитет постановил, что все новые дома в городе должны сразу строиться с портиками, а к уже существующим, но без портиков, их необходимо добавить. В Средние века портики были в основном деревянными, пока в 1568 году их не распорядились перестроить в камне с целью уменьшения риска пожаров.
Красивые портики на площади Св. Стефана.
Первоначально высота портиков должна была быть не меньше 2.7 м, чтобы под ними мог проехать всадник, но затем портики стали элементами декора зданий и их стали строить гораздо более высокими и просторными. Сейчас болонские портики восхищают приезжих своей красотой, а привыкшим к ним местным жителям служат надёжной защитой от жары и непогоды.
Бесконечные аркады болонских улиц.
В 19-м веке некоторые портики стали выглядеть лучше зданий, к которым они примыкали.
Самые красивые и просторные портики находятся на улице Независимости (Via dell'Indipendenza).
Как и сами здания в Болонье, портики часто выдержаны в рыжеватых тонах.
Изящные широкие портики напротив церкви Санта-Мария-деи-Серви.
Самый длинный портик Болоньи начинается от Сарагосских ворот (Porta Saragozza) и тянется на 4 км в гору к базилике Мадонна-ди-Сан-Луко (это тема отдельного рассказа:).
Санта-Мария-делла-Вита
Буквально в двух шагах от пьяцца Маджоре находится небольшая барочная церковь Санта-Мария-делла-Вита («Святая Мария Жизни»), получившая свое название от когда-то находившегося тут госпиталя (Ospedale della Vita). Именно из этой больницы поставляли трупы в анатомический театр Архигимназии для обучения студентов-медиков.
Церковь Санта-Мария-делла-Вита, 1692.
Интерьер церкви в барочном стиле.
Сама церковь ничем особо не примечательна, но в ней находится фантастическая терракотовая композиция «Оплакивание Христа» (Compianto sul Cristo morto), которая никого не оставит равнодушным. Использование мягкой глины вместо твердого камня дало скульптору больше возможностей передать всю глубину отчаяния при виде мёртвого Иисуса, охватившего каждого из участников его погребения. Особенно динамично и экспрессивно выглядят при этом женские персонажи. Когда-то все скульптуры (выполненные в натуральную величину) были раскрашены и смотрелись ещё драматичнее — недаром эту композицию считают наиболее выдающимся терракотовым произведением Ренессанса («крик в камне», как её назвал один итальянский искусствовед).
«Оплакивание Христа» Никколо дель Арка (1463).
Автор терракотовой композиции — Никколо дель Арка — итальянский скульптор раннего Ренессанса. Прозвище «dell’Arca» относится к его вкладу в создание раки (итал. la Arca) Святого Доминика, которая находится в базилике Св. Доминика в Болонье. Посмотрим крупные планы отдельных персонажей скульптурной группы.
Слева - Саломия, мать апостолов Иакова и Иоанна, одна из жён-мироносиц; справа - Богоматерь.
Слева - Мария Клеопова, родственница Девы Марии, одна из жён-мироносиц; справа - Мария Магдалина.
Слева - Иосиф Аримафейский, который выпросил у Пилата тело казнённого Иисуса, и, сняв его с креста, похоронил в вырубленной в скале гробнице, предназначенной для него самого. Справа - апостол Иоанн Евангелист, которому Христос завещал заботиться о своей матери.
В группе скорбящих отсутствует один традиционный персонаж «оплакиваний» — Никодим. Он был уверовавшим в Христа фарисеем и вместе с Иосифом Аримафейским переносил тело Иисуса в гробницу. Считается, что статуя Никодима когда-то присутствовала в группе, но была внешне очень похожа на тогдашнего правителя Болоньи Джованни II Бентивольо, в 1506 году изгнанного из города с помощью французских войск папой Юлием II. Впоследствии этот папа уничтожил в Болонье все следы правившей там до него семьи Бентивольо, в том числе и несчастного терракотового Никодима.
Еще одно терракотовое «Оплакивание», на этот раз Альфонсо Ломбарди (1526), из кафедрального собора Сан-Пьетро в Болонье. Эта композиция, где справа уже присутствует Никодим, выглядит гораздо менее драматично.